Предмет: география
Учитель: Палаева Н. В., МОБУ СОШ с. Засечное, Пензенская область, Пензенский район
Класс 6
Тема урока: «Виды условных знаков»
Практические работа: Составление простейшего плана местности.
Тип урока: урок получения новых знаний и закрепления первичных способов деятельности.
Форма проведения урока: путешествие
Цели урока:
Образовательные цели: формирование у обучающихся понятия «условные знаки», их виды, способы применения, виды карт
Развивающие цели: формирование умения работать с различными источниками географической информации, развитие навыков проектной деятельности.
Воспитательные цели: способствовать формированию коммуникативных компетенций, патриотических качеств личности
УУД, формирующиеся на уроке:
Личностные: развитие интереса к новому материалу, умения оценивать свою работу на уроке (осуществлять рефлексию) и оценивать работу других обучающихся.
Регулятивные: развитие умения самостоятельно на уроке ставить цель и задачи урока, планировать работу на уроке.
Познавательные: умение формулировать основные понятия, выявлять причинно-следственные связи между объектами, умение применять знания в новых условиях при реализации мини-проекта
Коммуникативные: уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения, внимательно слушать собеседника, уважать интересы других обучающихся, корректировать свою ошибки.
Задачи:
сформировать представление об условных знаках различных по содержанию карт, легенде карты и пояснительных подписях, умение объяснять и применять условные знаки карт;
способствовать обучению школьников интеллектуальным приемам самостоятельной познавательной деятельности (развитию умений анализировать, сравнивать, делать выводы, извлекать информацию из различных источников), развитию проблемного мышления и картографической грамотности учащихся;
способствовать пониманию собственных интеллектуальных достижений, способствовать воспитанию позитивного отношения к учению, созданию комфортных отношений между участниками образовательного процесса и поддержание интереса к изучению предмета.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, проблемного изложения.
Средства обучения:
учебник 6 класса «География. Введение в географию» Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков;
настенные физические карты: мира, полушарий, атласы, контурные карты
набор учебных топографических карт;
компьютер;
мультимедиа-проектор;
экран.
Формы работы учащихся – фронтальная, индивидуальная, групповая
Основные понятия:
географическая карта, план местности, легенда карты, условные знаки.
Основные образовательные идеи:
Картографические изображения земной поверхности помогают людям «увидеть» нашу Землю и её части.
географическая карта — сложный чертеж, выполненный с соблюдение определенных правил.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
свойства географической карты и плана местности;
специфику способов картографического изображения;
отличия видов условных знаков;
значение планов и карт в практической деятельности человека.
Умение определять:
существенные признаки плана, карты и глобуса;
классифицировать по заданным признакам план, карту, глобус;
читать условные знаки;
Предметные результаты:
осознание роли географии в познании окружающего мира:
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
использование географических умений:
находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;
использование карт как моделей:
Личностные УУД
Понимание смысла собственной действительности;
определять роль результатов выдающихся географических открытий;
Регулятивные УУД
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
вычитывать все уровни текстовой информации;
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Ход урока.
Этап урока | Деятельность |
учителя | учеников |
I. Организационный момент | Вот и прозвенел звонок, начинается урок. Сели правильно, красиво. Чтоб на урок хватило силы. Работайте внимательно, дружно и старательно Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать! | Приветствуют учителя. Готовят рабочее место, настраиваются на деловой ритм. |
II. Актуализация субъектного опыта учащихся. Выполнение заданий | 1. Наше большое путешествие продолжается, мы снова отправляемся в путь, и нам нужен наш багаж. Багаж наших знаний 1)А поведут нас в путь величайшие капитаны - Портрет путешественника - дата его открытия. -Куда ведут нас капитаны (Бутылочная почта - определить объекты по географическим координатам) 2)Знатоки карты: -острова (3- оранжевые флажки) 43˚ ю.ш и 147˚в.д-? (Тасмания) 69˚ю.ш и 90˚ з.д-? (о. Петра) 65˚ с.ш и 20 ˚ з.д-? (о. Иссландия) -озера(3-синии флажки) 55˚с.ш и108˚в.д-? (Байкал) 1˚ ю.ш и 33˚в.д-? (Виктория) 29˚ ю.ш и 138˚в.д -? (Эр-Норт) -Все остальные работают с презентацией отвечают на вопросы соответствия: космический снимок – объект - широта, долгота п-ов Индостан- с.ш и в.д, п-ов Антарктический ю.ш и з.д п-ов Камчатка- с.ш и в.д; м. Средиземное- с.ш и в.д о. Мадагаскар- ю.ш и в.д. о. Гренландия- с.ш и з.д 3) Взаимопроверка | 1)Отвечают у доски (два ученика работают с датами и портретами) (одновременно) 2) -выполняют 2 чел, взаимопроверка -работа учащихся у доски ( определяют объекты по географическим координатам и наносят на карту). -выполнение заданий на знание объектов и определение широты и долготы (5мин) 3) Взаимопроверка (4 мин) |
III. Определение темы урока | -Ну, теперь мы готовы совершить путешествие. Вашим домашним заданием написать рассказ «Мое летнее путешествие» -Как можно изобразить ваш маршрут? -Что такое карта? -Что можно по ней узнать? -Всегда ли карты были такими? (слайд) -А сейчас мы с вами знаем, что для составления карт используют космические спутники. -Обратите внимание на слайд (коллаж «От Земли до карты района») и расскажите - что там изображено? (карта без условных знаков). -Удобна ли такая карта? | 1) (Ответы учащихся) -При помощи схемы или карты -Карта -это чертеж земли в уменьшенном виде при помощи условных знаков. -Где, что находится (Работа с презентацией) -Нет, были рисунки (Отвечают на вопросы) -Это похоже на нашу школу, но Что там изображено - квадратики, линии, кружочки- сказать трудно. - Без знания обозначений трудно рассказать, что изображено. - Нет, такая карта не дает полной информации (3 мин) |
