СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: Великая Отечественная война и Великая Победа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Великая Отечесвенная война и Великая Победа

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Великая Отечественная война и Великая Победа.»

4 класс 2018 год

Тема урока: Великая Отечественная война и Великая Победа.

Цель: знакомство учащихся с главными этапами хода Великой Отечественной войны.

Задачи:

  • формировать представления учащихся о Великой Отечественной войне и ее героях;

  • воспитывать патриотизм;

  • воспитывать в детях уважение к людям, отстоявшим мир на земле, веру в торжество справедливости и правды.


1. Организационный момент.

Ребята, мы сегодня опять отправляемся в страну знаний, чтобы узнать что-то новое о жизни нашей страны. А сейчас настроимся на работу и вспомним, о чём мы говорили на предыдущих уроках.

2. Проверка домашнего задания

А) Беседа:

  1. Кто был последним русским царем?

  2. Что такое гражданская война?

  3. Когда образовался Советский Союз?

  4. Что вы знаете о стройках 30-х годов?

Б) Викторина «Назови дату» 

 1861 г. – отмена крепостного права на Руси.

1480 г. – начало освобождения Руси от татаро-монгольского ига.

8 сентября 1380 г. – Куликовская битва.

5 апреля 1242 г. – Ледовое побоище.

988г. – крещение Руси.

1790 г. – взятие Измаила.

1755 г. – открытие МГУ

1721 г. – ПетрI cтал императором.

1612 г. – освобождение Москвы от польских захватчиков народным ополчением  под предводительством Минина и Пожарского.

1913 г – 300 лет династии Романовых.

1812 г. – отечественная война.

1240 г. – Невская битва.

1237 г. – Начало вторжения Батыя на Русь.

1922 г. – образование СССР.

1918 г. – Москва стала столицей.

1914 г. – Первая мировая война.

1917 г. – революция. Отречение царя от престола.

1941 г. – начало Великой Отечественной войны

1939 г. – начало 2 мировой войны

В) Индивидуальная работа в тестах

3. Работа над новой темой.

- Сегодня мы продвинемся еще на несколько лет вперёд и узнаем о тяжёлом времени для нашей страны .

Постановка проблемной ситуации и её разрешение методом дебатов.

– Итак, 1 сентября 1939 года началась Вторая мировая война.
– Кто же стал главным ее виновником? Найдите ответ на этот вопрос во втором абзаце на стр. 140 учебника. (Руководители фашистской Германии.)
– С какой целью они  развязали войну? (С целью мирового господства).

– А, может, цель войны была благородной? Ведь 12 сентября 1936 года  на съезде нацистской партии Гитлер заявил: «Если бы Урал, Сибирь и Украина находились в подчинении Германии, то немцы жили бы в изобилии,  каждый немец имел бы для жизни более, чем достаточно».
– Адольф Гитлер. Преступник или патриот? Чтобы прийти к правильному решению, предлагаю провести дебаты. Ведь истина рождается в споре.

– Предлагаю 1 группе доказать, что Гитлер – патриот своего народа, потому что он заботился о процветании своей Родины.

Вопросы для обсуждения первой группе.

– Хотели бы вы жить в процветающей, богатой стране?
– Должен ли руководитель страны заботиться об улучшении жизни  своего  народа, о процветании Родины?

2 группа докажет, что Гитлер – преступник.

Вопросы для обсуждения второй группе.

– Хотели бы вы жить в изобилии за счёт угнетения и страданий другого народа?
– Можно ли даже ради самых высоких целей оправдать убийства?

3 группа изучит документы, внимательно выслушает своих одноклассников и сделает вывод: Гитлер – преступник или патриот?

Материалы для обсуждения третьей  группе.

Гитлер мечтал о покорении всего мира. Он говорил: «Мы должны развить способы уничтожения людей».

На международном суде над гитлеровцами все доказательства говорили об одном: фашисты – варвары и убийцы.

– Возьмите материалы к дебатам (на розовых листах). У вас 3 минуты на подготовку.

Проведение дебатов

Учитель. Какие аргументы у 1 группы в пользу того, что Гитлер – патриот?
– А что на это скажет 2 группа?
– 1 группа, продолжайте доказывать свою точку зрения.
– Какие возражения будут у 2 группы?
– Слово предоставляется 3 группе. Как вы считаете, Гитлер – преступник или патриот? Таким образом, мы нашли истинные причины начала войны и доказали, что Гитлер – военный преступник.


