СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: « Города русской земли. Золотое кольцо России».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: « Города русской земли. Золотое кольцо России».»

Тема урока: « Города русской земли. Золотое кольцо России».

цель: дать представление об исторической архитектуре и памятниках древнерусских городов.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы урока.

3. Беседа по теме урока..

Города возникали не вдруг. Они веками разрастались вокруг исконной сердцевины – крепости, которая зовётся по-разному.

В Новгороде – детинец, в Пскове – кром, но чаще всего – кремль, как и в Москве.

Работа по учебнику.

Материал по теме представлен в учебнике на страницах 52-53.

На фрагменте картины А.Васнецова «Новгородский торг» на странице 53 мы можем рассмотреть главные части города – это укреплённый кремль (на заднем плане); на переднем плане – торг – большая рыночная площадь, людской центр, место народных собраний; посад – поселения ремесленников. Здесь жили и имели свои мастерские кузнецы и гончары, ткачи и кожевники, пушкари и хлебники и многие другие.

Чтение текста в учебнике на с.52-с.53.

«… Особую роль в жизни древних городов играли монастыри. Каждый монастырь был крепостью, похожей на кремль, и имел также оборонное значение. Как написано в летописи, был «крестьянам прибежище». И сегодня красоту древних городов можно увидеть не только там, где сохранился старый кремль, но и в облике монастырей.

4. Путешествие по « Золотому кольцу».

Заманчивый и многообещающий маршрут, названный «Золотое кольцо России», недаром получил такое название. Маршрут включает в себя группу древних городов, занимающих особое место в истории русской земли. Во всех этих городах можно увидеть множество сияющих золотом на солнце куполов православных храмов. Однако не только поэтому появилось название «Золотое кольцо». Самое красивое и самое дорогое люди часто сравнивают с золотом. Вот отчего прекрасные и дорогие для каждого жителя России города названы «Золотым кольцом».

5. Физкультминутка.

6. Подготовка к выполнению задания.

Сохранившиеся крепости-сооружения, церкви – это не только свидетели истории родной страны, хранящие память о героическом прошлом наших предков. Древние крепости и храмы – это выдающиеся произведения русской архитектуры. Памятники архитектуры – это эстафета культуры, которую поколения передают друг другу. Мы тоже приняли эту эстафету.

Сейчас моменты путешествия отразим в наших работах.

Задание: изображение объектов древнерусского города графическими материалами. Создание коллективной композиции

«Древнерусский город».

В создании композиции нам поможет репродукция иллюстрации И.Билибина к «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина и отрывок из сказки.

7. Практическая работа учащих

Рисование одного объекта города: крепостная стена,

сторожевая башня, собор, дворец-терем, деревянная изба.

Вырезание объекта.

Создание коллективной композиции «Древнерусский город».

8. Итог урока.

Эта замечательная коллективная работа

украсит нашу классную комнату и будет являться

своеобразным итогом раздела «Древние города нашей земли».