СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема Вирусы. Формирование УУД.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование УУД в теме "Вирусы.

Просмотр содержимого документа
«Тема Вирусы. Формирование УУД.»

Формирование универсальных учебных действий  Корнева Е.А.,МБОУ «СОШ №4» г. Ангарск Иркутской области Ангарск, 2022

Формирование универсальных учебных действий

Корнева Е.А.,МБОУ «СОШ №4»

г. Ангарск Иркутской области

Ангарск, 2022

Использование УУД при создании учебных ситуаций Тема: ВИРУСЫ Далее используется таблица Описание этапов урока объяснения нового материала Перечень УУД, выполняемых обучающимися на этапе урока

Использование УУД при создании учебных ситуаций

Тема: ВИРУСЫ

Далее используется таблица

Описание этапов урока объяснения нового материала

Перечень УУД, выполняемых обучающимися на этапе урока

Слайд 1. Тема урока Есть ли жизнь без клетки? Постановка проблемного вопроса 1. Мотивация к учебной деятельности. Осознанное вхождение обучающегося в пространство учебной деятельности.  Мотивирование к учебной деятельности на уроке. - смыслообразование (Л); - целеполагание (П); - планирование учебного сотрудничества (К)

Слайд 1. Тема урока

Есть ли жизнь

без клетки?

Постановка проблемного вопроса

1. Мотивация к учебной деятельности.

Осознанное вхождение обучающегося в пространство учебной деятельности.

Мотивирование к учебной деятельности на уроке.

- смыслообразование (Л);

- целеполагание (П);

- планирование учебного сотрудничества (К)

Слайд 2.  Запись темы урока в тетради Вирусы - неклеточная форма жизни Осознанное вхождение обучающегося в пространство учебной деятельности.  Мотивирование к учебной деятельности на уроке Метапредметные УУД Познавательные - моделирование ( перевод устной речи в письменную)

Слайд 2.

Запись темы урока в тетради

Вирусы -

неклеточная форма жизни

Осознанное вхождение обучающегося в пространство учебной деятельности.

Мотивирование к учебной деятельности на уроке

Метапредметные УУД

Познавательные

- моделирование ( перевод устной речи в письменную)

Слайд 3. Актуализация знаний Признаки живого 1. На данном этапе организуется подготовка учащихся к объяснению нового знания. 2. ... Данный этап предполагает: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П); использование знаково-символических средств (П); осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); выполнение пробного учебного действия (Р); фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р); волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); выполнение пробного учебного действия (Р); фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (К); аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); учет разных мнений (К); актуализацию изученных способов действий актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; мотивацию учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление;

Слайд 3. Актуализация знаний

Признаки живого

1.

На данном этапе организуется подготовка учащихся к объяснению нового знания.

2.

...

Данный этап предполагает:

  • анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П);
  • использование знаково-символических средств (П);
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
  • выполнение пробного учебного действия (Р);
  • фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);
  • волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);
  • выполнение пробного учебного действия (Р);
  • фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (К);
  • аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
  • учет разных мнений (К);
  • актуализацию изученных способов действий
  • актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
  • мотивацию учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление;
Объяснение нового материала В коммуникативной форме (беседа, диалог) осмысливаются учебные действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); подведение под понятие (П); определение основной и второстепенной информации (П); постановка и формулирование проблемы (П); структурирование знаний (П); осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций ( К); ставится цель, согласовывается тема урока, выбирается способ, простраивается план достижения цели; определяют средства, ресурсы и сроки.

Объяснение нового материала

В коммуникативной форме (беседа, диалог)

осмысливаются учебные действия:

  • анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);
  • подведение под понятие (П);
  • определение основной и второстепенной информации (П);
  • постановка и формулирование проблемы (П);
  • структурирование знаний (П);
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
  • выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
  • аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
  • учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций ( К);
  • ставится цель,
  • согласовывается тема урока,
  • выбирается способ,
  • простраивается план достижения цели;
  • определяют средства, ресурсы и сроки.
Русский ученый  Д. И. Ивановский Слайд 4. Новый материал В 1887 г. в Крыму плантации табака поразила неизвестная болезнь:  листья растений покрывались сложным абстрактным рисунком, растекавшимся по листу, словно краска, переливающаяся с одного листа на другой, от одного растения к другому. А. История вопроса Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах  Личностные: -ценностно-смысловые установки личностной позиции, -основы российской и гражданской идентичности.

Русский ученый Д. И. Ивановский

Слайд 4. Новый материал

В 1887 г. в Крыму плантации табака

поразила неизвестная болезнь:

листья растений покрывались

сложным абстрактным рисунком,

растекавшимся по листу, словно краска,

переливающаяся с одного листа на другой,

от одного растения к другому.

А. История вопроса

Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах

Личностные:

  • -ценностно-смысловые установки личностной позиции,
  • -основы российской и гражданской идентичности.
Рисунок Ивановского, изображающий вирусные кристаллы и аморфные вирусные включения в клетках мозаичного табака. Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);  подведение под понятие (П);  Д.И. Ивановский предположил,  что ВТМ в тысячу раз меньше  уже известных микробов,  поэтому и прошли через  бактериальный фильтр.  Так были открыты новые микробы-невидимки» – фильтрующиеся вирусы  (1892 г.).

Рисунок Ивановского,

изображающий вирусные кристаллы

и аморфные вирусные включения

в клетках мозаичного табака.

Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах

  • анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);
  • подведение под понятие (П);

Д.И. Ивановский предположил,

что ВТМ в тысячу раз меньше

уже известных микробов,

поэтому и прошли через

бактериальный фильтр.

Так были открыты новые микробы-невидимки» – фильтрующиеся вирусы  (1892 г.).

