Тема урока: В. Д. Берестов «Читалочка».
Цель урока: познакомиться с произведением В. Д. Берестова «Читалочка».
Задачи:
обучающие: совершенствовать у учащихся навыки чтения;
развивающие: развивать связную устную речь учащихся;
коррекционные: развивать эмоциональную сферу учащихся;
воспитательные: воспитание интереса к книге.
Планируемые результаты:
Предметные:
Учащиеся научатся выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, передовая интонационно конец предложений
совершенствовать у учащихся навыки чтения.
Личностные:
Оборудование: экран, проектор, букварь, библиотечные книги.
Эпиграф: Чтение – вот лучшее учение. (Русская народная пословица)
1. Организационный момент. (Слайд 1)
Прозвенел звонок, (Слайд 2)
Начинается урок. (Слайд 3)
Ребята сегодня у нас гости. Давайте поздороваемся «Доброе утро!».
Все тихо и правильно сядем за парты.
- Какое сегодня число? (18)
- Какой сейчас месяц? (май)
Подходит к концу учебный год. Вы уже заканчиваете 2 класс. И Вы стали ещё на год взрослее. Вот теперь мы с гостями это и проверим.
К на м на урок из Маленькой страны сказок пришёл Крошка Енот. (Слайд 4)
Ему мама на день рождения подарила книгу.
Крошка Енот не умеет читать.
- А кто ему может помочь?
- Мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра... (Кто умеет читать).
- А вы умеете читать?
- Да!
- А вы хотите ему помочь?
- Да!
- В этом нелёгком деле будут различные трудности. Как вы должны работать, чтобы их преодолеть их?
- Дружно, сплочённо!
- Чтобы протянуть руку помощи Еноту, каждый из нас должен обладать хорошими качествами человека. Давайте выберем качества, которые помогут нам в этом нелёгком деле.
Доброта, храбрость, злость, вежливость, честность, трусость, уважение, хвастовство. (Слайд 5)
- Молодцы, ребята. Именно эти положительные качества мы постараемся проявить на этом уроке, помогая Крошке Еноту.
2. Актуализация опорных знаний
Крошка Енот интересуется:
- А вы сразу научились читать. Вам было трудно или легко?
Первая трудность: «Звуки».
1 вопрос – загадка: Физкультминутка «Загадка»: (Слайд 6)
Мы в ладошки хлопнём -1
И ногою топнём -2
Догадайся, милый друг,
Значит, мы услышим … (звук)
В первом классе мы поработали над разными видами звукоизвлечения: мычали, рычали, изображали звуки движением тела.
Вспомним части тела: голова, шея, туловище, руки, ноги. А теперь, используя эти части тела, произнесём все звуки, которые мы изучали.
Фономима:
А - показываем медсестре горлышко (открываем широко рот);
Б – барабаним указательными пальчиками перед собой воздух;
В – дует ветер (поднимаем руки и раскачиваем);
Г – Дима гыкает (не умеет разговаривать);
Е – согнутые в локтях руки с поднятыми большими пальцами;
Ё – ёжик с яблоками (руки над головой держат два яблока);
Ж – летит жук (руки расставлены по сторонам);
З – летит оса (три пальца согнутой правой руки собраны в щепотку (жало));
И – лошадь ржёт (две ладощки сомкнуты в согнутых локтях перед собой);
Й – икота (поднимаем плечи);
К – откашляться (прикладываем ладошку к горлу);
Л – заяц лопочет (из ладошек делаем ушки зайчика);
Произнося согласные М или Н человек НЕ СВОДИТ ВМЕСТЕ зубы, челюсть его не напрягается. Ничто не напрягается – первое условие для хорошего произношения. Н от М отличается положением языка. Кончик касается нёбо – звучит Н, не касается его – слышим М.
