СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: Южная Америка. История открытия. Географическое положение.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первым уроком в теме «Южная Америка» и соответствует его месту в федеральной рабочей программе непосредственного применения.Урок усвоения новых знаний. Урок ориентирован на стандарты нового поколения, в которых заявлена идея критериального оценивания.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Южная Америка. История открытия. Географическое положение.»

Тема урока: Южная Америка. История открытия. Географическое положение.



Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель урока:

формирование представления о географическом положении материка Южная Америка, знакомство с историей исследования материка, развитие умения работать с картами атласа.

Задачи урока:

Образовательные:

  • рассмотреть особенности географического положения материка Южная Америка;

  • сделать выводы о влиянии географического положения материка на его природу;

  • сравнить географическое положение Южной Америки и Африки;

  • познакомиться с историей открытия материка.

Развивающие:

  • продолжить формирование умения определять географическое положение материка;

  • развивать навыки работы с атласом;

  • развивать умение анализировать и сравнивать, находить черты сходства и различия.

Воспитательные:

  • воспитание любознательности;

  • формирование самостоятельности, умения сотрудничать с другими, оценивать себя;

  • формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся в процессе группового и индивидуального обучения школьников.

Развитие УУД:

Личностные: развитие умения управлять своей познавательной деятельностью; самоконтроль и самооценка.

Регулятивные: развитие умения ставить перед собой цель и анализировать условия достижения цели; прогнозировать результат и оценивать уровень достижения результата; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.

Познавательные: развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать самостоятельные выводы; устанавливать взаимосвязь между объектами и явлениями.

Коммуникативные: развитие коммуникативной культуры; осознание ценности совместной деятельности.

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.

Методы познания: анализ, прогноз, сравнительный, картографический, оценки.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: атласы, учебник, мультимедийная система, компьютерная презентация, справочно – информационный материал по теме «ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЮЖНОЙ АМЕРИКИ.».

Планируемые результаты:
Личностные: формирование познавательного интереса к изучению материков.

Метапредметные: формирование умений: 1) осуществлять смысловое чтение; 2) работать с текстом и картами; 3) создавать обобщения; 4) организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; 5) работать в паре ;6) составлять таблицы и схемы.

Предметные: формирование представлений и знаний об особенностях природы Южной Америки.

Ход урока:

I Организационный этап

Здравствуйте, ребята!

Послушайте, какая тишина!

Это в школе начались уроки.

Мы не будем тратить время зря,

и приступим все к работе.

IІ Этап подготовки к активному и сознательному усвоению знаний

- Обратите внимание на слайд, начать урок мне бы хотелось со следующих слов: «Познание и странствия неотделимы друг от друга». Вы согласны с этим, как вы понимаете эти слова? (Слайд 1)

- Сейчас мы посмотрим кадры из к/фильма «Дети капитана Гранта», снятого по одноименному роману Жюль Верна. (Слайд 2)

- Сейчас вы слышали увертюру, написанную для этого фильма замечательным советским композитором Исааком Дунаевским. (Инструментальное вступление к театральному спектаклю).

- Путешествие в поисках капитана начинается следующим образом: английские моряки ловят акулу, вспарывают ей живот и обнаруживают бутылку с запиской, где на сохраненных листках дается следующая информация: …… «Британия» потерпела крушение и что трем людям из экипажа – самому капитану Гранту и двум матросам – удалось спастись и пристать к берегу. В записке была указана широта места, но цифры долготы была размыты водой, которая попала в бутылку и в некоторых местах смыла чернила до такой степени, что нельзя было разобрать написанного. Уцелевшие цифры показывали 37°11′ южной широты (слайд 3)

- А как можно узнать о месте расположения какого-либо объекта? (по координатам, долгота и широта)

- И действительно в записке указывались координаты, вернее сохранилась только одна – 37 ю.ш. А что это означало? (крушение в южном полушарии).

- Какие материки относятся к южным? (слайд 4)

-По каким признакам Южные материки объединяют в одну группу?) Они произошли от одного общего древнего материка – Гондвана).

- С какими южными материками вы уже познакомились? Посмотрите на карту в атласе, через какой материк проходит 37 параллель? Значит где надо было искать команду капитана? (в Южной Америке)

- И мы сегодня с вами отправляемся туда.

2) Объявление темы урока.

Южная Америка. История открытия. Географическое положение (Слайд 5).

!!!! У каждого из вас есть лист для путевых заметок – рабочий лист.