IV. Целеполагание | - Что нужно сделать, чтобы карта стала читаемой,т. понятной? - Нам придумывать ничего не придется, люди –картографы уже создали систему общепринятых условных знаков, с которыми нам предстоит сегодня познакомиться. -Итак, тема нашего урока? Объясните свой выбор. -Подумайте, какую цель и задачи урока мы сегодня поставим. (Учитель помогает формулировать цель и задачи урока). Задачи урока: Сформулировать понятие условные знаки и их виды Научиться читать карты по условным знакам Научиться составлять карты с помощью условных знаков | - Придумать знаки, при помощи которых будут изображаться объекты. (Ставят цель изучения данной темы). -Условные знаки - Мы познакомимся с видами условных знаков научимся их применять. (Записывают в тетрадь тему урока) (2 мин) |
V. Открытие нового знания | 1. - Обратите внимание карту и топографический план, имеются ли обозначения – условные знаки на них? - Что такое условные знаки? -Что они обозначают? (Формулируем вместе с детьми) -Это графические символы, используемые для изображения объектов и явлений местности и их характеристик. -Где мы можем узнать, что они обозначают? -Да, действительно у каждой карты есть сноска, и она называется легендой карты. 2. Давайте попробуем сформулировать понятие легенда карты. 3. -На какие группы, по вашему, можно разделить все условные знаки? -В каких источниках информации можно добыть данную информацию? -Найдите в атласах легенду карт. -Прежде чем рассматривать карту, нужно изучить ее легенду. Нужно понять ее, что на ней обозначено цветом, линиями, кружками, фигурками. Давайте проведем небольшое исследование, поможет нам карточка- путеводитель. Способы изображения на географических картах | Виды условных знаков | Что изображают | Как выглядят на карте | Приведите пример карт | 1.Качественный фон | объектов и явлений, имеющих сплошное распространение. | Разный цвет | Физическая карта полушарий, мира, Политическая | 2. Точечные знаки (значки, пунсоны) | объекты имеющие небольшие размеры и точное местоположение(города, полезные ископаемые и т. д.) | Точки, значки | Физическая карта полушарий, мира, Экономическая | 3. Линейные знаки | Узкие объекты имеющие большую длину И золинии-точки с одинаковыми значениями величин: изогипсы -равные высоты, изобаты –равные глубины, изобары –равное давление изотермы –равные температуры | Линии | Физическая карта полушарий, мира, Климатическая карта | 4.Знаки движения | Направление движений | стрелки на карте | Климатическая, Физическая карта полушарий, мира, | (Вопрос для всего класса ) - С какими видами карт по содержанию вы познакомились? Виды карт ПО СОДЕРЖАНИЮ Общегеографические Тематические 1.Физическая карта Мира ? 2.Топографический план | ПО МАСШТАБУ Мелкомасштабные Крупномасштабные Физическая карта Мира Топографический план | 4. Физкультминутка Руки в стороны и вверх. Повторяем дружно. Засиделся ученик - Разминаться нужно. Мы сначала всем в ответ Головой покрутим: НЕТ! Энергично, как всегда, Головой покрутим: ДА! Чтоб коленки не скрипели, Чтобы ножки не болели, Приседаем глубоко, Поднимаемся легко. | 1.(Работа со слайдом, отвечают на вопросы, делают выводы), - Условные знаки – азбука карты. (Записывают в тетрадь) (2 мин) -Внизу карты 2.(Формулируют определение). Легенда карты -это система условных знаков, примененных на карте. (Записывают в тетрадь) (2 мин) 3. (Отвечают на вопросы) - В атласах, учебнике. (При помощи учебника и атласа выделяют виды условных знаков и заполняют схемы карточек путеводителей по рядам: 1 ряд -Качественный фон, 2 ряд - Точечные знаки, 3 ряд - Линейные знаки (2 мин) (ученики-заполняют краткие схемы на доске, а остальные в карточках) (4 мин) ( ученик-заполняет схему на доске, а остальные в карточках) (1 мин) (1 мин) |
Практическая работа | 5.-Сейчас настало время применить наши знания на практике Предлагаю вам сегодня почувствовать картографами. Мы создадим сами карту нашей пришкольной территории с помощью условных знаков. У каждого из вас есть задания по проекту «Карту пришкольной территории», который нужно добавить условными знаками, чтобы он стал читаем. Результаты вашей работы презентуйте на доске. (работа с магнитными условными знаками на заранее заготовленном плане) -Ребята, какие виды знаков мы не использовали? Почему? На каких видах карт используются эти условные знаки? Какую карту мы сегодня создали на уроке? -Топографический план- это | (Работа и презентация проекта на доске. Ученики выходят по очереди и заполняют карту при помощи магнитных условных знаков) (3мин) (Формулируют понятие Топографический план местности- это карта небольшого участка местности в уменьшенном виде при помощи условных знаков. Устные ответы с мест (1мин) |
VI Отработка учебных действий. | Мы начали урок с карты сделанной со спутника. Сравните ее с картой созданной вами на уроке. Какую вы сможете прочитать? почему? | Устные ответы с мест (1 мин) |
VI I. Домашнее задание и выставление оценок за тестирование | Открыли дневники, поставили оценки за работу на уроке и записали домашнее задание. | 1.§ 6, выучить условные знаки, будем писать топографический диктант. 2. Для самых любознательных: создайте картосхему своего двора, используя условные знаки. (1 мин) |
| | |
VIII. Рефлексия | Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я приобрел… Я научился… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось….. | (1 мин.) |