1.Из двух суждений: а) санкции охраняют групповые нормы; б) санкции включают как поощрение, так и отрицание 1)верно только а; 2)верно только б; 3)оба суждения верны; 4)оба суждения неверны.
2.Подумайте и напишите, какие санкции могут быть применены в следующих ситуациях:
- ученик опоздал на урок
- ученик победил в школьной олимпиаде
- ученик отказался помочь маме
4) ученик помог другу сделать домашнюю работу
замечание
награда
ругательство
поддержка
3.Установите соответствие между социальными группами и признаками, по которым они
выделены: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий
элемент из второго столбца.
СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ ПРИЗНАКИ
А) пенсионеры 1) профессиональный
Б) молодёжь 2) демографический
В) актёры кино
Г) врачи
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А Б В Г
А2 Б2 В1 Г1
Что такое деятельность?
- Деятельность – это форма взаимодействия с окружающим миром.
- Какие виды деятельности вы знаете?
Виды деятельности
- Игра - вид деятельности, который не ставит своей целью производство каких-либо материальных благ. Игры, как правило, имеют характер развлечения и используются для отдыха.
- Учение — вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений, навыков. Труд — вид деятельности, который занимает особое место в системе человеческой деятельности. Труд создаёт предметы материальной и духовной культуры, преобразует жизнь.
- Общение — вид деятельности, который возникает в процессе индивидуального развития человека и направлен на обмен информацией между общающимися людьми. Общение имеет определённую структуру, в которую входят: субъект, цель, содержание, средства информации и получатель информации.
Тема урока : ОБЩЕНИЕ
План урока:
- 1.Что такое общение.
- 2. Каковы цели общения.
- 3. Как люди общаются.
- 4.Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.
- 5. «Слово – серебро, молчание – золото».
Возникают вопросы :
- Что же такое ОБЩЕНИЕ?
- Какую роль оно играет в жизни человека?
- Обсудим эти вопросы на уроке.
1. Все ли люди одинаково общаются друг с другом, у всех одинаковые способности к общению?
2. Когда человек начинает общаться?
3. Может ли ребёнок, выросший без общения с людьми до 5-6 лет, развиваться как человек?
4. С кем и с чем можно общаться?
5. Зачем людям общение?
6. Какие качества формируются в хорошем общении?
7. Что происходит с самими людьми в результате общения?
8. Может ли человек прожить без общения?
Общение - взаимные деловые и дружеские отношения людей
- При этих взаимоотношениях люди оказывают влияние на мысли и чувства друг друга.
Своими словами
Внешним видом
Своим поведением
Цели и значение общения
Только в общении с другими людьми происходит формирование личности
Основные черты человек приобретает через личный опыт общения
В процессе общения человек усваивает опыт и знания предков
Личность взаимодействует с обществом не напрямую, а с помощью своего круга общения
Общение дает возможность правильно оценивать своих товарищей
Задание : изучите пункт 2 § 8 стр. 68 учебника и ответьте на следующие вопросы.
- Вопрос для первой группы : что происходит в процессе общения?
- Вопрос для второй группы : что происходит с людьми в результате общения?
- Результаты представьте наглядно (в тетради)
Что происходит в результате общения?
Что происходит в процессе общения?
Вывод
Цель и результат общения -
Что происходит в процессе общения?
Обмен информацией
Эмоциями
Умениями
Навыками
Знаниями
Опытом
Что происходит в результате общения?
прием и усвоение информации
люди меняются сами
передача информации
каждый из участников общения после него не такой, каким был до его начала .
Цель и результат общения - развитие человека.
Средства и виды общения.
- Общение с помощью речи называют вербальным
- Общение без помощи речи называют невербальным
- Формальный вид общения
- Неформальный вид общения
Средства общения
Вербальные (словесные)
Речь /речевое общение/
устная
вслух
письменная
Невербальные (несловесные)
про себя
Неречевое общение
Взгляд
/глаза/
Прикосно-вения
/руко-
пожатие/
Поза,
жесты
Мимика
/движения
мышц
лица/
Голос,
интонации
Движения
/походка/
Сигналы,
значки-символы
Юрий Борисович Левитан
В.Г. Перов Охотники на привале (1871 г.)
35% информации мы получаем с помощью глаз.
Общение со сверстниками
Общение со старшими
Черты различия
- Общаемся на равных.
- Младшие находятся в положении опекаемого не только родителями, но и старшими детьми.
- Младших защищают, учат, передают свой опыт, пытаются предостеречь от ошибок.
- Иногда по отношению к младшим появляется категоричность и строгость
Выступаем в роли ребенка.
Старших слушают, стараются им не прекословить, не позволяют грубости.
От старших мы узнаем много интересного, они передают нам свой опыт, предостерегают от ошибок.
Рекомендации по выстраиванию отношений
Серьезно и с пониманием относиться к детским играм, фантазиям, не смеяться над ними, а утешать, разбираться в их капризах, проявлять интерес и чуткость
Следует уважать старших, прислушиваться к их словам, не обижаться и не обижать, проявлять к ним внимание.
