Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кайрактынская средняя общеобразовательная школа»
Акбулакского района Оренбургской области
Открытый урок в 7 классе по русскому языку.
Тема урока :
«Деепричастный оборот. Знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом»
составитель: Мартынова Е.М.
учитель русского языка и литературы
Технологическая карта урока Предмет: русский язык.
Класс: 7 класс.
Тема урока: «Деепричастный оборот. Знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом»
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Оборудование: доска, мел, компьютер, мультимедийное устройство.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, в группах, парная.
Цель урока: Познакомить обучающихся с понятием «деепричастный оборот», правилами постановки запятых при деепричастном обороте, развивать умение устно рассуждать и объяснять условия постановки запятых.
Задачи урока:
-образовательные: выявление условий обособления деепричастного оборота; формирование навыков постановки знаков препинания при деепричастиях и деепричастных оборотах; совершенствование орфографических и пунктуационных умений.
- развивающие: осуществление системно-деятельностного подхода; развитие критического мышления; развитие внимания; формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных); развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; развитие умения применять новые знания.
-воспитательные: воспитание бережного и ответственного отношения к слову, к культуре речи; воспитание умения внимательно слушать и слышать, уважать мнение других; совершенствование навыков этичного межличностного общения; формирование уважительного и бережного отношения к природе.
Планируемые результаты:
-Предметные: знать морфологические и синтаксические признаки деепричастий, правило постановки знаков препинания при одиночных деепричастиях и деепричастных оборотах, уметь конструировать предложения с деепричастным оборотом.
- Метапредметные: формирование универсальных учебных действий.
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения учебных задач логические операции, выполняют операции анализа, синтеза, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, систематизируют собственные знания.
Коммуникативные: умение вступать в диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе; способность формулировать собственные мысли, обосновывать свою точку зрения, задавать вопросы.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют необходимые действия, операции; осуществляют контроль своей деятельности в процессе достижения результата; адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут причины и пути их преодоления.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, желают совершенствовать имеющиеся навыки. Формируют ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию, коммуникативной компетентности в общении со сверстниками и взрослыми.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Мотивация учебной деятельности учащихся | -Добрый день, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Всё ли вы приготовили для урока: учебник, тетрадь, ручки? Все ли готовы к уроку? -Тогда вперед! Сформулировать тему урока нам поможет небольшое стихотворение: Школьный прозвенел звонок, и пришли мы на урок Потрудиться не ленясь, не медля и не торопясь, Отвечая, улыбаясь, и при этом, не теряясь. В работе примем все участие, повторяя Деепричастие. Речь на уроке, как вы поняли, пойдет о Деепричастии. Но не только. Ребята, прочитайте эпиграф. Как вы понимаете его смысл? “Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь и горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину”. М. Пришвин | Приветствуют учителя. Настраиваются на урок, подготавливают учебные принадлежности. | Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности. Коммуникативные: умение слушать; умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации. Познавательные: умение строить речевое высказывание. Регулятивные: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. |
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие | Мы должны бережно относиться ко всему живому, что нас окружает, беречь и спасать. Прочитайте часть текста (слайд). Текст Рядом с высокой березой сделали автобусную остановку. Люди, ожидая транспорт, вешали на дерево тяжелые сумки. Когда сучья пообломались, кто-то, не подумав, вбил много гвоздей. Береза стала вешалкой. Никто не замечал, как с каждым днем чахло дерево. На нем всё так же болтались сумки. Дерево ссутулилось и, сгорбившись, стояло над дорогой, как белый памятник. Мимо шел человек в комбинезоне. Остановился и, не сказав ни слова, ушел. Вернулся он с топором... Это отрывок из текста. Как вы думаете, как автор закончил данный рассказ? Огородил березу мелким частоколом, на раненый ствол повесил табличку: “Гвозди не вбивать! Живая!” Определите тему и идею рассказа. Назовите деепричастия. Вспомните, что вы знаете об этой части речи. Дидактическая игра «Да-нет». 1. Деепричастие – самостоятельная часть речи. Да. 2. Деепричастие обозначает добавочное действие. Да. 3. Деепричастие отвечает на вопросы что делать, что сделать. Нет. 4. В предложении деепричастие является определением. Нет. 5. В деепричастии совмещены признаки наречия и прилагательного. Нет. 6. Деепричастия изменяются. Нет. 7. Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида. Да. 8. Деепричастие бывает будущего и настоящего времени. Нет. На доске записано предложение. Ваша задача – расставить знаки препинания и произвести его синтаксический разбор. (Человек, являющийся частью природы, должен подчиняться ее законам). Чем осложнено данное предложение? (Обособленным определением, выраженным причастным оборотом) Переконструируйте предложение так, чтобы в нем было деепричастие. (Человек, являясь частью природы, должен подчиняться ее законам). Что такое причастный оборот? А есть ли зависимые слова у деепричастий? | Учащиеся читают текст, выдвигают свои гипотезы. Определяют тему и идею рассказа. Устно находят деепричастия. Отвечают устно на вопросы. Один ученик работает у доски. Учащиеся отвечают на вопросы | Личностные: формирование потребности в самовыражении и самореализации, положительное отношение к учению, познавательной деятельности. Познавательные: умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках; умение строить речевое высказывание. Регулятивные: адекватная оценка других и себя. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка. |
3. Выявление места и причины затруднения. | Скажите, ребята, почему мы не смогли с вами расставить запятые в данном предложении? Почему мы затруднились? | Учащиеся отвечают, почему у них возникли затруднения. | Личностные: формирование адекватной позитивной самооценки и самопринятия. Коммуникативные: построение понятных для партнёров высказываний. Познавательные: установление причинно-следственных связей. |
4. Построение проекта выхода из затруднения. | Значит, какова тема нашего урока? Какую цель поставим перед собой? Сформулируйте проблемный вопрос. Каков наш дальнейший план работы? | Ученики определяют тему и цель урока, формулируют проблемный вопрос. Намечают план работы. | Личностные: формирование границ собственного знания и "незнания". Коммуникативные: учёт разных мнений. Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи. Познавательные: выделение существенной информации. |
5.Реализация построенного проекта. | Проанализируйте данные примеры. Сформулируйте пунктуационное правило. /Выходя из церкви/, Кирила Петрович пригласил всех к себе домой. Кирила Петрович пригласил всех к себе домой, /выходя из церкви/. Кирила Петрович, / выходя из церкви/, пригласил всех к себе домой. /Волнуясь/, конница летит. Конница, /волнуясь/, летит. Конница летит, / волнуясь/. Когда обособляется деепричастный оборот, ответит 1 группа. Когда обособляется одиночное деепричастие, ответит 2 группа. Ответы обучающихся: На письме одиночное деепричастие или деепричастный оборот обособляется, независимо от его положения по отношению к главному слову, в отличие от причастного оборота, который обособляется, если стоит после определяемого существительного. Теперь откройте свои учебники и посмотрите, верно ли мы сформулировали правило. Деепричастия и деепричастные обороты не обособляются: 1) если деепричастие непосредственно примыкает к глаголу и имеет значение образа действия: Не спеша бегут лошади среди зеленых холмистых полей — бегут как?; 2) если деепричастие включается в устойчивый оборот: работать спустя рукава, работать не покладая рук и др.: Н/р В трудные дни он работал с нами рук не покладая. 3) если деепричастие или деепричастный оборот оказываются в ряду однородных членов предложения, выраженных другими частями речи: Он говорил шепотом и ни на кого не глядя. | Ученики анализируют материал и выдвигают свои гипотезы. Работают с учебником. Анализируют материал. | Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности. Коммуникативные: формулирование собственного мнения (позиции), умение выражать свои мысли, построение монологического высказывания. Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, различение способа и результата действия. Познавательные: поиск разнообразных способов решения задач, установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, анализ, синтез, самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Объяснительный диктант. (графически обозначить деепричастный оборот). 1. Выглянув из-за дерева, я увидел тигра на том же месте. 2.Лошадь, доскакав до оврага, вдруг кинулась в сторону. 3.Уважая собеседника, уважаешь и себя. 4.Сделав зло, не жди добра. 5.Не имея терпения, ничему не научишься. Творческий диктант. Задание: заменить деепричастием сначала первый, а потом второй глагол. Полученные предложения записать, графически выделить деепричастный оборот. 1) Белочка распустила хвост и прыгала по веткам. 2) Снег падал на землю и покрывал её пушистым ковром. | Ученики самостоятельно работают в тетрадях. | Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Личностные: формирование мотивов достижения цели. Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, учёт правила в планировании и контроле способа решения. Познавательные: структурирование знаний, построение речевого высказывания в устной и письменной форме. |
7. Физкультминутка |
8. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | Орфоэпическая минутка Образуйте деепричастия несовершенного вида, поставьте ударение. Ржаветь- ржавЕя Черпать- чЕрпая Баловаться- балУясь Выборочный диктант. Выпишите из текста деепричастные обороты. Придумайте заголовок, определите тип и стиль текста. С деревьев осыпались листья, и садоводы стали зарывать в землю виноградные лозы. Именно тогда над станицей полетели гуси. Им предстояло совершить далёкий, трудный путь, и летели они неторопливо, выдерживая строй. Иногда порыв встречного ветра сбивал летящих сзади молодых гусей. Они ломали линию строя, и старый вожак, замедлив размеренный лёт, звал их резким, гортанным криком. И всё же, бывало, где-нибудь оставалась старая гусыня. Ей трудно было поспевать за стаей, и она летала одна, часто опускаясь на землю и отдыхая от полёта. Отдохнув немного, она пыталась догнать стаю, тяжело взмахивая крыльями. Цифровой диктант. (Запишите только те номера предложений, в которых есть деепричастие или деепричастный оборот). 1) Блеснула яркая молния, раздался удар грома. 2) Много тайн хранят леса, опалённые войной. 3) Не узнав горя, не узнаешь и радости. 4) Охотники любовались степью, остывшей за ночь. 5) Потрескивая, горел костёр. 6) Отметив маршрут, туристы устремились на отдых. 7) Дробясь о мрачные скалы, шумят и пенятся валы. Деепричастия обладают большой выразительностью, благодаря чему они широко используются в языке художественной литературы. Например: Туманы, клубясь и извиваясь, сползали туда по морщинам соседних скал (М. Ю. Лермонтов); Временами по реке пробегала от ветра легкая рябь, сверкая на солнце (В. Г. Короленко). А чтобы вы в этом убедились, я предлагаю провести лингвистический эксперимент. Лингвистический эксперимент. Посмотрите на слайд. 1.Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет. То заплачет, как дитя. (А. С. Пушкин «Зимний вечер»). 2.Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит. (А. С. Пушкин «Зимнее утро») Учитель: Кто прочитает? Из каких произведений эти строки? Исследование- эксперимент. Замените деепричастия на глаголы. Что изменилось? (Стихотворение потеряло живописность. Появился однородный ряд сказуемых, интонация перечисления) Какую роль играют деепричастия в этих строчках? (дополняют глагол другими действиями, украшают его. Они помогают описать сложные действия, которые производятся неразрывно. Учитель: Удался эксперимент? (Лингвистический эксперимент ещё раз доказал, что трудно обойтись без деепричастий в речи.) | Ученики самостоятельно работают в тетрадях. Выставляют баллы в лист самооценки после проверки по эталону. Проводят лингвистический эксперимент, определяют назначение деепричастий в речи. | Личностные: развитие самооценки личности, формирование адекватной позитивной самооценки. Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с задачей, осуществление итогового и пошагового контроля по результату. Познавательные: обогащение речи, поиск и выделение необходимой информации |
9. Включение в систему знаний и повторение. | Каждый из нас способен помочь природе, для этого нужно выполнять простые правила. Перед вами таблица. Соедините начало и конец предложения, и вы получите правила общежития с природой. Потушив костер после отдыха в лесу, | учишься любить ее. | Починив подтекающий кран | удержись от соблазна сорвать красивый цветок | Охраняя растения | бережешь чистую воду | Изучая природу | сохраняешь лес и его обитателей. | Отдыхая на природе | бережешь чистый воздух. | | | Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, осознание усвоенного и того, что еще подлежит усвоению. Познавательные: структурирование знаний, смысловое чтение. Личностные: положительное отношение к учению. |
10. Рефлексия | Я сегодня…. Мне было трудно… Домашнее задание. Задание на выбор: Выписать из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» 5-7 предложений с деепричастным оборотом, произвести синтаксический разбор и составить схемы. | Отвечают на вопросы. Записывают домашнее задание. | Регулятивные: соотносить цель с достигнутым результатом, адекватно оценивать уровень достижений и возникшие трудности, волевая саморегуляция. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, постановка вопроса, умение слушать и вступать в диалог. |
Самоанализ урока.
Открытый урок, разработанный в соответствии с ФГОС, по русскому языку в 7 классе по теме: «Деепричастный оборот»
Предмет: русский язык.
Класс:7. В классе обучаются 6 учеников, присутствовало – 4.
Тема: «Деепричастный оборот» первый урок по теме, всего дается 2 урока).
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Урок построен на системно-деятельностном подходе.
Цель урока: актуализация имеющихся знаний; пробуждение у школьников интереса к получению новой информации, постановка собственных целей обучения.
Задачи урока:
Образовательные:
1)дать учащимся понятие о деепричастном обороте,
2)научить определять зависимые от деепричастия слова,
3)формировать навык видеть в предложении деепричастный оборот, выделять его и одиночное деепричастие графически и знаками препинания.
Развивающие:
1)создать мотивационную основу для восприятия учебного материала,
2)формировать коммуникативные умения учащихся, развивать внимание, память мышление.
