2
ТЕМА. Выражения с переменной вида а + 12
Цели: развивать умение учащихся записывать и читать буквенные выражения, а также находить значения буквенных выражений при конкретном значении букв; продолжать работу над задачами; развивать вычислительные навыки, умение чертить отрезки заданной длины.
Формирование УУД:
Планировать собственную деятельность;
Контролировать свою деятельность и деятельность партнёров.
Анализировать, сравнивать, строить логическую цепочку рассуждений.
Коммуникативные: уметь слушать, слышать и понимать партнёров;
Полно и чётко выражать свои мысли;
Уметь договариваться.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
1. Орг. Момент
2. Проверка домашнего задания.
3. Мотивация к учебной деятельности.
К 7 прибавить 3 (10)
Найдите сумму чисел 6 и 4 (10)
Из 10 вычесть 2 (8)
К 9 прибавить 1 (10)
Из 10 вычесть 5 (5)
Уменьшаемое 10, вычитаемое 8, найдите разность (2)
Запишите число, в котором 2 дес. и 3 ед. (23)
4. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии
На доске записаны примеры.
34+20 =54
85-70=15
68+8=76
46-3=43
93-6=87
11+а
- найдите значения этих выражений
- почему не получилось найти значение последнего выражения?
- как бы вы назвали это выражение? (буквенное)
- предположите, о чём пойдёт речь на уроке? Что мы узнаем и чему научимся?
- проверьте свои предположения. Прочитайте тему и задачи урока на с.76 учебника
5. Построение проекта выхода из затруднения. Реализация проекта
-рассмотрите рисунок на с.76. какое выражение стоит на пеньке? (2+_)
- поставьте в окошко число, которое держит ёжик. Прочитайте выражение и вычислите его значение (2+5-7)
- какое выражение получится, если подставим число, которое держит зайчик? Вычислите (2+3=5)
- Аналогично с 6 и 4
- что можно сказать о выражении с окошком? (на место окошка можно подставить любое число и вычислить значение выражения)
№1 (с.76)
- прочитайте, что нам нужно сделать?
- почему в последнее выражение нельзя подставить числа, 7,8,9? (они больше 6, вычитать нельзя)
- прочитайте текст рядом с красной чертой.
- чем в математике заменяют окошки? (маленькими латинскими буквами)
- записываю на доске буквы: a,b,c,k – хором читаем их
- заменим в примерах из этого номера окошки на буквы и прочитаем выражения
- выражения, состоящие из чисел, называются числовыми. Как называются выражения, в записи которых есть буквы? (буквенные)
5. Первичное закрепление
№2 (с.77)
- прочитайте задачу.
- о чем говорится в задаче? (мама купила овощи)
- что нам известно? (у мамы было 50 и 10 рублей)
- что мама сделала? (купила овощей)
- на какую сумму? (30 рублей)
-что нужно узнать? (сколько денег осталось)
- можем ли сразу ответить на вопрос задачи?
***
- сколько денег было у мамы? (5 рублей и 10 рублей)
- как найти общую сумму? (50+10=60)
- что обозначает число 30? (кол-во потраченных денег)
- как найти остаток? (вычесть: 60-30=30)
Можно ли по-другому решить эту задачу? Какие деньги были у мамы? (50 и 10 рублей)
- сколько ей надо заплатить? (30 рублей)
- как бы вы расплачивались на месте мамы? Какую купюру дали продавцу? (50 рублей)
- а что получили бы? (остаток, сдачу)
- как находит остаток? (50-30=20 руб)
- а что сделаем со сдачей? (прибавим к 10 руб: 20+10=30 руб.)
1 способ.
(50+10)-30=30 (р.)
2 способ.
(50-30)+10=30 (р.)
Ответ: 30 рублей осталось у мамы.
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону
№3 (с.77)
- прочитайте задачу.
- что нам известно? (в мотке было 30 метров ленты)
- сколько метров продали первой девочке? (5 метров)
- а второй девочке? (7 метров)
- что нужно найти? (Сколько метров ленты осталось?)
1 способ.
30-(5+7)=18(м)
2 способ.
(30-5)-7=18 (м)
3 способ.
(30-7)-5=18 (м.)
Ответ:18 метров ленты осталось.
7. Домашнее задание.
с.77 №4, 6 (внизу)
8. Рефлексия учебной деятельности.
- чему учились?