Более 70 лет назад власть в Германии захватили фашисты во главе Адольфом Гитлером. Они внушили немецкому народу, что он будет господином мира. Все остальные народы станут его рабами или будут полностью уничтожены. Вскоре почти вся Европа была захвачена фашистами. Многих людей насильно увозили на работы в Германию, сжигали в печах, душили в газовых камерах.


Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны все помнить.

Давайте же перелистаем некоторые страницы Великой Отечественной войны и вспомним, как все это было…

(Информацию по слайдам об основных этапах войны рассказывают учащиеся).


1. Начало войны. ( слайд)

1сентября 1939года Фашистская Германия напала на Польшу. Началась Вторая Мировая война. Вслед за Польшей фашистам покорились Австрия, Чехословакия, Франция и Норвегия. 12 европейских стран были захвачены фашистами.

Началась жестокая, страшная, героическая война против фашистских захватчиков. Вся наша огромная страна поднялась на борьбу с врагом. Каждый день эшелоны увозили бойцов на фронт.


2. Брестская крепость. (слайд)

Одно из первых сражений войны произошло у пограничной Брестской крепости. Ее защитники около месяца вели непрерывные бои. Нелегко было сдерживать гитлеровцев и на других участках фронта. Многие воины Красной Армии попали в плен и были убиты.

3. Битва под Москвой. (слайд)

В результате стремительного наступления фашистов осенью 1941года над Москвой нависла смертельная угроза. На защиту столицы встали все ее жители. Немцы были уверены, что вот – вот войдут в нее и закончат войну. Но на помощь защитникам Москвы шли войска из Сибири, с Урала, из Казахстана, Средней Азии, с Дальнего востока. Было создано многотысячное народное ополчение. Москвичи, в основном женщины и дети, копали противотанковые рвы, траншеи, окопы, сооружали заграждения. В холод, в голод, нередко под огнем противника были прорыты сотни километров противотанковых рвов.

Несмотря на тяжелейшее положение, сложившееся в Москве, 7 ноября 1941года было решено провести парад на Красной площади. Парад воодушевил воинов и весь советский народ. Это был колоссальной силы удар по престижу гитлеровцев.

Прямо с Красной площади солдаты шли на передовую, они стояли насмерть, но не пропустили врага к сердцу Родины.

Героическую оборону против 50 танков 28 панфиловцев у разъезда Дубосеково возглавил наш земляк В.Клочков. Знаменитыми стали его слова: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва»

Сильнейшая, более чем миллионная группировка отборных немецких частей разбилась о железную стойкость, мужество и героизм советских войск, за спиной которых были народ, столица, Родина.

Враг получил сокрушительный удар и бежал от столицы. До этого он никогда еще не терпел такого поражения, никогда не терял столько солдат, танков, самолетов и оружия. В битве за Москву советскими войсками командовал прославленный полководец Г.К.Жуков.

4. Подольск в годы войны. (слайд)

В годы Великой Отечественной войны Подольск был прифронтовым городом. Хотя город бомбили мало, всё же было совершено несколько налётов немецкой авиации, которые старались поразить два объекта: мост через реку Пахру и площадь Ленина.

Значительную помощь фронту оказали подольские промышленные предприятия, которые в годы Великой Отечественной войны перевели все мощности с выпуска гражданской продукции на производство для оборонной промышленности: изготовляли боеприпасы, ремонтировали танки и другую военную технику.

1939—1940 в Подольске были созданы артиллерийское и пехотное училища, в которых обучались более 3 тысяч курсантов. 5 октября 1941 года подольские курсанты были подняты по тревоге и в течение нескольких дней в ходе ожесточённых боёв обороняли Малоярославец; на Подольской земле разгорелись ожесточённые бои советских воинов с фашистскими захватчиками. “Красные юнкера”, “дьяволы в красных фуражках”, - так фашисты называли подольских курсантов, вставших на защиту Москвы. Они совершили свой бессмертный подвиг на Ильинских рубежах, преградив путь гитлеровцам к Москве на южном направлении в октябре 1941, большинство курсантов погибли. Подольские курсанты вместе с частями 43-й армии сдержали натиск немецко-фашистских войск и помогли выиграть время для подтягивания резервов к Москве.

Кроме того, 11 сентября 1943 года в Подольск из летнего лагеря Амерово была переведена Центральная женская школа снайперской подготовки, которая действовала 27 месяцев.


