СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: «Имя прилагательное. Обобщение»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Имя прилагательное. Обобщение»»

Тема урока: «Имя прилагательное. Обобщение»


Цели:

  • актуализировать и систематизировать имеющиеся у детей знания об имени прилагательном как части речи; пополнить практический опыт учащихся в употреблении имён прилагательных в словосочетаниях, предложениях, связном тексте;

  • содействовать развитию репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления: умением аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать; совершенствовать умение осуществлять само- и взаимоконтроль деятельности в процессе выполнения задания; развивать связную речь учащихся;

  • повышать учебную мотивацию учащихся путем использования на уроке интерактивной школьной доски SMART Board; воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности.


Оборудование урока: компьютер, интерактивная доска SMART Board, рабочие тетради учащихся, карточки с индивидуальными заданиями.


Программное обеспечение: «SMART Notebook 10» и «Microsoft Office PowerPoint», «Adobe Flash Professional CS5».


Орг. момент. Психологический настрой.

- Проверьте, ребята: вы готовы начать учебное занятие? Я хотела бы начать с пословицы «Каждый день жизнь прибавляет частицу мудрости».

- Как вы её понимаете? (Мы узнаём что-то новое).

- Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаём и используем.

- Вот и сегодня мы с вами воспользуемся на учебном занятии этими знаниями.

- Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи на нашем учебном занятии.

Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний урок принесёт всем нам радость общения.


Познавательно – обобщающий этап.

- Сегодня у нас необычное занятие. Это приключение, полное загадок и неожиданностей. В этом путешествии нам понадобятся не только наши тетради, ручки, карандаши, но и внимательные глаза, чуткие уши, ловкие руки, сообразительная голова и, конечно, хорошее настроение.

Мы отправляемся с вами в путешествие. А сведения о нашем путешествии мы будем записывать в тетрадь. Напишем дату нашего путешествия, классная работа.


- А вот куда, это вам предстоит отгадать (фрагмент мультфильма «У Лукоморья дуб зелёный…»). Мы отправляемся в страну Лукоморье. Давайте посмотрим в словаре, что же такое Лукоморье (словарь).




Чистописание

- Что же за звук разносится в нашем классе? Звучит музыка « Шум моря». Берега нашего Лукоморья омывает сказочное море.


Давайте придумаем и запишем какой-нибудь узор, похожий на морские волны.

шШш

- Дадим характеристику этому звуку. Это гласный или согласный? Звонкий или глухой?

еше аши мшм

путешествие


Лукоморье – это страна сказок.

- Сказки… Что вы можете о них сказать, какие они? (добрые, интересные, поучительные).

- Что объединяет эти слова? (Имя прилагательное)

- Сегодня на уроке вы постараетесь показать, как много знаете и умеете. Мы будем анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, повторим изученные правила об имени прилагательном.


- Но любое королевство начинается с ворот, на которых висит замок и которые охраняют злые стражи. Чтобы открыть ворота волшебного Лукоморья нам нужно вспомнить, что же мы знаем об имени прилагательном.

(интерактивное задание)


Топкое болото

- Не успели мы попасть в сказочное Лукоморье, как сразу же угодили в Топкое болото…

- Перед вами Кикимора, которая ой как любит всё подсчитывать и просчитывать до мелочей. Помогите ей справиться со сказочной математикой.

час-ас+удочка-чка=чудо

дорога-рога+брод-д=добро

с+(казна-на)+ка=сказка

-Какими частями речи являются все эти слова? (именами существительными)

От данных имён существительных образуйте прилагательные:

чудо – чудесный

добро – добрый

сказка - сказочный

- На какие вопросы они отвечают?

- Молодцы, отлично справились с заданием Кикиморы.


Пруд Водяного

- Мы приближаемся к пруду. Кто нас здесь ожидает? (Водяной).

Водяной, само собой, воду любит. Мутит воду с помощью водоворотов.

Распределите слова на две категории: имена прилагательные и имена существительные

царевна, чудный, великан, летучий, наука, Водяной, ведьма, ярмарка, богач, добрая, древнее

- Справились вы и с этим заданием. Чем отличается имя существительное от имени прилагательного?


Грибная поляна

- Сказочный путь привел нас к грибной поляне. Ее охраняет страшный лесной житель - Леший. Он не пропустит нас, пока мы не выполним его задание:

Запиши во множественном числе:

могучее дерево –

долгая дорога –

сказочный герой –

- Отлично. Что мы можем сказать, какого числа может быть прилагательное?


