СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: «Класс Птицы. Общая характеристика»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

Ø  Образовательная. Расширить представление учащихся о многообразии животного мира; познакомить с общей характеристикой птиц, особенностями их организа­ции в связи с приспособленностью к воздушной сре­де обитания; сравнивать их с пресмыкающимися, делать вывод о родстве птиц     и пресмыкающихся, происхождении пернатых от древних рептилий.

Ø  Воспитательная. Прививать интерес к предмету; воспитание прилежности и аккуратности при выполнении лабораторной работы и заданий в тетради; привитие ответствен­ного, бережного отношения к пернатым на основе знаний о приспособленности их к среде и значении в природе.

  •   Развивающая. Развивать навыки самостоятельной учебной работы, умение работать с книгой и рабочей тетрадью; закрепить умение проводить лабораторные исследования. Развивать медиа-коммуникативные способности учащихся средствами  компьютера.

Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный, лабораторная работа (исследовательский), репродуктивный.

Тип урока: Комбинированный урок-презентация с использованием компьютера  в демонстрационном режиме. Лабораторная работа.

Просмотр содержимого документа
«Урок 28. Класс Птицы. Общая характеристика»

Просмотр содержимого документа
«приложение 1»





Игровое задание для проверки знаний по теме

«Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся»

«Динозавр»



Необходимо выбрать правильный ответ и соединить точки в указанной последовательности.

1. Из перечисленных групп животных не относятся к рептилиям:

а) змеи (24–34–5–14–37);
б) ящерицы (24–5–19–37–14);
в) черепахи (24–14–37–19–5);
г) саламандры (24–5–14–37–19).

2. Смена рогового покрова рептилий путем полного или частичного сбрасывания старого рогового чехла и формирования нового называется:

а) регенерацией (19–33–2–17–10);
б) линькой (19–33–2–10–17);
в) аутотомией (19–2–10–17–33);
г) пойкилотермией (19–33–17–10–2).

3. Крокодилы могут быстро передвигаться в воде за счет:

а) передних лап (17–26–30–35–1);
б) задних лап (17–30–1–35–26);
в) хвоста (17–26–35–30–1);
г) змееобразных движений тела (17–35–30–1–26).

4. отбрасывают хвост:

а) змеи (31–13–36–8–34);
б) хамелеоны (31–34–13–5–36);
в) крокодилы (31–36–5–34–13);
г) ящерицы (31–36–13–34–5).

5. Эти пресмыкающиеся лишены зубов и срезают части растения при помощи острых краев рогового покрова челюстей:

а) черепахи (1–20–32–11–8);
б) морские змеи (1–32–20–11–8); в) морские игуаны (1–20–11–32–8);
г) агамы (1–20–32–8–11).

6. Глотают пищу только целиком:

а) крокодилы (8–21–7–25–38);
б) черепахи (8–7–38–21–25);
в) змеи (8–21–7–38–25);
г) вараны (8–7–25–21–38).

7. Располагающийся в полости рта рептилий орган, улавливающий вкусы является:

а) терморецептором (25–18–29–22–6);
б) хеморецептором (25–18–29–6–22);
в) сейсморецептором (25–29–22–6–18);
г) фоторецептором (25–18–6–22–29).

8. У рептилий отсутствует:

а) перегородка между брюшной и грудной полостями (22–3–15–16);
б) желчный пузырь (22–16–15–3);

в) печень (22–15–16–3);
г) поджелудочная железа (22–23–16–3).

9. Добывают корм при помощи далеко выбрасывающегося языка, снабженного присоской, следующие пресмыкающиеся:

а) ужи (3–28–4–12–27);
б) хамелеоны (3–28–12–27–4);
в) гекконы (3–4–28–12–27);
г) гадюки (3–27–4–12–28).

10. У каких пресмыкающих пол потомства зависит от температуры, в которой находятся яйца

а) крокодилов (12–4–23–9);
б) черепах (12–4–9–23);
в) ящериц (12–23–9–4);
г) хамелеонов (12–9–23–4).















Просмотр содержимого презентации
«Птицы-1»

«Класс Птицы. Общая характеристика»

«Класс Птицы. Общая характеристика»

Здравствуйте, ребята!

Здравствуйте, ребята!

Какие особенности строения обеспечили выход позвоночных на сушу?

Какие особенности строения обеспечили выход позвоночных на сушу?

Какие особенности строения обеспечили распространение позвоночных на суше?

Какие особенности строения обеспечили распространение позвоночных на суше?

Какие особенности строения пресмыкающихся стали ограничителями в их распространении на суше?

Какие особенности строения пресмыкающихся стали ограничителями в их распространении на суше?

Верст не считал, по дорогам не ездил, а за морем бывал

Верст не считал,

по дорогам

не ездил,

а за морем бывал

Кто два раза родился: в первый раз гладкий, во второй раз мягкий?

Кто два раза родился:

в первый раз гладкий, во второй раз мягкий?