Впервые доказал существование нового типа возбудителя болезней Вирус (лат. Virus )  – яд. Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);  подведение под понятие (П); Вирус табачной мозаики

Впервые доказал существование нового типа возбудителя болезней

Вирус (лат. Virus ) – яд.

Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах

  • анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);
  • подведение под понятие (П);

Вирус табачной мозаики

Б. История термина Термин «вирус» (от лат. virus – яд)  предложил голландец Бейеринк для обозначения инфекционной природы отфильтрованных растительных жидкостей. Название «фильтрующиеся вирусы» употребляли до конца 30-х - начала 40-х гг. ХХ столетия. Грипп Табачная мозаика Герпес Аденовирус Полиомиелит Бактериофаг

Б. История термина

Термин «вирус» (от лат. virus – яд)

предложил голландец Бейеринк

для обозначения инфекционной природы

отфильтрованных растительных жидкостей.

Название «фильтрующиеся вирусы» употребляли

до конца 30-х - начала 40-х гг. ХХ столетия.

Грипп

Табачная

мозаика

Герпес

Аденовирус

Полиомиелит

Бактериофаг

В. Основные признаки и особенности строения Вначале вирусы считали ядовитыми веществами,  затем - одной из форм жизни, потом - биохимическими соединениями.  Сегодня предполагают, что они существуют между живым и неживым мирами и являются основными участниками эволюции как переносчики межвидовой генетической информации,  генетически связывая все живое в единое развивающееся целое - биосферу Земли. Подавляющее большинство  вирусов совершенно безвредно для человека.

В. Основные признаки и особенности строения

Вначале вирусы считали ядовитыми веществами,

затем - одной из форм жизни,

потом - биохимическими соединениями.

Сегодня предполагают, что они существуют между

живым и неживым мирами

и являются основными участниками эволюции как

переносчики межвидовой генетической информации,

генетически связывая все живое в единое развивающееся

целое - биосферу Земли.

Подавляющее большинство

вирусов совершенно

безвредно для человека.

Низведение вирусов до уровня безжизненных химических объектов произошло после 1935 г., когда Уэнделл Стэнли  впервые получил вирус табачной мозаики в кристаллической форме. Обнаружилось, что кристаллы состоят из сложных биохимических компонентов и не обладают необходимым для биологических систем свойством – метаболической активностью. В 1946 г. ученый получил за эту работу Нобелевскую премию по химии, а не по физиологии или медицине.

Низведение вирусов до уровня безжизненных химических

объектов произошло после 1935 г., когда Уэнделл Стэнли

впервые получил вирус табачной мозаики в кристаллической форме.

Обнаружилось,

что кристаллы состоят из сложных

биохимических компонентов и

не обладают необходимым

для биологических систем свойством –

метаболической активностью.

В 1946 г. ученый получил за эту работу Нобелевскую премию по химии,

а не по физиологии или медицине.

Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П); моделирование и преобразование моделей разных типов (П); использование знаково-символических средств (П);  Вирионы разных вирусов :  а–вирус оспа-вакцины; б–вирус простого герпеса человека,  в–вирус гепатита В, г–аденовирус человека, д–вирус гриппа,  е–вирус гепатита А, ж–бактериофаг лямбда

Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах

  • анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);
  • моделирование и преобразование моделей разных типов (П);
  • использование знаково-символических средств (П);

Вирионы разных вирусов : а–вирус оспа-вакцины; б–вирус простого герпеса человека, в–вирус гепатита В, г–аденовирус человека, д–вирус гриппа, е–вирус гепатита А, ж–бактериофаг лямбда

Дальнейшие исследования Стэнли четко показали, что любой вирус состоит из нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК),  упакованной в белковую оболочку . Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П); моделирование и преобразование моделей разных типов (П); использование знаково-символических средств (П);  Помимо защитных белков у некоторых из них есть специфические  вирусные белки, участвующие в инфицировании клетки.

Дальнейшие исследования Стэнли четко показали,

что любой вирус состоит из нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК),

упакованной в белковую оболочку .

Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах

  • анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);
  • моделирование и преобразование моделей разных типов (П);
  • использование знаково-символических средств (П);

Помимо защитных белков

у некоторых из них есть специфические

вирусные белки,

участвующие в инфицировании клетки.

Слайд 5. Первичное закрепление Краткое описание этапов урока объяснения нового материала Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах Обучающиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П); моделирование и преобразование моделей разных типов (П); использование знаково-символических средств (П); подведение под понятие (П); установление причинно-следственных связей (П); выполнение действий по алгоритму (П); осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);

Слайд 5. Первичное закрепление

Краткое описание этапов урока объяснения нового материала

Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах

Обучающиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

  • анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);
  • моделирование и преобразование моделей разных типов (П);
  • использование знаково-символических средств (П);
  • подведение под понятие (П);
  • установление причинно-следственных связей (П);
  • выполнение действий по алгоритму (П);
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
  • построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);
  • выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
  • адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);
  • формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);
Многоклеточный паразит Вирус Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П); моделирование и преобразование моделей разных типов (П); использование знаково-символических средств (П); Бактерия Простейшие Диаграмма сравнительных размеров микроорганизмов

Многоклеточный паразит

Вирус

Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах

  • анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);
  • моделирование и преобразование моделей разных типов (П);
  • использование знаково-символических средств (П);

Бактерия

Простейшие

Диаграмма сравнительных размеров микроорганизмов

Слайд 6. Новый материал Проблемный вопрос урока Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); учет разных мнений (К); Есть ли жизнь без клетки?

Слайд 6. Новый материал

Проблемный вопрос урока

Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах

  • аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
  • учет разных мнений (К);

Есть ли жизнь

без клетки?