Стоит в Подольске памятник из стали.
На юных лицах нержавейки блеск.
Они войны науку постигали
Под скрежет стали, автоматный треск.
К Москве рвалось фашистское отродье,
Приказ был фюрера – сравнять ее с землей.
Ползли к Угре, как льдины в половодье,
Их танки с разрисованной броней.
Расчёт один – мы дрогнем от страшилищ,
Но не прошел излюбленный маневр.
Курсанты из подольских двух училищ
Стеною стали, страх и смерть презрев.
...
Они спасли Москву ценою жизни,
Приняв с врагом неравный смертный бой.
За честь своей страны, за честь Отчизны
Пожертвовали мальчики собой...


5. Блокада Ленинграда. (слайд)

В сентябре 1941 года гитлеровцы окружили Ленинград. Началась блокада города, которая длилась 900 дней и унесла сотни тысяч жизней. Жители города испытывали крайний голод. Хлеба не хватало на всех. Вот он блокадный кусочек хлеба 125граммов на весь день! Вглядитесь в эти фотографии – и вы поймете, как жили ленинградцы первой блокадной зимы.


6. Сталинградская битва. (слайд)

В середине лета 1942 года началась масштабная битва на Волге, которая вошла в историю как Сталинградская, и продолжалась она более полугода.

К Сталинграду была стянута огромная армия фашистов, было сброшено около миллиона бомб. Израненный, обугленный город продолжал сражаться.

В уличных боях и в небе Сталинграда советские войны проявили солдатскую доблесть и самопожертвование во имя Родины. Город был превращен в груду развалин, погибли сотни тысяч людей, но враг был остановлен. А в ноябре 1942 года началось контрнаступление наших войск, в результате чего 22 дивизии фашистов к февралю 1943 года были уничтожены.

Победа на Волге переломила ход войны. Наша армия начала наступать.


7. Курская битва. (слайд)

Фашисты хотели взять реванш за поражение под Сталинградом и в июле 1943 года перешли в новое наступление. Немецкая армия получила на вооружение новые танки – «тигр» и «пантера», а также самоходные орудия «фердинанд». Главное внимание вермахта было приковано к районам Курска и Белгорода.

12июля в районе станции Прохоровка началось крупнейшее танковое сражение, в котором с обеих сторон участвовало более 1200 танков.

Сотни подбитых танков горели на поле боя. Из-за дыма и пыли не было видно солнца, из-за сильнейшего орудийного грохота солдаты теряли слух.


Из воспоминаний участника Великой Отечественной войны: «В голове шумело от сыпавшихся с неба бомб. Немцы даже сбрасывали обрезки железнодорожных рельсов, железные бочки, которые издавали невообразимые звуки. Все было рассчитано на то, чтобы запугать наших бойцов, сбить оборону. «Мы вам сделаем свой Сталинград,- писали немцы в листовках. – Наши «тигры», «пантеры», «фердинанды» съедят вас живьем»


В результате умело организованной обороны наших войск танковое наступление фашистов было сорвано. Курская битва завершила коренной перелом в Великой Отечественной войне. После Курской битвы началось массовое изгнание оккупантов.

8. Взятие Берлина (17 апреля – 2 мая 1945) (слайд)

Европа была освобождена. Войска СССР уже находились на немецкой территории. Фашисты создали глубокую и прочную оборону на подступах к столице Германии, Берлину. Здесь находилось около 1 миллиона воинов. Гитлер приказал оборонять Берлин до последнего солдата.

16 апреля 1945 года в 5 часов утра началось советское наступление на Берлин. Несмотря на ожесточённое сопротивление немцев, Берлин был окружён. И вот советское знамя, Знамя Победы, начинает развеваться на крыше одного из главных зданий Берлина - Рейхстага.

А вечером 30 апреля Гитлер покончил жизнь самоубийством. Он понимал, что ему предстоит ответить перед всем миром за то, что он начал войну, принёс много боли и страданий всему человечеству.

2 мая Берлин сдался, но война всё ещё продолжалась. И вот, наконец, в ночь на 9 мая 1945 года был подписан акт о безоговорочной капитуляции (проигрыше) фашисткой Германии. 9 мая навсегда вошёл в историю как День Победы

9. Победа! (слайд)

В 1944году территория Советского Союза была полностью освобождена от захватчиков. Освободив Родину, советские воины пришли на помощь народам Румынии,

Болгарии, Венгрии, Югославии, Польши, Чехословакии и другим захваченным оккупантами странам.

В начале 1945 года советские войска с востока вступили на территорию Германии. Им на встречу двигались войска союзников США, Англии, Франции, которые почти не встречали сопротивления. В ночь с 8 на 9 мая состоялось подписание Акта о безоговорочной капитуляции вооруженных сил фашистской Германии. 9мая мы отмечаем как праздник Победы.

