СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: Простое и сложное предложение.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Простое и сложное предложение.»

Тема урока: Простое и сложное предложение.

Учебник: Русский язык для 5 класса под ред. Е.А. Быстровой, М.: Русское слово, -2019.

Педагогические задачи:

Формирование: Личностные результаты

- Формирование уважительного отношения к учителю. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

- Самоопределение, адекватная мотивация.

- Развитие навыков самоцелеполагания, связи между целью учебной деятельности и ее мотивом,

формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

- Ценностно-смысловая ориентация обучающихся. Связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

- Личностное самоопределение, умение планировать собственную деятельность.

- Осознание собственного объема знаний, готовность к саморазвитию.

- Личностный выбор на основе социальных, моральных и личностных ценностей. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Нравственно-эстетическая ориентация.

Регулятивные УУД - Умение организации на рабочем месте, оперативного включения в урок.

- Умение удерживать внимание при восприятии информации, предположить и сформулировать тему урока.

- Умение анализировать область своих знаний, определять границы своих знаний и незнаний, умение производить целеполагание, т.е. постановку учебной задачи, соотносить ее с конечным результатом.

- Умение преодолевать трудности и препятствия в учебной деятельности.

- Умение определять последовательность действий для достижения результата.

- Умение оценить качество и уровень усвоения предыдущих знаний; определять последующие действия в соответствии с поставленной задачей.

-Умение осуществлять поиск необходимой информации, проводить исследование, осуществлять творческий подход к решению проблемы, работать по плану, инструкции, алгоритму; находить рациональные способы деятельности.

Познавательные УУД - Умение осмыслить учебный материал, выделить главные, существенные признаки, установить связи в учебном материале, помогающие предположить тему урока.

- Умение формировать логические действия по определению познавательной цели.

- Умение выбирать эффективные способы деятельности в решении поставленных задач.

- Умение устанавливать взаимосвязи между явлениям; осуществлять перенос и действовать по аналогии, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, структурировать и моделировать информацию.

-Умение проводить рефлексию способов и условий действий.

Коммуникативные УУД - Умение слушать, включаться во взаимодействие с учителем.

- Умение строить речевое высказывание, вносить свои предложения, уточнения.

- Умение участвовать в коллективной постановке задач урока, вступать в диалог.

- Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с учителем и сверстниками.

Предметные результаты -Знать: - основные понятия по теме;

- отличия простого предложения от сложного;

- правила расстановки знаков препинания в сложном предложении

Уметь: - находить грамматическую основу;

- отличать простые предложения от сложных;

- учиться определять типы сложных предложений;

- учиться ставить знаки препинания в сложных предложениях;

- учиться чертить схемы

Ключевые понятия темы урока: грамматическая основа, простое предложение, сложное предложение, союзное предложение (ССП, СПП), бессоюзное сложное предложение

Методы, доминирующие на уроке: наглядный, исследовательский, аналитический

Образовательные технологии: проектное обучение, проблемное обучение, КСО, развивающее обучение, игровая технология

Тип урока: урок открытия новых знаний

п/п

Этап и цель урока

Действия учителя

Действия учеников

1.

Организацион-ный момент (1-2 минуты)


Целевая установка:

организация обучающихся, включение в деятельность на личностном уровне.

Приветствует обучающихся, проверяет готовность рабочих мест.

Создает психологический настрой, положительную эмоциональную направленность.

- Мы с вами продолжим увлекательное путешествие по стране

Синтаксис - одной из самых красивых и богатых стран, в которой много загадочного, неизвестного и очень интересного. У вас есть возможность проявить находчивость, сообразительность и показывать свои знания и умения.

А что мы изучаем в синтаксисе?

- А с какой страной он граничит?

- Что изучает пунктуация?

Запишем число, классная работа


Выполняют указания учителя, проявляя готовность к сотрудничеству.


Важно помнить, что не только самому нужно выполнить задание, но и помочь своему товарищу, потому что значение имеет не только личный результат, но и результат работы группы, который приведет к успеху всего класса.

Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание, предложение, текст, а также правила их построения.

С пунктуацией.

( Пунктуация изучает знаки препинания и правила их постановки.)

(Тексты в рабочих листах у каждого ребенка)

2.

Мотивация к деятельности по формулировке темы урока. Постановка проблемы – и выход на тему.


Прочитайте предложения (на доске) Вставьте пропущенные буквы, устно подберите проверочные слова. В каждом предложении выделите грамматическую основу.

Первый пушистый сне… падал медленно на землю.

Первый пушистый сне… падал медленно на землю, и дети радовались ему.

Как называется первое предложение по количеству грамматических основ?

А второе, как вы думаете?

- Итак, мы изучили город «Простое предложение», а теперь перед нами город

« Сложное предложение».

-Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока, исходя из наших рассуждений.

Тему урока формулируют сами обучающиеся на основе конкретного дидактического материала, помогающего предположить тему урока.

В первом предложении одна грамматическая основа.

Во втором - две грамматические основы.

Простое

Сложное

Тема сегодняшнего урока — «Сложное предложение».

3.

Формулировка целей и задач урока

Целевая установка:

сотрудничество с обучающимися в формулировке цели и задач урока.

Преобразует педагогическую цель в учебную ситуацию, ведущую к самоцелеполаганию обучающихся.

