Формирование универсальных учебных действий
Корнева Е.А.,МБОУ «СОШ №4»
г. Ангарск Иркутской области
Ангарск, 2022
Использование УУД при создании учебных ситуаций
Тема: ВИРУСЫ
Далее используется таблица
Описание этапов урока объяснения нового материала
Перечень УУД, выполняемых обучающимися на этапе урока
Слайд 1. Тема урока
Есть ли жизнь
без клетки?
Постановка проблемного вопроса
1. Мотивация к учебной деятельности.
Осознанное вхождение обучающегося в пространство учебной деятельности.
Мотивирование к учебной деятельности на уроке.
- смыслообразование (Л);
- целеполагание (П);
- планирование учебного сотрудничества (К)
Слайд 2.
Запись темы урока в тетради
Вирусы -
неклеточная форма жизни
Осознанное вхождение обучающегося в пространство учебной деятельности.
Мотивирование к учебной деятельности на уроке
Метапредметные УУД
Познавательные
- моделирование ( перевод устной речи в письменную)
Слайд 3. Актуализация знаний
Признаки живого
1.
На данном этапе организуется подготовка учащихся к объяснению нового знания.
2.
...
Данный этап предполагает:
- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П);
- использование знаково-символических средств (П);
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
- выполнение пробного учебного действия (Р);
- фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);
- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);
- выполнение пробного учебного действия (Р);
- фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (К);
- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
- учет разных мнений (К);
- актуализацию изученных способов действий
- актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
- мотивацию учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление;
Объяснение нового материала
В коммуникативной форме (беседа, диалог)
осмысливаются учебные действия:
- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);
- подведение под понятие (П);
- определение основной и второстепенной информации (П);
- постановка и формулирование проблемы (П);
- структурирование знаний (П);
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций ( К);
- ставится цель,
- согласовывается тема урока,
- выбирается способ,
- простраивается план достижения цели;
- определяют средства, ресурсы и сроки.
Русский ученый Д. И. Ивановский
Слайд 4. Новый материал
В 1887 г. в Крыму плантации табака
поразила неизвестная болезнь:
листья растений покрывались
сложным абстрактным рисунком,
растекавшимся по листу, словно краска,
переливающаяся с одного листа на другой,
от одного растения к другому.
А. История вопроса
Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах
Личностные:
- -ценностно-смысловые установки личностной позиции,
- -основы российской и гражданской идентичности.
Рисунок Ивановского,
изображающий вирусные кристаллы
и аморфные вирусные включения
в клетках мозаичного табака.
Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах
- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);
- подведение под понятие (П);
Д.И. Ивановский предположил,
что ВТМ в тысячу раз меньше
уже известных микробов,
поэтому и прошли через
бактериальный фильтр.
Так были открыты новые микробы-невидимки» – фильтрующиеся вирусы (1892 г.).
Впервые доказал существование нового типа возбудителя болезней
Вирус (лат. Virus ) – яд.
Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах
- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);
- подведение под понятие (П);
Вирус табачной мозаики
Б. История термина
Термин «вирус» (от лат. virus – яд)
предложил голландец Бейеринк
для обозначения инфекционной природы
отфильтрованных растительных жидкостей.
Название «фильтрующиеся вирусы» употребляли
до конца 30-х - начала 40-х гг. ХХ столетия.
Грипп
Табачная
мозаика
Герпес
Аденовирус
Полиомиелит
Бактериофаг
В. Основные признаки и особенности строения
Вначале вирусы считали ядовитыми веществами,
затем - одной из форм жизни,
потом - биохимическими соединениями.
Сегодня предполагают, что они существуют между
живым и неживым мирами
и являются основными участниками эволюции как
переносчики межвидовой генетической информации,
генетически связывая все живое в единое развивающееся
целое - биосферу Земли.
Подавляющее большинство
вирусов совершенно
безвредно для человека.
Низведение вирусов до уровня безжизненных химических
объектов произошло после 1935 г., когда Уэнделл Стэнли
впервые получил вирус табачной мозаики в кристаллической форме.