Воспитательные:
1)воспитывать у учащихся культуру общения, уважение к собеседнику и учителю,
2)на примере слов, словосочетаний и предложений, предложенных на уроке, воспитывать у учащихся уважительное и бережное отношение к природе.
3)воспитывать интерес к русскому языку.
Задачи урока реализовывались:
1. Образовательные цели - в работе по конструированию словосочетаний и предложений с деепричастными оборотами, составлению схем предложений;
2. Развивающие цели - через монологическую речь учащихся при воспроизведении теоретического материала, комментировании ответов, развитие логического мышления, их аналитических способностей – через умение сравнивать, сопоставлять обобщать, делать выводы по теме;
3. Воспитательные цели - через подбор дидактического материала, воспитывающего у учащихся такие нравственные качества как «доброта», «сострадание», «бережное отношение к природе»; уважительное отношение к одноклассникам формировалось через прослушивание монологических ответов учеников, работу в коллективе.
Планируемые результаты:
-Предметные: знать морфологические и синтаксические признаки деепричастий, правило постановки знаков препинания при одиночных деепричастиях и деепричастных оборотах, уметь конструировать предложения с деепричастным оборотом.
- Метапредметные: формирование универсальных учебных действий.
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения учебных задач логические операции, выполняют операции анализа, синтеза, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, систематизируют собственные знания.
Коммуникативные: умение вступать в диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе; способность формулировать собственные мысли, обосновывать свою точку зрения, задавать вопросы.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют необходимые действия, операции; осуществляют контроль своей деятельности в процессе достижения результата; адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут причины и пути их преодоления.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, желают совершенствовать имеющиеся навыки. Формируют ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию, коммуникативной компетентности в общении со сверстниками и взрослыми.
Метод урока по типу познавательной деятельности: частично-поисковый, словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый, исследовательский, также осуществлялся творческий характер познавательной деятельности.
В ходе урока использовались межпредметные связи: русский язык, литература.
Формы работы: фронтальная, парная.
Соблюдены были структурные компоненты урока:
Мотивация учебной деятельности учащихся.
Актуализация знаний и пробное учебное действие.
Выявление места и причины затруднения.
Построение проекта выхода из затруднения.
Реализация построенного проекта.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Физкультминутка.
Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Включение в систему знаний и повторение.
Рефлексия.
На данном уроке использовались технологии:
- здоровьесберегающие технологии - чёткая дозировка учебной нагрузок, смена видов деятельности;
- технология коллективного сотрудничества – развивает умение работать в паре, группе;
- технология личностно-ориентированного образования – даёт возможность каждому учащемуся реализовать себя на уроке, показать свои способности;
- информационно - коммуникационные технологии - делает процесс обучения более ярким, визуализирует учебный материал, делает более понятным и доступным.
Презентация, используемая на протяжении урока, способствовала лучшему восприятию материала и заданий, кроме того, активизировала и сохраняла на протяжении всего урока внимание учащихся, развивала познавательный интерес, способствовала быстрому включению их в работу.
На уроке был применен дифференцированный подход в обучении учащихся, что проявлялось в разной степени оказания помощи учителем ученикам. Были организованы чередование и смена видов деятельности в ходе урока.
Учащиеся работали на уроке как устно, так и письменно. Устно были опрошены все учащиеся. Письменная работа велась в тетрадях.
Для работы был создан нужный психологический микроклимат, характер общения с учащимися доброжелательный. В ходе урока учащиеся осознали новое для себя понятие «деепричастный оборот». Научились видеть его в предложении, выделять деепричастный оборот и одиночное деепричастие графически и пунктуационно. Условием успешного усвоения учебного материала стало создание творческой, доброжелательной обстановки на уроке; построение отношений между учениками и учителем на принципах сотрудничества, взаимоуважения и взаимопомощи. Работоспособность учащихся в течение всего урока была высокой. Этому способствовало хорошее владение учащимися теоретическими знаниями и практическими навыками; соответствующее эмоциональное состояние, созданное в начале урока.
Психологическая атмосфера на уроке была благоприятной. Учащиеся чувствовали себя комфортно. Благодаря четкому распределению и рациональному использованию времени все учащиеся ушли с урока удовлетворенные своей работой (о чем свидетельствует этап рефлексии, который и был направлен на выявление внутреннего состояния учащихся).
Урок подготовлен в соответствии с требованиями основных нормативных документов, соблюдена предметная компетентность, прослеживаются метапредметные связи, уделено внимание рефлексии педагогической деятельности, наглядно продемонстрирована совместная учительская и ученическая деятельность.
Руководствуясь вышеизложенной информацией, считаю цели и задачи урока достигнутыми. Считаю, что урок проведён методически верно, соответствует современным требованиям.
Все цели были реализованы, вся запланированная работа выполнена.