СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: Комбинаторика. Комбинаторные конструкции

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

Личностные: - способствовать развитию логического мышления, пространственного воображения.

Метапредметные:

- способствовать для самостоятельному определению целей деятельности и составлению плана деятельности, оцениванию учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения.

Предметные:

  • повторить основные понятия комбинаторики;
  • отработка навыков решения комбинаторных задач с использованием формул перестановок, размещений, сочетаний.

ОК:

  1. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения;
  2. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;
  3. Работать в команде.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Комбинаторика. Комбинаторные конструкции»

Группа 211

План урока


Тема урока: Комбинаторика. Комбинаторные конструкции


Цели урока:

Личностные:
- способствовать развитию логического мышления, пространственного воображения.

Метапредметные:

- способствовать для самостоятельному определению целей деятельности и составлению плана деятельности, оцениванию учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения.

Предметные:

  • повторить основные понятия комбинаторики;

  • отработка навыков решения комбинаторных задач с использованием формул перестановок, размещений, сочетаний.

ОК:

  1. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения;

  2. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;

  3. Работать в команде.

Тип урока: Комбинированный.

Вид урока: Урок практических работ.

Технологии: ИКТ, технологии сотрудничества.

Методы урока: Практические, нагрядно-демонстрационный.

Комплексно – методическое обеспечение урока: ПК, презентация, карточки-задания, раздаточный материал.

Межпредметные связи: химия, физика, русский язык.

Форма организации деятельности студентов: групповая, фронтальная, индивидуальная






Этап урока

Формы работы

Деятельность педагога

Деятельность обучающегося

Результат

1.Организационная часть


Индивидуальная

1.Предлагает поделиться на группы

2.Приветствует и определяет отсутствующих

3. Проверка готовности группы к уроку

4. Формулируют тему, цели, план вместе с обучающимися

1. Делятся на группы

2. Приветствуют преподавателя и друг друга

3. Готовятся к уроку

4.Определяют тему, цели, план и записывают тему

Личностные УУД: проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности.

Познавательные УУД:

самостоятельное выделение и формирование учебной цели, структурирование знаний, преобразование объекта из чувственной формы в модель для выявления общих признаков.

2.Этап всесторонней проверки знаний

Фронтальная

1. Организует учебную деятельность.

Задает вопросы по презентации для актуализации, обобщения и систематизации знаний:

- А что такое комбинаторика?

- Задачи, в которых идёт речь о тех или иных комбинациях объектов, называются ……

- Какие основные элементы комбинаторики вы знаете?

- Что такое факториал?

- Где встречаются комбинаторные задачи в реальной жизни?


1. Отвечают на вопросы, дополняют, комментируют, анализируя информацию и обобщая имеющие знания, оценивают.

- Комбинаторика - это раздел математики, в котором изучаются вопросы о том, сколько различных комбинаций, подчиненных тем или иным условиям, можно составить из заданных объектов.

- Задачи, в которых идёт речь о тех или иных комбинациях объектов, называются КОМБИНАТОРНЫМИ

-Основной элемент комбинаторики – факториал.

- Факториал – это произведение всех натуральных чисел

от 1 до n. Обозначение n!

встречаются комбинаторные задачи в реальной жизни?

  • учебные заведения (составление расписаний);

  • сфера общественного питания (составление меню);

  • лингвистика (рассмотрение вариантов комбинаций букв).

  • география (раскраска карт);

  • спортивные соревнования (расчёт количества игр между участниками);

  • производство (распределение нескольких видов работ между рабочими);

  • агротехника (размещение посевов на нескольких полях);

  • азартные игры (подсчёт частоты выигрышей);

  • химия (анализ возможных связей между химическими элементами);

  • биология (расшифровка кода ДНК);

  • военное дело (расположение подразделений);

  • астрология (анализ расположения планет и созвездий);

  • экономика (анализ вариантов купли-продажи акций);

  • криптография (разработка методов шифрования);

  • доставка почты (рассмотрение вариантов пересылки).



Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества с педагогом, умение выражать свои мысли, владение монологической речью.

Личностные УУД:

уважение к праву как основе правового и демократического государства.

3. Актуализация знаний, умений и навыков

Групповая

1.Спрашивает формулы перестановки, размещения и сочетания

Перестановки.

Перестановкой называется множество, в котором установлен порядок элементов.

Число перестановок из n элементов вычисляется по формуле: Pn = n!

Читается: «P из n» равно «n факториал»

По определению: 0! = 1 и 1! = 1

Рассмотрим с вами первую задачу.

Задача №: 1

Несколько стран в качестве символа своего государства решили использовать флаг в виде трех горизонтальных полос одинаковых по ширине, но разных по цвету: белый, синий, красный.

