1 | Организационный момент | 3 мин | - Здравствуйте, ребята, меня зовут Анастасия Владимировна, сегодня я проведу у вас урок грамоты. Присаживайтесь, пожалуйста. Скажите какое у вас сегодня настроение? - Давайте проверим вашу готовность к уроку. У вас на партах должны быть учебник и дневник. -Чтобы ваша спинка оставалась ровной, глазки зоркими послушайте стихотворение: Ноги на пол мы поставим, Спинки все мы разогнем, Локотки мы на стол поставим, Руки домиком сведем, Руку левую кладем, Руку правую кладем. | Приветствуют учителя Рассказывают, как у них настроение Проверяют готовность к уроку Слушают правила посадки на уроке | Дети готовы выполнять учебное действие. Коммуникативные: развиты умения слушать учителя. Личностные: демонстрируют положительное отношение к учению и уроку грамоты |
2 | Мотивация к учебной деятельности, актуализация | 3 мин | - Для того, чтобы у нас все получилось, давайте вместе произнесем следующие слова. Отдых наш кончается, Работа начинается. Усердно будем мы трудиться, Чтобы чему-то научиться. -Сегодня на уроке мы познакомимся с первым звуком и первой буквой русского алфавита, научимся читать слова с этой буквой. Всё это нам необходимо чтобы быть грамотными. | Повторяют за учителем | Дети заинтересованы, готовы к учебной деятельности. Коммуникативные: развиты умения слушать учителя. |
3 | Вовлечение учащихся в процесс постановки темы, целей и задач учебной деятельности | 5 мин | -Ребята, давайте вспомним что мы с вами проходили на прошлом уроке? - Что мы делаем с буквой? -Что мы делаем со звуком? - Для того, чтобы узнать, о чем будет наш сегодняшний урок, давайте послушаем стихотворение: Буква «А», буква «а»- Алфавиту голова Знает Вова, знает Света, «А» похожа на ракету. -Послушав стихотворение как вы думаете, какую букву и какой звук мы будем изучать сегодня? -Молодцы, ребята! А сможете ли мне назвать слова, в которых есть буква Аа? -Если вы знаете теперь, о чем будет наш урок, то давайте поставим с вами цель, которую достигнем к концу урока. Может у вас есть предположения какая она будет? Дам вам подсказку, цель всегда зависит от темы урока. А наша тема: «Звук [а]. Буква А а». -Какие вы молодцы! А по каким этапам мы будем достигать эту цель? (план) -Правильно. Сейчас мы с вами начнем с 1 этапа-познакомимся с буковой Аа и со звуком [а]. | Отличие буквы от звука. Читаем и пишем Слышим и произносим Букву А а, звук [а] Называют слова с буквой «а» Познакомиться со звуком [а] и буквой, которая его обозначает. - Познакомиться со звуком [а] и буквой Аа; -Научиться различать их; -Оценить деятельность на уроке | Дети заинтересовались и готовы к учебной деятельности. Регулятивные: -принимают и сохраняют учебные задачи; -умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Личностные: демонстрируют положительное отношение к учению и уроку грамоты. |
4 | Открытие новых знаний | 15 мин | -Ребята, а теперь давайте разгадывать ребусы, в которых ответ будет начинаться на букву, которую мы изучаем сегодня. -Умнички! Послушайте загадку и постарайтесь её отгадать: Листья клёна пожелтели. В страны юга улетели Быстрокрылые стрижи. Что за месяц, подскажи. (Август) - Теперь давайте произнесем слово еще раз. - Сколько слогов в слове? - Назовите первый слог - Назовите второй слог - Какой слог ударный? - Назовите первый звук первого слога? - Произнесем этот звук 3 раза. Какой он? Гласный или согласный? Почему? Ещё какой? Ударный или безударны? - Теперь назовите все признаки звука [а] – Гласный, ударный. -Ребята, давайте откроем учебник на странице 22-ая (ищем 2 и 2) и выполним самое первое задание «Сравни слова: волк, лиса. Сколько в них слогов?». Для начала сделайте это задание в парах, а потом я спрошу несколько людей, чтобы узнать кто сделал правильно задание, а кто допустил небольшие ошибки. -Итак, давайте проверим. Сколько слогов в слове «волк»? -Правильно, а в слове «лиса»? -Молодцы, но я задам вам дополнительный вопрос, в каком слове есть звук [а]? -Сейчас вам предлагаю вспомнить сказку про лису и волка. Для этого нужно открыть страницу 23-ю (ищем 2 и 3). Кто-нибудь из вас знает, как называется эта сказка? -Молодцы, я дам вам время, чтобы вы вспомнили, о чем сказка, для этого вам