Рук нет, а строить умеет

Рук нет,

а строить

умеет

На Земле свыше 8600 видов птиц

На Земле свыше 8600 видов птиц

Задачи урока:  Узнать об особенностях строения, жизнедеятельности и организации птиц, приспособлении их к полёту

Задачи урока:

Узнать об особенностях строения, жизнедеятельности и организации птиц, приспособлении их к полёту

Черты сходства пресмыкающихся и птиц Птица Ящерица  Среди всех животных птицы больше всего похожи на пресмыкающихся. В этом легко убедиться, рассматривая их внешнее и внутренне строение. У пресмыкающихся и птиц сухая кожа, практически лишенная желёз. Чешуйки, покрывающие тело пресмыкающихся, и перья птиц имеют сходное происхождение и состоят из одного и того же вещества - кератина. Как у пресмыкающихся, так и у птиц в заднем отделе кишечника образуется клоака, в которую открываются мочеточники и протоки половых желёз. Пресмыкающиеся и птицы откладывают богатые желтком яйца. Развитие их зародышей протекает сходным образом до самых последних стадий. Все это указывает на несомненное родство пресмыкающихся и птиц.

Черты сходства пресмыкающихся и птиц

Птица

Ящерица

Среди всех животных птицы больше всего похожи на пресмыкающихся. В этом легко убедиться, рассматривая их внешнее и внутренне строение. У пресмыкающихся и птиц сухая кожа, практически лишенная желёз. Чешуйки, покрывающие тело пресмыкающихся, и перья птиц имеют сходное происхождение и состоят из одного и того же вещества - кератина. Как у пресмыкающихся, так и у птиц в заднем отделе кишечника образуется клоака, в которую открываются мочеточники и протоки половых желёз. Пресмыкающиеся и птицы откладывают богатые желтком яйца. Развитие их зародышей протекает сходным образом до самых последних стадий. Все это указывает на несомненное родство пресмыкающихся и птиц.

Археоптерикс

Археоптерикс

Внешнее строение птиц   Тело птиц покрыто перьями, а передние конечности превратились в крылья. Компактное и обтекаемое тело птиц хорошо приспособлено к полету. Их небольшая голова сидит на подвижной шее, что позволяет птицам прекрасно ориентироваться в сложной воздушной среде. На голове расположен покрытый роговым чехлом клюв. Зубов у современных птиц нет. По земле птицы передвигаются на двух задних ногах, которые у большинства видов покрыты роговыми чешуйками. Как и у пресмыкающихся, кожа птиц лишена желёз и остается сухой .

Внешнее строение птиц

Тело птиц покрыто перьями, а передние конечности превратились в крылья. Компактное и обтекаемое тело птиц хорошо приспособлено к полету. Их небольшая голова сидит на подвижной шее, что позволяет птицам прекрасно ориентироваться в сложной воздушной среде. На голове расположен покрытый роговым чехлом клюв. Зубов у современных птиц нет. По земле птицы передвигаются на двух задних ногах, которые у большинства видов покрыты роговыми чешуйками. Как и у пресмыкающихся, кожа птиц лишена желёз и остается сухой .

Строение головы сизого голубя

Строение головы сизого голубя

Ер-Егорка упал в озерко, воды не сколыбнул и сам не утонул (Перо)

Ер-Егорка

упал в озерко,

воды не сколыбнул

и сам не утонул

(Перо)

С земли и ребенок поднимет, а через забор и силач не перекинет (Перо)

С земли и ребенок поднимет, а через забор и силач не перекинет

(Перо)

Чем покрыто тело птицы?

Чем покрыто тело птицы?

Лабораторная работа «Изучение внешнего строения птиц»

Лабораторная работа

«Изучение внешнего строения птиц»

Строение контурного пера

Строение контурного пера

Виды контурных перьев

Виды контурных перьев

Вывод: Тело птиц покрыто перьями, которые обеспечивают полёт птицы, обтекаемость тела, осуществляют защиту и теплоизоляцию

Вывод:

Тело птиц покрыто перьями, которые обеспечивают полёт птицы, обтекаемость тела, осуществляют защиту и теплоизоляцию

Внутреннее строение птицы

Внутреннее строение птицы

Скелет сизого голубя

Скелет сизого голубя

Дыхательная система сизого голубя

Дыхательная система сизого голубя

Четырёхкамерное сердце птицы

Четырёхкамерное сердце птицы

Особенности размножения и развития птиц

Особенности размножения

и развития птиц

Строение яйца птицы

Строение яйца птицы

Птенцы Птенцовые Выводковые

Птенцы

Птенцовые

Выводковые

Какие особенности строения появились у птиц в связи с приспособленностью к полету и какое значение они имеют?

Какие особенности строения появились у птиц в связи с приспособленностью к полету и какое значение они имеют?

Домашнее задание: § 27 (раздел «Общая характеристика»). Выполнить в рабочей тетради задание 10 на с. 66

Домашнее задание:

§ 27 (раздел «Общая характеристика»).

Выполнить в рабочей тетради задание 10 на с. 66

Сегодня на уроке :

Сегодня на уроке :

  • Я узнал….
  • Я сравнивал….
  • Я научился…..
Урок окончен

Урок окончен