Вирус гепатита C Мелкий сферический вирус, имеющий оболочку. У вируса гепатита С  очень маленький геном, в нем всего 1 ген, в котором зашифрована структура 9 белков. Геном вируса гепатита С представлен 1 нитью рибонуклеиновой кислоты ( РНК ), которая заключена в капсулу. Эту капсулу называют капсидом,  а образующий ее белок - нуклеокапсидным белком.  капсид (от лат. слова « capsa » - вместилище)

Вирус гепатита C

Мелкий сферический вирус,

имеющий оболочку.

У вируса гепатита С

очень маленький геном,

в нем всего 1 ген, в котором

зашифрована структура 9 белков.

Геном вируса гепатита С представлен

1 нитью рибонуклеиновой кислоты ( РНК ),

которая заключена в капсулу.

Эту капсулу называют капсидом,

а образующий ее белок - нуклеокапсидным белком.

капсид (от лат. слова « capsa » - вместилище)

Если судить о вирусах только по этому описанию,  то они действительно больше похожи на химические субстанции, чем на живой организм. Вирус гриппа Н2N2, иллюстрация с сайта folha.uol.com.br Но когда вирус проникает в клетку (после чего ее называют клеткой-хозяином), картина меняется.

Если судить о вирусах только по этому описанию,

то они действительно больше похожи на химические субстанции,

чем на живой организм.

Вирус гриппа Н2N2,

иллюстрация с сайта folha.uol.com.br

Но когда вирус проникает в клетку (после чего ее называют

клеткой-хозяином),

картина меняется.

Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П); моделирование и преобразование моделей разных типов (П); использование знаково-символических средств (П);  Проникновение

Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах

  • анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);
  • моделирование и преобразование моделей разных типов (П);
  • использование знаково-символических средств (П);

Проникновение

Два пути проникновения оболочечного вируса в клетку.  Слева — эндоцитоз и слияние в эндосоме: 1 — вирус, 2 — эндосома, 3 — ядро.  Справа — слияние с плазматической мембраной.

Два пути проникновения оболочечного вируса в клетку. Слева — эндоцитоз и слияние в эндосоме: 1 — вирус,

2 — эндосома, 3 — ядро. Справа — слияние с плазматической мембраной.

Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П); моделирование и преобразование моделей разных типов (П); использование знаково-символических средств (П);  Размножение

Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах

  • анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);
  • моделирование и преобразование моделей разных типов (П);
  • использование знаково-символических средств (П);

Размножение

Вирус сбрасывает белковую оболочку и подчиняет себе весь клеточный аппарат, заставляя его синтезировать вирусные ДНК или РНК и вирусные белки в соответствии с инструкциями, записанными в его геноме. Далее происходит самосборка вируса из этих компонентов  и появляется новая вирусная частица, готовая инфицировать другие клетки.

Вирус сбрасывает белковую оболочку и подчиняет себе весь

клеточный аппарат, заставляя его синтезировать

вирусные ДНК или РНК и вирусные белки

в соответствии с инструкциями, записанными в его геноме.

Далее происходит самосборка вируса из этих компонентов

и появляется новая вирусная частица, готовая инфицировать

другие клетки.

Осознанное вхождение обучающегося в пространство учебной деятельности. Метапредметные УУД Познавательные - моделирование ( составление схемы в тетради)

Осознанное вхождение обучающегося в пространство учебной деятельности.

Метапредметные УУД

Познавательные

- моделирование ( составление схемы в тетради)

Слайд 5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового вида, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать. анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П); использование знаково-символических средств (П); подведение под понятие (П); выполнение действий по алгоритму (П); осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); доказательство (П); контроль (Р); коррекция (Р); оценка (Р);

Слайд 5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового вида, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать.

  • анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);
  • использование знаково-символических средств (П);
  • подведение под понятие (П);
  • выполнение действий по алгоритму (П);
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
  • доказательство (П);
  • контроль (Р);
  • коррекция (Р);
  • оценка (Р);
Сходство с живыми организмами Отличия от живых организмов Специфические черты, характерные только для вирусов

Сходство с живыми организмами

Отличия от живых организмов

Специфические черты, характерные только для вирусов

Сходство с живыми организмами Отличия от живых организмов 1. Способность воспроизводить себе подобные формы (размножаться) 2. Обладают наследственностью 3. Изменчивость 4. приспосабливаются к изменяющимся условиям среды 1 . не проявляют свойства живого 2. не потребляют питательные вещества  3. не вырабатывают энергию 4. не растут  5. нет признаков обмена веществ: 6. имеют форму  кристаллов, не имеют клеточного строения, т.е. нет цитоплазматической мембраны и цитоплазмы с органоидами Специфические черты, характерные только для вирусов 1. очень маленькие размеры 2. простое строение нуклеиновая кислота (ДНК или РНК) заключенная в белковую оболочку – капсид 3. занимают пограничное положение между живой и неживой материей 4. высокая скорость размножения 5. Наследственная информация находится в ДНК или РНК 6. вирусы – обязательные паразиты, вне клетки хозяина существуют в виде вирусной частицы или вириона

Сходство с живыми организмами

Отличия от живых организмов

1. Способность воспроизводить себе подобные формы (размножаться)

2. Обладают наследственностью

3. Изменчивость

4. приспосабливаются к изменяющимся условиям среды

1 . не проявляют свойства живого

2. не потребляют питательные вещества

3. не вырабатывают энергию

4. не растут

5. нет признаков обмена веществ:

6. имеют форму кристаллов,

не имеют клеточного

строения, т.е. нет

цитоплазматической

мембраны и цитоплазмы с

органоидами

Специфические черты, характерные только для вирусов

1. очень маленькие размеры

2. простое строение нуклеиновая

кислота (ДНК или РНК)

