СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: Право на труд

Нажмите, чтобы узнать подробности

Характеризовать право гражданина на труд, трудовые правоотношения. конспект урока для 9 класса.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Право на труд»

Тема: Право на труд. Трудовые правоотношения. Обществознание. 9 класс. № 21

Цели урока: образовательные: Познакомить учащихся с особенностями труда как одного из основных видов деятельности человека, основными требованиями трудовой этики в современном обществе, правовыми нормами, регулирующими трудовую деятельность несовершеннолетних. Развивающая: Способствовать формированию социальной и правовой компетенции личности в сфере трудовых отношений, развитию умения выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей. Воспитательная: Способствовать развитию следующих универсальных учебных действий: жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; ориентация в социальных ролях; восприятие текстов научного, публицистического стилей; социальная компетентность и учёт позиций других людей; продолжать формировать правовую культуру учащихся.

Оборудование урока: Конституция РФ., учебник Обществознание. 9 кл. Л.Н.Боголюбов, А.И. Матвеев Просвещение, 2014

Основные понятия урока: трудовое право, трудовые правоотношения, трудовой договор, дисциплина труда.

Тип урока: комбинированный

План урока

  1. Понятие « труд». Роль труда в жизни человека.

  2. Правовое регулирование трудовых отношений:

А) понятие трудового права

Б) источники трудового права

В) работник и работодатель: права и обязанности

Г) трудовой договор

3. Особенности правового положения несовершеннолетних по трудовому законодательству.

Эпиграф: « Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходимым. Без труда не может быть чистой и радостной жизни». А.П. Чехов

Ход урока

  1. Орг. момент.

  2. Актуализация. Выполнение тестовых заданий

  3. Мотивация. Сегодняшний наш урок я хочу начать с притчи.

Три человека возили в тележках камни.

У одного из них спросили:

— Что ты здесь делаешь?

Остановившись и вытерев пот, он устало ответил:

— Я таскаю камни.

Тот же вопрос задали второму. Он ответил:

— Я зарабатываю деньги. У меня большая семья, и я должен её кормить.

Третий человек, услышав такой же вопрос, ответил:

— Я строю храм!

Учитель: О чем эта притча? Как вы ее понимаете?

Ученики: предполагаемый ответ ( Об отношении человека к труду, к своей работе).  

Учитель: Какую роль она имеет к теме сегодняшнего урока?

Ученики: предполагаемый ответ ( Это тема нашего сегодняшнего урока.)

4.Целеполагание.Действительно, сегодня  мы будем говорить об очень важных для каждого человека вопросах - трудовых правоотношениях . Вы уже знакомы с некоторой информацией о труде и трудовом праве, и сегодня наверняка узнаете что-то новое.

Правовое регулирование трудовых отношений: А) понятие трудового права. Б) источники трудового права. В) работник и работодатель: права и обязанности. Г) трудовой договор

5.Изучение новой темы

Учитель: О роли труда в развитии человека и общества вы многое знаете из уроков истории.

Беседа с учащимися

Учитель:  Почему труд считают необходимым условием жизни общества?

 Ученики: предполагаемый ответ (без пищи, одежды, жилища общество существовать не может)

Учитель:  Здесь уместно вспомнить всем известную пословицу о труде.

- Как вы думаете, какую?

Ученики:(Без труда не выловишь и рыбку из пруда.)

Учитель:  Что же такое труд? труд – это деятельность человека, в процессе которой создается вся совокупность предметов, необходимых для удовлетворения потребностей.

Учитель:  Какую роль труд играет в жизни человека?

Ученики:  ( Примерные варианты ответов: средство для поддержания жизненных потребностей человека; способ достижения жизненных благ, карьеры, социального статуса; участие в развитии общества и т.д.)

Учитель:  В труде человек формируется как личность, развивает свои способности.

- В каких документах изложены основные принципы трудовых правоотношений?

Учащиеся : Конституция РФ, Трудовой Кодекс, локальные акты

Учитель: Правильно ребята, а какой документ в этой иерархической лестнице является основополагающим?

Учащиеся: ( Конституция РФ).

Учитель: А почему?

Ученики: Потому, что Конституция РФ обладает высшей юридической  силой по отношению ко всем остальным нормативно – правовым актам.

                  Работа с юридическим документом

Учитель:  Ребята, у Вас на столе лежит Конституция РФ. Ваша задача  - узнать, что отмечено в Конституции РФ о праве на труд?  Какая статья закрепляет это право? (статья 37)

Учащиеся:  Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда,  а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры.

5. Каждый имеет право на отдых.

Учитель:  Назовите участников труда на предприятии.

          Какие отношения между ними складываются?

Ученики: Работник и работодатель. Между ними складываются трудовые правоотношения.

