СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: Мировые природные ресурсы. Неисчерпаемые природные ресурсы, их характеристика.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока представлена в виде технологической карты.Домашнее задание-проект , в том числе и по краеведению.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Мировые природные ресурсы. Неисчерпаемые природные ресурсы, их характеристика.»

Урок географии в 10 классе

Тема урока: Мировые природные ресурсы. Неисчерпаемые природные ресурсы, их характеристика.


Образовательная цель: оценить природные ресурсы мира, систематизировать на группы, выявить их географию и значение для экономики стран.

Развивающая цель: умения определять и описывать различные географические объекты, умения работать в группах.

Воспитательная цель: воспитывать у учащихся интерес к путешествиям и новому познанию, сформировать эстетическое отношение к природе.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Вспомним тему прошлых уроков?

2. Вспомним: так что же такое «природные ресурсы»?

3. Схему объяснить (слайд 2)

Мы с вами знаем, что природные ресурсы делятся на исчерпаемые и неисчерпаемые. (слайд 3,4)

Исчерпаемые: Они могут истощаться при больших объёмах их использования. Исчерпаемые ресурсы делятся на возобновимые и невозобновимые. К невозобновимым ресурсам относят­ся минеральные ресурсы или полезные ископаемые. Возобновимые ре­сурсы можно восстановить. К возобновимым относятся земельные, лес­ные, водные, биологические, рекреационные ресурсы.

- Как можно восстановить эти ресурсы?

Неисчерпаемые ресурсы — это энергия ветра, Солнца, приливов и отливов, геотермальная энергия. Эти виды ресурсов не исчезнут на Зем­ле, не смотря на объёмы их использования. Сколько бы мы не построили солнечных электростанций, Солнце не будет менее ярко светить.


4. ЧЕЛОВЕК! Самое ценное творение природы на нашей планете Благодаря творениям его рук на земле выросли города, развивается экономика. Человеческое общество прошло долгий путь развития от первобытной общины до постиндустриального общества с развитыми технологиями. Наряду с традиционными источниками энергии предпринимаются попытки вовлечь в хозяйственный оборот ресурсы нетрадиционной (альтернативной) энергетики.

Попытайтесь озвучить тему урока.

Тема урока: Мировые природные ресурсы. Неисчерпаемые природные ресурсы, их характеристика.

Цель нашего урока – познакомиться с   богатством и разнообразием неисчерпаемых природных ресурсов, систематизировать их на группы.

В тетрадях записываем дату и тему урока.

Солнечную энергию лучше всего использовать (эффективно, выгодно) в странах с аридным климатом: в Саудовской Аравии, Алжире, Марокко, ОАЭ, Австралии, а также в Японии, США, Бразилии.

Ветровую энергию лучше всего использовать на побережье Северного, Балтийского, Средиземного морей, а также на побережье Северного Ледовитого океана. Некоторые страны особенно интенсивно развивают ветроэнергетику, в частности, на 2011 год в Дании с помощью ветрогенераторов производится 28% всего электричества, в Португалии – 19%, в Ирландии – 14%, в Испании – 16% и в Германии – 8%. В мае 2009 года 80 стран мира использовали ветроэнергетику на коммерческой основе.

Следующий вид: агроклиматические ресурсы – основные элементы климата. Чем важен данный вид ресурсов?

Мы живём в XXI веке, веке технического и научного прогресса, который  требует от любого человека колоссальных нагрузок и усилий, с которыми может справиться только здоровый человек. В процессе жизнедеятельности человек расходует свои силы, разрушает здоровье. Как с этим можно справиться?

Только  заботясь о здоровье и отдыхе людей .Сейчас  конец четверти Ваши интеллектуальные нагрузки тоже требуют от вас отдыха и восстановления здоровья. От латинского слова «восстановление» и произошло название ресурсов, которые мы будем изучать сегодня.

В последние десятилетия значения этих ресурсов возросло. Это связано с тем, что человек перестал трудиться ради выживания (или заботиться о добыче хлеба насущного – на сегодня и завтра), а начал думать об отдыхе и связанных с ним удовольствиях, где определенное место и заняли путешествия. Позже этот вид отдыха стал именоваться туризмом.

Туристы есть везде! Есть туристические фирмы, осуществляющие посещение Северного и Южного полюсов, восхождение на Эверест, кругосветное плавание и многое другое. 

По применению делятся на ресурсы для промышленности, какие? Для с\х? Для отдыха и туризма.

Для с\х?

Для отдыха и туризма?

Так что же такое рекр.ресурсы?

Все рекреационные ресурсы делятся по происхождению  на группы слайд 15- схему в тетрадь

Как понимаете, какие ресурсы относятся к антропогенным?

Какие к природным? Примеры записать в тетрадь.

Задание:

Разбейте на 2 группы следующие объекты: зоопарк,  река,  театр,  галерея,  родник (источник, ключ), памятник архитектуры, песчаный морской пляж,  лес.

--- Подчеркните  те ресурсы, которые кроме рекреационных можно отнести ещё и к другим группам (видам) ресурсов.

---В каком же случае их можно считать рекреационными?

---Сделайте вывод, какие требования предъявляют к рекреационным ресурсам?

Вывод:(на основе ответов детей) к р.р. предъявляют определённые требования.

Все рекреационные ресурсы делятся по цели использования  на группы Слайд 16- Ресурсы для отдыха, туризма, лечения

задание 2: привести примеры и записать в тетрадь

Дополнить список своими примерами объектов рекреации РФ.

