СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока "Тся и ться в глаголах"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку в 5 классе. Тема  "Тся и ться в глаголах" На данном уроке учащиеся работают в группах. 

Просмотр содержимого документа
«Тема урока "Тся и ться в глаголах"»

Правописание  –ТСЯ и –Т Ь СЯ в глаголах Урок в 5 классе

Правописание –ТСЯ и –Т Ь СЯ в глаголах

Урок в 5 классе

Работа в группах 1 группа 2 группа 3 группа 4 группа

Работа в группах

  • 1 группа
  • 2 группа
  • 3 группа
  • 4 группа
Соедините части предложений. Не имей сто рублей, А) когда деревьев много.   И лес дружней, Б) а миром и горы свернём.   Один и камень не поднимет, В) а имей сто друзей.

Соедините части предложений.

  • Не имей сто рублей,
  • А) когда деревьев много.

  • И лес дружней,
  • Б) а миром и горы свернём.

  • Один и камень не поднимет,
  • В) а имей сто друзей.

Проверьте себя 1В Не имей сто рублей, имей сто друзей. 2А И лес дружней, когда деревьев много. 3Б Один и камень не поднимет, а миром и горы свернём.

Проверьте себя

  • Не имей сто рублей, имей сто друзей.
  • И лес дружней, когда деревьев много.
  • Один и камень не поднимет, а миром и горы свернём.

Проверка домашнего задания  Упражнение 623 1 группа работает с существительными  1 склонения. 2 группа работает с существительными 2 склонения. 3 группа работает с существительными 3 склонения. 4 группа работает с краткими прилагательными. Какая группа слов осталась?

Проверка домашнего задания Упражнение 623

  • 1 группа работает с существительными

1 склонения.

  • 2 группа работает с существительными

2 склонения.

  • 3 группа работает с существительными

3 склонения.

  • 4 группа работает с краткими прилагательными.
  • Какая группа слов осталась?

Распределите слова в две колонки.  По какому признаку вы будете распределять слова? воспитывает[ца], учени[ца], сини[ца], высказывае[ца],

Распределите слова в две колонки. По какому признаку вы будете распределять слова?

  • воспитывает[ца], учени[ца], сини[ца], высказывае[ца],
Проверьте себя глагол существительное  воспитывается высказывается  ученица синица

Проверьте себя

глагол

существительное

  • воспитывается
  • высказывается

  • ученица
  • синица
Интересный спор Как бы вы рассудили спор девочек?

Интересный спор

  • Как бы вы рассудили спор девочек?
Придумайте и запишите по два предложения 1  группа бросится-бросит ь ся 2 группа нравится-нравит ь ся 3 группа удивится-удивит ь ся 4 группа вернутся-вернут ь ся

Придумайте и запишите по два предложения

  • 1 группа бросится-бросит ь ся
  • 2 группа нравится-нравит ь ся
  • 3 группа удивится-удивит ь ся
  • 4 группа вернутся-вернут ь ся
Цели  Закрепить знания о правописании – ТСЯ и –Т Ь СЯ в глаголах;  формировать умение отличать глаголы на –ТСЯ и –ТЬСЯ от существительных на –ЦА;  формировать умения различать глаголы на –ТСЯ и –Т Ь СЯ по характерным признакам.

Цели

  • Закрепить знания о правописании

ТСЯ и –Т Ь СЯ в глаголах;

  • формировать умение отличать глаголы на –ТСЯ и –ТЬСЯ от существительных на –ЦА;

  • формировать умения различать глаголы на –ТСЯ и –Т Ь СЯ по характерным признакам.
Алгоритм определить, что слово является глаголом; найти слово, от которого зависит глагол; задать вопрос от этого слова к глаголу  а) если вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ?( ЧТО СДЕЛАЕТ?),  ЧТО ДЕЛАЮТ?( ЧТО СДЕЛАЮТ?),  то пишем – ТСЯ ;  б) если вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? (ЧТО СДЕЛАТЬ?),  то пишем – Т Ь СЯ .

Алгоритм

  • определить, что слово является глаголом;
  • найти слово, от которого зависит глагол;
  • задать вопрос от этого слова к глаголу

а) если вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ?( ЧТО СДЕЛАЕТ?),

ЧТО ДЕЛАЮТ?( ЧТО СДЕЛАЮТ?),

то пишем – ТСЯ ;

б) если вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? (ЧТО СДЕЛАТЬ?),

то пишем – Т Ь СЯ .