Обнаружилось,
что кристаллы состоят из сложных
биохимических компонентов и
не обладают необходимым
для биологических систем свойством –
метаболической активностью.
В 1946 г. ученый получил за эту работу Нобелевскую премию по химии,
а не по физиологии или медицине.
Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах
- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);
- моделирование и преобразование моделей разных типов (П);
- использование знаково-символических средств (П);
Вирионы разных вирусов : а–вирус оспа-вакцины; б–вирус простого герпеса человека, в–вирус гепатита В, г–аденовирус человека, д–вирус гриппа, е–вирус гепатита А, ж–бактериофаг лямбда
Дальнейшие исследования Стэнли четко показали,
что любой вирус состоит из нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК),
упакованной в белковую оболочку .
Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах
- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);
- моделирование и преобразование моделей разных типов (П);
- использование знаково-символических средств (П);
Помимо защитных белков
у некоторых из них есть специфические
вирусные белки,
участвующие в инфицировании клетки.
Слайд 5. Первичное закрепление
Краткое описание этапов урока объяснения нового материала
Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах
Обучающиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);
- моделирование и преобразование моделей разных типов (П);
- использование знаково-символических средств (П);
- подведение под понятие (П);
- установление причинно-следственных связей (П);
- выполнение действий по алгоритму (П);
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
- построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);
- формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);
Многоклеточный паразит
Вирус
Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах
- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);
- моделирование и преобразование моделей разных типов (П);
- использование знаково-символических средств (П);
Бактерия
Простейшие
Диаграмма сравнительных размеров микроорганизмов
Слайд 6. Новый материал
Проблемный вопрос урока
Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах
- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
- учет разных мнений (К);
Есть ли жизнь
без клетки?
Вирус гепатита C
Мелкий сферический вирус,
имеющий оболочку.
У вируса гепатита С
очень маленький геном,
в нем всего 1 ген, в котором
зашифрована структура 9 белков.
Геном вируса гепатита С представлен
1 нитью рибонуклеиновой кислоты ( РНК ),
которая заключена в капсулу.
Эту капсулу называют капсидом,
а образующий ее белок - нуклеокапсидным белком.
капсид (от лат. слова « capsa » - вместилище)
Если судить о вирусах только по этому описанию,
то они действительно больше похожи на химические субстанции,
чем на живой организм.
Вирус гриппа Н2N2,
иллюстрация с сайта folha.uol.com.br
Но когда вирус проникает в клетку (после чего ее называют
клеткой-хозяином),
картина меняется.
Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах
- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);
- моделирование и преобразование моделей разных типов (П);
- использование знаково-символических средств (П);
Проникновение
Два пути проникновения оболочечного вируса в клетку. Слева — эндоцитоз и слияние в эндосоме: 1 — вирус,
2 — эндосома, 3 — ядро. Справа — слияние с плазматической мембраной.
Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах
- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);
- моделирование и преобразование моделей разных типов (П);
- использование знаково-символических средств (П);
Размножение
Вирус сбрасывает белковую оболочку и подчиняет себе весь
клеточный аппарат, заставляя его синтезировать
вирусные ДНК или РНК и вирусные белки
в соответствии с инструкциями, записанными в его геноме.
Далее происходит самосборка вируса из этих компонентов
и появляется новая вирусная частица, готовая инфицировать
другие клетки.
Осознанное вхождение обучающегося в пространство учебной деятельности.
Метапредметные УУД
Познавательные
- моделирование ( составление схемы в тетради)
Слайд 5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового вида, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать.
- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);
- использование знаково-символических средств (П);
- подведение под понятие (П);
- выполнение действий по алгоритму (П);
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
- доказательство (П);
- контроль (Р);
- коррекция (Р);
- оценка (Р);
Сходство с живыми организмами
Отличия от живых организмов
Специфические черты, характерные только для вирусов
Сходство с живыми организмами
Отличия от живых организмов
1. Способность воспроизводить себе подобные формы (размножаться)
2. Обладают наследственностью
3. Изменчивость
4. приспосабливаются к изменяющимся условиям среды
1 . не проявляют свойства живого
2. не потребляют питательные вещества
3. не вырабатывают энергию
4. не растут
5. нет признаков обмена веществ:
6. имеют форму кристаллов,
не имеют клеточного
строения, т.е. нет
цитоплазматической
мембраны и цитоплазмы с
органоидами
Специфические черты, характерные только для вирусов
1. очень маленькие размеры
2. простое строение нуклеиновая
кислота (ДНК или РНК)
заключенная в белковую
оболочку – капсид
3. занимают пограничное
положение между живой и
неживой материей
4. высокая скорость
размножения
5. Наследственная
информация находится в
ДНК или РНК
6. вирусы – обязательные
паразиты, вне клетки хозяина
существуют в виде вирусной
частицы или вириона
Слайд 7. Включение в систему знаний и повторение
Выявляются границы применимости нового знания;
Выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Использование изученного ранее материала.
- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);
- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);
- понимание текстов, извлечение необходимой информации (П);
- подведение под понятие (П);
- моделирование, преобразование модели (П);
- использование знаково-символических средств (П);
- установление причинно-следственных связей (П);
- построение логической цепи рассуждений, выведение следствий (П);
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П);
- выполнение действий по алгоритму (П);
- доказательство (П);
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
- контроль, коррекция, оценка (Р);
Вирусы
Простые Сложные
(белковая оболочка – (белковая оболочка -
капсид и ДНК или РНК ) капсид и мембрана из
молекул углеводов и
липидов и ДНК или РНК)
вирус гриппа
Вопрос А
Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу?
Вопрос Б
Почему вирусные заболевания трудноизлечимы ?
Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу?
1 . Маленькие размеры
2. Быстро приспосабливаются
3. Встраиваются в чужие клетки и полностью их подчиняют, (клетки начинают синтезировать генетический материал вируса)
4. Изменчивы, быстро меняются, мутируют
Происхождение вирусов.
Существуют несколько гипотез относительно происхождения вирусов.
Вирусы - первичные организмы,
которые стоят у истоков жизни.
Вирусы произошли от более высокоразвитых организмов, структура которых упростилась
в связи с паразитическим образом жизни.
Вирусы произошли
из «беглой» нуклеиновой кислоты,
т.е. нуклеиновой кислоты, которая приобрела
способность реплицироваться независимо
от той клетки, из которой она возникла.
Таким образом, вирусы, должно быть,
произошли от клеточных организмов, и их не следует рассматривать
как примитивных предшественников клеточных организмов.
Три четверти из них
в начале были
патогенами животных.
От животных к человеку перешли такие формы
геморрагической лихорадки, как Эбола и Марбург,
коронавирус, вызывающий атипичную пневмонию,
вирус лихорадки Западного Нила, болезнь Крейцфельда,
а также вирус H5N1 - "птичий грипп".
Самый смертоносный вирус,
который перешел
от животных к человеку - это ВИЧ,
который, как принято считать,
зародился в качестве вируса обезьян, в Африке.
Принципиальной и наиболее существенной биологической
особенностью любого вируса является следующая:
вирусы не способны размножаться без помощи
клеток других организмов.
Вирус проникает внутрь совершенно определенной клетки,
и именно эта зараженная клетка превращается как бы в завод
по производству вирусов.
Главной чертой любого вируса является его избирательность
Вирус инфекционного гепатита
может существовать и размножаться только
в клетках печени и больше нигде.
По словам ученых, каждый год, по меньшей мере,
одна новая болезнь переходит с животных на человека:
люди повергаются воздействию новых микроорганизмов,
что может привести к беспрецедентным последствиям.
Серьезно влиять на эти процессы
могут изменения в человеческом обществе:
измененного питания, изменения
экологической обстановки,
применения ядохимии в быту.