Давайте с некоторыми объектами познакомимся поближе - послушаем сообщение

Вывод: один и тот же объект может выступать одновременно центром и познавательного и спортивного и оздоровительного туризма. Так есть целые страны (регионы) в которых рекр.ресурсы разнообразны и играют важную роль экономике, одна из отраслей (или всего одна отрасль) хозяйства в этих странах- международный туризм.

Задание 3. Какого же значение  международного туризма в экономике отдельных стран (регионов).

Что представляет собой эконом. значение туризма для страны? Что  даёт стране?

Более 500 млрд. долларов в год - поступление от туризма в мировую экономику

Что представляет собой социальная функция  туризма?

127 млн. человек в мире работает в сфере туризма, это каждый 10-й работник в мире занят в этой сфере

А что значит – гуманитарное значение?

Пример: 1.Египет - в настоящее время там идёт гражданская война, но отдыхающим практически ничего не грозит. У местного населения,  нет намерений, причинять вред отдыхающим, все волнения в стране внутриполитические.

2. Большое количество российских туристов вынуждает египтян, занятых в туристической сфере, учить русский язык, чтобы как можно легче общаться с приезжими, улучшая уровень сервиса. Притом во многих отелях знание русского – огромный плюс для претендента на вакансию.

Какие же страны и регионы играют ведущую роль в международном туризме. Давайте рассмотрим пространственную структуру международного туризма.

Региональное распределение международных туристических потоков сложилось давно. С начала массовых туристических обменов по настоящее время на мировом рынке туризма заметно выделяется Европа. Особенно славятся страны, имеющие древнюю богатую культуру:

Италия

Греция

Франция

Россия

Горнолыжные курорты Европы: Австрия, Швейцария

Лечебные курорты Чехии и др.страны

Этот регион пользуется большой популярностью у самих европейцев, а также жителей др.регионов. Вторую позицию прочно удерживает Америка. На Европу и Северную Америку приходится 4/5 всех прибытий в мире.  Динамично развивается  Азиатско-Тихоокеанский регион и  по прогнозам ВТО на 2020 год, Европа удержит доминирующее значение, а Азиатско-Тихоокеанский регион выйдет на второе место.

По прогнозам ВТО 21 век станет веком туризма. Туризм выделяется ЮНЕСКО( Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры) как одна из самых ведущих сфер профессионального образования. Поэтому специальность «ТУРИЗМ» сегодня является очень популярной среди студентов во всём мире. Любая страна заинтересована в привлечении туристов, что не даёт выпускникам этого направления остаться без работы. Количество туристических фирм с каждым годом становиться больше.

Задание на дом. Сегодня, я хочу предложить Вам попробовать себя в роли сотрудников туристической фирмы: кто-то представит себя в роли директора, дизайнера,  разработчика тур проектов.

Разбиться на группы  по разным  направлениям.  Каждая группа представляет собой туристическую фирму. В ходе групповой работы должны использовать свои географические и культурологические знания + каждый подготовил не большой материал по объектам рекреации - изготовить туристический буклет. На следующий урок представить свои туристические буклеты

 Вывод урока и цели на след.урок:

Рекреационные ресурсы, как и любые другие ресурсы, требуют рационального использования. Поэтому на след.уроке мы с вами обсудим экологические проблемы  использования ресурсов, в том числе и рекреационных и предложим  как решить эти проблемы.

д/з: изготовить туристический буклет.

«Создание рекреационной зоны в г.Макушино»

Мировые природные ресурсы.

---Пр.рес.-это совокупность объектов пригодных для использования ЧЕЛОВЕКОМ.



По исчерпаемости:

1)исчерпаемые: возобновимые (биологические, земельные,водные, лесные) и невозобновимые (минеральные);

2) неисчерпаемые-ресурсы нетрадиционной энергетики, агроклиматические и рекрационные.










Обучающиеся – сообщения о ресурсах источниках нетрадиционной (альтернативной) энергетики.

В тетрадях записывают примера государств, которые преуспели в развитии нетрадиционной (альтернативной) энергетики.






Ответ обучающегося: оцениваются применительно к условиям роста и развития сельскохозяйственных культур.









Сообщение обучающегося.





Р.Р.- ресурсы способствующие восстановлению здоровья человека и создающие хорошие  условия для отдыха.

- антропогенные,природные

---созданные человеком, например….

---созданные природой, например…

Антропогенные: зоопарк,  театр,  галерея, памятник архитектуры

Природные: песчаный морской пляж,  лес, река, родник

Река – водные

Лес – лесные

Родник – водные, выход подземных вод

Река – если оборудован пляж, если река не загрязнена,оптимальная темпер.и глубина и скорость течения.

Лес – если не заболочен, не является непроходимым, если пригоден для отдыха

Родник –если чистая вода, а ещё лучше минеральная

К природным – экологические требования (чистота)

К антропогенным – экономические (безопасность)

1.рекреационно-познавательные

2.рекреационно-спортивные

3.рекреационно-лечебные и оздоровительные

рекреационно-познавательные

Египетские пирамиды; Великая Китайская стена; гробница Тадж-Махал; Статуя Свободы;

рекреационно-спортивные

горно-лыжная база в Альпах; восхождение на высшую вершину Австрии; Сафари-тур на территории Кении; сплав по реке Квой (Таиланд);

рекреационно-лечебные и рекреационно-оздоровительные

Голубая Лагуна (горячий источник в Исландии); пляжный курорт на Бали; санатории в Карловых Варах (Чехия); отдых на пляжах Мальдивских островов……

Способствует укреплению мира, дружбы… способствует взаимопониманию народов, познанию культуре др.народов






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!