СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: «Ф. Тютчев «Зима не даром злится», «Весенние воды».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель деятельности учителя: создать условия для знакомства учащихся со стихотворениями Ф. Тютчева; для совершенствования умения выразительно читать стихи, связно рассказывать о своих впечатлениях; для развития навыков анализа, сравнения и сопоставления.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Ф. Тютчев «Зима не даром злится», «Весенние воды».»

Учитель: Велиева Э.О.

Предмет: литературное чтение

Класс: 2В

Дата: 1503.03.2025г.

Урока № 1___

Тема: «Ф. Тютчев «Зима не даром злится», «Весенние воды».

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель деятельности учителя: создать условия для знакомства учащихся со стихотворениями Ф. Тютчева; для совершенствования умения выразительно читать стихи, связно рассказывать о своих впечатлениях; для развития навыков анализа, сравнения и сопоставления.

Оборудование: учебник, портрет Ф.Тютчева, разноуровневые карточки, ученические тетради, аудиозапись.

Планируемые результаты:

Предметные: должны научится должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать стихотворения выразительно; представлять картины весенней природы и находить в стихотворении те слова, которые помогают представить эти картины; объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.

Метапредметные:

Познaвaтельные: формулируют ответы на поставленные вопросы, анализируют, сравнивают, сопоставляют, применяют способы решения творческой задачи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей; планируют свои действия.

Коммуникaтивные: используют конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Личностные: применяют правила делового сотрудничества: проявляют терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности; проявляют любовь к воспитывать любовь к природе и русской словесности.

Воспитательная направленность:



Ход урока


  1. Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности учащихся.

Прозвенел звонок веселый!

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, размышлять

И друг другу помогать.

-Сели прямо, спинки выровняли, как настоящие ученики. Глубоко сейчас вздохнем и работать все начнем.

- Сегодня на уроке ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ нас ждёт много интересной работы. Но сначала любое дело надо начинать с разминки. И мы поработаем над развитием нашего речевого аппарата, чтобы наш язычок всё правильно выговаривал.

II. Речевая разминка

(запись на доске)

— Прочитайте стихотворение.

Речка голубая

Под небом голубым,

И туман растаял,

Голубой, как дым.

Будто бы кивая

Круглой головой,

Пьет сойка голубая

Из лужи голубой.

Л. Лоншакова

— Прочитайте стихотворение с удивлением, грустно.

— Прочитайте выразительно.


-Молодцы! Отлично поработали.


  1. Проверка домашнего задания.

-Какие пословицы вам удалось найти и записать о весне?

-Кто смог придумать загадку о весне?

IV.Постановка проблемы. Построение проекта выхода из затруднения.

— Как вы думаете, почему мы много говорим о весне?


V. Целепологание. 

-Чем мы будем заниматься на уроке, чему учиться? (Ответы детей)

-Да, сегодня мы продолжим изучать новый раздел. Познакомимся с жизнью и творчеством Ф. Тютчева.


VI. Реализация построенного проекта.

1.Знакомство с творчество Ф.Тютчева

-Давайте познакомимся с интересными фактами из биографии. Ф.Тютчева

(Портрет на доске)

Материал для учителя1

Федор Иванович Тютчев (1803-1873) родился в культурной старо­дворянской семье среднего достатка. Отец, Иван Николаевич Тютчев, не стремившийся к служебной карьере, был радушным, гостеприимным и добросердечным хозяином. Мальчик испытал сильное влияние матери, Екатерины Львовны (урожденной Толстой), женщины умной и впечат­лительной. Он рано обнаружил необыкновенные дарования и способности к учению. Получил хорошее домашнее образование. Под влиянием своего учителя приобщился к литературному творчеству и уже в 12 лет успешно переводил произведения (древнеримского поэта).


2.Первичное знакомство со стихотворением Ф.Тютчева «Зима недаром злится». Работа по учебнику.