заключенная в белковую

оболочку – капсид

3. занимают пограничное

положение между живой и

неживой материей

4. высокая скорость

размножения

5. Наследственная

информация находится в

ДНК или РНК

6. вирусы – обязательные

паразиты, вне клетки хозяина

существуют в виде вирусной

частицы или вириона

Слайд 7. Включение в систему знаний и повторение Выявляются границы применимости нового знания; Выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.  Использование изученного ранее материала. нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П); понимание текстов, извлечение необходимой информации (П); подведение под понятие (П); моделирование, преобразование модели (П); использование знаково-символических средств (П); установление причинно-следственных связей (П); построение логической цепи рассуждений, выведение следствий (П); самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П); выполнение действий по алгоритму (П); доказательство (П); осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); контроль, коррекция, оценка (Р);

Слайд 7. Включение в систему знаний и повторение

Выявляются границы применимости нового знания;

Выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Использование изученного ранее материала.

  • нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);
  • анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);
  • понимание текстов, извлечение необходимой информации (П);
  • подведение под понятие (П);
  • моделирование, преобразование модели (П);
  • использование знаково-символических средств (П);
  • установление причинно-следственных связей (П);
  • построение логической цепи рассуждений, выведение следствий (П);
  • самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П);
  • выполнение действий по алгоритму (П);
  • доказательство (П);
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
  • контроль, коррекция, оценка (Р);
Вирусы   Простые  Сложные   (белковая оболочка – (белковая оболочка - капсид и ДНК или РНК ) капсид и мембрана из  молекул углеводов и  липидов и ДНК или РНК)  вирус гриппа

Вирусы

Простые Сложные

(белковая оболочка – (белковая оболочка -

капсид и ДНК или РНК ) капсид и мембрана из

молекул углеводов и

липидов и ДНК или РНК)

вирус гриппа

Вопрос А  Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу? Вопрос Б  Почему вирусные заболевания трудноизлечимы ?

Вопрос А

Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу?

Вопрос Б

Почему вирусные заболевания трудноизлечимы ?

 Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу? 1 . Маленькие размеры 2. Быстро приспосабливаются 3. Встраиваются в чужие клетки и полностью их подчиняют, (клетки начинают синтезировать генетический материал вируса) 4. Изменчивы, быстро меняются, мутируют

Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу?

1 . Маленькие размеры

2. Быстро приспосабливаются

3. Встраиваются в чужие клетки и полностью их подчиняют, (клетки начинают синтезировать генетический материал вируса)

4. Изменчивы, быстро меняются, мутируют

Происхождение вирусов.  Существуют несколько гипотез относительно происхождения вирусов. Вирусы - первичные организмы,  которые стоят у истоков жизни. Вирусы произошли от более высокоразвитых организмов, структура которых упростилась в связи с паразитическим образом жизни.  Вирусы произошли  из «беглой» нуклеиновой кислоты,  т.е. нуклеиновой кислоты, которая приобрела способность реплицироваться независимо от той клетки, из которой она возникла. Таким образом, вирусы, должно быть, произошли от клеточных организмов, и их не следует рассматривать как примитивных предшественников клеточных организмов.

Происхождение вирусов.

Существуют несколько гипотез относительно происхождения вирусов.

Вирусы - первичные организмы,

которые стоят у истоков жизни.

Вирусы произошли от более высокоразвитых организмов, структура которых упростилась

в связи с паразитическим образом жизни.

Вирусы произошли

из «беглой» нуклеиновой кислоты,

т.е. нуклеиновой кислоты, которая приобрела

способность реплицироваться независимо

от той клетки, из которой она возникла.

Таким образом, вирусы, должно быть,

произошли от клеточных организмов, и их не следует рассматривать

как примитивных предшественников клеточных организмов.

Три четверти из них в начале были патогенами животных.   От животных к человеку перешли такие формы геморрагической лихорадки, как Эбола и Марбург, коронавирус, вызывающий атипичную пневмонию, вирус лихорадки Западного Нила, болезнь Крейцфельда,  а также вирус H5N1 -

Три четверти из них

в начале были

патогенами животных.

От животных к человеку перешли такие формы

геморрагической лихорадки, как Эбола и Марбург,

коронавирус, вызывающий атипичную пневмонию,

вирус лихорадки Западного Нила, болезнь Крейцфельда,

а также вирус H5N1 - "птичий грипп".

Самый смертоносный вирус,

который перешел

от животных к человеку - это ВИЧ,

который, как принято считать,

зародился в качестве вируса обезьян, в Африке.

Принципиальной и наиболее существенной биологической особенностью любого вируса является следующая:  вирусы не способны размножаться без помощи клеток других организмов. Вирус проникает внутрь совершенно определенной клетки,  и именно эта зараженная клетка превращается как бы в завод  по производству вирусов. Главной чертой любого вируса является его избирательность Вирус инфекционного гепатита может существовать и размножаться только в клетках печени и больше нигде.

Принципиальной и наиболее существенной биологической

особенностью любого вируса является следующая:

вирусы не способны размножаться без помощи

клеток других организмов.

Вирус проникает внутрь совершенно определенной клетки,

и именно эта зараженная клетка превращается как бы в завод

по производству вирусов.

Главной чертой любого вируса является его избирательность

Вирус инфекционного гепатита

может существовать и размножаться только

в клетках печени и больше нигде.

По словам ученых, каждый год, по меньшей мере, одна новая болезнь переходит с животных на человека: люди повергаются воздействию новых микроорганизмов, что может привести к беспрецедентным последствиям. Серьезно влиять на эти процессы могут изменения в человеческом обществе: измененного питания, изменения экологической обстановки,  применения ядохимии в быту. Исследования показывают, что за последние 25 лет появилось 38 новых патогенов.

