Тема «Соседи Солнца»
Цель урока: обобщить основы представлений о происхождении Солнечной системы; выявить особенности планет – соседей Солнца, .развить представление о планетах земной группы, о Земле как части Вселенной
Оборудование и дидактический материал: Учебник, компьютер, проектор, экран, презентация.
Тип урока: изучение нового материала Универсальные учебные действия: Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира. Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. Познавательные: извлекать информацию об исторических личностях, внёсших вклад в историю географии, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата. Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом
Урок составлен по учебнику для 5-го класса образовательных учреждений И.И.Баринова; А.А.Плешаков; Н.И.Сонин – М.: Дрофа, 2016.
Ход урока
Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок мне хотелось бы начать со слов великого ученого А.Эйнштейна. (Слайд 1) «Этот большой мир существует независимо от нас, людей, и стоит перед нами как огромная вечная загадка, доступная, однако, нашему восприятию и нашему разуму». А.Эйнштейн Ребята, кто-то из вас хотел бы быть космонавтом? А чем эта профессия интересна? Да, нам хотелось бы побывать на других планетах и, возможно, встретиться с инопланетянами. Ученые до сих пор предполагают их существование. А вы как считаете? Существует ли жизнь на других планетах, кроме планеты Земля? Мы можем сейчас ответить на этот вопрос? Сегодня нам предстоит разрешить эту загадку.
- Как называется планета, на которой мы живем? (Земля). - А можно Землю назвать соседкой Солнца? Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим на рисунок, демонстрирующий планеты Солнечной системы. (Слайд 2) (Да)
- Назовите планеты, являющиеся соседями Солнца. (Меркурий, Венера, Земля, Марс). Как будет называться наша тема урока? («Соседи Солнца»)
Вернемся к нашей проблеме. Чтобы узнать, есть ли жизнь на других планетах, что нам нужно знать? (Характеристику планет)
Как вы считаете, планета Земля обладает всеми условиями для жизни? Какими?
- Знаем ли мы, есть ли что-то из перечисленных характеристик планеты Земля на других планетах? (Мы не знаем)
- Значит мы об этом сейчас узнаем. Приступаем к проектной работе.
- Начинаем знакомство с планетами Солнечной системы и отправляемся в виртуальное космическое путешествие сейчас.
- Ребята, кто из вас знает способ запоминания цветов радуги? (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.) Хотите использовать, для запоминания планет такой же способ? Медвежонок Ветчину Закусил Малиной – (Меркурий, Венера, Земля, Марс). Планет 8, а мы запоминаем 4. Почему? (Потому, что именно они соседи Солнца, а это тема нашего урока. Откройте тетради и напишите тему урока.
Характеристика планет Солнечной ситемы:
(Слайд3,4)Меркурий – в честь бога торговли, покровителя путешественников. Кратер- большое углубление ( диаметр -200км), горы -4 км высотой. Температура поверхности +400 градусов. Отсутствует атмосфера, спутников нет. Меньше Земли.
(Слайд 5,6,7)Венера - в честь римской богини красоты и любви. Меньше Земли. Большая часть равнинная, есть горы -12 км. Спутников нет. Атмосфера состоит из углекислого газа. Температура + 500 градусов.
(Слайд 8)Земля- самая большая из планет земной группы. Атмосфера состоит из азота , кислорода, углекислого газа. 71% Земли покрыто водой. Существует жизнь.
(Слайд 9)Луна- спутник Земли. От Земли до Луны 400 000км.Лишена атмосферы и воды. Поверхность занимают огромные горные области – материки ( 9 км) . Темные участки называют морями, они покрытии застившей вулканической лавой. Много кратеров диаметром 100 км.
(Слайд 10,11)Марс – в честь древнеримского бога огня и крови. Меньше Земли 2 раза по диаметру и 10 раз по массе. Поверхность – горы, пустыни, кратеры. Гора Олимп 28 км высотой. Грунт Марса богат железом. Имеет разреженную атмосферу, которая состоит из углекислого газа и из замерзшей смеси воды. Температура – 70% градусов. Имеет два спутника – Деймос и Фабос.
Физкультминутка
А теперь, ребята, встали.
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь задело.
7.Общий вывод по уроку:
Вернемся к нашей проблеме. Скажите, на какой планете из соседей Солнца может существовать жизнь (кроме планеты Земля)? (На Марсе)
- Почему? ( На Марсе есть, смесь воды и углекислого газа, смена времен года, на поверхности Марса есть пустыни, кратеры, горы; есть Северный и Южный полюс).
- Наше путешествие подходит к концу! Прошу посмотреть на слайд (Слайд 2) и сделать вывод: почему планеты расположены так? Что хотел сказать вам автор этого коллажа? (Показан размер планет, автор хотел показать, насколько наша планета маленькая) Правильно, ребята. Наша планета маленькая и беззащитная, и надо ее беречь. Плаха та птица, которая разрушает свое гнездо, гласит народная пословица, а Земля наше общее гнездо, на котором мы с вами живем. Каждый из нас должен ее беречь.Именно от нас зависит жизнь нашей планеты. На этом наше путешествие по планетам – соседям Солнца завершено!
А теперь , ребята, составим синквейн к слову Земля
Синквейн:
Название Земля
2 прилагательных красивая, уникальная
3 глагола движется, изменяется, трясется
Предложение Земля движется вокруг Солнца
Существительное планета
РЕФЛЕКСИЯ:
На уроке я работал активно/ пассивно
Своей работой я доволен/ не доволен
Урок показался мне коротким/ длинным
Материал урока мне интересен/ не интересен
Задание на дом. Параграф 10 стр 52 – 56. Характеристика планет по плану на стр 56.