Сколько стран могут использовать такую символику при условии, что у каждой страны свой, отличный от других, флаг? Ответ: 3!=6

Отличительной особенностью перестановок является то, что в каждой из них участвует ВСЁ множество, то есть, все объектов. Например, дружная семья:

Следующую задачу вы решаете сами и говорите ответ.

Задача № 2

Сколькими способами можно рассадить 5 человек за столом?

Решение: используем формулу количества перестановок:

Р5=5!=1*2*3*4*5=120 способами

Ответ: 120 способами

2. Проводит устную разминку

Устный счет

2!

2

3!

6

4!

24

5!

120

6!

720

7!

5040

8!

40320

9!

362 880

10!

3 628 800


3. Контролирует решение задач

Задача № 3.

Сколько существует анаграмм для слова КАТЕР ?

P5 = 5!=5∙4∙3∙2∙1=120

Задача № 4

«10 выпускников пришли в кафе отпраздновать окончание школы, но не могли решить, как сесть, т.е. в каком порядке. На выручку пришёл официант, который предложил сесть сегодня, как придётся, а на другой день сесть по - другому и так до тех пор, пока не наступит такой день, когда они сядут как в первый раз. Тогда их официант обещал угостить бесплатным обедом. Как вы думаете, долго ли друзьям ждать бесплатного обеда?»

Решение:

10! = 3 628 800

Учитывая, что в году 365 дней, то это почти 9942 года.

Ответ: около 10 000 лет.

4. Формула размещения: (Приложение 1)
-Задача № 5, 6, 7


5. Формула сочетания: (Приложение 2)
- Задача № 8, 9, 10

1. Вспоминают определения, формулы, рассматривают решение задач, предлагают свои мысли по решению задач, выполняют записи, анализируют, дополняют, высказывают свое мнение.



























2. Дают правильные ответы, проверяют, оценивают.











3. Решают задачи, дают свой ответ.























4. Вспоминают формулу. Предлагают свои ответы при решении задач.

5. Проверяют формулу, решают задачи. Проверяют ответы.

Познавательные УУД: умение воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.
Регулятивные УУД:

 умение организовать свою деятельность во время самостоятельной работы, коррекция, саморегуляция.
Коммуникативные УУД: 

сотрудничество со сверстниками во время проверки выполненной работы

Личностные УУД: 

Умение применять правила делового сотрудничества: сравнивает разные точки зрения; считается с мнением своих одногруппников; проявляет терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

4. Творческая работа

Групповая

Организует работу по группам:

1.Дает задание, разгадать ребусы группой, кто выполнит задания первыми

Приложение 3

Ответы размещены на слайде.

2.Предлагает решить задачу группой, подобрать подходящую формулу

Приложение 4

Ответы размещены на слайде.

1.Выполняют задание, разгадывают ребусы, группой, выполняют задание, активно работают, дают свои ответы и проверяют правильность ответов.

2. Подбирают подходящую формулу и решают задачу, дают ответ и сверяют ответы.

Познавательные УУД: структурирование знаний.
Регулятивные УУД: умение организовать свою деятельность о время самостоятельной работы, коррекция, саморегуляция.
Коммуникативные УУД: сотрудничество со сверстниками во время проверки выполненной работы.

5. Закрепление полученных знаний

Индивидуальная

Дает задание для самостоятельной работы

Предлагает обучающимся поменяться листами и проверить. Организует взаимопроверку. Ответы размещены на слайде.

Приложение 5

Выполняют самостоятельную работу, проверяют, оценивают.


Познавательные УУД: структурирование знаний.
Регулятивные УУД:

 умение организовать свою деятельность о время самостоятельной работы, коррекция, саморегуляция.
Коммуникативные УУД:

 сотрудничество со сверстниками во время проверки выполненной работы.

6. Домашнее задание


Инструктирует выполнение д/з: Приложение 6

Задают вопросы, осмысливают выполнение д/з

Регулятивные УУД: прогнозирование, коррекция, саморегуляция.

7. Этап подведения итогов и рефлексия


1. Подводит итоги урока

2. Рефлексия::
1. Предлагает несколько предложений на выбор:

- Сегодня я узнал(а) ........

- Было трудно…

- Я понял(а), что…

- Я научился(ась)…

- Я смог (ла)…

- Было интересно узнать, что…

- Меня удивило…

-Мне захотелось…

2. Выберите смайлик, который соответствует Вашему настроению в конце урока.

Приложение 7

1. Оценивают свою работу на уроке

2. Рефлексия:

Делают выводы по уроку. Выбирают, как хотелось бы им ответить, с помощью предложения или с помощью смайликов. Дают свой ответ.


Познавательные УУД: осознанное построение речевого высказывания. 

Регулятивные УУД: 

прогнозирование, коррекция, саморегуляция.