По словам ученых, каждый год, по меньшей мере,

одна новая болезнь переходит с животных на человека:

люди повергаются воздействию новых микроорганизмов,

что может привести к беспрецедентным последствиям.

Серьезно влиять на эти процессы

могут изменения в человеческом обществе:

измененного питания, изменения

экологической обстановки,

применения ядохимии в быту.

Исследования показывают,

что за последние 25 лет появилось 38 новых патогенов.

Есть ли жизнь без клетки?

Есть ли жизнь

без клетки?

В современной медицине под названием вирусы понимаются мельчайшие неклеточные частицы, являющиеся внутриклеточными паразитами . Размножаясь только в живых клетках, вирус встраивается в клетку, изменяет ее генетический аппарат и, используя ее ферментативный аппарат, переключает клетку на синтез своих зрелых вирусных частиц - вирионов , которые в свою очередь лавинообразно поражают все новые и новые клетки организма, что приводит к развитию вирусного заболевания.

В современной медицине под названием вирусы

понимаются мельчайшие неклеточные частицы,

являющиеся внутриклеточными паразитами .

Размножаясь только в живых клетках, вирус встраивается в клетку, изменяет ее генетический аппарат и, используя ее ферментативный аппарат, переключает клетку на синтез своих зрелых вирусных частиц - вирионов , которые в свою очередь лавинообразно поражают все новые и новые клетки организма, что приводит к развитию вирусного заболевания.

Слайд 8. Рефлексия учебной деятельности  На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности. рефлексия способов и условий действия (П); контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); самооценка на основе критерия успешности (Л); адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К); использование критериев для обоснования своего суждения (К); планирование учебного сотрудничества (К);  следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

Слайд 8. Рефлексия учебной деятельности

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

  • рефлексия способов и условий действия (П);
  • контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);
  • самооценка на основе критерия успешности (Л);
  • адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л);
  • выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
  • формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К);
  • использование критериев для обоснования своего суждения (К);
  • планирование учебного сотрудничества (К);
  • следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ Использование: - 5,7,9 классы- частично на уроках;  при проведении уроков ЗОЖ;  факультативные занятия.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Использование:

- 5,7,9 классы- частично на уроках;

  • при проведении уроков ЗОЖ;
  • факультативные занятия.
Некоторые наиболее распространённые  вирусы

Некоторые

наиболее

распространённые

вирусы

Возбудитель Tobacco mosaic tobamovirus  — вирус табачной мозаики (ВТМ) Биология патогена Вирус имеет палочковидную форму вирионов, относится к группе тобамовирусы.   У вируса широкий круг хозяев (более 350 видов), включающий овощные (свекла, перец, баклажан, картофель, шпинат, томат) и другие сельскохозяйственные культуры (табак, бобовые, виноград, яблоня) , декоративные растения (петуния, флоксы, цинния), а также однолетние и многолетние сорняки. Симптомы сложного стрика на стеблях, листьях и плодах томата  (Фото — А.К.Ахатов)

Возбудитель

Tobacco mosaic tobamovirus  — вирус табачной мозаики (ВТМ)

Биология патогена

Вирус имеет палочковидную форму вирионов,

относится к группе тобамовирусы.

  У вируса широкий круг хозяев (более 350 видов),

включающий овощные (свекла, перец, баклажан,

картофель, шпинат, томат) и другие

сельскохозяйственные культуры

(табак, бобовые, виноград, яблоня) , декоративные

растения (петуния, флоксы, цинния), а также

однолетние и многолетние сорняки.

Симптомы сложного стрика на стеблях,

листьях и плодах томата (Фото — А.К.Ахатов)

Вирус табачной мозаики http://immunologia.ru/index.html http://www.nanonewsnet.ru/

Вирус табачной мозаики

http://immunologia.ru/index.html

http://www.nanonewsnet.ru/

В 1981 г., появилось новое, ранее не известное науке заболевание, получившее название  синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД). В 1986 г. Комитет экспертов Всемирной организации здравоохранения ввел для возбудителя СПИДа новое обозначение: ВИЧ (или HIV) – вирус иммунодефицита человека.

В 1981 г., появилось новое,

ранее не известное науке заболевание, получившее название

синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД).

В 1986 г. Комитет экспертов Всемирной организации здравоохранения ввел для возбудителя СПИДа

новое обозначение:

ВИЧ (или HIV)

вирус иммунодефицита человека.

  Вирус иммунодефицита человека

  Вирус иммунодефицита человека

Стадии ВИЧ-инфицирования. http://medinfo.ru/sovety/spid/

Стадии ВИЧ-инфицирования.

http://medinfo.ru/sovety/spid/

Вирус лихорадки Западного Нила  (размер 20-30 нм) под электронным микроскопом (изображение с сайта www.cnn.com) Вирус, вызывающий лихорадку Западного Нила, поражает не только клетки нервной системы,  как считалось ранее, но и ткани почек, легких и миокарда.

Вирус лихорадки Западного Нила

(размер 20-30 нм) под электронным микроскопом

(изображение с сайта www.cnn.com)

Вирус, вызывающий лихорадку Западного Нила,

поражает не только клетки нервной системы,

как считалось ранее, но и ткани почек, легких и миокарда.

Вирус кори Слева — неповрежденные вирусом кори клетки линии Vero-SLAM.  Справа — цитопатический эффект вируса BLR/MV/016/04 в культуре клеток Vero-SLAM.

Вирус кори

Слева — неповрежденные вирусом кори клетки линии Vero-SLAM. Справа — цитопатический эффект вируса BLR/MV/016/04 в

культуре клеток Vero-SLAM.

