Учитель: Велиева Э.О.
Предмет: литературное чтение
Класс: 2В
Дата: 1503.03.2025г.
Урока № 1___
Тема: «Ф. Тютчев «Зима не даром злится», «Весенние воды».
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цель деятельности учителя: создать условия для знакомства учащихся со стихотворениями Ф. Тютчева; для совершенствования умения выразительно читать стихи, связно рассказывать о своих впечатлениях; для развития навыков анализа, сравнения и сопоставления.
Оборудование: учебник, портрет Ф.Тютчева, разноуровневые карточки, ученические тетради, аудиозапись.
Планируемые результаты:
Предметные: должны научится должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать стихотворения выразительно; представлять картины весенней природы и находить в стихотворении те слова, которые помогают представить эти картины; объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.
Метапредметные:
Познaвaтельные: формулируют ответы на поставленные вопросы, анализируют, сравнивают, сопоставляют, применяют способы решения творческой задачи.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей; планируют свои действия.
Коммуникaтивные: используют конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
Личностные: применяют правила делового сотрудничества: проявляют терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности; проявляют любовь к воспитывать любовь к природе и русской словесности.
Воспитательная направленность:
Ход урока
Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности учащихся.
Прозвенел звонок веселый!
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, размышлять
И друг другу помогать.
-Сели прямо, спинки выровняли, как настоящие ученики. Глубоко сейчас вздохнем и работать все начнем.
- Сегодня на уроке ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ нас ждёт много интересной работы. Но сначала любое дело надо начинать с разминки. И мы поработаем над развитием нашего речевого аппарата, чтобы наш язычок всё правильно выговаривал.
II. Речевая разминка
(запись на доске)
— Прочитайте стихотворение.
Речка голубая
Под небом голубым,
И туман растаял,
Голубой, как дым.
Будто бы кивая
Круглой головой,
Пьет сойка голубая
Из лужи голубой.
Л. Лоншакова
— Прочитайте стихотворение с удивлением, грустно.
— Прочитайте выразительно.
-Молодцы! Отлично поработали.
Проверка домашнего задания.
-Какие пословицы вам удалось найти и записать о весне?
-Кто смог придумать загадку о весне?
IV.Постановка проблемы. Построение проекта выхода из затруднения.
— Как вы думаете, почему мы много говорим о весне?
V. Целепологание.
-Чем мы будем заниматься на уроке, чему учиться? (Ответы детей)
-Да, сегодня мы продолжим изучать новый раздел. Познакомимся с жизнью и творчеством Ф. Тютчева.
VI. Реализация построенного проекта.
1.Знакомство с творчество Ф.Тютчева
-Давайте познакомимся с интересными фактами из биографии. Ф.Тютчева
(Портрет на доске)
Материал для учителя1
Федор Иванович Тютчев (1803-1873) родился в культурной стародворянской семье среднего достатка. Отец, Иван Николаевич Тютчев, не стремившийся к служебной карьере, был радушным, гостеприимным и добросердечным хозяином. Мальчик испытал сильное влияние матери, Екатерины Львовны (урожденной Толстой), женщины умной и впечатлительной. Он рано обнаружил необыкновенные дарования и способности к учению. Получил хорошее домашнее образование. Под влиянием своего учителя приобщился к литературному творчеству и уже в 12 лет успешно переводил произведения (древнеримского поэта).
2.Первичное знакомство со стихотворением Ф.Тютчева «Зима недаром злится». Работа по учебнику.
-Откройте учебник на стр. 78. Прочитайте название стихотворения.
— Как вы думаете, о чем этот стихотворение? (Предположения детей.)
— Проверим ваши предположения, прочитав это стихотворение.
(Стихотворение читают учитель, параллельно проводится словарная работа)
Словарная работа:
И всё засуетилось – забеспокоилось, всё тает.
Нудит Зиму вон – вынуждает уйти, выгоняет.
Подняли трезвон – звонко запели.
Пуще – сильнее.
Взбесилась – очень сильно разозлилась
Наперекор – назло, вопреки.
3. Жужжащее чтение (чтение в полголоса).
4. Чтение стихотворения вслух учащимися по строфам. Анализ стихотворения
— Что вы представили, прочитав это стихотворение?
-Давайте прочитаем это стихотворение по строфам и проанализируем его.
1 – строфа (Мерие).
- Скажите, почему же начала злиться зима? (она почувствовала, что наступает весна)
- В каких словах говорится о том, что весна вот-вот придёт? Найдите их и прочитайте. («Весна в окно стучится…»)
- Как вы понимаете эти строки? (весна очень близко)
- Как будем читать эти строки? (радостно)
- Почему?
2 – строфа (Ксения).
- «И всё засуетилось»- говорит поэт. Как вы понимаете это выражение? (побежали ручейки, зашелестел ветерок, запели птицы)
- Объясните вторую строку «Всё нудит зиму вон» -заставляет зиму уйти, нудит- вынуждает.
-Какие птицы встречают весну своим пением? (жаворонки)
3 – строфа( Маша).
- Найдите слова, передающие настроение Зимы и Весны. (Хлопочет, ворчит; хохочет, шумит).
- А как шумит Весна? (Весна шумит ручьями, шелестом ветерка, птичьим криком).
4 – строфа (Люба)
- Выберите из текста слова, доказывающие, что Зима так просто не уходит. (Зима взбесилась).
- А как называет поэт Зиму? (ведьмой злой).
- А как называет Весну? (прекрасное дитя).
