СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: И.А. Крылов "Ворона и лисица"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: дальнейшее ознакомление с творчеством И.А.Крылова; ознакомление с басней "Ворона и лисица; способствовать осмыслению нравственных ценностей в баснях И.А.Крылова,  развивать умение понимать иносказательный подтекст басен и их мораль, развивать умение читать басню по ролям, различать речь автора и героев басни, воспитывать наблюдательность и высокие моральные качества личности

Задачи:

Образовательные: продолжить знакомство с художественным жанром – басней;

добиться понимания содержаний басен, воздействия содержания на чувства, мысли детей; выделять мораль в басне.

Развивающие: развивать речь учащихся; развивать умение осознанного и правильного чтения; развивать умение работать в парах, в группах, развивать навыки контроля и самоконтроля.

Воспитательные: воспитывать любовь к книгам чтению, чувство товарищества и дружбы.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: И.А. Крылов "Ворона и лисица"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Центр образования «Юлдаш».

МР «Табасаранский район»





Открытый урок по литературному чтению в 3 классе







Разработала и провела урок учитель начальных классов

Нурова Асият Исматуллаевна



Хучни-2018

Тема урока: И.А. Крылов "Ворона и лисица"

Тип урока: изучение нового материала

Цель: дальнейшее ознакомление с творчеством И.А.Крылова; ознакомление с басней "Ворона и лисица; способствовать осмыслению нравственных ценностей в баснях И.А.Крылова,  развивать умение понимать иносказательный подтекст басен и их мораль, развивать умение читать басню по ролям, различать речь автора и героев басни, воспитывать наблюдательность и высокие моральные качества личности

Задачи:

Образовательные: продолжить знакомство с художественным жанром – басней;

добиться понимания содержаний басен, воздействия содержания на чувства, мысли детей; выделять мораль в басне.

Развивающие: развивать речь учащихся; развивать умение осознанного и правильного чтения; развивать умение работать в парах, в группах, развивать навыки контроля и самоконтроля.

Воспитательные: воспитывать любовь к книгам чтению, чувство товарищества и дружбы.

Планируемые результаты:

Личностные: сформирование положительного отношения к учебной деятельности; интереса к учебному труду, эмоционального отклика на прочитанное произведение.

Метапредметные: умение принимать и сохранять цель урока; умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия; умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить; умение провести рефлексию своих действий на уроке.

Предметные: Научатся составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, читать стихотворные произведения наизусть; определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданиями, портрет И.А.Крылова, выставка книг на тему «Басни Крылова» аудиозапись басни «Ворона и Лисица».

Литература:  Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. и др. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях, часть 1, Москва «Просвещение», 2015 год


Этапы урока:

  1. Организационный момент

  2. Речевая разминка

  3. Актуализация знаний

  4. Подготовительная работа. Введение в тему

  5. Словарно - лексическая работа. Чтение трудных слов

  6. Первичное чтение текста

  7. Оценка качества первичного восприятия текста

  8. Физкультминутка

  9. Выразительное чтение басни  учениками.

  10. Анализ литературного текста

  11. Закрепление изученного материала

  12. Итог урока

  13. Домашнее задание

  14. Рефлексия


Ход урока

I . Организационный момент















-Пусть урок принесет всем радость общения, а помогать вам будут

внимание, находчивость, смекалка.


II. Речевая разминка

«Книга – учитель, книга – наставница.
Книга – близкий товарищ и друг.
Ум, как ручей, вытекает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук».

Прочитать четверостишье вполголоса, медленно, быстро, (вытираю несколько слов) прочитать выразительно, (вытираю несколько слов) читают девочки, (вытираю несколько слов) читают мальчики и т. д. , когда почти все слова вытерли – дети по памяти рассказывают четверостишье, которое было записано на доске.


III. Актуализация знаний

1 . Повторение пройденного.

- Сейчас я проведу викторину, я прочитаю вам строчки из басен, а вы определите их название.

Да только воз и ныне там (Лебедь, рак и щука).



Ч ем кумушек считать трудить не лучше ль на себя кум оборотиться (Зеркало и обезьяна).


Ты всё пела это дело так пойди же попляши (Стрекоза и муравей).





К несчастью, то ж бывает у людей: Как ни полезна вещь, цены не зная ей (Мартышка и очки).

- Кто автор этих басен?


2. Тест «Что такое басня?»

- Проверим, знаете ли вы что такое басня? Поработаем в группах (5 групп), выполним тест.


1. БАСНЯ – это: ….
А) краткий рассказ; 
Б) поучительный рассказ; 
В) краткий иносказательный рассказ поучительного характера.


2. БАСНИ ПИСАЛИСЬ С ЦЕЛЬЮ: ….
А) высмеять пороки людей 
Б) научить правильному поведению 
В) показать пример для подражания 
Г) рассмешить


3. ФОРМА РЕЧИ БАСНИ ИМЕЕТ: ….