М – мычание с сомкнутыми губами, язык не касается нёба, не сводить вместе зубы;
Н - мычание с растянутыми чуть приоткрытыми губами, язык касается нёба, не сводить вместе зубы;
О – болит ухо (ладошкой прикрываем ухо);
П – кипит чайник (ладошки не касаются друг друга (чайник горячий) в согнутых локтях перед собой);
Р – заводим свой моторчик( руки согнуты в локтях - крутим руки относительно друг друга);
С – воздух выходит из шара (растягиваем горлышко шара)
Т – тарахтит трактор;
У – воет волк на луну (приподнимаем голову, вытягивая губы в трубочку);
Ф – ёжик фырчит, поднимая иголочки (руки согнуты в локтях, поднимаем пальцы);
Х – Саша храпит;
Ц – тихо (указательный палец у губ);
Ч – поезд (согнутые в локтях руки, двигаем по кругу по бокам);
Ш – шипит змея (правой рукой изображаем змею – делаем волнообразные движение перед собой);
Щ – чистим зубы щёткой (чистим зубы указательным пальцем правой руки);
Ь – мягко (на ладошке вата - трогаем указательным пальцем правой руки);
Ъ – твёрдо (стучим по парте согнутым указательным пальцем);
Ы – болит коленка (ладошкой гладим коленку);
Э – зовём незнакомца (губы растянуты в улыбке, язык чуть впереди, он приподнят, кончик языка находится у нижних зубов, спинка языка приподнята);
Ю – юла (руки на поясе, вертимся влево-вправо);
Я – указательным пальцем правой руки, показываем на себя (тычем себя указательным пальцем правой руки в грудь).
Также мы изображали 4 звуки из чувашского алфавита:
Ă – изображаем хвост тетерева (руки сзади, большие пальцы соединены, ладони в стороны)
Ĕ – рога коровы (указательные пальцы на голове)
Ç – собираем ягоды в ладошку (левая ладошка вытянута, правой: тремя пальцами собираем и кладём ягоды в ладошку левой руки)
У – изображаем глаза филина (двумя руками - из двух пальцев делаем очки и прикладываем к глазам)
Звуки мы слышим и произносим.
Вторая трудность: «Буквы»:
Чем обозначаются звуки речи на письме?
Звуки речи на письме обозначаются буквами. Буквы же мы видим и пишем.
Работа с плакатом «Алфавит».
Все буквы, расположенные в принятом порядке, составляют алфавит, или азбуку. Букв в русском алфавите 33.
- Какие бывают буквы?
- Гласные и согласные.
- Покажи гласные буквы. Сколько гласных букв?
Десять букв называются гласными: а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я. Гласными называются звуки, при произнесении которых воздух свободно проходит через полость рта (поём).
- Назови согласные буквы. Сколько согласных букв?
Двадцать одна букв называются согласными. Согласными называются звуки, при произнесении которых воздух в полости рта встречает какую-нибудь преграду.
- Какие буквы не означают звука?
- Две буквы - ъ и ь - никаких звуков не означают.
Третья трудность: «Слова»
Слова состоят из букв.
Разминка:
- Прочитайте буквосочетания (слоги):
Ки, Лю, Яр, Ди, Ни, Ка, Ар, Ал, Да, Ви (Слайд 7)
- Прочтите слоги и найдите начало своего имени. Как можно дополнить, чтобы получились слова? Какое правило вы должны вспомнить?
- Имена людей пишутся с большой буквы.
- Встаньте, чьё имя начинается с гласного звука, и представьтесь, (Ярослав, Артём, Александр)
- с согласного звука, (Даша, Дима 2, Вика, Камилла, Кирилл)
3. Проблемное объяснение нового знания.
Цель этапа: Постановка темы и цели урока
- Мы изучали на уроке чтения, начиная с 1 класса до сегодняшнего дня? (Звуки и буквы)
- А для чего нам это было нужно? (Чтобы научиться читать, красиво и правильно говорить). - А как вы относитесь к чтению книг? (Нам нравится читать) А если вам нравится читать, то, мы начнём читать новый раздел?