Победа нашему народу досталась дорогой ценой. Война унесла почти 27 миллионов жизней советских людей. Но Советский Союз не только выстоял в этой жестокой войне, но и разгромил фашизм, так как на защиту родины поднялась вся страна. В Великую Отечественную войну со всей силой проявился талант вышедших из народа полководцев: Г.К.Жукова, К.К.Рокоссовского, А.М.Василевского, И.С.Конева, Н.Ф.Ватутина и других. Свыше 11тысяч воинов всех национальностей были удостоены звания Героев Советского Союза.

Да, мы победили, мы принесли свободу и своему народу и многим народам Европы, мы утвердили мир на Земле… Но какой дорогой ценой! Сколько героев не дожило до светлого праздника Победы! 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве был проведен Па­рад Победы.

Сообщения учащихся о прадедушках, принимавших участие в ВОВ.

IV. Физкультминутка

V. Закрепление пройденного.

У каждой войны есть свои герои. В истории Великой Отечественной войны остались имена тысяч героев, многие из которых не пожалели своих жизней ради нашего Отечества.

  1. Работа по учебнику. Откройте учебники на стр.140 – 141. Из названий городов выделите города-герои. Назовите их. (Москва, Санкт-Петербург, Новороссийск, Волгоград, Тула, Мурманск, Смоленск.)

  2. Работа в тетради на печатной основе. С. 58, № 1

Запишите дату начала ВОВ, перечислите города – герои.

  1. Работа в тетради на печатной основе

- О Великой Отечественной войне написано много книг, картин, снято фильмов.

Прочитайте стихотворные строчки А. Суркова.

- О каких событиях Великой Отечественной войны говорит поэт? (Об обороне Москвы.)

- Прочитайте стихотворные строчки С. Орлова.

- О каких событиях Великой Отечественной войны говорит поэт? (О битве за Сталинград.)

- Прочитайте стихотворные строчки О. Берггольца.

- О каких событиях Великой Отечественной войны говорит поэт (Об обороне Ленинграда.)

4. Работа с интерактивной доской. (Соотнесите события и даты)

VI. Обобщение.

- Когда началась Великая Отечественная война? (22 июня 1941 года.)

- На что рассчитывали немецкие военачальники, нападая на СССР? (На легкую и быструю победу.)

- Где были немецкие войска в феврале? (Окружили Ленинград.)

- Сколько дней длилась блокада Ленинграда? (900 дней.)

- Где одержали первую победу? (Под Москвой.)

- Когда закончилась Великая Отечественная война? (9 мая 1945 года.)

- Какой была цена Победы? (27 миллионов человек. В руинах ле­жали города и села, были уничтожены многие памятники культуры.)

Домашнее задание

1.Прочитать текст, ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 142-145).

2. Подготовить сообщение о героях Вов, именами которых названы улицы Подольска.


Рефлексия

– Дойдя до Берлина, русские солдаты оставляли на стенах Рейхстага – здания, где заседало фашистское правительство – надписи о войне и мире. Представьте, что мы с вами в Берлине. Что бы вы написали о войне и мире, обратившись ко всем людям, живущим на нашей планете.


Мы победили! Нами взят Берлин!

Спасли весь мир советские герои!

Мы – дети свободной и мирной страны,

Народ наш великий не хочет войны!

И матери наши, и наши отцы -

За мир, за свободу, за счастье борцы!

- В память о тех людях, о той Великой Победе давайте исполним песню «Мой старый дед говорил мне - помни»









Задания для работы в группах


1 группа

Доказать, что Гитлер – патриот своего народа, потому что он заботился о процветании своей Родины.


Вопросы для обсуждения:

– Хотели бы вы жить в процветающей, богатой стране?
– Должен ли руководитель страны заботиться об улучшении жизни  своего  народа, о процветании Родины?

……………………………………………………………………

2 группа

Доказать, что Гитлер – преступник.


Вопросы для обсуждения:

– Хотели бы вы жить в изобилии за счёт угнетения и страданий другого народа?
– Можно ли даже ради самых высоких целей оправдать убийства?

……………………………………………………………………


3 группа

Изучить документы, внимательно выслушать своих одноклассников и сделать вывод: Гитлер – преступник или патриот?


Материалы для обсуждения:

- Гитлер мечтал о покорении всего мира. Он говорил: «Мы должны развить способы уничтожения людей».

- На международном суде над гитлеровцами все доказательства говорили об одном: фашисты – варвары и убийцы.