СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока «СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема урока «СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ».»

Тема урока «СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ».

Форма урока – практикум

Цели:

1) актуализировать знания учащихся о структурных особенностях сложных предложений с разными видами связи – союзной и бессоюзной;

2) формировать умение анализировать такие конструкции, правильно расставлять в них знаки препинания;

3) воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Задачи урока:

систематизировать теоретические знания о сложных предложениях; выявить все случаи постановки знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи.

Оборудование: проектор, презентация, рабочий лист.

Методы и приёмы урока:

• методы контроля - комбинированный (устный и практический);

• методы обучения - исследовательский, частично-поисковый, групповой, фронтальный;

• приёмы - сравнения, классификации материала, алгоритма.


Организационный момент. Проверка дом.зад.

( презентация, слайд 1)


I. Работа с пословицами ( презентация, слайд 2)

А) Здоровье и счастье не живут друг без друга.

Б) [ Отдай время спорту], а [ взамен получи здоровье].

В) (Где здоровье), [там и красота].

Г) [Ходи больше] – [жить будешь дольше].



Как вы понимаете эти пословицы?

Что может навредить здоровью человека?


Учитель: Здоровье – это наивысшая ценность, которая есть у любого человека. Об этом и говорят нам пословицы. А ещё они нам напоминают, что за здоровьем надо следить и беречь его смолоду. Жизнь не прощает беспечного отношения к своему здоровью.

- А теперь обратим внимание на структуру предложений. ( работа с предложениями)

-Что вы можете сказать о последних 3 предложениях?

- Что вы можете сказать о 2 и 3 предложениях. Что у них общего?



Вывод: Последние три предложения являются сложными. Давайте вспомним виды связи между простыми предложениями в составе сложного.

( презентация, слайд 3,4,5)



II. Работа с текстом ( тексты на партах). ( презентация, слайд 6)

Обратимся к рабочему листу и прочитаем текст.



Известно выражение: « В здоровом теле – здоровый дух». Но не менее спр..ведливым будет и обратное утв..рждение: « От здорового духа – здоровое тело». Г..рмоничное развитие человеческой личности может быть достигнуто только в единстве этих двух здоровых начал. Поэтому необходимо воспитывать в себе силу духа: именно она сможет направить твой разум в твое тело, а не разрушать его. Так используй свой разум для выр..ботки сознательной философии жизни, которая будет направлена на сохр..нение здоровья и молодости: это сейчас – твой основной капитал.

( презентация, слайд 7)

Задания к тексту.

1. О чём этот текст?

2. Сформулируйте проблему текста.( проблема воспитания здорового духа, проблема связи физического здоровья и духовного)

3. Какова позиция автора по поставленной проблеме? ( использовать свой разум для выработки сознательной философии жизни).

4. Согласны вы с позицией автора или нет?

( работа в тетрадях)

5. Выпишите слова с пропусками, объясните пропущенные орфограммы.

6. Выпишите последнее предложение из текста, объясняя постановку знаков препинания. Произведите графический разбор предложения. [ ] , ( которая ) : [ ].


Учитель: Какой мы можем сделать вывод?

( это предложение с подчинительной и бессоюзной связями)


III.Давайте определим вид связи в сложных предложениях.

( в раб.листах)

1. Ближний лес, в котором мы часто бываем, полон ягод и грибов, а текущая неподалеку река спасает от летнего зноя.

[ , ( в котором ) , ] , а [ ].

Подчинительная и сочинительная связь

2. Все небо затянуто, идет мелкий холодный дождь, но по свежей зелени деревьев можно догадаться: наступает весна.

[ ], [ ] , но [ ] : [ ].

Бессоюзная и сочинительная связь

3. Люблю весенний полдень: звенит за окном капель, которая радует душу.

[ ] : [ ] , ( которая ) .

Подчинение и бессоюзная связь

4. Хороша наша природа зимой: все вокруг усыпано снегом, который искрится на солнце, и легкий морозец бодрит.

[ ] : [ ], ( который ) , и [ ].

Бессоюзная связь, подчинение и сочинение


IV. Учитель: на сегодняшнем уроке мы продолжим повторение сложных предложений с различными видами связи; будем анализировать такие конструкции, правильно расставлять в них знаки препинания. Знание этой темы проверяется и на экзамене в 11 классе (это 19 задание ). Значит, какова наша задача? Это выявить условия постановки знаков препинания на стыке сочинительного и подчинительного союзов в СП с разными видами синтаксической связи.

( презентация, слайд 8)


Открываем 330 страницу учебника, п.89 , читаем внимательно последний абзац.

Презентация!

V.ВОССТАНОВИМ теорию, заполнив пробелы необходимыми сведениями

При сочетании сочинительного и подчинительного союзов: и когда, и если, и где, но когда но хотя и т. п. запятая ________________, если по­сле придаточного предложения есть слова________________

При сочетании сочинительного и подчинительного союзов: и когда, и если, и где, но когда но хотя и т. п. запятая _________________, если по­сле придаточного предложения нет слов_______________

( презентация, слайд 9)


( Презентация и в раб.листах)


VI. Сравните предложения: ( презентация, слайд 10)

1.С весел капали капли, и, когда они падали в море, на месте их падения вспыхивало ненадолго пят­нышко.

С весел капали капли, и когда они падали в море, то на месте их падения вспыхивало ненадол­го пятнышко.