Приложение 1



Формула размещения:

Читается: «A из n по m»

Задача № 5

Сколько трехзначных чисел можно составить из цифр 1, 3, 5 и 7, используя в записи числа каждую из них не более одного раза?



Задача № 6

Сколько имеется слов длиной 3 с неповторяющимися буквами в алфавите из 6 букв ?






Задача № 7

Студенты 1 курса изучают 10 предметов. Сколькими способами можно составить расписание на один день, чтобы в нем было 4 различных предмета?
















Приложение 2



Формула сочетания

Читается: «С из n по m»




Задача № 8

Имеется 5 цветков разного цвета. Обозначим их буквами a, b, c, d, e. Требуется составить букет из трех цветков.






Задача № 9

В магазине «Филателия» продается 8 различных наборов марок, посвященных спортивной тематике. Сколькими способами можно выбрать из них 3 набора?






Задача № 10

Из 18-ти студентов группы надо выбрать двух дежурных. Сколькими способами можно сделать этот выбор?







Ребус №1. Приложение 3

,,,+м+ ,,,+, ,,,+то+ .
→е=и →е=и


Ребус №2.

,,,+ ,,,+р+,,, .

→и=ы

Ребус №3.



,,,,+бы+,,, ,+я.

Ребус №4.

,+ + ,,,+р+ ,,,+е.


Ребус №5.


,,+ ,,+з+ ,,,,,+ж+ ,,,+е.


Ребус №6.



,,,+ ,,+ ,,,+ ,,+,,,,,, +е.


Ребус №7.


+ ,,,+,,,, ,+ ,,,,+ть.

→а=о



Ребус №8.




,,,,,+ти+ ,,,,+ ,,,+ ,,,,+ж+,,,,, ,+е.



Ребус №9.



, , +в+ ,,,,, +воз+ ,,,, +ж+ ,,,,,+е.


Ребус №10.



,,,, + ,,,, + , + с + ,,,,,, +ное.

Приложение 4


Групповое задание:

1

Из шести врачей поликлиники двух необходимо отправить на курсы повышения квалификации. Сколькими способами это можно сделать?

___________________________________________________________________________


2

Сколько различных двухзначных чисел можно составить, используя цифры 1, 2, 3, 4 при условии, что ни одна цифра не повторяется?


_________________________________________________________________________

3

В группе 7 студентов успешно занимаются математикой. Сколькими способами можно выбрать из них двоих для участия в олимпиаде по предмету?

_______________________________________________________________________________

4

Сколько различных трехзначных чисел можно составить из цифр 1, 2, 3, 4, 5 при условии, что ни одна цифра не повторяется?


Приложение 5

Тема: Комбинаторика


  1. Вычислите:


а) Р2 б) Р4 в) Р6 г) Р8


  1. Вычислите:

а) А  б) А  в) А  г) А 


3. Вычислите:


а) С  б) С  в) С  г) С 



Приложение 6


Домашняя работа.


Задачи на перестановку

Задача №1.

На завод прибыли 6 токарей и их нужно закрепить за имеющимися 6 токарными станками, то возможностей будет сколько?


Задача №2.

Сколькими способами могут быть расставлены 7 участниц финального забега на 7-ми беговых дорожках?


Задачи на размещение

Задача №3

Сколько всего исходов, если друг за другом из колоды вынимают две карты, не возвращая карту обратно (выбор без возвращения)?

Задача №4

В президиум собрания избрали 8 человек. Сколькими способами они могут распределить между собой обязанности председателя, секретаря, и счётчика?


Задачи на сочетание

Задача №5

В ящике находится 15 деталей. Сколькими способами можно взять 4 детали?

Задача №6

У бармена есть 6 сортов зеленого чая. Для проведения чайной церемонии требуется подать зеленый чай ровно 3 различных сортов. Сколькими способами бармен может выполнить заказ?


7 Вычислите значение выражения:


а)  ; б)  ; в)  ; г)  ;

д) 100 – 4!; е) 8! – 15 320; ж)  ; з)   .


Творческая работа: придумать задачи связанные со своей профессией. ( не менее 5)



Приложение 7




















МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ГБПОУ «КОЛЛЕДЖ ТРАДИЦИОННЫХ ИСКУССТВР НАРОДОВ ЗАБАЙКАЛЬЯ»













Методическая разработка урока


по теме    «Комбинаторика. Комбинаторные конструкции»


дисциплина «Математика»


группа 211 по профессии «Хозяйка усадьбы»

                             















  





 Разработала: Тимофеева В.А., преподаватель













с. Иволгинск

2017 год

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ГБПОУ «КОЛЛЕДЖ ТРАДИЦИОННЫХ ИСКУССТВР НАРОДОВ ЗАБАЙКАЛЬЯ»













творческие задания




по дисциплине «Математика»



                             















  





 Разработала: Тимофеева В.А., преподаватель













с. Иволгинск

2017 год










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!