Исследования показывают,
что за последние 25 лет появилось 38 новых патогенов.
Есть ли жизнь
без клетки?
В современной медицине под названием вирусы
понимаются мельчайшие неклеточные частицы,
являющиеся внутриклеточными паразитами .
Размножаясь только в живых клетках, вирус встраивается в клетку, изменяет ее генетический аппарат и, используя ее ферментативный аппарат, переключает клетку на синтез своих зрелых вирусных частиц - вирионов , которые в свою очередь лавинообразно поражают все новые и новые клетки организма, что приводит к развитию вирусного заболевания.
Слайд 8. Рефлексия учебной деятельности
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.
В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
- рефлексия способов и условий действия (П);
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);
- самооценка на основе критерия успешности (Л);
- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
- формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К);
- использование критериев для обоснования своего суждения (К);
- планирование учебного сотрудничества (К);
- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Использование:
- 5,7,9 классы- частично на уроках;
- при проведении уроков ЗОЖ;
- факультативные занятия.
Некоторые
наиболее
распространённые
вирусы
Возбудитель
Tobacco mosaic tobamovirus — вирус табачной мозаики (ВТМ)
Биология патогена
Вирус имеет палочковидную форму вирионов,
относится к группе тобамовирусы.
У вируса широкий круг хозяев (более 350 видов),
включающий овощные (свекла, перец, баклажан,
картофель, шпинат, томат) и другие
сельскохозяйственные культуры
(табак, бобовые, виноград, яблоня) , декоративные
растения (петуния, флоксы, цинния), а также
однолетние и многолетние сорняки.
Симптомы сложного стрика на стеблях,
листьях и плодах томата (Фото — А.К.Ахатов)
Вирус табачной мозаики
http://immunologia.ru/index.html
http://www.nanonewsnet.ru/
В 1981 г., появилось новое,
ранее не известное науке заболевание, получившее название
синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД).
В 1986 г. Комитет экспертов Всемирной организации здравоохранения ввел для возбудителя СПИДа
новое обозначение:
ВИЧ (или HIV) –
вирус иммунодефицита человека.
Вирус иммунодефицита человека
Стадии ВИЧ-инфицирования.
http://medinfo.ru/sovety/spid/
Вирус лихорадки Западного Нила
(размер 20-30 нм) под электронным микроскопом
(изображение с сайта www.cnn.com)
Вирус, вызывающий лихорадку Западного Нила,
поражает не только клетки нервной системы,
как считалось ранее, но и ткани почек, легких и миокарда.
Вирус кори
Слева — неповрежденные вирусом кори клетки линии Vero-SLAM. Справа — цитопатический эффект вируса BLR/MV/016/04 в
культуре клеток Vero-SLAM.
Вирус простого герпеса - ВПГ, Herpes simplex virus HSV
"Трёхмерное" изображение вируса герпеса.
Нуклеокапсид (Нк) и отходящая
на различное от него расстояние оболочка (Об)
формируют характерную картину "жарящегося яйца".
Вирусные частицы (ВЧ) простого герпеса,
покидающие ядро инфицированной клетки. ТЭМ , x 40.000.
Оболочка (Об) , окружающая нуклеокапсид (НК) вируса, является ничем иным, как "приватизированной" оболочкой ядра клетки-хозяина.
Между капсидом и оболочкой - белковый слой, имеющий название " тегмент " -"покрышка" (Тг) .
Выработанные "под чутким руководством" вируса углеводно-белковые комплексы ( гликопротеины - Гп ) встроены в оболочку вируса
и видимы как торчащие из её поверхности шипы.
На микрофотографии в виде пучков шипов,
длиной приблизительно 10 нм,
хорошо различим гликопротеин B (Гп).
Здоровая клетка
Клетки, поражённые вирусом
Цитамегаловирус
«Совиный глаз». Цитомегаловирусное поражение клетки.
В 1921 г., закончилась одна из самых страшных эпидемий гриппа - «испанки».
Ею переболели сотни миллионов людей в мире, более 20 млн. из них умерли.
