Тема урока: Простое и сложное предложение.
Учебник: Русский язык для 5 класса под ред. Е.А. Быстровой, М.: Русское слово, -2019.
Педагогические задачи:
Формирование: Личностные результаты
- Формирование уважительного отношения к учителю. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Самоопределение, адекватная мотивация.
- Развитие навыков самоцелеполагания, связи между целью учебной деятельности и ее мотивом,
формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
- Ценностно-смысловая ориентация обучающихся. Связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
- Личностное самоопределение, умение планировать собственную деятельность.
- Осознание собственного объема знаний, готовность к саморазвитию.
- Личностный выбор на основе социальных, моральных и личностных ценностей. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Нравственно-эстетическая ориентация.
Регулятивные УУД - Умение организации на рабочем месте, оперативного включения в урок.
- Умение удерживать внимание при восприятии информации, предположить и сформулировать тему урока.
- Умение анализировать область своих знаний, определять границы своих знаний и незнаний, умение производить целеполагание, т.е. постановку учебной задачи, соотносить ее с конечным результатом.
- Умение преодолевать трудности и препятствия в учебной деятельности.
- Умение определять последовательность действий для достижения результата.
- Умение оценить качество и уровень усвоения предыдущих знаний; определять последующие действия в соответствии с поставленной задачей.
-Умение осуществлять поиск необходимой информации, проводить исследование, осуществлять творческий подход к решению проблемы, работать по плану, инструкции, алгоритму; находить рациональные способы деятельности.
Познавательные УУД - Умение осмыслить учебный материал, выделить главные, существенные признаки, установить связи в учебном материале, помогающие предположить тему урока.
- Умение формировать логические действия по определению познавательной цели.
- Умение выбирать эффективные способы деятельности в решении поставленных задач.
- Умение устанавливать взаимосвязи между явлениям; осуществлять перенос и действовать по аналогии, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, структурировать и моделировать информацию.
-Умение проводить рефлексию способов и условий действий.
Коммуникативные УУД - Умение слушать, включаться во взаимодействие с учителем.
- Умение строить речевое высказывание, вносить свои предложения, уточнения.
- Умение участвовать в коллективной постановке задач урока, вступать в диалог.
- Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с учителем и сверстниками.
Предметные результаты -Знать: - основные понятия по теме;
- отличия простого предложения от сложного;
- правила расстановки знаков препинания в сложном предложении
Уметь: - находить грамматическую основу;
- отличать простые предложения от сложных;
- учиться определять типы сложных предложений;
- учиться ставить знаки препинания в сложных предложениях;
- учиться чертить схемы
Ключевые понятия темы урока: грамматическая основа, простое предложение, сложное предложение, союзное предложение (ССП, СПП), бессоюзное сложное предложение
Методы, доминирующие на уроке: наглядный, исследовательский, аналитический
Образовательные технологии: проектное обучение, проблемное обучение, КСО, развивающее обучение, игровая технология
Тип урока: урок открытия новых знаний
№ п/п | Этап и цель урока | Действия учителя | Действия учеников |
1. | Организацион-ный момент (1-2 минуты) Целевая установка: организация обучающихся, включение в деятельность на личностном уровне. | Приветствует обучающихся, проверяет готовность рабочих мест. Создает психологический настрой, положительную эмоциональную направленность. - Мы с вами продолжим увлекательное путешествие по стране Синтаксис - одной из самых красивых и богатых стран, в которой много загадочного, неизвестного и очень интересного. У вас есть возможность проявить находчивость, сообразительность и показывать свои знания и умения. А что мы изучаем в синтаксисе? - А с какой страной он граничит? - Что изучает пунктуация? Запишем число, классная работа | Выполняют указания учителя, проявляя готовность к сотрудничеству. Важно помнить, что не только самому нужно выполнить задание, но и помочь своему товарищу, потому что значение имеет не только личный результат, но и результат работы группы, который приведет к успеху всего класса. Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание, предложение, текст, а также правила их построения. С пунктуацией. ( Пунктуация изучает знаки препинания и правила их постановки.) (Тексты в рабочих листах у каждого ребенка) |
2. | Мотивация к деятельности по формулировке темы урока. Постановка проблемы – и выход на тему. | Прочитайте предложения (на доске) Вставьте пропущенные буквы, устно подберите проверочные слова. В каждом предложении выделите грамматическую основу. Первый пушистый сне… падал медленно на землю. Первый пушистый сне… падал медленно на землю, и дети радовались ему. Как называется первое предложение по количеству грамматических основ? А второе, как вы думаете? - Итак, мы изучили город «Простое предложение», а теперь перед нами город « Сложное предложение». -Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока, исходя из наших рассуждений. | Тему урока формулируют сами обучающиеся на основе конкретного дидактического материала, помогающего предположить тему урока. В первом предложении одна грамматическая основа. Во втором - две грамматические основы. Простое Сложное Тема сегодняшнего урока — «Сложное предложение». |
