Цели урока:
Ø Образовательная. Расширить представление учащихся о многообразии животного мира; познакомить с общей характеристикой птиц, особенностями их организации в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания; сравнивать их с пресмыкающимися, делать вывод о родстве птиц и пресмыкающихся, происхождении пернатых от древних рептилий.
Ø Воспитательная. Прививать интерес к предмету; воспитание прилежности и аккуратности при выполнении лабораторной работы и заданий в тетради; привитие ответственного, бережного отношения к пернатым на основе знаний о приспособленности их к среде и значении в природе.
- Развивающая. Развивать навыки самостоятельной учебной работы, умение работать с книгой и рабочей тетрадью; закрепить умение проводить лабораторные исследования. Развивать медиа-коммуникативные способности учащихся средствами компьютера.
Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный, лабораторная работа (исследовательский), репродуктивный.
Тип урока: Комбинированный урок-презентация с использованием компьютера в демонстрационном режиме. Лабораторная работа.
Просмотр содержимого документа
«приложение 1»




Игровое задание для проверки знаний по теме
«Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся»
«Динозавр»
Необходимо выбрать правильный ответ и соединить точки в указанной последовательности.
1. Из перечисленных групп животных не относятся к рептилиям:
а) змеи (24–34–5–14–37);
б) ящерицы (24–5–19–37–14);
в) черепахи (24–14–37–19–5);
г) саламандры (24–5–14–37–19).
2. Смена рогового покрова рептилий путем полного или частичного сбрасывания старого рогового чехла и формирования нового называется:
а) регенерацией (19–33–2–17–10);
б) линькой (19–33–2–10–17);
в) аутотомией (19–2–10–17–33);
г) пойкилотермией (19–33–17–10–2).
3. Крокодилы могут быстро передвигаться в воде за счет:
а) передних лап (17–26–30–35–1);
б) задних лап (17–30–1–35–26);
в) хвоста (17–26–35–30–1);
г) змееобразных движений тела (17–35–30–1–26).
4. отбрасывают хвост:
а) змеи (31–13–36–8–34);
б) хамелеоны (31–34–13–5–36);
в) крокодилы (31–36–5–34–13);
г) ящерицы (31–36–13–34–5).
5. Эти пресмыкающиеся лишены зубов и срезают части растения при помощи острых краев рогового покрова челюстей:
а) черепахи (1–20–32–11–8);
б) морские змеи (1–32–20–11–8); в) морские игуаны (1–20–11–32–8);
г) агамы (1–20–32–8–11).
6. Глотают пищу только целиком:
а) крокодилы (8–21–7–25–38);
б) черепахи (8–7–38–21–25);
в) змеи (8–21–7–38–25);
г) вараны (8–7–25–21–38).
7. Располагающийся в полости рта рептилий орган, улавливающий вкусы является:
а) терморецептором (25–18–29–22–6);
б) хеморецептором (25–18–29–6–22);
в) сейсморецептором (25–29–22–6–18);
г) фоторецептором (25–18–6–22–29).
8. У рептилий отсутствует:
а) перегородка между брюшной и грудной полостями (22–3–15–16);
б) желчный пузырь (22–16–15–3);
в) печень (22–15–16–3);
г) поджелудочная железа (22–23–16–3).
9. Добывают корм при помощи далеко выбрасывающегося языка, снабженного присоской, следующие пресмыкающиеся:
а) ужи (3–28–4–12–27);
б) хамелеоны (3–28–12–27–4);
в) гекконы (3–4–28–12–27);
г) гадюки (3–27–4–12–28).
10. У каких пресмыкающих пол потомства зависит от температуры, в которой находятся яйца
а) крокодилов (12–4–23–9);
б) черепах (12–4–9–23);
в) ящериц (12–23–9–4);
г) хамелеонов (12–9–23–4).


Просмотр содержимого презентации
«Птицы-1»
«Класс Птицы. Общая характеристика»
Здравствуйте, ребята!
Какие особенности строения обеспечили выход позвоночных на сушу?
Какие особенности строения обеспечили распространение позвоночных на суше?
Какие особенности строения пресмыкающихся стали ограничителями в их распространении на суше?
Верст не считал,
по дорогам
не ездил,
а за морем бывал
Кто два раза родился:
в первый раз гладкий, во второй раз мягкий?
Рук нет,
а строить
умеет
На Земле свыше 8600 видов птиц
Задачи урока:
Узнать об особенностях строения, жизнедеятельности и организации птиц, приспособлении их к полёту
Черты сходства пресмыкающихся и птиц
Птица
Ящерица
Среди всех животных птицы больше всего похожи на пресмыкающихся. В этом легко убедиться, рассматривая их внешнее и внутренне строение. У пресмыкающихся и птиц сухая кожа, практически лишенная желёз. Чешуйки, покрывающие тело пресмыкающихся, и перья птиц имеют сходное происхождение и состоят из одного и того же вещества - кератина. Как у пресмыкающихся, так и у птиц в заднем отделе кишечника образуется клоака, в которую открываются мочеточники и протоки половых желёз. Пресмыкающиеся и птицы откладывают богатые желтком яйца. Развитие их зародышей протекает сходным образом до самых последних стадий. Все это указывает на несомненное родство пресмыкающихся и птиц.
Археоптерикс
Внешнее строение птиц
Тело птиц покрыто перьями, а передние конечности превратились в крылья. Компактное и обтекаемое тело птиц хорошо приспособлено к полету. Их небольшая голова сидит на подвижной шее, что позволяет птицам прекрасно ориентироваться в сложной воздушной среде. На голове расположен покрытый роговым чехлом клюв. Зубов у современных птиц нет. По земле птицы передвигаются на двух задних ногах, которые у большинства видов покрыты роговыми чешуйками. Как и у пресмыкающихся, кожа птиц лишена желёз и остается сухой .
Строение головы сизого голубя
Ер-Егорка
упал в озерко,
воды не сколыбнул
и сам не утонул
(Перо)
С земли и ребенок поднимет, а через забор и силач не перекинет
(Перо)
Чем покрыто тело птицы?
Лабораторная работа
«Изучение внешнего строения птиц»
Строение контурного пера
Виды контурных перьев
Вывод:
Тело птиц покрыто перьями, которые обеспечивают полёт птицы, обтекаемость тела, осуществляют защиту и теплоизоляцию
Внутреннее строение птицы
Скелет сизого голубя
Дыхательная система сизого голубя
Четырёхкамерное сердце птицы
Особенности размножения
и развития птиц
Строение яйца птицы
Птенцы
Птенцовые
Выводковые
Какие особенности строения появились у птиц в связи с приспособленностью к полету и какое значение они имеют?
Домашнее задание:
§ 27 (раздел «Общая характеристика»).
Выполнить в рабочей тетради задание 10 на с. 66
Сегодня на уроке :
- Я узнал….
- Я сравнивал….
- Я научился…..
Урок окончен