Болезнь назвали «испанкой», так как первые печатные сообщения
об этой пандемии появились в Испании (итальянское название – «инфлюэнция»).
Вирус гриппа был открыт в 1933 г., английскими
вирусологами У.Смитом, Ф.У. Эндрюсом и П.Лейдлоу.
Вирус гриппа относится к семейству ортомиксовирусов (Orthomyxoviridae)
и включает три серотипа А, В, С.
История эпидемий, серотип A
Грипп известен с конца XVI века.
Год
Серотип
1889-1890
Распространение
H2N8
1900-1903
H3N8
Тяжёлая эпидемия
1918-1919
Умеренная эпидемия
H1N1
1933-1935
H1N1
1946-1947
Тяжёлая пандемия
Средняя эпидемия
H1N1
1957-1958
H2N2
1968-1969
Средняя эпидемия
Тяжёлая пандемия
H3N2
1977-1978
H1N1
1995-1996
Умеренная пандемия
Средняя пандемия
H1N1 и H3N2
Тяжёлая пандемия
Вирус ветряной оспы
Вирус краснухи
Вызывает множественные нарушения развития эмбриона.
В России производится обязательная вакцинация девочек.
Вирус птичьего гриппа H5N1
Короновирусы
Коронавирусы ( Coronaviridae ; лат. corona венец, венок + вирусы) - семейство РНК-содержащих плеоморфных вирусов средней величины, имеющих на поверхности характерные бахромчатые ворсинки; некоторые виды являются возбудителями острых респираторных заболеваний человека.
Коронавирусы - это один из возбудителей обычной ОРВИ. Они распространены повсеместно. Поражают как животных, так и людей. В зоне умеренного климата пики вспышек коронавирусной инфекции приходятся на зиму, хотя могут наблюдаться весной и осенью. Вероятность заболеть летом существенно ниже.
Во время и после заболевания у человека формируется иммунитет к коронавирусной инфекции, но со временем иммунитет ослабевает, и возможна повторная инфекция.
Вирус SARS
Новая разновидность корона-вируса
лишь недавно перешла к человеку.
Вирус будет... быстро видоизменяться,
поэтому вакцина окажется действенной
лишь на время, но не навсегда Адриан Мокет, вирусолог
http://news.bbc.co.uk/hi/russian/news/default.stm
Коронавирус COVID-19
Новый вирус получил название COVID-19 , ( от англ. COronaVirus Disease, коронавирусная болезнь ), другое обозначение - SARS-CoV-2 ( от англ. severe acute respiratory syndrome coronavirus 2, тяжелый острый респираторный синдром вызванный коронавирусом 2 ). Старое название 2019- nCoV .
Вирус человеческой папилломы
Человеческая папиллома – малоизвестное заболевание, связанное с появлением на коже небольших образований, напоминающих родинки.
"Одно из исследований показало, что этот вирус, передаваемый половым путем, заражает до 80% молодых людей и может вызвать впоследствии рак ", - считает Линда Дуска, онколог Центрального госпиталя Массачусетса в Бостоне.
Бактериофаги
(фаги) (от греч. - пожирать) - вирусы,
избирательно поражающие бактериальные клетки.
Чаще всего бактериофаги размножаются внутри бактерий
и вызывают их лизис.
Бактериофаг
Бактериальная клетка
Выход вирионов из клеток
Одной из областей использования бактериофагов
является антибактериальная терапия, альтернативная приёму антибиотиков .
Например, применяются бактериофаги:
стрептококковый, стафилококковый,
клебсиеллёзный, дизентерийный поливалентный,
пиобактериофаг,
коли,
протейный и колипротейный
и другие.
Американские биоинформатики впервые в мире
построили динамическую компьютерную модель
живого организма на атомном уровне.
Это один из самых простых вирусов.
Его размер составляет всего около 20 нм.