3. | Формулировка целей и задач урока Целевая установка: сотрудничество с обучающимися в формулировке цели и задач урока. | Преобразует педагогическую цель в учебную ситуацию, ведущую к самоцелеполаганию обучающихся. Проверяет соответствие дидактической задачи урока отобранному содержанию. Осуществляет постановку дидактической задачи перед каждым учебным элементом. - Давайте сформулируем цель урока, опираясь на его тему и на опорные слова. 1) Познакомиться с понятиями ... (« Сложное предложение»), и ... ( « типы сложных предложений»); 2) Уметь отличать ... (простые предложения) от ... (от сложных ) 3) Учиться видеть при помощи чего …. (они соединяются) 4) Учиться ставить ... (знаки препинания в сложном предложении) | Цель и задачи урока формулируют сами обучающиеся на основе учебной ситуации, ведущей к целеполаганию. Формулируют цели совместно с учителем |
4 | Формирование мотивации Целевая установка: мотивация к учебной деятельности. | Выдвините гипотезу: -Что было бы с нашей речью, если бы мы говорили только простыми предложениями? | Выдвигают предположения, высказывают свои суждения, отвечая на вопрос: «Какой смысл для меня имеет изучение данной темы?» - Если бы мы говорили только простыми предложениями, то наша речь была бы бедной, мы бы не могли всегда правильно пояснять свои мысли. Речь - это выражение наших мыслей. А в мыслях у нас всегда присутствуют сложные идеи, всякие причинно-следственные связи. |
5. | Актуализация опорных знаний. Целевая установка: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление имеющегося по данной теме недостатка знаний. | 1. - А сейчас проведем небольшой эксперимент. Определите тип предложения. Составьте их схемы. 1.Пришла зима. 2.Пришла зима и нарядила деревья в белые шубки. 3. Пришла зима, и деревья нарядились в белые шубки. Проверка по образцу. 1.Простое [ = - ] 2.Простое [ = - и = ] 3.Сложное [= - ], и [ = - ] 2. Упр. 186. Прочитать предложения. Определить сколько грамматических основ в каждом из них. Назовите простые и сложные предложения. 3. 1.На небе появились тучи, и пошел сильный дождь. 2.На небе появились тучи, пошел сильный дождь. Чтение теории стр. 149 4. Упр.188. Прочитать предложения. Найти сложное союзное и бессоюзное предложения. Составить их схему. | Выполняют задания, повторяют, запоминают необходимую информацию и способы деятельности с ней. Самопроверка, самооценка. |
6. | Физминутка Целевая установка: снятие напряжения, усталости | Игра «Определи предложение по структуре». ( Учащиеся встают, если предложение простое, садятся, если сложное). Наступила долгожданная зима. Подул сильный ветер, и с деревьев облетели листья. Появились первые заморозки. Перелётные птицы улетели в теплые страны, и лес затих. Зайцы поменяли шубки. 6 Скоро вся земля покроется снегом, всё вокруг изменится. | Выполняют физическое упражнение |
| | | |
8. | Осуществление контроля, самооценки, взаимооценки. Целевая установка: обучение объективной оценке результатов своей деятельности. | Предлагает выполнить Тест. I. Выбрать верное определение сложного предложения. 1.Сложные предложения – это предложения, количество слов в которых больше, чем в простых. 2.Все сложные предложения можно разделить на самостоятельные простые предложения. 3.Сложные предложения – это предложения, состоящие из двух или нескольких простых. II. Выбрать способ связи простых предложений в сложное. С помощью обобщающих слов. С помощью союзов. С помощью порядка слов. III. Выбрать схему сложного предложения. [– =], [– =]. [– =]. [– =, =]. Ключ для проверки: 3) 2. 2) 3. 1) | Определяют правильность выполненного действия и степень соответствия эталону или качество выполненного действия. Проводят взаимопроверку Работают самостоятельно в рабочих листах Проверяют партнёра (сверяют результат с заданным эталоном) |
9. | Формирование рефлексивных умений. Осуществление коррекции. Целевая установка: обучение осознанию своей учебной деятельности. | Осуществляет сотрудничество в определении путей коррекции ошибок и затруднений. Задаёт вопросы: - Какие задачи ставили? -Удалось ли решить их? -Каким способом? -Какие получили результаты? -Что можно сделать еще? -Где можно применить новые знания? -Что на уроке у вас хорошо получилось? -Над чем еще надо поработать? | Осознают способы деятельности, глубину знаний, трудностей и ошибок, определяют пути их коррекции. Отвечают на вопросы учителя. Соотносят цель и результат своей учебной деятельности. Узнали о …. Научились …. Пополнили…. |
10. | Домашнее задание | Предлагает домашнее задание с учетом уровня сложности, индивидуальных способностей и интересов обучающихся: 1.Выучить § 34 – для всех. 2.Выписать из любого художественного произведения 6 сложных предложений разных типов.- на выбор, кто считает, что справится с этим заданием. | Выбирают задание по желанию. |
11. | Оценивание обучающихся | Оценивает достижения обучающихся. Сопровождает комментариями выставленные отметки. Выставляет отметки в журнал (электронный журнал). | Заносят отметки в дневники. |
12. | Эмоциональный конец урока | Благодарит за сотрудничество. Читает мудрые высказывания как напутствие школьникам. | Осмысляют предложенную учителем информацию |