3) Формулировка совместно с учащимися целей и задач урока. (Слайд 6)

- После того, как была обнаружена и расшифрована записка, снарядили экспедицию в поисках капитана Гранта, в результате цель была достигнута, капитан найден. А какие задачи мы для себя сегодня поставим? Для этого обратимся к словам-помощникам.

IІІ Этап усвоения новых знаний

Вы готовы? Мы начинаем наше маленькое виртуальное путешествие.

ЗАДАНИЕ 1. (Слайд 7-8) (Индивидуально + пара) Прочитайте текст и впишите имена исследователей в соответствующую строку таблицы.

ГОТОВЫ?

!!! ПРОВЕРЬТЕ правильность выполнения задания. Для оценивания работы давайте разработаем критерии. Ваши предложения. … т.к. это самое легкое задание, может за 4 ответа – 2 балла….

ЗАДАНИЕ 2.(В парах) (Слайд 9-10)

Ряд № 1. Определите, как расположен материк Южная Америка относительно экватора, тропиков и нулевого меридиана. Можете ли вы сказать, как расположение материка влияет на его природу?

Ряд № 2. Ваша задача – определить, какие моря и океаны омывают Южную Америку. Можете ли вы сказать, какой из океанов будет оказывать большее воздействие на природу материка и почему?

Ряд №3. Определите, как расположен материк Южная Америка относительно других материков. Можете ли вы сказать, будут ли оказывать близлежащие материки и острова влияние на природу Южной Америки?

ГОТОВЫ?

!!! ПРОВЕРЬТЕ правильность выполнения задания. Оцените работу.

Ответ группы № 1.

Экватор пересекает материк в северной части, большая часть материка расположена в Южном полушарии. Нулевой меридиан не пересекает материк, он целиком расположен в западном полушарии. Южный тропик пересекает материк почти посередине.

Между экватором и южным тропиком находится большая часть материка. Эта территория будет получать наибольшее количество солнечного тепла. Южная Америка расположена в экваториальном, субэкваториальном, тропическом, субтропическом и умеренном климатических поясах. То есть природа Южной Америки довольно разнообразна.

Ответ группы № 2.

С запада Южную Америку омывает Тихий океан, с востока – Атлантический, с севера – Карибское море, относящееся к бассейну Атлантического океана. Так как на западе материка расположены высокие горы, то воздушные массы с Тихого океана не смогут достаточно глубоко проникать на территорию материка, поэтому Атлантический океан будет оказывать большее влияние. У западного побережья материка находится холодное Перуанское течение, у восточного побережья – теплые течения: Гвианское и Бразильское и холодное Фолклендское течение. Холодные течения у берегов материка будут препятствовать образованию облаков и выпадению осадков, а теплые наоборот будут способствовать этому.

Ответы группы № 3.

Материки Северная и Южная Америка составляют часть света “Америка”. Материки соединяются Панамским перешейком. Материк Северная Америка практически не оказывает влияние на природу Южной Америки. А вот “холодное дыхание” Антарктиды чувствуется на южной оконечности материка. Береговая линия Южной Америки изрезана слабо. Крупный остров – Огненная Земля, Фолклендские, Малые Антильские. Проливы: Магелланов, Дрейка, Панамский канал. Залив: Ла-Плата.

ГОТОВЫ?

!!! ПРОВЕРЬТЕ правильность выполнения задания. Оцените работу.

ЗАДАНИЕ 3. (Слайд 11-12) Пользуясь картами атласа, соотнесите крайние точки материка с их названиями и координатами в рабочем листе (соедините ручкой).

Определите протяженность территории Южной Америки:

– Протяженность с севера на юг по 70° з.д. - …………. км

– Протяженность с запада на восток по экватору - ………… км.

ГОТОВЫ?

!!! ПРОВЕРЬТЕ правильность выполнения задания. Оцените работу.

ЗАДАНИЕ 4. (Слайд 7-8) Определить черты сходства и различия физико-географического положения Южной Америки и Африки.

ГОТОВЫ?

!!! ПРОВЕРЬТЕ правильность выполнения задания. Оцените работу.

Факторы, определяющие ФГП материка

Южная Америка

Африка

Вывод о сходстве и различии ФГП

Отношение к экватору

Большая часть материка расположена в южном полушарии

Экватор пересекает материк почти посередине

Оба материка пересекает экватор, но Африку он пересекает посередине. Большая часть Южной Америки лежит южнее экватора

Отношение к нулевому меридиану

Находится в западном полушарии

Большая часть материка находится в восточном полушарии. Нулевой меридиан пересекает материк на западе

Отношение к другим материкам

На севере граничит с Северной Америкой

На севере граничит с Евразией

 

Отношение к океанам

На востоке омывается Атлантическим океаном, на западе – Тихим океаном

На западе омывается Атлантическим океаном, на востоке – Индийским океаном

Оба материка омываются Атлантическим океаном, но Африку еще омывает Индийский, а Южную Америку – Тихий океан.