Трудовые правоотношения - это отношения между работником и работодателем, основанные на трудовом договоре и регулируемые нормами трудового права.

Трудовой кодекс – это законы о труде, которые были приняты Государственной думой 21 декабря 2001 года и одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года. Он имеет 6 частей. Мы остановимся на третьей части, которая непосредственно касается нас. Трудовой кодекс регулирует отношения между работодателем и работником, вопросы рабочего времени и времени отдыха, заработной платы, решение трудовых споров, охраны труда.

Права и обязанности изложены в Трудовом кодексе РФ ст.21 стр. 137, учебник

Важным условием нормальной работы является Трудовая дисциплина – это не только своевременная явка на работу, но и добросовестное, творческое отношение к работе.

Обязательства и права работодателя стр. 138, учебник

При первом поступлении на работу для вас будет заведена трудовая книжка – документ, подтверждающий трудовую деятельность. основным документом о трудовой деятельности является трудовая книжка, куда вносятся данные о работе, сведения о поощрениях наградах.

Учитель: Молодые люди, начиная трудовую деятельность, сталкиваются с нарушениями и в порядке заключения трудового договора и в вопросах оплаты, предоставления отпуска. Очень важно, чтобы вы, приходя на работу, знали и умели защищать свои права. Поэтому сегодня мы более подробно рассмотрим трудовые права несовершеннолетних.

Особенности правового положения несовершеннолетних.

 Трудовым кодексом РФ предусмотрен ряд гарантий для несовершеннолетних работников.

Продолжительность рабочего времени несовершеннолетнего зависит от его возраста и составляет:

– для работников в возрасте до 16 лет – не более 24 часов в неделю;

– для работников в возрасте от 16 до 18 лет – не более 35 часов в неделю.

Так, в ст. 265 ТК РФ перечислены работы, на которых запрещается использование труда лиц, не достигших 18 лет. К ним относятся:

– работы с вредными и (или) опасными условиями труда, подземные работы.

– работы, выполнение которых может причинить вред здоровью и нравственному развитию несовершеннолетних (игорный бизнес, работы в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами).

– переноска и передвижение тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы.

Согласно ст. 268 ТК РФ несовершеннолетних работников запрещается:

– направлять в служебные командировки;

– привлекать к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.

- не могут привлекаться к работам– по совместительству, вахтовым методом– в религиозных организациях.

6.Закрепление материала.

Решение практических правовых задач.

1.Старший брат 16-летней Ольги работает в казино. Он предложил Ольге устроить её на работу в качестве уборщицы игрового зала.

Может ли администрация казино заключить с Ольгой трудовой договор?

(Нет, работа в подобных заведениях, которые могут отрицательно влиять на нравственность подростка, запрещена ТК (ст. 256)

2.Несовершеннолетний Иван подал заявление на имя директора магазина. В заявлении он просил принять его на работу ночным сторожем.

Можно ли принять Ивана для выполнения этой работы?

(Нет. Ночная работа запрещена для несовершеннолетних ст. 265 ТК)

3. Несовершеннолетний Антон устраивается на работу. В отдел кадров предприятия он принёс трудовую книжку, паспорт, заявление, документ воинского учёта, свидетельство государственного пенсионного страхования.

Можно ли с Антоном оформить трудовой договор?

(Нет, не хватает медицинской справки о состоянии здоровья несовершеннолетнего. Ст.266 ТК)

4.В марте 17-летняя Ольга была принята на работу. В июне она подала заявление с просьбой предоставить ей отпуск в июле. Администрация завода отказалась удовлетворить просьбу Ольги, сославшись на то, что отпуск за первый год работы предоставляется работникам по истечении шести месяцев непрерывной работы.

Права ли администрация завода?

(Администрация не права, т.к. несовершеннолетний работник может получить ежегодный оплачиваемый основной отпуск в удобное для него время Ст. 267 ТК)

5. Сироткин, 16 лет, и Мальцев, 17 лет, приняты на работу на автозавод учениками слесаря. В течение первых двух месяцев они работали по 7 часов в день. Затем им поручили работу на полуавтомате, и мастер распорядился, чтобы Сироткин и Мальцев работали по 8 часов в день. Инженер по технике безопасности указал мастеру на нарушение закона. Мастер возразил, сказав, что им присвоен третий разряд и они уже не являются учениками. Кто прав в данной ситуации? Поясните свой ответ.

(Неправ мастер. Норма рабочего времени для несовершеннолетних 16 лет составляет 7 часов не зависимо от должности несовершеннолетнего. Ст 94 ТК)

Итог урока. Итак, каждый гражданин России имеет право на труд. Это значит, что вы можете свободно выбирать профессию, место работы. В трудовых правоотношениях все равны: и работник, и работодатель. Закон регулирует их поведение и защищает права работников. Если гражданин считает, что его права нарушены, можно обратиться в суд за их защитой.