Заколдованный лес

-Нелегка наша дорога. По горам, по полям, по широким степям. А вон впереди лес виднеется, дремучий, непроходимый. В лесу том поджидают путников всякие опасности да звери хищные. На опушке леса стоит избушка на курьих ножках. Кто живет в этой избушке? (Баба-яга.) Баба Яга вам тоже приготовила задание.


1.Распредели прилагательные по родам. Какого рода может быть имя прилагательное? Как его определить? По каким вопросам?


золотое, морской, лесная, хрустальный, наливное, живая, дремучий, молодильное, добрый, ясный, хитрая, летучий, целебное


2. Измените окончания имён прилагательных, определи род:

(могучий) дерево

(лесная) озеро

(дальний) дорога

(грозный) стража

(живое) вода

(Хрустальное) гора

(дремучая) лес

- Какого рода может быть прилагательное? От чего зависит род имени прилагательного? Это постоянный признак прилагательного?

- Расступился Заколдованный лес, пропускает нас с вами в дальнейший путь.


Физкульминутка

- Но в дальней дороге без отдыха нельзя, иначе истощаться наши все силы и не смжем мы справиться с заданиями нечистой силы Лукоморья. Закройте глаза и представьте, что мы действительно в Лукоморье. Вокруг нас волшебный лес со своими необычными жителями, ведь мы в сказке, где даже животные наделены волшебной силой. Вы медленно опускаетесь на мягкую траву, садитесь. Поднимите голову вверх. Солнышко ласкает наши лица своими прозрачными лучами. Они скользят по волшебной листве деревьев, приятно согревают вас. Вам хорошо и спокойно. Встали, идём дальше. Посмотрите направо, рядом пробежал маленький ёжик с молодильным яблоком на своих острых иголках. А теперь посмотрите налево, из-под ёлочки выглядывает целая семейка грибов. Лёгкий ветерок треплет волосы. Закачались деревья. Поднимите руки, деревья качаются вправо, влево, вперёд, назад. Неслышно шепчут нам что-то едва различимое. Сядьте на места.

- Продолжаем двигаться дальше по карте Лукоморья.


Замок Кощея Бессмертного

- Чтобы пересечь царство Кощея Бессмертного, вы должны выполнить несколько заданий

- Что мы знаем о падежах? Сколько их в русском языке? (6)

Просклоняйте словосочетания:

живая вода          дремучий лес         лесное озеро  


Поставить словосочетания в указанном падеже.

добрый молодец (Р.п.)

волшебная сила (Д.п.)

целебное зелье (Т.п.)

весёлый пир (П.п.)

дремучий лес  (Д.п.)             

лесные птицы (Р.п.)

серебряная дорожка (Т.п.)

- Падежи у имени прилагательного от чего зависят?


Пещера Змея Горыныча

- Осталось совсем чуть-чуть до конца нашего пути. Впереди пещера, в которой живёт Змей Горыныч, который тоже приготовил нам своё задание.


Жил-был царь Берендей, у него было три сына.

И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками.

Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать.


- Вставьте пропущенные окончания. Подчеркните имена прилагательные. Выпишите из последнего предложения выпишите имя прилагательное и сделайте морфологический разбор.


- Молодцы, справились и с этим трудным заданием.


Дуб зелёный

- Мы с вами подошли к нашему последнему препятствию: Дуб зелёный…златая цепь на дубе том. И днём и ночью, кот учёный, всё ходит по цепи кругом... Как вы думаете, что несёт нам это задание?

- Мы с вами должны подвести итог, обобщить все знания об имени прилагательном.


- Вот и окончилось наше увлекательное путешествие в волшебный мир сказки.

Перед нами волшебная книга. Мы должны выбрать те качества, которые нам понадобились в нашем путешествии и которые понадобятся в дальнейшем изучении русского языка. (добро, зло, дружба, взаимовыручка, удача, ложь, злость, зависть)


Итог. Оценивание. Рефлексия.

- Итак, что же дал нам наш сегодняшний урок?

Со всеми ли заданиями нам было легко справиться?

Что для вас было самым тяжёлым на сегодняшнем учебном занятии?


Сказки помогают нам узнать, каким видели мир наши предки. В них отражена мудрость многих поколений. Не забывайте. Что каждая сказка нас чему-то учит. Читайте, фантазируйте, учитесь видеть большое в малом, волшебное – в простом и даже доброе – в плохом.

- Сказки нужны человеку в любом возрасте. В них много волшебства, фантазии, выдумки, доставляющих нам радость и наслаждение. А главное – они учат нас различать хорошие и плохие поступки, добро и зло, правду и ложь.

- Впереди вас ждут новые сказочные тропинки, идите по ним смелее и тогда герои сказок оживут и научат вас добру, справедливости, научат вас дружить.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!