-Откройте учебник на стр. 78. Прочитайте название стихотворения.

— Как вы думаете, о чем этот стихотворение? (Предположения детей.)

— Проверим ваши предположения, прочитав это стихотворение.

(Стихотворение читают учитель, параллельно проводится словарная работа)

Словарная работа:

И всё засуетилось – забеспокоилось, всё тает.

Нудит Зиму вон – вынуждает уйти, выгоняет.

Подняли трезвон – звонко запели.

Пуще – сильнее.

Взбесилась – очень сильно разозлилась

Наперекор – назло, вопреки.

3. Жужжащее чтение (чтение в полголоса).

4. Чтение стихотворения вслух учащимися по строфам. Анализ стихотворения

— Что вы представили, прочитав это стихотворение?

-Давайте прочитаем это стихотворение по строфам и проанализируем его.

1 – строфа (Мерие).

- Скажите, почему же начала злиться зима? (она почувствовала, что наступает весна)

- В каких словах говорится о том, что весна вот-вот придёт? Найдите их и прочитайте. («Весна в окно стучится…»)

- Как вы понимаете эти строки? (весна очень близко)

- Как будем читать эти строки? (радостно)

- Почему?

2 – строфа (Ксения).

- «И всё засуетилось»- говорит поэт. Как вы понимаете это выражение? (побежали ручейки, зашелестел ветерок, запели птицы)

- Объясните вторую строку «Всё нудит зиму вон» -заставляет зиму уйти, нудит- вынуждает.

-Какие птицы встречают весну своим пением? (жаворонки)

3 – строфа( Маша).

Найдите слова, передающие настроение Зимы и Весны. (Хлопочет, ворчит; хохочет, шумит).

- А как шумит Весна? (Весна шумит ручьями, шелестом ветерка, птичьим криком).

4 – строфа (Люба)

Выберите из текста слова, доказывающие, что Зима так просто не уходит. (Зима взбесилась).

- А как называет поэт Зиму? (ведьмой злой).

А как называет Весну? (прекрасное дитя).

Нарисуйте словами картинку, как взбесилась Зима. (Она посылает метель на землю, дует холодом, сыплет колючим снегом. Солнце вдруг спрячется, повалит густой снег)

5 – строфа (Марк).

- Как Весна отреагировала на проказы Зимы? (Она не переживает и не обращает внимания на неё.)

- Ребята, каким тоном надо читать эту строфу? (Бодрым, так как Весна всё равно побеждает.)

-Отличные ответы получились.

VII. Физкультминутка

-Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.


Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Словно пух в руках – не гири.

Пять руками помахать,

Шесть – за парту тихо сесть

(Стихи сопровождаются движениями детей.)


-Присели, продолжим наш урок.


VIII.. Применение знаний и умений в новой ситуации.

4. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

-Поработайте самостоятельно и выполните дифференцированные задания на выбор.

Дифференцированная работа

1 уровень –выписать слова и поставить в них ударения (пора, жаворонок, хлопочет, захватить)

2 уровень – выписать и поделить для переноса слова (недаром, весна, гонит, хохочет, взбесилась)

3 уровень – подобрать синонимы к словам (хохочет – заливается, смеётся; ворчит – ругается, кричит, злится)


(Проверка).


IX. Продолжение работы по теме урока.

5.Первичное знакомство со стихотворением Ф.Тютчева «Весенние воды». Аудиозапись

-А теперь давайте познакомимся еще с одним стихотворением Ф.Тютчева.

(чтение учителем)

6. Проверка восприятия стихотворения учащимися. Работа по учебнику.

— Как называется стихотворение? (Весенние воды)

- Понравилось ли вам стихотворение?

7. Чтение и работа со стихотворением «Весенние воды»

-Откройте учебник на с. 79 и прочитайте стихотворение самостоятельно.

-О чём оно? О какой весне говорит поэт? Подтверди строчками из стихотворения.