Вирус простого герпеса - ВПГ, Herpes simplex virus HSV

Вирус простого герпеса - ВПГ, Herpes simplex virus HSV

"Трёхмерное" изображение вируса герпеса.

Нуклеокапсид (Нк)   и отходящая

на различное от него расстояние  оболочка (Об)

формируют характерную картину "жарящегося яйца".

Вирусные частицы (ВЧ) простого герпеса, покидающие ядро инфицированной клетки. ТЭМ ,  x 40.000.

Вирусные частицы (ВЧ) простого герпеса,

покидающие ядро инфицированной клетки. ТЭМ ,  x 40.000.

Оболочка (Об) , окружающая нуклеокапсид (НК) вируса, является ничем иным, как

Оболочка (Об) , окружающая нуклеокапсид (НК) вируса, является ничем иным, как "приватизированной" оболочкой ядра клетки-хозяина.

Между капсидом и оболочкой - белковый слой, имеющий название " тегмент " -"покрышка" (Тг) .

Выработанные "под чутким руководством" вируса углеводно-белковые комплексы ( гликопротеины - Гп ) встроены в оболочку вируса

и видимы как торчащие из её поверхности шипы.

На микрофотографии в виде пучков шипов,

длиной приблизительно 10 нм,

хорошо различим гликопротеин B (Гп). 

Здоровая клетка Клетки, поражённые вирусом

Здоровая клетка

Клетки, поражённые вирусом

Цитамегаловирус «Совиный глаз». Цитомегаловирусное поражение клетки.

Цитамегаловирус

«Совиный глаз». Цитомегаловирусное поражение клетки.

В 1921 г., закончилась одна из самых страшных эпидемий гриппа - «испанки».  Ею переболели сотни миллионов людей в мире, более 20 млн. из них умерли. Болезнь назвали «испанкой», так как первые печатные сообщения об этой пандемии появились в Испании (итальянское название – «инфлюэнция»). Вирус гриппа был открыт в 1933 г., английскими  вирусологами У.Смитом, Ф.У. Эндрюсом и П.Лейдлоу. Вирус гриппа относится к семейству ортомиксовирусов (Orthomyxoviridae) и включает три серотипа А, В, С.

В 1921 г., закончилась одна из самых страшных эпидемий гриппа - «испанки».

Ею переболели сотни миллионов людей в мире, более 20 млн. из них умерли.

Болезнь назвали «испанкой», так как первые печатные сообщения

об этой пандемии появились в Испании (итальянское название – «инфлюэнция»).

Вирус гриппа был открыт в 1933 г., английскими

вирусологами У.Смитом, Ф.У. Эндрюсом и П.Лейдлоу.

Вирус гриппа относится к семейству ортомиксовирусов (Orthomyxoviridae)

и включает три серотипа А, В, С.

История эпидемий, серотип A Грипп известен с конца XVI века. Год Серотип 1889-1890 Распространение H2N8 1900-1903 H3N8 Тяжёлая эпидемия 1918-1919 Умеренная эпидемия H1N1 1933-1935 H1N1 1946-1947 Тяжёлая пандемия Средняя эпидемия H1N1 1957-1958 H2N2 1968-1969 Средняя эпидемия Тяжёлая пандемия H3N2 1977-1978 H1N1 1995-1996 Умеренная пандемия Средняя пандемия H1N1 и H3N2 Тяжёлая пандемия

История эпидемий, серотип A

Грипп известен с конца XVI века.

Год

Серотип

1889-1890

Распространение

H2N8

1900-1903

H3N8

Тяжёлая эпидемия

1918-1919

Умеренная эпидемия

H1N1

1933-1935

H1N1

1946-1947

Тяжёлая пандемия

Средняя эпидемия

H1N1

1957-1958

H2N2

1968-1969

Средняя эпидемия

Тяжёлая пандемия

H3N2

1977-1978

H1N1

1995-1996

Умеренная пандемия

Средняя пандемия

H1N1 и H3N2

Тяжёлая пандемия

Вирус ветряной оспы

Вирус ветряной оспы

Вирус краснухи Вызывает множественные нарушения развития эмбриона. В России производится обязательная вакцинация девочек.

Вирус краснухи

Вызывает множественные нарушения развития эмбриона.

В России производится обязательная вакцинация девочек.

Вирус птичьего гриппа H5N1

Вирус птичьего гриппа H5N1

Короновирусы Коронавирусы  ( Coronaviridae ; лат. corona венец, венок + вирусы) - семейство РНК-содержащих плеоморфных вирусов средней величины, имеющих на поверхности характерные бахромчатые ворсинки; некоторые виды являются возбудителями острых респираторных заболеваний человека. Коронавирусы  - это один из возбудителей обычной ОРВИ. Они распространены повсеместно. Поражают как животных, так и людей. В зоне умеренного климата пики вспышек коронавирусной инфекции приходятся на зиму, хотя могут наблюдаться весной и осенью. Вероятность заболеть летом существенно ниже.  Во время и после заболевания у человека формируется иммунитет к коронавирусной инфекции, но со временем иммунитет ослабевает, и возможна повторная инфекция.

Короновирусы

Коронавирусы  ( Coronaviridae ; лат. corona венец, венок + вирусы) - семейство РНК-содержащих плеоморфных вирусов средней величины, имеющих на поверхности характерные бахромчатые ворсинки; некоторые виды являются возбудителями острых респираторных заболеваний человека.

Коронавирусы  - это один из возбудителей обычной ОРВИ. Они распространены повсеместно. Поражают как животных, так и людей. В зоне умеренного климата пики вспышек коронавирусной инфекции приходятся на зиму, хотя могут наблюдаться весной и осенью. Вероятность заболеть летом существенно ниже.

Во время и после заболевания у человека формируется иммунитет к коронавирусной инфекции, но со временем иммунитет ослабевает, и возможна повторная инфекция.