А) прямое значение 
Б) иносказательное значение


4. В БАСНЕ: ….
А) есть вывод - мораль

Б) вывода нет, каждый придумывает его сам. 
В) вывод не нужен.



5. Мораль- это

А) последнее предложение в тексте

Б) поучительный вывод

В) мнение героя

(Самопроверка по слайду)

- Молодцы с заданием справились хорошо!

IV. Подготовительная работа. Введение в тему


1. Индивидуальная работа. 

- Посмотрите, у каждого из вас на парте лежит листок с заданием. Удалите все буквы М и Н

ННММКМНММРННЫММЛННОННВММ

- Прочитайте слово. Крылов

- Правильно, Сегодня на уроке мы продолжим дальнейшее знакомство с творчеством Крылова

- Какие произведения И.А.Крылова вы знаете?

2 . Коллективная работа

- А какое произведение мы сегодня с вами будем изучать на уроке узнаем разгадав ребус


- Правильно. Это "Ворона и лисица". Молодцы, ребята!


V. Словарно - лексическая работа. Чтение трудных слов

1. Чтобы басню легко было читать,  надо значения слов нам узнать

Словарная работа

В басне встретятся следующие слова

Лесть – лицемерное, уродливое  восхваление.                                                     Льстить – хвалить из корыстного  желания расположить к себе.    

Гнусность–внушающий отвращение, омерзительный поступок

Не впрок – не на пользу.

Бог послал – случайно нашла.                                                                                                                                                                              

Взгро-моз-дясь, взгромоздясь  –взобраться с усилием на что-то высокое

Пленить–заворожить, очаровать, увлечь красотой

Плутовка–хитрая и ловкая обманщица

Вещунья – приносящая вести, в басне прозвище вороны.   

Зоб -  у птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и переваривается пища.                                                                                                                                                                         (Аудиозапись)


VI. Первичное чтение текста

- Послушайте басню и определите главных героев. (читает учитель)


VII. Оценка качества первичного восприятия текста


Назовите главных героев произведения?

-Кто из героев выглядит смешно?


VIII. Физкультминутка

В от под ёлочкой зелёной  (встать)

Скачут весело вороны: (прыгать)

Кар-кар-кар! (хлопки над головой)

Целый день они кричали, (повороты влево-вправо)

Спать ребятам не давали: (наклоны влево-вправо)

Кар-кар-кар! (хлопки над головой)

Только к ночи умолкают(взмахи руками)

И все вместе засыпают: (сесть на корточки-засыпают)

Кар-кар-кар! (хлопки над головой)


IX.  Выразительное чтение басни  учениками.

Ученики читают по ролям.


X. Анализ литературного текста

-Какую ситуацию описал автор? (прочитайте начало басни)

-Что произошло потом? (прочитайте)

- Чем закончилась басня? (подтвердите текстом)

-Что держала во рту Ворона?

-Какие слова автор использует, чтобы раскрыть образ Вороны?

-Какие слова автор использует, чтобы раскрыть образ Лисицы?

-Почему Лисица себя так вела?

-Получилось ли у неё обмануть Ворону?

-Найдите в тексте эпизод, который описывает, как Лисице удалось обмануть Ворону?

-Какими словами она хвалит Ворону?

-Как автор относится к Вороне?

-Действительно ли она такая?

-Как автор относится к Лисице?

-А как вы относитесь к героям басни?

-Почему Крылов говорит, что лесть вредна, ведь каждому приятно слушать о себе хорошие слова?

-Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а её доверчивой слушательницей стала Ворона?

- Какова мораль басни?


XI. Закрепление изученного материала. 1. Характеристика Вороны и Лисицы.

2.Прочитайте пословицы. 

Как вы понимаете их смысл? К каким басням их можно отнести?

«Гуляй, гуляй, зато потом не пеняй».
«Не рой яму другому – сам в нее попадешь». «Падок воробей на букашку, а человек на льстивые речи».

Ответы и объяснения детей.

«Стрекоза и Муравей».
«Чиж и Голубь». «Ворона и Лисица».

3.Приём «Перевёрнутые логические цепочки»

- Расположите цепочки слов в нужной последовательности:

а) ворона нашла кусочек сыру;
б) лиса близёхонько бежала;
в) ворона каркнула;
г) лисица говорит сладкие слова вороне;
д) плутовка подходит на цыпочках;
ж) лисица схватила сыр и убежала;
к) сыр выпал.


XII. Итог урока

-Что особенно понравилось?

- Что нового узнали? Что ещё о баснях хотели бы узнать?

-Чему научил вас урок?


XIII. Домашнее задание



Выучить басню И.А. Крылова «Ворона и Лисица» наизусть; нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.              


XIV. Рефлексия деятельности на уроке 

Закончите предложения:

«Сегодня я узнал ….»
«Было интересно ….»
«Урок дал мне для жизни…..»

А сейчас покажите какое у вас настроение к концу урока. Если плохое, что у тебя не получилось?