Физминутка

Физминутка

Работа по учебнику Правило на странице 106  Что ещё нам поможет определить написание –ТСЯ и –Т Ь СЯ в глаголах?

Работа по учебнику

  • Правило на странице 106

  • Что ещё нам поможет определить написание –ТСЯ и –Т Ь СЯ в глаголах?

Вывод -ТСЯ -Т Ь СЯ что делать? что сделать? в неопределенной форме Он хочет учит ь ся. что делает? что сделает? в форме 3 лица Он учится

Вывод

-ТСЯ

Ь СЯ

  • что делать? что сделать?
  • в неопределенной форме
  • Он хочет учит ь ся.
  • что делает? что сделает?
  • в форме 3 лица
  • Он учится
 Слуховой диктант Ь Ь - Ь - ударяться растягиваться вливается врезаться потянется

Слуховой диктант

  • Ь
  • Ь
  • -
  • Ь
  • -
  • ударяться
  • растягиваться
  • вливается
  • врезаться
  • потянется

Работа по тексту    1.Вода в атмосфере находит(?)ся в виде крошечных частиц. 2.Разные виды облаков формируют(?)ся на различной высоте. 3.Рассмотреть облако может каждый. 4.Для этого достаточно оказат(?)ся в густом тумане. 5.Обычно облака возникают из-за перемещения воздушных масс. 6.Около земли воздух поднимает(?)ся и опускает(?)ся выше. 7.На высоте воздух расширяет(?)ся охлаждает(?)ся а пар становит(?)ся капельками воды. 8.Эти капельки начинают сливат(?)ся друг с другом становят(?)ся тяжелыми и вскоре они проливают(?)ся на землю дождём. 9.Часто они носят(?)ся на большой высоте. 10.Там температура низкая. 11.В этом случае пар замерзает вокруг кристалликов льда и тогда снежная масса падает на землю. (Из детской энциклопедии, 90 слов)

Работа по тексту

  • 1.Вода в атмосфере находит(?)ся в виде крошечных частиц. 2.Разные виды облаков формируют(?)ся на различной высоте. 3.Рассмотреть облако может каждый. 4.Для этого достаточно оказат(?)ся в густом тумане. 5.Обычно облака возникают из-за перемещения воздушных масс. 6.Около земли воздух поднимает(?)ся и опускает(?)ся выше. 7.На высоте воздух расширяет(?)ся охлаждает(?)ся а пар становит(?)ся капельками воды. 8.Эти капельки начинают сливат(?)ся друг с другом становят(?)ся тяжелыми и вскоре они проливают(?)ся на землю дождём. 9.Часто они носят(?)ся на большой высоте. 10.Там температура низкая. 11.В этом случае пар замерзает вокруг кристалликов льда и тогда снежная масса падает на землю.
  • (Из детской энциклопедии, 90 слов)
Задания для всего класса 1.Прочитайте текст. 2. Какова тема текста? 3.Назовите основную мысль текста. 4. Озаглавьте текст. 5.Определите стиль текста.

Задания для всего класса

  • 1.Прочитайте текст.
  • 2. Какова тема текста?
  • 3.Назовите основную мысль текста.
  • 4. Озаглавьте текст.
  • 5.Определите стиль текста.
Задание  Выпишите предложение, объясните пропущенную орфограмму, расставьте, где необходимо, знаки препинания. 1 группа выписывает 1 предложение. 2 группа выписывает 2 предложение. 3 группа выписывает 6 предложение. 4 группа выписывает 7 предложение.

Задание Выпишите предложение, объясните пропущенную орфограмму, расставьте, где необходимо, знаки препинания.

  • 1 группа выписывает 1 предложение.
  • 2 группа выписывает 2 предложение.
  • 3 группа выписывает 6 предложение.
  • 4 группа выписывает 7 предложение.
Подведение итогов От каких условий зависит правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах? Приведите примеры.  Результаты работы в группах.

Подведение итогов

  • От каких условий зависит правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах? Приведите примеры.

  • Результаты работы в группах.
Домашнее задание Работа с текстом по заданиям. Правило на странице 106.

Домашнее задание

  • Работа с текстом по заданиям.
  • Правило на странице 106.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!