помогут картинки в учебники, а потом спрошу кого-то из вас, чтобы мы все вспомнили сказку. -Чудесно, вы творчески подошли к этому заданию. | Разгадывают ребусы Отгадывают загадку Отвечают на вопросы Открывают учебник, выполняют задание в парах Один Два Лиса Открывают учебник на нужной странице Сказка «Лиса и волк» Вспоминают сказку, готовятся ее рассказать | Дети познакомились с первой буквой алфавита, расширили свои знания на уроке грамоты. Предметные: развиты знания и звук и букве А; развиты умения работать с этим звуком и буквой. Коммуникативные: умеют вступать в диалог; отвечают на вопросы учителя; развиты умения слушать учителя |
5 | Закрепление изученного на уроке | 5 мин | -А теперь давайте мы с вами отдохнем! Встаем на ножки и выполняем вместе со мной. Раз, два — выше голова. Три, четыре — руки шире. Пять, шесть — всем присесть. Семь, восемь — встать попросим. Девять, десять — сядем вместе. -Давайте поиграем в игру. Игра «Кто внимательный?» – Я называю слова, если звук [а] в начале – встаём, в середине - топаем ногами, в конце – хлопаем в ладоши. 1-й раз – арбуз- встали, тетради –топаем, дома –хлопаем, 2-й раз – апельсин – встать, лекарство - топаем, доска- хлопаем. 3-й раз-Амур-встали, лошади-топаем, лягушка-хлопаем. -Ребята, вы любите сказки? -Сейчас я прочитаю вам сказку, но сказка с заданием. Вы должны запомнить слова со звуком [а], которые встретятся вам в сказке. «Почему А первая?» В комнате стоял страшный шум. Все буквы вылезли из азбуки и громко спорили: почему это А самая первая буква алфавита? - Долой самозванку А! – кричали гласные буквы. -Да здравствует «Абракадабра»! (то есть неразбериха). - Что же это делается, а? - шипели шипящие. –Букву, с которой начинается ангина и акула, ставить во главе азбуки! Ничего себе ш-шуточки… - Все правильно, - молча думали гласные буквы, -ведь недаром самые вкусные вещи- арбуз, апельсин, абрикос, ананас-начинаются на А. Но громче всех кричала буква Я. -Я не понимаю, почему все же первая А, а не Я?! - А потому, -сказала молчавшая до сих пор А, -что самое первое слово каждого малыша начинается на А. - Это какое же такое слово? -не унималась Я. - Агу, -сказала А. –И, кроме того, я похожа на адмирала, стоящего на капитанском мостике. А всем известно, что адмирал должен быть всегда впереди! -Так! -сказал твердый знак. -Вот такая история случилась с буквой А. После того случая буквы жили дружно и никогда не ссорились. -Какие слова вы запомнили? -Ребята, а кто хочет написать букву Аа на доске? Вижу, что вы очень удивлены моему заданию. Это задание мы сможем сделать на уроке письма. | Дети выполняют физминутку Играют в игру Любим Слушают сказку, запоминают слова со звуком [а] Называют слова со звуком [а] Удивились, появилась проблема | Дети закрепили полученные знания, готовы применять на практике. Предметные: развиты знания и звук и букве А; развиты умения работать с этим звуком и буквой. познавательные: развиты операции мышления для решения проблемных ситуаций. |
6 | Соотнесение результатов урока с поставленными целями и задачами | 2 мин | -Ребята, давайте теперь проверим все ли пункты плана мы завершили. Но для начала достигли ли мы нашу цель? Познакомились ли мы с буквой Аа и звуком [а]? Научились ли мы отличать звук [а] от буквы Аа? Оценили мы с вами свою деятельность на уроке? Вот сейчас мы с вами этим и займёмся. | Да Да Да Нет | Дети соотнесли результаты урока с поставленными целями и планами. Вычислили что сделали, а что нет. Регулятивные: умеют анализировать собственную деятельность |
7 | Заключительный оргмомент | 2 мин | -На доске вы видите фразы: Урок полезен, все понятно. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. Еще придется потрудиться. Да, трудно все-таки учиться! -Предлагаю вам по очереди выйти к доске и поставить знак у тех слов, которые вам больше всего подходят по окончанию урока. -Понравилось ли вам начинать изучать русский алфавит? -Мне пора с вами прощаться, до свидания! Было приятно с вами взаимодействовать на уроке. | Выходят к доске Да До свидания! | Дети провели рефлексию, тем самым показав, как прошел у ни урок. Регулятивные: адекватно воспринимают оценку; умеют анализировать собственную деятельность |