IV Этап закрепления новых знаний 

ЗАДАНИЕ 5. (Слайд 15-16) Верю-не верю.

ГОТОВЫ?

!!! ПРОВЕРЬТЕ правильность выполнения задания. Оцените работу.

V Подведение итогов урока

1) Выводы. Давайте вспомним задачи урока (Слайд 17)

2) Оценивание работы учащихся на уроке (Слайд 18 )

Максимальное количество - 18 баллов

Больше 16 с баллов - вам понравилось путешествие, вы узнали новые факты, хорошо справились с работой

От 13 до 15 баллов - понравилось путешествие, но остались вопросы, что-то не получилось!

От 9 до 12 баллов - многое не удалось, вы почти «тонете».

3) Рефлексия «Паруса успеха» (Слайд 19) (Наклеивание стикеров)

Вот и закончилось наше виртуальное путешествие. Подумайте, насколько эффективно вы поработали. У каждого из вас есть стикер. Напишите на нём ваше имя и прикрепите к нашему кораблю следующим образом:

- Если вам понравилось путешествие, вы узнали новые факты, хорошо справились с работой – прикрепить стикер к парусам.

- Если вам понравилось путешествие, но остались вопросы, что-то не получилось – прикрепить на палубу корабля.

- Если многое не удалось, вы почти «тонете», то прикрепите в море. И вы будете знать, кому на следующем уроке бросить спасательный круг.

VI Инструктаж по выполнению домашнего задания

Инструктаж по выполнению д/з (Слайд 20)

1.Прочитайте § 35

2.Поработайте с информацией в рабочих листах.

3.Закончите предложение

«Южная Америка – это материк самый……….»

Всем спасибо за работу. Урок окончен. (Слайд 21)



Источники информации

География. Поурочные разработки. 7 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций /[В. В. Николина, А. А. Королева, Н. В. Кучинова, М. Е. Юлова]; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — М.: Просвещение, 2014.

https://multiurok.ru/files/razrabotka-uroka-i-prezentatsiia-po-teme-iuzhnaia.html?ysclid=lt0y1j5z65470043481

https://infourok.ru/otkritiy-urok-po-geografii-v-klasse-geograficheskoe-polozhenie-afriki-3633912.html?ysclid=lt0yekykv7857126116

https://geografiyabuzh.ucoz.com/konspekt_uroka_juzhnaja_amerika.pdf

https://yandex.ru/video/preview/2961083231995364770













Приложение 1

Фамилия, имя: ___________________________________ Дата: ________

Тема урока: ____________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 1. Прочитайте текст и впишите имена исследователей в соответствующую строку таблицы.

Имя исследователя

Открытие

Дата


Северное Пассатное течение, Саргассово море, острова Карибского моря, берега Южной Америки

1492 год


Составил первое описание новых земель.

XV-XVI в.в.


Изучение природы Южной Америки, создал первую карту материка.

XVIII-XIX в.в.


Установил географические центры древних очагов земледелия и происхождение культурных растений.

1932-1933 г.



Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

Правильно указаны имена 4-х исследователей.


Правильно указаны имена 2-х исследователей.


Правильно указано имя 1 исследователя.


Ваш результат


ЗАДАНИЕ 2. Используя карты атласа и текст в учебнике на стр. 140-141, ответьте на вопросы.

Ряд № 1. Определите, как расположен материк Южная Америка относительно экватора, тропиков и нулевого меридиана. Можете ли вы сказать, как расположение материка влияет на его природу?

Ряд № 2. Ваша задача – определить, какие моря и океаны омывают Южную Америку. Можете ли вы сказать, какой из океанов будет оказывать большее воздействие на природу материка и почему?

Ряд №3. Определите, как расположен материк Южная Америка относительно других материков. Можете ли вы сказать, будут ли оказывать близлежащие материки и острова влияние на природу Южной Америки?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

Даны развёрнутые ответы на оба вопроса.

4

Дан развёрнутый ответ только на 1 вопрос и частично на 2 вопрос.

2

Дан развёрнутый ответ только на 1 вопрос.

1

Ваш результат


ЗАДАНИЕ 3. Пользуясь картами атласа, соотнесите крайние точки материка с их названиями и координатами (соедините надписи в столбцах).

