Тема урока: Лабораторная работа №1 Изучение микроскопического строения тканей
Цель урока: определить сущность понятия «ткань»; изучить основные типы и виды тканей,
Задачи урока:
Образовательные:
-повторить материал о клетке;
-знать основные типы тканей, их локализацию и функцию в организме человека;
Развивающие:
-уметь распознавать ткани;
-уметь самостоятельно работать с учебником, микроскопом и микропрепаратами;
-развивать умения выделять главное, рассуждать, сравнивать, обобщать;
-развивать интерес к учению посредством использования информационных технологий.
Воспитательные:
-воспитывать стремление к познанию;
-воспитывать чувство ответственности за полученные знания.
Планируемые результаты
знать основные понятия, типы и виды тканей
уметь различать различные виды тканей на готовых микропрепаратах
Обеспечение урока: учебник Н.И.Сонин «Биология. Человек», рисунки учебника, микроскопы, набор микропрепаратов, компьютер, проектор, тесты, инструкции по проведению лабораторной работы, презентация к уроку
Содержание урока
Организационный момент
-Приветствие
-Проверка наличия учащихся
-Психологический настрой учащихся к уроку.
"Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: "Скажет живая – я ее мертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках”.
А в ваших руках получить на уроке знания и унести их с собой.
Проверка знаний
Несколько учащихся работает со слайдом презентации
Индивидуальное задание: Рассмотрите рисунок презентации, назовите части клеток обозначенные цифрами.(слайд 2 презентации)
Весь класс выполняет тестовое задание по вариантам (приложение 1)
Взаимопроверка с использованием слайдов презентации (слайд 3,4)
Оценка выполнения задания:
5 правильных ответов- «5»
4 правильных ответа- «4»
3 правильных ответа- «3»
2 правильных ответа- «2»
Целеполагание ( совместное формирование темы и целей урока)
В качестве подсказки для определения темы урока демонстрируется слайд 5 презентации.
-Какой уровень организации живого пропущен?
Клеточный→……… →органный→организменный и т.д
-Что изображено на рисунках?
Предполагаемый ответ: Ткани
Учитель корректирует тему урока, учащиеся записывают тему урока в тетрадь.
Тема: Ткани. Лр№1.Изучение микроскопического строения тканей.(слайд 6)
Как вы думаете какие цели нам необходимо достигнуть в течении урока?(сл 7)
Предполагаемые ответы учащихся:
Познакомиться с понятием ткань;
Знать особенности строения ткани;
Познакомиться с типами тканей и их функциями.
Изучение нового (беседа с использованием презентации и текста учебника)
Используя текст учебника, найдите понятие «ткань» и запишите его в тетрадь.
Ткани- группы клеток, имеющих одинаковое строение, и выполняющие одинаковые функции. (сл 8)
У человека, как и у животных, выделяют ткани:
-эпителиальные,
-соединительные,
-мышечные,
-нервную.
Смысловое чтение текста учебника (стр 34-39) с заполнением таблицы:
Таблица «Типы и виды тканей» (слайд 9)
Тип Ткани | Характерные особенности | Виды тканей | Где встречаются в организме | Какую роль играют? |
эпителиальная | | | | |
соединительная | | | | |
мышечная | | | | |
нервная | | | | |
Совместный разбор результата работы с текстом (опора на слайды презентации 10- 13 )
Тип Ткани | Характерные особенности | Виды тканей | Где встречаются в организме | Какую роль играют? |
эпителиальная | Клетки плотно прилегают друг к другу, располагаясь в один или несколько рядов, межклеточное вещество развито слабо, при повреждении клетки быстро заменяются новыми | Покровный эпителий | Образует поверхностные слои кожи, выстилают оболочки внутренних органов. | Защитная функция, обмен веществ |
Железистый эпителий | Образует железы внешней и внутренней секреции | Образуют секреты: пот, слюну, молоко, гормоны. |
Соединительная | Имеет хорошо развитое межклеточное вещество | жировая | Образует слой жировой клетчатки под кожей | Функции: опорная, защитная, теплоизоляционная, энергетическая |
Костная, хрящевая | Образует скелет | Функции: опорная, защитная |
кровь | Движется по органам кровеносной системы | Функции: питательная, транспортная, защитная |
мышечная | Образованна небольшими по размеру, веретенообразной формы одноядерными клетками | Гладкая | В стенках внутренних органов; в стенках кровеносных и лимфатических сосудов; в стенках протоков желез | Перемещение жидкостей внутри органов |
Образована многоядерными клетками | Поперечно-полосатая | Образует скелетные мышцы | Приводит в движение скелет |
Образованна удлиненными клетками с одним, реже двумя ядрами | сердечная | Образует сердечную мышцу | Обеспечивает сокращение сердца |
Нервная | Образованна нейронами (тело +отростки) и нейроглией | | Образует нервную систему | Обеспечивает возбудимость и проводимость нервных импульсов. |
Закрепление
-Проведение лабораторной работы
Лр№1.Изучение микроскопического строения тканей.(приложение 2)
На столах у учащихся микроскопы и наборы микропрепаратов, при работе необходимо использовать дополнительный материал, приведенный в приложении.