-Кто помнит, что такое олицетворение? (Ответы детей)

Олицетворение — поэтический прием, когда предметы неживой природы изображаются как живые существа.

-Кого оживляет автор? (воду, весну, майские дни)

-С кем сравнивает? (воду с человеком, приносящим весть (гонцы), весну с девушкой, майские дни с детьми)

-Какая часть речи – главная в стихотворении? (глагол)

-Что они характеризуют? (движение воды, весны)

-Подумайте, о чём может мечтать весенняя вода?  (о том, что всё проснётся от зимнего сна)

-Сделай вывод. (Стихотворение пронизано бурной радостью от наступления весны и ожиданием майских дней)

X. Обобщение и систематизация знаний

— Назовите стихотворения, с которыми мы познакомились сегодня. Кто их автор? (Ответы детей)

- Сравните эти стихи. (Учащиеся сравнивают)

XI. Подведение итогов занятия

-Наш урок подошел к концу. Подведём итоги урока.

— С творчеством какого поэта вы познакомились на уроке?

— Какие стихи вы читали?

— Что нужно для написания стихов?

-Какое стихотворение больше всего понравилось? Почему?

XII. Рефлексия.

— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

— За что бы вы себя похвалили сегодня?

XIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Выучить любое стихотворение Ф. Тютчева.

XIV. Выставление отметок.






















































Дифференцированная работа

1 уровень –выписать слова и поставить в них ударения (пора, жаворонок, хлопочет, захватить)

2 уровень – выписать и поделить для переноса слова (недаром, весна, гонит, хохочет, взбесилась)

3 уровень – подобрать синонимы к словам (хохочет; ворчит)


Дифференцированная работа

1 уровень –выписать слова и поставить в них ударения (пора, жаворонок, хлопочет, захватить)

2 уровень – выписать и поделить для переноса слова (недаром, весна, гонит, хохочет, взбесилась)

3 уровень – подобрать синонимы к словам (хохочет; ворчит)


Дифференцированная работа

1 уровень –выписать слова и поставить в них ударения (пора, жаворонок, хлопочет, захватить)

2 уровень – выписать и поделить для переноса слова (недаром, весна, гонит, хохочет, взбесилась)

3 уровень – подобрать синонимы к словам (хохочет; ворчит)


Дифференцированная работа

1 уровень –выписать слова и поставить в них ударения (пора, жаворонок, хлопочет, захватить)

2 уровень – выписать и поделить для переноса слова (недаром, весна, гонит, хохочет, взбесилась)

3 уровень – подобрать синонимы к словам (хохочет; ворчит)


Дифференцированная работа

1 уровень –выписать слова и поставить в них ударения (пора, жаворонок, хлопочет, захватить)

2 уровень – выписать и поделить для переноса слова (недаром, весна, гонит, хохочет, взбесилась)

3 уровень – подобрать синонимы к словам (хохочет; ворчит)


Дифференцированная работа

1 уровень –выписать слова и поставить в них ударения (пора, жаворонок, хлопочет, захватить)

2 уровень – выписать и поделить для переноса слова (недаром, весна, гонит, хохочет, взбесилась)

3 уровень – подобрать синонимы к словам (хохочет; ворчит)


Дифференцированная работа

1 уровень –выписать слова и поставить в них ударения (пора, жаворонок, хлопочет, захватить)

2 уровень – выписать и поделить для переноса слова (недаром, весна, гонит, хохочет, взбесилась)

3 уровень – подобрать синонимы к словам (хохочет; ворчит)


Дифференцированная работа

1 уровень –выписать слова и поставить в них ударения (пора, жаворонок, хлопочет, захватить)

2 уровень – выписать и поделить для переноса слова (недаром, весна, гонит, хохочет, взбесилась)

3 уровень – подобрать синонимы к словам (хохочет; ворчит)





Фёдор Иванович Тютчев