Проверяет соответствие дидактической задачи урока отобранному содержанию.

Осуществляет постановку дидактической задачи перед каждым учебным элементом.

- Давайте сформулируем цель урока, опираясь на его тему и на опорные слова.

1) Познакомиться с понятиями ... (« Сложное предложение»), и ...

( « типы сложных предложений»);
2) Уметь отличать ... (простые предложения) от ... (от сложных )

3) Учиться видеть при помощи чего …. (они соединяются)
4) Учиться ставить ... (знаки препинания в сложном предложении)

Цель и задачи урока формулируют сами обучающиеся на основе учебной ситуации, ведущей к целеполаганию.



Формулируют цели совместно с учителем


4

Формирование мотивации


Целевая установка:

мотивация к учебной деятельности.


Выдвините гипотезу:

-Что было бы с нашей речью, если бы мы говорили только простыми предложениями?

Выдвигают предположения, высказывают свои суждения, отвечая на вопрос: «Какой смысл для меня имеет изучение данной темы?»

- Если бы мы говорили только простыми предложениями, то наша речь была бы бедной, мы бы не могли всегда правильно пояснять свои мысли. Речь - это выражение наших мыслей. А в мыслях у нас всегда присутствуют сложные идеи, всякие причинно-следственные связи.

5.

Актуализация опорных знаний.

Целевая установка:

повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление имеющегося по данной теме недостатка знаний.

1. - А сейчас проведем небольшой эксперимент.

Определите тип предложения. Составьте их схемы.

1.Пришла зима.

2.Пришла зима и нарядила деревья в белые шубки.

3. Пришла зима, и деревья нарядились в белые шубки.

Проверка по образцу.

1.Простое [ = - ]

2.Простое [ = - и = ]

3.Сложное [= - ], и [ = - ]

2. Упр. 186. Прочитать предложения. Определить сколько грамматических основ в каждом из них. Назовите простые и сложные предложения.

3. 1.На небе появились тучи, и пошел сильный дождь.

2.На небе появились тучи, пошел сильный дождь.

Чтение теории стр. 149

4. Упр.188. Прочитать предложения. Найти сложное союзное и бессоюзное предложения. Составить их схему.

Выполняют задания, повторяют, запоминают необходимую информацию и способы деятельности с ней. Самопроверка, самооценка.

6.

Физминутка


Целевая установка:

снятие напряжения, усталости

Игра «Определи предложение по структуре». ( Учащиеся встают, если предложение простое, садятся, если сложное).

  1. Наступила долгожданная зима.

  2. Подул сильный ветер, и с деревьев облетели листья.

  3. Появились первые заморозки.

  4. Перелётные птицы улетели в теплые страны, и лес затих.

  5. Зайцы поменяли шубки.

6 Скоро вся земля покроется снегом, всё вокруг изменится.

Выполняют физическое упражнение





8.

Осуществление контроля, самооценки, взаимооценки.


Целевая установка:

обучение объективной оценке результатов своей деятельности.


Предлагает выполнить

Тест.

I. Выбрать верное определение сложного предложения.

1.Сложные предложения – это предложения, количество слов в которых больше, чем в простых.

2.Все сложные предложения можно разделить на самостоятельные простые предложения.

3.Сложные предложения – это предложения, состоящие из двух или нескольких простых.

II. Выбрать способ связи простых предложений в сложное.

  1. С помощью обобщающих слов.

  2. С помощью союзов.

  3. С помощью порядка слов.

III. Выбрать схему сложного предложения.

  1. [– =], [– =].

  2. [– =].

  3. [– =, =].

Ключ для проверки:

  1. 3) 2. 2) 3. 1)

Определяют правильность выполненного действия и степень соответствия эталону или качество выполненного действия.

Проводят взаимопроверку


Работают самостоятельно в рабочих листах

Проверяют партнёра (сверяют результат с заданным эталоном)



9.

Формирование рефлексивных умений. Осуществление коррекции.

Целевая установка:

обучение осознанию своей учебной деятельности.

Осуществляет сотрудничество в определении путей коррекции ошибок и затруднений.

Задаёт вопросы:

- Какие задачи ставили?

-Удалось ли решить их?

-Каким способом?

-Какие получили результаты?

-Что можно сделать еще?

-Где можно применить новые знания?

-Что на уроке у вас хорошо получилось?

-Над чем еще надо поработать?

Осознают способы деятельности, глубину знаний, трудностей и ошибок, определяют пути их коррекции.

Отвечают на вопросы учителя.


Соотносят цель и результат своей учебной деятельности.

Узнали о ….

Научились ….

Пополнили….


10.

Домашнее задание


Предлагает домашнее задание с учетом уровня сложности, индивидуальных способностей и интересов обучающихся:

1.Выучить § 34 – для всех.

2.Выписать из любого художественного произведения 6 сложных предложений разных типов.- на выбор, кто считает, что справится с этим заданием.

Выбирают задание по желанию.

11.

Оценивание обучающихся


Оценивает достижения обучающихся.

Сопровождает комментариями выставленные отметки.

Выставляет отметки в журнал (электронный журнал).

Заносят отметки в дневники.

12.

Эмоциональный конец урока

Благодарит за сотрудничество. Читает мудрые высказывания как напутствие школьникам.

Осмысляют предложенную учителем информацию







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!