7.Рефлексия

8.Оценивание

9.Д.З. прочитать п.17, задание, учимся устраиваться на работу С.141


                                               

















































  Текст 1

        Ленивицу мать отправила на заработки к работодателю Метелице, дав ей свое письменное согласие на трудоустройство. Метелица заключила с 15-летней Ленивицей трудовой договор в письменной форме, разъяснила ей ее обязанности и пообещала щедрое вознаграждение за работу. По договору Ленивица должна была выбивать перины так, чтобы пух летел; готовить завтрак и обед; работать с 9.00 до 13.00. Первые несколько дней несовершеннолетняя Ленивица исправно выполняла свои обязанности. В следующие два дня она начала лениться, не приготовила завтрак, так как проспала, плохо выбила перины, а во время обеда перебила посуду. Затем она вообще перестала выбивать перины, а завтраки готовила время от времени. День ото дня она все больше ленилась и уже к 11.00 бросала все дела. В это время в город приехали бродячие артисты, которые давали представление как раз тогда, когда у Ленивицы был рабочий день. С той поры Ленивица вообще перестала ходить на работу. Метелица была очень недовольна своей работницей и предложила ей расторгнуть трудовой договор.

        Задание: прочитайте и проанализируйте текст. Согласны ли вы со следующими утверждениями?

        а) Метелица нарушила порядок и условия заключения трудового договора

        б) Метелица установила своей работнице 24-часовую рабочую неделю

        в) Ленивица выполняла свои обязанности в соответствии с трудовым договором

        г) Права Метелицы были нарушены

                Свой выбор аргументируйте

                                               

 Текст 2

        Несовершеннолетний Буратино решил помочь папе Карло заработать денег и тайком устроился на работу в кукольный театр. Он согласился со следующим трудовым договором.

        Трудовой договор.

        «Кукольный театр», в лице директора Карабаса Барабаса, именуемый далее «работодатель», и Буратино, именуемый далее «работник», заключили настоящий договор о нижеследующем:

1.        Работник Буратино принимается на работу в «Кукольный театр» по профессии «актер».

2.        Договор является договором по основной работе.

3.        Вид договора: на неопределенный срок.

4.        Срок испытания: 3 месяца.

5.        Права и обязанности работника: участвовать в спектаклях в вечернее и ночное время; соблюдать трудовую дисциплину;

бережно относиться к театральному инвентарю.

6.        Права и обязанности работодателя: вовремя выплачивать зарплату; обеспечивать безопасные условия труда.

7.        Особенности режима рабочего времени: ненормированный рабочий день; работать 7 дней в неделю.

8.        Работнику устанавливается зарплата в размере 2 золотых монет в месяц.

9.        Работнику устанавливается ежегодный отпуск продолжительностью 28 рабочих дней.

Адреса и подписи сторон:

Работник: Буратино, актер,

 адрес: дом папы Карло.

Подпись

Работодатель:

Карабас Барабас, директор кукольного театра,

адрес: ул. Кукольная,10.

Подпись

Задание: прочитайте и проанализируйте текст. Согласны ли вы со следующими утверждениями?

А) Трудовой договор можно признать недействительным

б) Нарушены права работодателя

в) Права несовершеннолетнего Буратино соблюдены в полной мере

г) В трудовом договоре указаны только обязанности работника

Свой выбор аргументируйте

                                             

 Текст 3

        Главная героиня сказки «12 месяцев» устроилась служанкой в дом к своей мачехе. Мачеха устно оговорила все ее обязанности, которые заключались в том, чтобы выполнять работу по дому. Однако мачеха устную договоренность не соблюдала. 15-летняя девушка чистила снег, в сильный мороз ходила в лес за хворостом.

        Частенько мачеха отправляла ее на несколько дней в соседнюю деревню, помочь своей сестре. Днем и ночью, не покладая рук, трудилась бедняжка, носила тяжелые ведра с водой, колола дрова, а по ночам гладила белье.

        Приближались новогодние праздники, девушка возлагала большие надежды на них, рассчитывая встретить праздник дома у елки. Но коварная мачеха в новогоднюю ночь отправила ее в город за подснежниками. В цветочном магазине «12 месяцев» девушке помогли не только с подснежниками, но и предложили хорошую работу.

Задание: прочитайте и проанализируйте текст. Согласны ли вы со следующими утверждениями?

А) Для несовершеннолетних приемлема только устная форма договора

б) Нарушены нормы труда несовершеннолетних

в) Договор предусматривает только права и обязанности падчерицы

г) Мачеха нарушила порядок и условия заключения трудового договора

                       Свой выбор аргументируйте.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!