Общий вид смоделированного на компьютере
вируса-сателлита табачной мозаики (рис. с сайта www.news.uiuc.edu)
Некоторые наиболее известные вирусные заболевания человека
Название болезни
Возбудитель
Грипп
Миксовирус одного из трёх типов - А, В и С
Поражаемые области тела
Оспа
Свинка (эпидемический паротит)
ДНК-содержащий вирус
Дыхательные пути
Дыхательные пути, кожа
Корь
Парамиксовирус (РНК-содержащий вирус)
Дыхательные пути, затем всё тело через кровь
Парамиксовирус
Полиомиелит (детский паралич)
Дыхательные пути, затем кожа и кишечник
РНК-содержащий пикорнавирус
Глотка и кишечник, затем кровь и иногда нейроны спинного мозга
Систематика.
Подцарство Вирусы (Virophyta)
состоит из порядка Вирусы (Virales) с тремя подпорядками:
- Фитофаги.
Эти вирусы атакуют растения, вызывая такие заболевания
(фитовирозы) как мозаика табака, мозаика томатов, и др.
- Зоофаги.
Атакуют животных, вызывая такие заболевания (зоовирозы),
как грипп, полиомиолит, бешенство, и др.
- Фаги (бактериофаги).
Вирусы, атакующие бактерии.
Отдел
Строение тела
Вирусы
Основные способы питания
Доклеточное
Способы размножения
Гетеро-трофный (паразиты)
Представители
Репликация молекулы ДНК (РНК)
Вирус табачной мозаики,
желтуха свеклы,
вирус гриппа,
полиомиелита
оспы,
кори,
бешенства,
ящура,
чумы
Значение
Вирусы вызывают болезни человека, животных, растений; бактериофаги — пожиратели бактерий (дизентерийной палочки, брюшного тифа, вибриона холеры)
http://www.examen.ru/db/Examine/default.html
а
в
б
Разнообразие форм и размеров вирусов.
Схематическое изображение некоторых вирусов растений (a),
животных (б ) и бактериофагов (в)
Биологический вид
«вирус натуральной оспы»
может существовать исключительно
в организме биологического вида
«человек разумный».
Только в ХХ-ом веке только от черной оспы
(пока с ней не покончили с помощью массовых вакцинаций в 1982 г)
погибло 280 миллионов человек.
Главной чертой любого вируса является его избирательность
Вирус эпидемического паротита (свинки) предпочитает
клетки слюнных желез,
вирус гриппа - клетки слизистой оболочки трахеи и бронхов,
вирус энцефалита - клетки головного мозга ,
вирус инфекционного гепатита - в клетках печени и и т.д.
Вирус эпидемического паротита
http://www.kid.ru/index.php3
Избирательность вирусов прослеживается не только на поражении
определенных клеток, но и на способности вызывать конкретные
болезни у конкретных биологических видов.
Вирус кори может найти нужные ему клетки только
в организме человека, и не представляет никакой угрозы для любимца семьи кота Васьки.
Вирус собачьей чумки не опасен
для человека.
Но это не общее правило.
Ведь определенные клетки разных млекопитающих очень похожи
друг на друга и некоторые вирусы вызывают одну и ту же болезнь
у самых разнообразных животных - типичный пример –
вирус бешенства.
http://www.kid.ru/index.php3
Изображения
Источники
www.news.uiuc.edu
http://www.kid.ru/index.php3
folha.uol.com.br
http://www.examen.ru/db/Examine/default.html
www.cnn.com
http://news.bbc.co.uk/hi/russian/news/default.stm
http://medinfo.ru/sovety/spid/
http://immunologia.ru/index.html
https://стопкоронавирус.рф/
https://polyclinika.ru/
https://sciencepop.ru/wp-content/uploads/2022/08/cropped-fh9kfcelsvq-e1661416023556.jpg
https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/
https://medboli.ru/koronavirus/nazvana-samaa-uazvimaa-dla-koronavirusa-gruppa-naselenia
https://medspecial.ru/for_patients/20/31260/
https://slide-share.ru/koronavirusnaya-infekciya-vizvannaya-sars-cov-332258/download