Северная точка

мыс Париньяс

4°ю.ш. и 81°з.д.

Южная точка

мыс Гальинас

53°с.ш. и 71°з.д.

Западная точка

мыс Фроуорд

7°ю.ш. 34°з.д.

Восточная точка

мыс Кабу-Бранку

12° с.ш. и 72° з.д.

Определите протяженность территории Южной Америки:

– Протяженность с севера на юг по 70° з.д. - …………. км

– Протяженность с запада на восток по экватору - ………… км.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

Правильно соотнесли все четыре крайние точки материка и измерили протяжённость с севера на юг и с запада на восток.

3

Правильно соотнесли все четыре крайние точки материка и измерили протяжённость только в одном направлении.

2

Правильно соотнесли все четыре крайние точки материка.

1

Ваш результат


ЗАДАНИЕ 4. Определить черты сходства и различия физико-географического положения Южной Америки и Африки.



Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

Выявили черты сходства и различия по 4-м признакам.

4

Выявили черты сходства и различия по 3-м признакам.

3

Выявили черты сходства и различия по 2-м признакам.

2

Выявили черты сходства и различия по 1-му признаку.

1

Ваш результат


ЗАДАНИЕ 5. Верю-не верю.

Утверждение

Верю

Не верю

1.Море, омывающее материк на севере Карибское.



2.Бразильское течение холодное.



3.Америка названа в честь Х.Колумба.



4. А. Гумбольдт создал первую карту материка.



5. Африка и Южная Америка пересекаются нулевым меридианом.



6.Южные материки произошли от одного общего древнего материка – Гондвана.



7.Магелланов пролив разделяет Северную Америку и Южную Америку.



8. Гальинас – северный мыс.



9. На природу материка большое влияние оказывает Тихий океан.



10. Самый ближний материк - Австралия.





Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

10 утверждений оценены верно.

5

8-9 утверждений оценены верно.

4

7-5 утверждений оценены верно.

3

Меньше 5-ти утверждений оценены верно.

2

Ваш результат




ИТОГ:________ баллов.

Приложение 2

ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЮЖНОЙ АМЕРИКИ.

В конце XV века, когда происходил быстрый рост промышленности и торговли, когда возрос спрос на золото и пряности, западноевропейцы начали искать новые, более короткие и безопасные пути в Южную и Восточную Азию. К тому времени, самый сильный и современный флот имели две страны: Испания и Португалия. Для того, чтобы достичь желанной цели, португальцы стремились обогнуть Африку с юга. Но был и второй путь – на запад через Атлантический океан. Человека, который задумал, а впоследствии и совершил великое плавание через Атлантиче-ский океан, звали Христофор Колумб.

Сообщение ученика об экспедиции Х. Колумба: Четыре экспедиции Христофора Колумба привели к открытию не пути в Индию, а Нового Све-та. Три корабля «Санта-Мария», «Нинья», «Пинта» с командой 90 человек вышли из испанского города Палос в 1492 году. Во время плавания на кораблях случалась течь, встречный сильный ветер мешал плыть, и безбрежный океан не вселял в моряков оптимизма. Наконец все увидели землю. Это был один из островов в Карибском море. Там Колумб водрузил знамя. Во время второй и третьей экспедиций были открыты другие острова Карибского моря, удалось подойти и исследовать северные берега Южной Америки.

В 1502 году Колумб опять отправился к берегам Нового Света. После длительного пребывания на Ямайке, Колумб вернулся в Испанию. Под-водя итоги его плавания ,можно сказать, что Колумб открыл все важнейшие острова Карибского моря, а также два материка- Южную и Север-ную Америку.

И давайте в первую очередь зададим себе такой вопрос: Почему Америка, открытая Колумбом, была названа Америкой, а не Колумбией, например?

Первое описание новых земель сделал другой путешественник – Америго Веспуччи, который в начале XVI века, в составе португальской экс-педиции, посетил эти земли. Он же, впервые, во всеуслышание, заявил об открытии нового материка, новой части света, которая и была названа его именем “Америка”.

** Но ещё долго материк оставался неизвестной землей. Для географической науки настоящим открытием материка стали экспедиции Алек-сандра Гумбольдта, немецкого географа . Результатом его путешествия стал многотомный труд о природе гор Анд и обоснованы идеи высотной поясности в Андах. ** К изучению природы и населения материка подключились и наши соотечественники - в 1932–1933 гг. выдающийся биолог Н.И. Вавилов установил на континенте географические центры древних очагов земледелия и происхождения некоторых культурных растений.