Крошка Енот очень переживает, что не может прочитать эту книгу «Как хорошо уметь читать!»
Как вы думаете, как этот раздел называется? Если затрудняетесь предположить, то Вам поможет:
Игра «Собери предложение» и прочтите:
Тема раздела: Как хорошо уметь читать!
Найдите слова, где букв больше, чем звуков. (Уметь, читать) Почему вы так считаете?
В конце предложения стоит восклицательный знак. Как надо читать это предложение? Почему? (С чувством радости, удовлетворения) Прочитаем его.
Сегодня на уроке мы начнём новый раздел по этой теме.
Четвёртая трудность: Работа с книгой.
– Какой раздел сейчас изучаем? (Читаем хором)
Давайте вместе с Крошкой Енотом рассмотрим иллюстрацию.
Анализ книжной иллюстрации (Стр. 230)
– Рассмотрите иллюстрацию и расскажите, что нарисовано.
- На картине нарисованы дети. Девочка читает книгу мальчику.
- Как вы думаете, что чувствуют изображенные на этой иллюстрации?
- Дети читают с радостью.
- Как вы догадались?
- Они улыбаются. Даже игрушка попугай висит на стене. Мальчик положил ладошку на книгу. Он внимательно смотрит в книгу, хотя и не умеет читать.
Валентин Берестов. (Слайд 8)
- Поэт Валентин Берестов написал об этом стихотворение. Произведение этого поэта мы уже читали в начале учебного года. (Стихотворение «Где лево, где право»)
Биография
Валентин Дмитриевич Берестов родился 1 апреля 1928 года в городе Мещовске, Калужской области. Читать будущий поэт научился в четыре года. В 1942 году, во время Великой Отечественной войны, семья Берестовых оказалась в эвакуации в Ташкенте. Там ему посчастливилось познакомиться с Надеждой Мандельштам, которая познакомила его с Анной Ахматовой. Затем состоялась встреча с Корнеем Чуковским, сыгравшим большую роль в судьбе Валентина Берестова.
В 1944 году Валентин Берестов с рекомендательными письмами от А. Ахматовой приезжает в Москву. Оканчивает десятилетку в Интернате для одаренных детей в Горках Ленинских (Московская область). А в выходные навещает семью в Калуге. Валентин Берестов окончил исторический факультет МГУ, затем аспирантуру Института этнографии. В 1946 году, ещё в студенческие годы, Берестов впервые поехал на археологические раскопки (Новгород, Хорезм). Первые его публикации взрослых стихов в журнале «Юность» как раз и были посвящены этой экзотической профессии и стали излюбленной темой для пародистов.
Первые произведения опубликовал в журнале «Смена» в 1946 г. Первый поэтический сборник «Отплытие» и первая детская книжка для дошкольников «Про машину» вышли в 1957 году. Затем читатели познакомились со сборниками стихов и сказок «Весёлое лето», «Картинки в лужах», «Улыбка» и другие.
Член СП СССР. Подписал письмо в защиту Ю. М. Даниэля и А. Д. Синявского (1966).
В последние годы жизни писал и выпускал детские сказки вместе со своей женой художницей и писательницей Татьяной Александровой. Составил (вместе с женой) «Избранное» по «Толковому словарю» В. И. Даля (издано в 2001 г.)
Валентину Берестову благодарны многие поэты и писатели поколения 1940-1960-х (детские и взрослые), с которыми он дружил и которых опекал.
Похоронен на Хованском кладбище.
Новая тема: Работа над стихотворением В. Берестова «Читалочка»
– Сегодня на уроке мы с вами будем читать его произведение.
– Сначала прочитаем правильно слова, которые будут встречаться в стихотворении.
Открываем учебники на стр. 230.
Наши сказочный герой и гости не просто здесь оказались, а пришли послушать, как вы умеете читать.
