Тема урока Связь умножения и деления
(учебник, с. 19; рабочая тетрадь, с. 9)
ХОД УРОКА
I. Мотивация к учебной деятельности
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания.
Проверяет наличие домашней работы
в тетрадях.
Показывают выполненную домашнюю работу.
2. Целеполагание.
– Откройте учебник на с. 19, определите тему и цель урока.
Формулируют тему и цель урока.
3. Устный счет
– Найдите «лишние» числа:
а) 90, 20, 25, 50, 70;
б) 42, 24, 48, 45, 49;
в) 76, 32, 18, 4, 27.
Выполняют задания
– Сравните:
27 … 29 5 дм … 50 см
76 … 56 3 дм 2 см … 2 дм 3 см
94 … 49 7 дм 4 см … 48 см
– Определите взаимосвязь между множителями и произведением.
Записывает на доске: 7 · 4.
Записывает ответ, названия компонентов и результата.
Читают пример с использованием терминов «первый множитель», «второй множитель», вычисляют с помощью сложения произведение.
1 множитель 2 множитель произведение
7 · 4 = 28
28 : 7 = 4
28 : 4 = 7
Выясняя, как получены второй и третий примеры из первого, приходят к выводу, что, разделив произведение (28) на первый множитель (7), получили второй множитель (4), а разделив произведение (28) на второй множитель (4), получили
первый множитель (7).
– Посмотрите на запись второго примера. Как его получили из первого?
– Произведение (28) разделили на первый множитель (7) и получили второй множитель (4).
– Как получили третий пример
из первого?
– Произведение (28) разделили на второй множитель (4) и получили первый множитель (7).
2
3
4
Аналогичная работа проводится по рисункам и записям, данным в учебнике на с. 19, в задании 1. При этом полезно попросить объяснить записи
с использованием данных рисунков.
4 · 2 = 8 3 · 6 = 18 5 · 4 = 20
8 : 2 = 4 18 : 6 = 3 20 : 5 = 4
8 : 4 = 2 18 : 3 = 6 20 : 4 = 5
Объяснения будут такими же, как
и в предыдущем примере.
– Сформулируйте вывод.
Учитель подчеркивает, что этот
вывод следует запомнить.
– Если произведение двух множителей разделить на один из них,
то получится другой
множитель.
Физкультминутка
1. Решение задач.
№ 2.
Разбирается под руководством учителя, можно показать, как записать краткое условие к такой задаче.
Читают задачу.
Один ученик у доски выполняет иллюстрацию
в виде схематического
рисунка с точками:
… | … | … | … | …
2
3
4
Решение:
1 этаж – 3 м.
5 этажей – ? м.
Затем вызванный ученик записывает решение
и ответ задачи:
3 · 5 = 15 (м) – всего.
Ответ: 15 метров –
высота дома.
– Составьте теперь к этой задаче
обратную.
– Высота дома – 15 м,
а высота каждого этажа – 3 м. Сколько в доме
этажей?
Вызванный ученик выходит к доске, записывает условие, решение
и ответ задачи:
… | … | … | … | …
Решение:
15 : 3 = 5 (эт.) – всего.
Ответ: в доме 5 этажей.
Аналогичная работа проводится
по еще одной обратной задаче.
Решают задачу.
№ 4.
Задача разбирается с учителем.
2
3
4
– Прочитайте задачу. Что в ней
известно?
– Прочитайте внимательно, на сколько равных частей надо разделить эти
орехи.
– Почему вы так решили?
– На 3 равные части.
Вызванный ученик решает задачу у доски:
… | … | …
Решение:
12 : 3 = 4 (ор.) – у каж-
дого.
Ответ: 4 ореха получил каждый.
2. Самостоя-тельная
работа.
– Выполните самостоятельно задания № 3, 5, 6.
Решают самостоя-
тельно.
3. Работа
с геометрическим материалом.
– Какая фигура «лишняя»? (На полях учебника.)
– Выполните задание № 8, проверьте друг друга.
Инструктаж по выполнению домашнего задания
Учебник, с. 19, № 7.
Рабочая тетрадь, с. 9, № 5, 6
Задают уточняющие
вопросы