2. Меня не манила тихая улица, но, если я слышал веселый ребячий гам, никто уже не мог удержать меня дома.

Меня не манила тихая улица, но если я слышал веселый ребячий гам, так никто уже не мог удержать меня дома.


Алгоритм действия ( презентация, слайд 11)


VII.Отработка задания № 19 ЕГЭ ( презентация, слайд 12)

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры , на месте которых в предложении должны стоять запятые.

1. Паром двигался так медленно (1) что (2) если бы не постепенная обрисовка его контуров (3) то можно было бы подумать (4) что он стоит на одном месте. 134

2. Наступила такая усталость (1) что (2) если бы даже не было приказания (3) расположиться на отдых (4) люди не в состоянии были бы сделать ни шагу дальше. 124

3.Лиза пошла безлюдной площадью (1) и (2) когда ноги её стали тяжело срываться с булыжника (3) она вспомнила (4) как возвращалась этой площадью солнечным днём после первой встречи с Цветухиным. 1234

4. Когда нужно было спешить в гимназию (1) Николенька изо всех сил старался не отставать от старшего брата (2) и (3) так как тот всегда двигался стремительно (4) то первокласснику часто приходилось догонять его вприпрыжку. 124

5.Когда Иван вечером вернулся домой (1) все дневные впечатления нахлынули на него (2) и (3) так как им овладели самые разноречивые чувства (4) он стал доискиваться причин своего душевного волнения. 1234

6.Как только приезжие разложили в комнатах свои вещи (1) они немедленно решили осмотреть город (2) и (3) так как экскурсионные автобусы отправлялись только через два часа (4) все решили идти пешком. 1234

7.Хозяйка поняла (1) что (2) если сейчас гости опять окажутся в зале (3) то не увидят дальнюю аллею в лучах заходящего солнца (4) и она поспешно предложила прогуляться по саду. 134

8. В воображении писателя теснились самые разные замыслы (1) и (2) если он усилием воли заставлял себя останавливаться на чём-то одном (3) то он опять не знал (4) каким должно быть начало. 134

9.Когда художник жил в Крыму (1) он всё своё время посвящал созерцанию картин природы (2) и (3) если погода располагала к прогулкам (4) он часами изучал морские волны. 1234

10. Митя часто просто любовался сестрой (1) и (2) даже когда ему приходилось выслушивать её жалобы на то (3) что она плохо выглядит после ночных дежурств в больнице (4) Любаша казалась ему красивой. 1234

11. Полина вышла к гостям на веранду (1) и (2) пока дамы восторженно выражали восхищение её нарядом (3) она думала о том (4) как хорошо было бы оказаться вдалеке от этой надоевшей суеты. 1234

12. В родительском доме всё было по-прежнему (1) и (2) если Володе и казалось домашнее пространство как будто сузившимся (3) то это только оттого (4) что за годы отсутствия он очень повзрослел и вырос. 134

13. По календарю мы прибыли в Болдино в одно время с поэтом (1) но (2) если учесть разницу между новым и старым стилем (3) то дней на десять раньше (4) и в природе ещё везде царил зелёный цвет. 134

14. В любой роли талантливый актёр чувствует себя свободно (1) и (2) когда выражает на сцене характер своего героя (3) то он обычно доходит до полного ощущения (4) что он и есть тот самый герой. 134

15.В коридор выходило несколько дверей (1) и (2) пока мы сбивали снег с валенок (3) я услышал (4) как кто-то говорил вполголоса. 1234

16. Все меня любили (1) и (2) хотя я безмерно шалил (3) мне прощалось всё (4) что бы я ни сделал. 1234

17. Над Волгой синела летняя ночь (1) и (2) когда мы спустились с пристани (3) увидели (4) как сияют огни на мачтах парохода. 1234

18.Туман таял (1) и (2) когда лодка шла к берегу (3) видно было (4) как пятнышки кувшинок и лилий покачиваются на волнах. 1234

19.Мне казалось (1) что никто не мог нарушить (2) окружавшего меня покоя (3) и тем неожиданнее было внезапное появление Алексея. 13

20.Над озером уже нет тумана (1) и (2) когда мы подходим к ловушкам (3) вода так прозрачна (4) что видна каждая травинка на дне. 1234

21. Мы часто повторяем (1) что судить о человеке (2) нужно прежде всего по его делам (3) и я с этим согласен. 13

22. Снег засыпал все танки (1) и (2) когда танкисты выбирались из башни подышать (3) он мгновенно покрывал из лица (4) как будто пытался охладить их. 1234

23.Весной того года я окончил лицей (1) и (2) когда приехал из Москвы (3) я просто был поражён (4) как изменился наш угрюмый двор. 1234

24.К вечеру пошёл дождь (1) и (2) пока мы ехали по просёлку (3) лошади еле переступали (4) будто потеряли последние силы. 1234

25.В тот день мы завтракали втроём (1) и (2) когда подали вишнёвый кисель (3) сестра капризно сказала (4) что десерт сегодня невкусный. 1234

26.Зубры очень заинтересовали меня (1) и (2) когда нс не пустили в питомник (3) я был раздосадован (4) что не удалось их увидеть ближе. 1234

VIII. Проверка групповой работы.


IX. Подведение итогов. Д.зад.: выписать из романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» 5 сложных предложений с различными видами связи или выполнить задания других рядов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!