Читать-прочитать-прочитай-прочти
Тряс-ти
Проч-ти
Про-чи-тай
Про-чи-тать
Стра-ни-ца
При-ста-вать
Умо-лять
А) Первичное восприятие (чтение учителем).
Прочитаем название этого стихотворения. («Читалочка»)
- Как вы понимаете это слово? (Считалочка вовлекает детей в игру, а «читалочка» вовлекает детей в чтение)
– Ребята, я вам сейчас прочитаю стихотворение, вы внимательно слушайте, и скажете, о чём говорится в этом стихотворении?
- Садитесь правильно и послушайте. (Чтение стихотворения учителем)
Словарная работа: умолять – 7 букв, 6 звуков.
У-мо-лять
4. Первичное закрепление
Цель этапа: закрепление прочитанного стихотворения «Читалочка»
Б) Вторичное восприятие (чтение про себя).
– Ребята, сейчас вы внимательно про себя прочитаете это стихотворение.
5. Физкультминутка «Вы, наверное, устали?»
У. Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем. (Выполнение движений вслед за учителем.)
Ответим на вопросы. (Стр. 231)
- Почему автор считает, что хорошо уметь читать?
- В этом стихотворении есть спор или утверждение? (Утверждение)
Есть подтверждение того, что хорошо уметь читать.
Чтение по цепочке:
- Потренируемся в чтении. Читаем цепочкой по строчкам.
Чтение по ролям:
- А сейчас прочитаем это стихотворение по ролям в паре. Один ученик (автор-взрослый) читает три первые строчки, второй ученик (автор-мальчик) одну следующую строчку, первый – одну строчку, второй – одну строчку, а последние 4 строчки прочитает первый.
Хамитов А. - автор;
Захаров Д. - автор – мальчик;
Чтение вслух. (Читает вслух обучающийся.)
Сейчас Вы можете сами прочитать любую книгу.
Наш сказочный гость Крошка Енот очень рад, что вы ему прочитали стихотворение «Как хорошо уметь читать!» и принёс Вам Волшебное послание: (Слайд 9)
«Тем, кто любит приключения.
Я открою вам секрет:
Увлекательнее чтенья
Ничего на свете нет!
Я к вам обращаюсь, товарищи дети!
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома.
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума».
- Я вижу, что вы уже умеете читать, поэтому в 3 классе мы пойдём в библиотеку.
Пока чтение для вас ещё труд, а скоро чтение станет для вас удовольствием, как игра.
Д/З: Выразительное чтение стихотворения своим родным: маме, бабушке, сестре.
Подведение итогов
– Понравился вам урок?
- Что было самым интересным на уроке?
6. Итог урока: Рефлексия
Цель этапа: способствовать формированию рефлексии
Оцените свою работу. Закладки – оценки дети выбирают сами. Красная – 5, зелёная – 4, синяя - 3.
5: Я полностью справился с заданиями. Своей работой доволен.
4: Я справлялся с заданиями хорошо, но мне помогали.
3: Я не справился с заданиями так, как бы мне хотелось. Мне надо ещё поучиться и потренироваться.
Из наших оценок сделаем закладки и будем бережно относиться к книгам, которые вы будете читать.
Подарок от 2 класса и нашего сказочного героя: Наш сказочный герой Крошка Енот прощается с Вами и хочет вместе исполнить свою любимую песенку. (Слайд 10)
Песня «Улыбка» из советского мультфильма «Крошка Енот» (сказка Лилиана Муура «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»)
Музыка Владимира Шаинского, слова Михаил Пляцковского. Озвучивает енота, поющего песню, Клара Румянова
От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется...
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется.
Припев:
И тогда наверняка,
Вдруг запляшут облака,
И кузнечик запиликает на скрипке...
С голубого ручейка
Начинается река,
Ну, а дружба начинается с улыбки.
С голубого ручейка
Начинается река,
Ну, а дружба начинается с улыбки.