Тема урока: «Как переносить слова с одной строки на другую?»
Цель: повторить правила переноса; формировать умение переносить слова с одной строки на другую.
Планируемые результаты: учащиеся научатся переносить слова с одной строки на другую; аргументировано отвечать, доказывать своё мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Формируемые УУД:
познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;
личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивами.
Оборудование: учебники В.П. Канакиной и В.Г. Горецкого “Русский язык” для 2 класса по программе “Школа России”, тесты по теме “Перенос слов”, карточки с иллюстрациями, карточки “Смайлы”.
Технические средства обучения: компьютер, проектор.
Слайд - Хочешь грамотным быть, учись мыслить, думать и творить!
Ход урока
I. Организационный момент
(Приветствие и подготовка учащихся к уроку).
II. Проверка домашнего задания.
( С.70 упр.105 )
- Что такое ударение? с. 67
- Ударение в словах русского языка какое? С.68
- Ударение помогает что делать? 70
III. Актуализация знаний
Учитель:
Чистописание.
- Сегодня на каллиграфической минутке прочитав слова на доске Лес, луг, лук, луна, лиса, стол, малыш определим, которую мы будем писать букву
Начинаем писать букву л - чуть выше нижней линии рабочей строки, закругляем, доводим до нижней линии, затем ведём вверх, отклоняя черту вправо, и доводим до верхней линии рабочей строки. От этой точки, где закончили писать первый элемент, начинаем писать второй- палочку с закруглением внизу. Сначала ведём вниз по написанному, а потом следим за тем, чтобы между первым и вторым элементами образовался уголок.
Далее выполним словарную работу.
«Словарь: сахар, берёза, ветер, яблоко, капуста, посуда.
Отгадайте загадки. Запишите отгадки. В отгадках подчеркните буквы, написание которых нельзя проверить и также поставьте ударение.
а)
Белый камень во рту тает. (Сахар)
б)
Стоит Алёнка – платок зелёный,
Тонкий стан, белый сарафан. (Берёза)
в)
По полю рыщет,
Поёт, да свищет,
Деревья ломает,
К земле прислоняет. (Ветер)
г)
Круглое, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко)
III. Самоопределение к деятельности
Учитель: Прочитайте письмо на слайде
Учитель: В чём ошибка?
Ученик: Слова неправильно разделены на слоги и перенесены с одной строки на другую.
Учитель: А как правильно разделить эти слова на слоги для переноса мы узнаем сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока.
Ученики: Как переносить слова с одной строки на другую?
IV. Работа по теме урока
Учитель: Сегодня на уроке мы узнаем несколько правил переноса слов.
Картинный устный диктант, разделите слова на слоги для переноса.
Книга – кни-га, стакан – ста-кан, пенал – пе-нал.
Сформулируем первое правила переноса слов:
Слова переносятся с одной строки на другую по слогам.
2. Второе правило.
Шкаф – ш-ка-ф, класс – к-лас-с.
Одну букву не оставляют на строке и не переносят на другую строку.
3. Третье правило.
Улей – у-лей, змея зме-я.
Ученики: Не переносятся слова, которые имеют один слог и слог, состоящий из одной гласной буквы.
4. Четвертое правило.
Май-ка – ма-й-ка, конь-ки – кон-ьки.
Буквы й и ь не отделяются от стоящей перед ними буквы при переносе слов.
5. Пятое правило.
Ван-на – ва-нна, рус-ский – русс-кий.
При переносе слов с удвоенными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят.
Чтение правила о переносе слов в учебнике. (Устно упражнение №108, с. 71)
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
1. Выполнение упражнения р/т с.31 задание 65 письменно.
Работа в парах. Записать слова и разделить их для переноса.
VIII. Рефлексия. Тесты.
Вариант 1
1. Разделите слова для переноса.
Грачи - ... | Чайка - ... |
Книжка - ... | Кормушка - ... |
2. Подчеркните слова, состоящие из одного слога. Подчеркните в словах гласные буквы.
Коля мёл сор.
3. Подчеркните слова, неверно разделённые для переноса.
а) я-ма
б) за-йка
в) огу-рец
4. Подчеркните слова, которые нельзя переносить.
а) огород
б) ёж
в) якорь
Вариант 2
1. Разделите слова для переноса.
Цветы - ... | Лейка - ... |
Стрижка - ... | Верхушка - ... |
2. Подчеркните слово, начинающееся со слога МОР.
Море, мороз, мороженое, морковь, молоко.
3. Подчеркните слова, неверно разделённые для переноса.
а) ё-жик
б) стро-йка
в) оси-на
4. Подчеркните слова, состоящие из двух слогов.
Тебя в стране любимой ждут
Походы, игры и науки,
И каждый шаг твой берегут
Её заботливые руки.
(Самооценка тестов. Выставление отметок учащимися. Сдача тестов на проверку учителю).
IX. Подведение итогов урока
- Что нового узнали на уроке?
- Какое задание вам было интересно выполнять?
Выставление оценок.
Домашнее задание
Стр.71 выучить правило о переносе слов, р/т с.32.
Вариант 1
1. Разделите слова для переноса.
Грачи - ... | Чайка - ... |
Книжка - ... | Кормушка - ... |
2. Подчеркните слова, состоящие из одного слога. Подчеркните в словах гласные буквы.
Коля мёл сор.
3. Подчеркните слова, неверно разделённые для переноса.
а) я-ма
б) за-йка
в) огу-рец
4. Подчеркните слова, которые нельзя переносить.
а) огород
б) ёж
в) якорь
_________________________________________________________________
Вариант 2
1. Разделите слова для переноса.
Цветы - ... | Лейка - ... |
Стрижка - ... | Верхушка - ... |
2. Подчеркните слово, начинающееся со слога МОР.
Море, мороз, мороженое, морковь, молоко.
3. Подчеркните слова, неверно разделённые для переноса.
а) ё-жик
б) стро-йка
в) оси-на
4. Подчеркните слова, состоящие из двух слогов.
Тебя в стране любимой ждут
Походы, игры и науки,
И каждый шаг твой берегут
Её заботливые руки
.
Пенал – пе-нал
Книга – кни-га
Стакан – ста-кан,
Шкаф – ш-ка-ф
Класс – к-лас-с
Улей – у-лей
Змея зме-я
Май-ка – ма-й-ка
Конь-ки – кон-ьки.
Ван-на – ва-нна
Рус-ский – русс-кий