Правописание –ТСЯ и –Т Ь СЯ в глаголах
Урок в 5 классе
Работа в группах
- 1 группа
- 2 группа
- 3 группа
- 4 группа
Соедините части предложений.
- Б) а миром и горы свернём.
- Один и камень не поднимет,
Проверьте себя
- 1В Не имей сто рублей, имей сто друзей.
- 2А И лес дружней, когда деревьев много.
- 3Б Один и камень не поднимет, а миром и горы свернём.
Проверка домашнего задания Упражнение 623
- 1 группа работает с существительными
1 склонения.
- 2 группа работает с существительными
2 склонения.
- 3 группа работает с существительными
3 склонения.
- 4 группа работает с краткими прилагательными.
- Какая группа слов осталась?
Распределите слова в две колонки. По какому признаку вы будете распределять слова?
- воспитывает[ца], учени[ца], сини[ца], высказывае[ца],
Проверьте себя
глагол
существительное
- воспитывается
- высказывается
Интересный спор
- Как бы вы рассудили спор девочек?
Придумайте и запишите по два предложения
- 1 группа бросится-бросит ь ся
- 2 группа нравится-нравит ь ся
- 3 группа удивится-удивит ь ся
- 4 группа вернутся-вернут ь ся
Цели
- Закрепить знания о правописании
– ТСЯ и –Т Ь СЯ в глаголах;
- формировать умение отличать глаголы на –ТСЯ и –ТЬСЯ от существительных на –ЦА;
- формировать умения различать глаголы на –ТСЯ и –Т Ь СЯ по характерным признакам.
Алгоритм
- определить, что слово является глаголом;
- найти слово, от которого зависит глагол;
- задать вопрос от этого слова к глаголу
а) если вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ?( ЧТО СДЕЛАЕТ?),
ЧТО ДЕЛАЮТ?( ЧТО СДЕЛАЮТ?),
то пишем – ТСЯ ;
б) если вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? (ЧТО СДЕЛАТЬ?),
то пишем – Т Ь СЯ .
Физминутка
Работа по учебнику
- Что ещё нам поможет определить написание –ТСЯ и –Т Ь СЯ в глаголах?
Вывод
-ТСЯ
-Т Ь СЯ
- что делать? что сделать?
- в неопределенной форме
- Он хочет учит ь ся.
- что делает? что сделает?
- в форме 3 лица
- Он учится
Слуховой диктант
- ударяться
- растягиваться
- вливается
- врезаться
- потянется
Работа по тексту
- 1.Вода в атмосфере находит(?)ся в виде крошечных частиц. 2.Разные виды облаков формируют(?)ся на различной высоте. 3.Рассмотреть облако может каждый. 4.Для этого достаточно оказат(?)ся в густом тумане. 5.Обычно облака возникают из-за перемещения воздушных масс. 6.Около земли воздух поднимает(?)ся и опускает(?)ся выше. 7.На высоте воздух расширяет(?)ся охлаждает(?)ся а пар становит(?)ся капельками воды. 8.Эти капельки начинают сливат(?)ся друг с другом становят(?)ся тяжелыми и вскоре они проливают(?)ся на землю дождём. 9.Часто они носят(?)ся на большой высоте. 10.Там температура низкая. 11.В этом случае пар замерзает вокруг кристалликов льда и тогда снежная масса падает на землю.
- (Из детской энциклопедии, 90 слов)
Задания для всего класса
- 1.Прочитайте текст.
- 2. Какова тема текста?
- 3.Назовите основную мысль текста.
- 4. Озаглавьте текст.
- 5.Определите стиль текста.
Задание Выпишите предложение, объясните пропущенную орфограмму, расставьте, где необходимо, знаки препинания.
- 1 группа выписывает 1 предложение.
- 2 группа выписывает 2 предложение.
- 3 группа выписывает 6 предложение.
- 4 группа выписывает 7 предложение.
Подведение итогов
- От каких условий зависит правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах? Приведите примеры.
- Результаты работы в группах.
Домашнее задание
- Работа с текстом по заданиям.
- Правило на странице 106.