Тема урока «Проецирование геометрических тел»
Тип урока: комбинированный
Цель урока: изучить правила построения проекций геометрических тел.
Задачи:
Обучающие:
способствовать осознанию существенного отличия геометрических тел от геометрических фигур.
обучить анализу формы предметов.
способствовать запоминанию основной терминологии (геометрические тела, геометрические фигуры, проекции).
Развивающие:
способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (анализ, сравнение, умение делать выводы, работать по алгоритму, доказывать, объяснять понятия).
развить сенсорную сферу учащихся (ориентировка в пространстве).
способствовать развитию речи учащихся.
создать условия для развития познавательного интереса.
Воспитательные:
Основные термины и понятия: проекция, плоскости проекций: фронтальная, горизонтальная, профильная; проецирующие линии, геометрическое тело.
Комплексно-методическое обеспечение:
Цифровой образовательный ресурс – презентация по теме «Проецирование геометрических тел», САПР КОМПАС 3D, рабочая тетрадь обучающегося (Приложение 1), магнитная доска, раздаточный материал (изображения: модель для анализа формы (Приложение 2), геометрические тела, проекции геометрических тел), карточки для рефлексии.
Межпредметные связи: геометрия, информатика, спецдисциплины технического профиля.
Форма организации учебного процесса: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы проведения: беседа, объяснение, практическая работа, исследовательская работа, использование технических средств.
План урока:
Организационный момент (3 мин.)
Актуализация опорных знаний. Целеполагание. (3 мин.)
Изучение нового материала (12 мин.)
Динамическая пауза (5 мин.)
Практическая часть: анализ геометрической формы детали и выполнение проецирования геометрических тел, входящих в конструкцию детали. (13 мин.)
Обобщение и систематизация знаний. (5 мин.)
Подведение итогов урока и оценка знаний (2 мин.)
Рефлексия (1 мин.)
Домашнее задание (1 мин.)
ХОД УРОКА
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Приветствие. Проверка явки учащихся и готовности их к уроку.
- Здравствуйте, уважаемые студенты. Сегодня мы изучаем тему «Проецирование геометрических тел» (слайд 1), которая является одной из основополагающих при построении чертежей деталей.
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.
- Нам уже знакомы принципы построения проекций простейших элементов – точки и прямой (рассмотреть чертежи, назвать плоскости проекций (слайд 2,3)). Скажите, а мы сможем сразу перейти к построению проекций данной детали?
Демонстрация на плакате и слайде презентации (слайд 4)
Ожидаемые ответы: нет, сложно, проблематично.
- Согласна - сложно, надо как то упростить, вы согласны?
Давайте рассмотрим окружающие нас предметы (шкаф, книга, пенал, плафон, цв. горшок ит. д.) Слайд 5. Они имеют форму геометрических тел. С геометрическими телами вы знакомились на уроках математики. Многие вам хорошо известны. Назовите их.
Повторить виды геометрических тел: многогранники и тела вращения (слайд 6)
- В основе формы деталей машин и механизмов также находятся геометрические тела. (Слайд 7)
Мысленное расчленение предмета на составляющие его геометрические тела называется анализом геометрической формы.
Возвращаемся к нашей детали.
- А теперь можем ли мы её изобразить на чертеже?
Ожидаемые ответы: Да
- Что мы должны сделать?
Ожидаемые ответы: Разбить на геометрические тела
- А этого будет достаточно, чтоб выполнить чертеж?
Ожидаемые ответы: нет
- А что нужно ещё сделать?
Ожидаемые ответы: изучить, как строить проекции геометрических тел.
- Вот мы с вами и поставили цель нашего урока – изучить правила построения проекций геометрических тел.
3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
- Я предлагаю рассматривать геометрические тела и строить их проекции на основе рассмотренной ранее нами детали. Начнем мы с многогранников и закончим телами вращения (слайд 8).
- Итак, перед вами шестиугольная призма. Проекции получаются путем проецирования призмы на каждую из плоскостей проекции.
Вращение призмы в САПР КОМПАС-3D, показываем изображения, получающиеся на плоскостях проекций.