Вирус SARS Новая разновидность корона-вируса лишь недавно перешла к человеку. Вирус будет... быстро видоизменяться, поэтому вакцина окажется действенной лишь на время, но не навсегда         Адриан Мокет, вирусолог http://news.bbc.co.uk/hi/russian/news/default.stm

Вирус SARS

Новая разновидность корона-вируса

лишь недавно перешла к человеку.

Вирус будет... быстро видоизменяться,

поэтому вакцина окажется действенной

лишь на время, но не навсегда        Адриан Мокет, вирусолог

http://news.bbc.co.uk/hi/russian/news/default.stm

Коронавирус COVID-19 Новый вирус получил название  COVID-19 , ( от англ. COronaVirus Disease,  коронавирусная болезнь ), другое обозначение -  SARS-CoV-2  ( от англ. severe acute respiratory syndrome coronavirus 2,  тяжелый острый респираторный синдром вызванный коронавирусом 2 ). Старое название 2019- nCoV .

Коронавирус COVID-19

Новый вирус получил название  COVID-19 , ( от англ. COronaVirus Disease,  коронавирусная болезнь ), другое обозначение -  SARS-CoV-2  ( от англ. severe acute respiratory syndrome coronavirus 2,  тяжелый острый респираторный синдром вызванный коронавирусом 2 ). Старое название 2019- nCoV .

Вирус человеческой папилломы Человеческая папиллома – малоизвестное заболевание, связанное с появлением на коже небольших образований, напоминающих родинки.

Вирус человеческой папилломы

Человеческая папиллома – малоизвестное заболевание, связанное с появлением на коже небольших образований, напоминающих родинки.

"Одно из исследований показало, что этот вирус, передаваемый половым путем, заражает до 80% молодых людей и может вызвать впоследствии рак ", - считает Линда Дуска, онколог Центрального госпиталя Массачусетса в Бостоне.

Бактериофаги (фаги) (от греч. - пожирать) - вирусы, избирательно поражающие бактериальные клетки. Чаще всего бактериофаги размножаются внутри бактерий и вызывают их лизис.

Бактериофаги

(фаги) (от греч. - пожирать) - вирусы,

избирательно поражающие бактериальные клетки.

Чаще всего бактериофаги размножаются внутри бактерий

и вызывают их лизис.

Бактериофаг Бактериальная клетка Выход вирионов из клеток

Бактериофаг

Бактериальная клетка

Выход вирионов из клеток

Одной из областей использования бактериофагов является антибактериальная терапия, альтернативная приёму антибиотиков .  Например, применяются бактериофаги: стрептококковый, стафилококковый, клебсиеллёзный, дизентерийный поливалентный, пиобактериофаг, коли, протейный и колипротейный и другие.

Одной из областей использования бактериофагов

является антибактериальная терапия, альтернативная приёму антибиотиков .

Например, применяются бактериофаги:

стрептококковый, стафилококковый,

клебсиеллёзный, дизентерийный поливалентный,

пиобактериофаг,

коли,

протейный и колипротейный

и другие.

Американские биоинформатики впервые в мире построили динамическую компьютерную модель живого организма на атомном уровне. Это один из самых простых вирусов. Его размер составляет всего около 20 нм. Общий вид смоделированного на компьютере  вируса-сателлита табачной мозаики (рис. с сайта www.news.uiuc.edu)

Американские биоинформатики впервые в мире

построили динамическую компьютерную модель

живого организма на атомном уровне.

Это один из самых простых вирусов.

Его размер составляет всего около 20 нм.

Общий вид смоделированного на компьютере

вируса-сателлита табачной мозаики (рис. с сайта www.news.uiuc.edu)

Некоторые наиболее известные вирусные заболевания человека Название болезни Возбудитель Грипп Миксовирус одного из трёх типов - А, В и С Поражаемые области тела Оспа Свинка (эпидемический паротит) ДНК-содержащий вирус Дыхательные пути Дыхательные пути, кожа Корь Парамиксовирус (РНК-содержащий вирус) Дыхательные пути, затем всё тело через кровь Парамиксовирус Полиомиелит (детский паралич) Дыхательные пути, затем кожа и кишечник РНК-содержащий пикорнавирус Глотка и кишечник, затем кровь и иногда нейроны спинного мозга

Некоторые наиболее известные вирусные заболевания человека

Название болезни

Возбудитель

Грипп

Миксовирус одного из трёх типов - А, В и С

Поражаемые области тела

Оспа

Свинка (эпидемический паротит)

ДНК-содержащий вирус

Дыхательные пути

Дыхательные пути, кожа

Корь

Парамиксовирус (РНК-содержащий вирус)

Дыхательные пути, затем всё тело через кровь

Парамиксовирус

Полиомиелит (детский паралич)

Дыхательные пути, затем кожа и кишечник

РНК-содержащий пикорнавирус

Глотка и кишечник, затем кровь и иногда нейроны спинного мозга

Систематика. Подцарство Вирусы (Virophyta)  состоит из порядка Вирусы (Virales) с тремя подпорядками:   - Фитофаги. Эти вирусы атакуют растения, вызывая такие заболевания (фитовирозы) как мозаика табака, мозаика томатов, и др.   - Зоофаги.  Атакуют животных, вызывая такие заболевания (зоовирозы),  как грипп, полиомиолит, бешенство, и др.   - Фаги (бактериофаги). Вирусы, атакующие бактерии.

Систематика.

Подцарство Вирусы (Virophyta)

состоит из порядка Вирусы (Virales) с тремя подпорядками:

- Фитофаги.

Эти вирусы атакуют растения, вызывая такие заболевания

(фитовирозы) как мозаика табака, мозаика томатов, и др.