- Нарисуйте словами картинку, как взбесилась Зима. (Она посылает метель на землю, дует холодом, сыплет колючим снегом. Солнце вдруг спрячется, повалит густой снег)
5 – строфа (Марк).
- Как Весна отреагировала на проказы Зимы? (Она не переживает и не обращает внимания на неё.)
- Ребята, каким тоном надо читать эту строфу? (Бодрым, так как Весна всё равно побеждает.)
-Отличные ответы получились.
VII. Физкультминутка
-Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Словно пух в руках – не гири.
Пять руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть
(Стихи сопровождаются движениями детей.)
-Присели, продолжим наш урок.
VIII.. Применение знаний и умений в новой ситуации.
4. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
-Поработайте самостоятельно и выполните дифференцированные задания на выбор.
Дифференцированная работа
1 уровень –выписать слова и поставить в них ударения (пора, жаворонок, хлопочет, захватить)
2 уровень – выписать и поделить для переноса слова (недаром, весна, гонит, хохочет, взбесилась)
3 уровень – подобрать синонимы к словам (хохочет – заливается, смеётся; ворчит – ругается, кричит, злится)
(Проверка).
IX. Продолжение работы по теме урока.
5.Первичное знакомство со стихотворением Ф.Тютчева «Весенние воды». Аудиозапись
-А теперь давайте познакомимся еще с одним стихотворением Ф.Тютчева.
(чтение учителем)
6. Проверка восприятия стихотворения учащимися. Работа по учебнику.
— Как называется стихотворение? (Весенние воды)
- Понравилось ли вам стихотворение?
7. Чтение и работа со стихотворением «Весенние воды»
-Откройте учебник на с. 79 и прочитайте стихотворение самостоятельно.
-О чём оно? О какой весне говорит поэт? Подтверди строчками из стихотворения.
-Кто помнит, что такое олицетворение? (Ответы детей)
Олицетворение — поэтический прием, когда предметы неживой природы изображаются как живые существа.
-Кого оживляет автор? (воду, весну, майские дни)
-С кем сравнивает? (воду с человеком, приносящим весть (гонцы), весну с девушкой, майские дни с детьми)
-Какая часть речи – главная в стихотворении? (глагол)
-Что они характеризуют? (движение воды, весны)
-Подумайте, о чём может мечтать весенняя вода? (о том, что всё проснётся от зимнего сна)
-Сделай вывод. (Стихотворение пронизано бурной радостью от наступления весны и ожиданием майских дней)
X. Обобщение и систематизация знаний
— Назовите стихотворения, с которыми мы познакомились сегодня. Кто их автор? (Ответы детей)
- Сравните эти стихи. (Учащиеся сравнивают)
XI. Подведение итогов занятия
-Наш урок подошел к концу. Подведём итоги урока.
— С творчеством какого поэта вы познакомились на уроке?
— Какие стихи вы читали?
— Что нужно для написания стихов?
-Какое стихотворение больше всего понравилось? Почему?
XII. Рефлексия.
— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?
— За что бы вы себя похвалили сегодня?
XIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Выучить любое стихотворение Ф. Тютчева.
XIV. Выставление отметок.
Дифференцированная работа 1 уровень –выписать слова и поставить в них ударения (пора, жаворонок, хлопочет, захватить) 2 уровень – выписать и поделить для переноса слова (недаром, весна, гонит, хохочет, взбесилась) 3 уровень – подобрать синонимы к словам (хохочет; ворчит) |
Дифференцированная работа 1 уровень –выписать слова и поставить в них ударения (пора, жаворонок, хлопочет, захватить) 2 уровень – выписать и поделить для переноса слова (недаром, весна, гонит, хохочет, взбесилась) 3 уровень – подобрать синонимы к словам (хохочет; ворчит) |
Дифференцированная работа 1 уровень –выписать слова и поставить в них ударения (пора, жаворонок, хлопочет, захватить) 2 уровень – выписать и поделить для переноса слова (недаром, весна, гонит, хохочет, взбесилась) 3 уровень – подобрать синонимы к словам (хохочет; ворчит) |
Дифференцированная работа 1 уровень –выписать слова и поставить в них ударения (пора, жаворонок, хлопочет, захватить) 2 уровень – выписать и поделить для переноса слова (недаром, весна, гонит, хохочет, взбесилась) 3 уровень – подобрать синонимы к словам (хохочет; ворчит) |
Дифференцированная работа 1 уровень –выписать слова и поставить в них ударения (пора, жаворонок, хлопочет, захватить) 2 уровень – выписать и поделить для переноса слова (недаром, весна, гонит, хохочет, взбесилась) 3 уровень – подобрать синонимы к словам (хохочет; ворчит) |
Дифференцированная работа 1 уровень –выписать слова и поставить в них ударения (пора, жаворонок, хлопочет, захватить) 2 уровень – выписать и поделить для переноса слова (недаром, весна, гонит, хохочет, взбесилась) 3 уровень – подобрать синонимы к словам (хохочет; ворчит) |
Дифференцированная работа 1 уровень –выписать слова и поставить в них ударения (пора, жаворонок, хлопочет, захватить) 2 уровень – выписать и поделить для переноса слова (недаром, весна, гонит, хохочет, взбесилась) 3 уровень – подобрать синонимы к словам (хохочет; ворчит) |
Дифференцированная работа 1 уровень –выписать слова и поставить в них ударения (пора, жаворонок, хлопочет, захватить) 2 уровень – выписать и поделить для переноса слова (недаром, весна, гонит, хохочет, взбесилась) 3 уровень – подобрать синонимы к словам (хохочет; ворчит) |
Фёдор Иванович Тютчев