- Основания призм, параллельные горизонтальной плоскости проекций, изображаются на ней в натуральную величину, т. Е. без искажений. Боковые грани изображаются без искажения на тех плоскостях проекций, которым они параллельны.
- Попробуйте в рабочих листах, лежащих на ваших столах, достроить проекцию призмы.
Сверить с тем, что изображено на слайде 9.
- Следующим представителем многогранников является параллелепипед.
Демонстрация 3D модели (САПР КОМПАС-3D) , чертежа параллелепипеда (слайд 10)
Проекциями прямоугольного параллелепипеда являются три прямоугольника. На чертеже указывают три размера: длину, высоту, длину.
- Перед вами ещё один частный случай многогранника – это куб.
Демонстрация 3D модели (САПР КОМПАС-3D) , чертежа куба (слайд 11)
- Проекциями куба являются три равных квадрата.
- Пирамида. Её форма определяется фигурой, которая находится в основании и расположением вершины.
Демонстрация 3D модели (САПР КОМПАС-3D) , чертежа куба (слайд 12)
- Переходим к телам вращения. Цилиндр.
Демонстрация 3D модели (САПР КОМПАС-3D) .
- Выполнение чертежей цилиндра начинают с нанесения осей симметрии. На горизонтальную плоскость проекций цилиндр проецируется в окружность. Фронтальная и профильная проекции цилиндра – одинаковые прямоугольники. Достройте чертеж цилиндра у себя на рабочих листах.
Сверить чертежа цилиндра с изображением на слайде (слайд 13).
- Ещё одно тело вращения - конус.
Демонстрация 3D модели (САПР КОМПАС-3D) . На горизонтальную плоскость проекций конус проецируется в окружность. Фронтальная и профильная проекции цилиндра – треугольники. Размеры цилиндра и конуса определяются их высотой и диаметром основания.
- Мы рассмотрели с вами основные геометрические тела, а теперь давайте попробуем изобразить их в пространстве с помощью собственных тел.
4. ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА
Слайд 15.
-Я попрошу Вас встать и разделиться на 2 команды и выбрать себе капитана. Капитану команды я даю листок, где написано название геометрического тела. Вы, посовещавшись, должны показать это геометрическое тело с помощью рук, не говоря ни слова. Участвуют все члены команды.
Команды показывают пантомимы, отгадывают геометрические тела.
5. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
- А теперь тем же составом команд я попрошу Вас подойти к магнитным доскам. На них лежит конверт, в котором находятся изображения геометрических тел и их проекций. Каждой команде я раздам карточку с изображением детали. Вам необходимо будет выполнить анализ геометрической формы детали. Выбрать из предложенных геометрические тела, входящие в став данной детали, закрепив каждое тело за одним членом команды. Подобрать три проекции для каждого геометрического тела, входящего в конструкцию детали. Затем закрепить изображения на магнитной доске и нарисовать стрелки соответствия формы предмета геометрическому телу. Инструкция на слайде. Слайд 16.
6. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
Презентация выполненных работ. Капитан каждой команды рассказывает, из каких элементов состоит деталь, поясняет изображения. Преподаватель, смотрит, есть ли ошибки, комментирует. Если есть ошибки – дать возможность исправить.
7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА И ОЦЕНКА
- Итак, мы с Вами рассмотрели проекции основных групп геометрических тел, вы научились выполнять чертеж геометрического тела, и, судя по практической работе, – вы усвоили урок. Давайте попробуем оценить Ваши работы, что вы можете себе поставить? (учитывая ошибки и исправления)
- Вы все постарались, но хотелось бы отметить тех, кто активно работал на уроке.
Выставление оценок.
8. РЕФЛЕКСИЯ.
-Вы все сегодня хорошо поработали, молодцы, и я говорю Вам СПАСИБО за работу на уроке. У меня остались положительные эмоции от нашего общения. А какие впечатления у вас остались после урока? У вас на партах лежат два смайлика – веселый и грустный. При выходе из кабинета, оставьте мне на столе тот, который соответствует вашему настроению, эмоциям, вызванным сегодняшним уроком и общением со мной.
9. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
-Попробуйте дома построить проекции тора, сферы и усеченного геометрического тела.
Приложение 1.
Приложение 2
Приложение 3
Цилиндр
Пирамида
Приложение 4