- Зоофаги.

Атакуют животных, вызывая такие заболевания (зоовирозы),

как грипп, полиомиолит, бешенство, и др.

- Фаги (бактериофаги).

Вирусы, атакующие бактерии.

Отдел Строение тела Вирусы Основные способы питания Доклеточное Способы размножения Гетеро-трофный (паразиты) Представители Репликация молекулы ДНК (РНК) Вирус табачной мозаики, желтуха свеклы,  вирус гриппа, полиомиелита оспы,  кори, бешенства, ящура, чумы Значение Вирусы вызывают болезни человека, животных, растений; бактериофаги — пожиратели бактерий (дизентерийной палочки, брюшного тифа, вибриона холеры) http://www.examen.ru/db/Examine/default.html

Отдел

Строение тела

Вирусы

Основные способы питания

Доклеточное

Способы размножения

Гетеро-трофный (паразиты)

Представители

Репликация молекулы ДНК (РНК)

Вирус табачной мозаики,

желтуха свеклы,

вирус гриппа,

полиомиелита

оспы,

кори,

бешенства,

ящура,

чумы

Значение

Вирусы вызывают болезни человека, животных, растений; бактериофаги — пожиратели бактерий (дизентерийной палочки, брюшного тифа, вибриона холеры)

http://www.examen.ru/db/Examine/default.html

а в б  Разнообразие форм и размеров вирусов. Схематическое изображение некоторых вирусов растений (a),  животных (б ) и бактериофагов (в)

а

в

б

Разнообразие форм и размеров вирусов.

Схематическое изображение некоторых вирусов растений (a),

животных (б ) и бактериофагов (в)

Биологический вид «вирус натуральной оспы»  может существовать исключительно в организме биологического вида  «человек разумный».  Только в ХХ-ом веке только от черной оспы (пока с ней не покончили с помощью массовых вакцинаций в 1982 г) погибло 280 миллионов человек.

Биологический вид

«вирус натуральной оспы»

может существовать исключительно

в организме биологического вида

«человек разумный».

Только в ХХ-ом веке только от черной оспы

(пока с ней не покончили с помощью массовых вакцинаций в 1982 г)

погибло 280 миллионов человек.

Главной чертой любого вируса является его избирательность Вирус эпидемического паротита (свинки) предпочитает клетки слюнных желез,  вирус гриппа - клетки слизистой оболочки трахеи и бронхов,  вирус энцефалита - клетки головного мозга , вирус инфекционного гепатита - в клетках печени и и т.д. Вирус эпидемического паротита  http://www.kid.ru/index.php3

Главной чертой любого вируса является его избирательность

Вирус эпидемического паротита (свинки) предпочитает

клетки слюнных желез,

вирус гриппа - клетки слизистой оболочки трахеи и бронхов,

вирус энцефалита - клетки головного мозга ,

вирус инфекционного гепатита - в клетках печени и и т.д.

Вирус эпидемического паротита

http://www.kid.ru/index.php3

Избирательность вирусов прослеживается не только на поражении определенных клеток, но и на способности вызывать конкретные  болезни у конкретных биологических видов. Вирус кори может найти нужные ему клетки только  в организме человека, и не представляет никакой угрозы для любимца семьи кота Васьки. Вирус собачьей чумки не опасен для человека.  Но это не общее правило. Ведь определенные клетки разных млекопитающих очень похожи  друг на друга и некоторые вирусы вызывают одну и ту же болезнь у самых разнообразных животных - типичный пример – вирус бешенства. http://www.kid.ru/index.php3

Избирательность вирусов прослеживается не только на поражении

определенных клеток, но и на способности вызывать конкретные

болезни у конкретных биологических видов.

Вирус кори может найти нужные ему клетки только

в организме человека, и не представляет никакой угрозы для любимца семьи кота Васьки.

Вирус собачьей чумки не опасен

для человека.

Но это не общее правило.

Ведь определенные клетки разных млекопитающих очень похожи

друг на друга и некоторые вирусы вызывают одну и ту же болезнь

у самых разнообразных животных - типичный пример –

вирус бешенства.

http://www.kid.ru/index.php3

Изображения Источники www.news.uiuc.edu http://www.kid.ru/index.php3  folha.uol.com.br http://www.examen.ru/db/Examine/default.html www.cnn.com http://news.bbc.co.uk/hi/russian/news/default.stm http://medinfo.ru/sovety/spid/ http://immunologia.ru/index.html https://стопкоронавирус.рф/ https://polyclinika.ru/ https://sciencepop.ru/wp-content/uploads/2022/08/cropped-fh9kfcelsvq-e1661416023556.jpg https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/ https://medboli.ru/koronavirus/nazvana-samaa-uazvimaa-dla-koronavirusa-gruppa-naselenia https://medspecial.ru/for_patients/20/31260/ https://slide-share.ru/koronavirusnaya-infekciya-vizvannaya-sars-cov-332258/download

Изображения

Источники

www.news.uiuc.edu

http://www.kid.ru/index.php3

folha.uol.com.br

http://www.examen.ru/db/Examine/default.html

www.cnn.com

http://news.bbc.co.uk/hi/russian/news/default.stm

http://medinfo.ru/sovety/spid/

http://immunologia.ru/index.html

https://стопкоронавирус.рф/

https://polyclinika.ru/

https://sciencepop.ru/wp-content/uploads/2022/08/cropped-fh9kfcelsvq-e1661416023556.jpg

https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/

https://medboli.ru/koronavirus/nazvana-samaa-uazvimaa-dla-koronavirusa-gruppa-naselenia

https://medspecial.ru/for_patients/20/31260/

https://slide-share.ru/koronavirusnaya-infekciya-vizvannaya-sars-cov-332258/download


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!