Д/з стр 34-39, вопросы 1-8, закончить лабораторную работу. (слайд 16)
Рефлексия приём «Рюкзак» (слайд 17)
-сегодня с собой я возьму следующие знания …..
-мой рюкзак наполнился…
- рюкзак мой пуст, так как я …
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Проверка знаний IВ
1.Что является структурным и функциональным элементом тела?
2.Учствуют в образовании белка.
3. Осуществляет накопление и транспортировку веществ, которые образовались в других органоидах.
4.Разрушают и растворяют ненужные части клетки
5. Осуществляет транспорт веществ в клетке.
Проверка знаний IIВ
1.Ограничивает содержимое клетки от окружающей среды
2. Несёт наследственную информацию
3. У этого органоида внутренняя мембрана образует складки (кристы)?
4.Сложный лабиринт, образованный множеством мельчайших канальцев, пузырьков, мешочков.
5.При повреждении, какого органоида нарушается синтез белка в клетке?
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Лр№1.Изучение микроскопического строения тканей.
Цель: Познакомиться с особенностью строения тканей.
Оборудование: микроскопы, набор готовых микропрепаратов.
Ход работы
ПРИМЕЧАНИЕ: Привести микроскоп в рабочее состояние: осветить объект, настроить резкость. Наиболее удобный режим просмотра: окуляр 15, объектив 8, увеличение х 120. Изображать все видимое в круге вовсе не обязательно: достаточно ограничиться зарисовкой небольшого участка ткани, чтобы был ясен характер расположения клеток и тип межклеточного вещества, если оно есть.
Рассмотреть поочерёдно два выданных учителем препарата тканей;
Изучить, сравнить их строение и зарисовать;
Описать особенности строения каждой ткани( воспользуйтесь дополнительным материалом), указать какие функции они выполняют;
Сделать выводы, как особенности строения тканей связаны с выполняемыми функциями.
Дополнительный материал:
• Просмотр эпителиальной ткани почечных канальцев. Привести микроскоп в рабочее состояние: осветить объект, настроить резкость. Встречающиеся на препарате окружности и эллипсы — это поперечные разрезы канальцев, стенки которых состоят из эпителиальной ткани. Обратить внимание на то, что клетки образуют сплошной ряд. Крупные ядра говорят об интенсивном обмене, происходящем в клетках. На рисунках надо указать ядро, цитоплазму, клеточную мембрану.
• Просмотр хрящевой ткани как пример соединительной.
Режим просмотра может быть оставлен тот же. На рисунке должны быть отражены капсулы, включающие несколько клеток (редко одну) и гомогенное вещество между ними.
• Просмотр гладкой мышечной ткани.
Мышечная ткань состоит обычно из веретеновидных клеток с палочковидными ядрами. Функций гладкой мышечной ткани имеет две особенности: она не подчиняется человеческой воле; работа гладких мышц регулируется как вегетативным отделом нервной системы, так и гормонами.
• Просмотр поперечнополосатой мышечной ткани.
Поперечную исчерченность ткани создают сократительные нити, которые состоят из двух белков (актина и миозина), по-разному преломляющих свет. Их чередование и создает такую окраску. При мышечном сокращении происходит синтез этих белков, ведущих к укорочению сократительных нитей.
При рассмотрении функций поперечнополосатой мышечной ткани следует заметить, что она регулируется только нервной системой (ее соматическим отделом) и может подчиняться нашей воле.
• Просмотр нервной ткани.
Показать типичные нервные клетки можно на препаратах спинного мозга, мозжечка и других отделов мозга. Следует обратить внимание на их различную форму и подчеркнуть, что каждый нейрон имеет тело, в котором находятся ядро, цитоплазма и отростки. При этом один из отростков — аксон — имеется у любой нервной клетки. Он проводит нервные импульсы (сигналы нейрона) к другим клеткам и органам. Других отростков - дендритов — может быть много. Нервные импульсы способны передаваться только в пределах нейрона