Черты сходства
И младшим, и старшим необходимо тепло и внимание. Это помогает выстраивать правильно общение.
Не наступать,
Не захватить,
Не кулак показать,
Не спрятать,
Не кричать,
Не разорвать,
а уступать.
а отдать.
а руку протянуть.
а поделиться.
а выслушать.
а склеить.
Учимся общаться.
Запомним правила общения:
1. Учись уступать и прощать слабости другого человека, будь снисходительным.
2. Не спеши делать категорические выводы по первому впечатлению.
3. Особенно избегай резких отрицательных оценок. Овладевай искусством уважения человека.
Словарь терминов:
Снисходительность – отсутствие излишней требовательности по отношению к кому-либо, чему-либо.
Категорический – однозначный, решительный, не допускающий возражений.
Притча о языке
Один король приказал своему слуге:
– Принеси мне такое кушанье, вкуснее которого нет на свете!
Слуга пошёл на рынок и купил язык. Попробовал его король и пришёл в восторг от прекрасно приготовленного блюда.
Через некоторое время король вызвал к себе слугу и приказал доставить ему самое горшее из всех блюд, какие есть в мире. Слуга снова пошёл на рынок и купил…язык.
– Я требовал, чтобы ты принёс самое горшее блюдо, а ты снова принёс язык, – рассердился король.
– Ваше величество! – сказал слуга. – На свете нет ничего приятнее умных слов и ничего горше дурных слов. Всё дело в языке…
Объясните, в чём мораль притчи.
/Что мы делаем при помощи языка: хорошее и плохое?/
Притча о языке
При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, решаем различные вопросы, просим, помогаем, приветствуем, миримся, выполняем просьбы, вдохновляем друг друга.
В то же время языком люди обманывают друг друга, начинают споры, раздоры, войну, язык делает людей врагами.
Мораль притчи такова – всегда следите за своими словами и думайте, что вы говорите своим языком, слова всегда возвращаются к нам с удвоенной силой либо добра, либо зла.
А это уже зависит от вас, от вашего языка, что вы хотите получить в ответ!
Зачастую в общении возникают сложности. Они называются барьеры общения .
- характер человека (замкнутый, неуживчивый);
- принижающе-уступчивая и защитно-агрессивная формы поведения;
- неуважение к собеседнику;
- отсутствие интереса к точке зрения собеседника;
- грубость;
- неясная формулировка собственной позиции.
«Слово- серебро, молчание- золото»
Уже много лет люди склоняются к мнению, что при получении информации человек расширяет свой внутренний мир. На то и древнегреческий философ Плутарх заявил «Говорят, что природа для того каждому дала два уха и один язык, чтоб говорить меньше, чем слушать»
У разных народов существует язык жестов. Приветственные жесты:
Испанцы и мексиканцы выражают радость, прикладывая к губам три сложенных вместе пальца и воспроизводя звук поцелуя.
Язык жестов. Приветственные жесты:
Довольный бразилец возьмётся
за мочку уха.
Язык жестов. Приветственные жесты:
Тибетцы показывают незнакомцам язык. Это значит: всё хорошо, зла от меня не жди.
/Тибет находится в Центральной Азии, занимая юго-западную окраину Китая/.
Язык жестов. Поприветствуем друг друга:
- Египтяне, словно военные, прикладывают ладонь ко лбу.
2. Самоанцы принюхиваются. /Государство Самоа в Тихом океане/.
3. Китайцы пожимают руки сами себе.
4. Латиноамериканцы обнимаются и хлопают друг друга по спине: голова справа – 3 хлопка, голова слева – 3 хлопка.
5. Полинезийцы тоже обнимаются, но при этом трут спины, а не ударяют по ним. /Полинезия в Тихом океане/.
Дейл Карнеги – американский психолог. 6 правил для общения:
2. Помните, что имя человека – это . самый сладостный и самый важный для для него звук на любом языке.
3. Будьте хорошими слушателями . Поощряй Поощряйте других говорить о самих себе. себе.
4. Искренне интересуйтесь другими людьми.
5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.
6. Внушайте вашему собеседнику сознание его значимости и делайте это искренне.
Большинство людей счастливы настолько, насколько они решили быть счастливыми. Однажды Дейл Карнеги поднимался по лестнице на станции метро в Нью-Йорке. Прямо перед ним с огромным трудом преодолевали ступени примерно 30-40 мальчиков-калек, опиравшихся на палки и костыли. Одного мальчугана несли на носилках. Карнеги был удивлён, что они веселы и смеются, и он сказал об этом сопровождавшему их человеку. «О да, – ответил тот, – когда ребёнок сознаёт, что останется калекой на всю жизнь, он вначале бывает потрясён, а затем, когда это состояние у него проходит, он обычно покоряется своей судьбе и становится счастливее здоровых детей» . У прохожих было желание снять перед этими ребятами шляпу.
Закончи предложение:
На уроке мне запомнилось … Меня удивило… Мне захотелось…
В каких красках
для вас останется урок?