Организационный момент | Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Откройте тетради. Запишите число, классная работа. Оставьте одну строчку для того, чтобы записать тему. | Приветствуют учителя, готовятся к работе. Записывают. |
Формулирование темы и цели урока | Посмотрите на экран. Поработаем с этим стихотворением-сказкой. Прочитайте текст выразительно, соблюдая паузы: Ветер Осторожно ветер Из калитки вышел, Постучал в окошко, Пробежал по крыше, Поиграл немного Ветками черёмух, Пожурил за что-то Воробьёв знакомых И расправил бодро Молодые крылья, Полетел куда-то Вперегонки с пылью. О чём это стихотворение? Выпишите грамматическую основу предложения и подчеркните. Сколько в этом предложении сказуемых и сколько подлежащих? (посчитать) С какой интонацией они читаются? Как называются подобные члены предложения? Верно! Сформулируйте тему урока и запишите её! А для чего нам надо знать однородные члены? Молодцы, ребята. Сегодня это будет целью нашего урока. Теперь откройте стр. 31, поработаем с рубрикой «Понаблюдайте». Между однородными членами есть не только запятые, но и союз и, связывающий эти однородные члены. Мы можем сформулировать 3 признака однородности: Однородные члены всегда относятся к одному главному слову. Однородные члены всегда являются одним членом предложения. Однородные члены отвечают на один вопрос. Обратите внимание на правописание слова «однородные». В нём два корня: «одн» - от слова «один», «одинаковый» (у них один вопрос, они являются одним членом предл.) и «род» - т.е. подчёркивается их родственность. | 1 из учащихся читает стихотворение вслух выразительно. Примерный ответ: о ветре. Ветер вышел, постучал, пробежал, поиграл, пожурил и расправил, полетел. 7 сказуемых и 1 подлежащее. Интонация перечисления. Такие члены предложения называются однородными. Тема: Однородные члены предложения. Для того, чтобы правильно расставлять знаки препинания. Устно работают с материалом учебника. |
Изучение нового материала | На этой же странице ознакомимся с информацией в синей рамке. Отработаем это правило, выполнив устно упр. 455. Прочитайте предложения, объясните знаки препинания при однородных членах с союзами. Обратите внимание на схемы к предложениям. Итак, какой вывод мы можем сделать? Верно! Однородные члены предложения связаны друг с другом интонацией перечисления или противопоставления, союзной или бессоюзной связью. Союз и является соединительным, он заменяет запятую. Союзы а, но – противительные, они противопоставляют однородные члены, перед ними ставится запятая. Выполним устно ещё одно интересное упр. – 457. Возьмём только первые 3 предложения. Каждый из вас должен подумать, какими однородными членами можно их дополнить. (Прослушать несколько ответов, самый лучший записать у доски: выделить грам. основу, однородные члены, обозначить, чем они выражены, обязательно указать падеж у существительных. Составить схему). Обратимся к упр. 458. Выполняем его письменно, кто-то работает у доски (по 2 предложения). Необходимо переписать предложения, выделить однородные члены. Обязательно подпишите, чем они выражены. И ещё выделим окончания у глаголов, как того требует задание. Откроем упр. 460, выполним его устно на местах. | Читают информацию из учебника (1 учащийся вслух). 1 учащийся работает устно с 1 предл. (всего 4 предл. - 4 учащихся, отвечающих устно), находит однородные члены, объясняет наличие или отсутствие запятых, получает комментарии и поправки (при необходимости). Примерный ответ: однородные члены предложения разделяются запятыми или союзом и. Но если есть союзы а, но, то запятая ставится перед ними. 1 учащийся работает у доски с 1-2 пред. 2 учащийся – с 3-4 пред. Остальные выполняют задание на местах в тетрадях. Выполняют устно на местах. |
Закрепление изученного на уроке | Для закрепления темы поработаем в ваших ТПО. Откройте упр. 104 на стр. 43. Необходимо вставить пропущенные буквы, выделить однородные члены, не забывая про знаки препинания, и составить схемы. Работаем самостоятельно. В конце я соберу тетради на проверку. | Работают на местах в тетрадях. |
Объяснение домашнего задания | Дома выполните письменно упр. 463 и 466 карандашом в тетрадях. Т.к. завтра у вас дистанционное обучение, то самостоятельно работаем с упр. 462 (письменно) и 467 (подготовка к словарному диктанту). | Записывают домашнее задание. |
Подведение итогов, рефлексия | Ребята, вспомните, какую цель мы поставили в начале урока? Как вы думаете, удалось ли нам достичь её? Понравился ли вам урок? Мне было очень приятно работать с вами. Спасибо за урок! | Примерный ответ: Научится правильно расставлять знаки препинания при однородных членах. Да! / Не совсем / Не полностью / Нет / Не всем. Прощаются. |