ПЛАН УРОКА
Дата: ______________
Группа: _______________
ДИСЦИПЛИНА: Основы экономики
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Керимова Д.Н.
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Кривая производственных возможностей
Цели урока:
Обучающие:
Сформировать у учащихся понятия о неизбежности выбора, альтернативных издержках. Научится строить кривые производственных возможностей.
Развивающие:
Развивать экономическое мышление;
Воспитывающие:
воспитывать любознательность и самостоятельность.
Рассматриваемые компетенции:
ОК 1, ОК 2, ОК 3. ПК 2.5.
План урока:
I. Организационный момент.
II. Повторение пройденного материала.
III. Изложение нового программного материала
VI. Закрепление пройденного материала.
V. Итог урока.
Организационный момент:
Оформление доски; проверка наличия у обучающихся конспектов, канцелярских принадлежностей; отчет старосты группы по посещаемости
Кривая производственных возможностей
Ключевые слова: кривая, производственных, возможностей
Общество, с одной стороны, имеет безграничные потребности, с другой — ограниченные возможности.
ВОЗНИКАЕТ ПРОБЛЕМА ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕДКИХ РЕСУРСОВ.
Общество стремится получить максимальное количество товаров и услуг, произведенных ограниченными ресурсами.
Чтобы этого добиться, оно должно обеспечить и полную занятость, и полный объем производства.
Под полной занятостью понимается использование всех пригодных для этого ресурсов: рабочей силы, пахотных земель, капитального оборудования и т. п.
Полный объем производства означает, что ресурсы надо распределять эффективно:
1) их надо использовать там, где они принесут наибольший вклад (не стоит, например, труд пианиста использовать на уборке картофеля);
2) необходимо применять наилучшие из имеющихся технологий (не стоит, например, убирать пшеницу косой, а автомобили создавать по технологии 1920-х гг.).
Поскольку ресурсы редки, то даже при полной занятости и полном объеме производства экономика не может обеспечить неограниченный выпуск товаров и услуг.
ВОЗНИКАЕТ НОВАЯ ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ТОВАРОВ И УСЛУГ: КАКИЕ СЛЕДУЕТ ПРОИЗВОДИТЬ, А ОТ КАКИХ ОТКАЗАТЬСЯ.
Проиллюстрировать эффект выбора можно с помощью кривой производственных возможностей.
Предположим, что экономика производит не бесчисленное количество товаров и услуг, а лишь два продукта — масло и роботы. Масло символизирует потребительские товары, роботы — средства производства.
Будем исходить из того, что если все население страны станет производить масло, то оно получит 15 000 т. Если же — роботы, то будет выпущено 6000 шт. Конечно, роботы и масло могут производиться и одновременно.
Поскольку ресурсы ограниченны, то при росте производства роботов придется сократить количество масла и наоборот. Это можно выразить и в таблице, и на графике (табл. 1, рис. 1).
Таблица 1
Шкала производственных возможностей
Вариант | Масло (т) | Роботы (шт.) |
1 | 15 000 | 0 |
2 | 12 000 | 2000 |
3 | 10 000 | 3000 |
4 | 6000 | 5000 |
5 | 3000 | 5500 |
6 | 0 | 6000 |
График показывает максимально возможное производство роботов и масла. Например, в точке С при производстве 10 000 т масла можно также произвести 3000 роботов. Если потребуется увеличить производство роботов до 5000 (точка D), производство масла придется сократить до 6000 т.
Это означает, что производство 2000 дополнительных роботов (с 3000 до 5000) заставит отказаться от производства 4000 т масла (с 10 000 до 6000).
В данном примере правительство страны сделало выбор: пожертвовало маслом ради роботов. Масло трансформировалось в роботы. Поэтому кривая производственных возможностей АЕ называется также кривой трансформации.
Предполагается, что в данной ситуации полностью использовались все ресурсы экономики. Она функционировала на границе своих производственных возможностей и была эффективна.
Если же допустить, что в стране безработица, а значит, недоиспользуется такой фактор, как труд, то экономика будет находиться не на кривой трансформации, а где-то внутри кривой — в точке X. Это свидетельствует о неудачном использовании ресурсов и неэффективности экономики.
Производство же на основе выбора точки N вообще неосуществимо, так как эта точка лежит за границей производственных возможностей экономической системы.
Данный пример иллюстрирует концепцию альтернативной стоимости (англ. opportuniticost).
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ СТОИМОСТЬ - ЭТО ЦЕНА, ИЗМЕРЯЕМАЯ ЧЕРЕЗ ДРУГУЮ ВЕЩЬ, КОТОРУЮ НУЖНО ОТДАТЬ ВЗАМЕН.
Выбор правительства стал альтернативным для одних товаров в ущерб другим.
В рассматриваемом случае альтернативной стоимостью потребления населения будет передовая промышленная технология.
Вернемся к нашему примеру.
Ресурсы, с помощью которых производится масло, не полностью пригодны для производства альтернативного продукта — роботов. Когда правительство пытается увеличить производство роботов, ему приходится мало пригодные для этого «масляные» ресурсы насильственно «втискивать» в промышленность, производящую роботы.
Сначала из «масляных» выбираются наиболее производительные для производства роботов ресурсы. Эти ресурсы постепенно иссякают, и для производства «собственного» продукта — масла — их становится все меньше. Чтобы получить больше масла, теперь требуется использовать и те ресурсы, производительность которых в производстве роботов выше, чем в производстве масла, и т. д.
ЭТА НИЗКАЯ ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ РЕСУРСОВ, А СЛЕДОВАТЕЛЬНО, НЕОБХОДИМОСТЬ УВЕЛИЧИВАТЬ ИХ КОЛИЧЕСТВО ПРИ ПЕРЕКЛЮЧЕНИИ С ПРОИЗВОДСТВА ОДНОГО ПРОДУКТА НА ПРОИЗВОДСТВО ВСЕ БОЛЬШЕГО КОЛИЧЕСТВА АЛЬТЕРНАТИВНОГО ПРОДУКТА СОСТАВЛЯЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ЗАКОНА ВОЗРАСТАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАТРАТ, КОТОРЫЕ ВЫРАЖЕНЫ НЕ В ДЕНЬГАХ, А В НАТУРЕ (В РЕСУРСАХ).
Потребности каждого человека и общества безграничны. Это вполне естественно, так как каждому из нас всегда мало того, что мы имеем. Однако все люди не в состоянии полностью удовлетворить свои потребности. Почему? Для удовлетворения потребностей необходимы экономические блага, которые создаются с помощью факторов производства, а их количество ограниченно. К примеру, ограниченны трудовые ресурсы, так как в производство экономических благ может быть вовлечена только часть трудоспособного населения страны, только те ее жители, которые могут работать и которые хотят работать. Общество располагает ограниченными природными ресурсами. Например, не все земли пригодны для производства сельскохозяйственной продукции. Таким образом, потребности общества безграничны, а ресурсы для их удовлетворения ограниченны. Возникает проблема выбора: как распорядиться ограниченными факторами производства, чтобы полнее удовлетворить свои потребности? Отдавая предпочтение чему-то (делая выбор), мы одновременно от чего-то отказываемся. Например, правительство страны, решив увеличить производство танков, уменьшает количество выпускаемых тракторов на 1000 штук. Эти 1000 тракторов, от которых пришлось отказаться правительству, являются альтернативными издержками (альтернативной стоимостью) производства танков.
Альтернативные издержки - количество одного товара или услуги, которыми необходимо пожертвовать для увеличения производства другого товара или услуги. Например, если для производства дополнительной единицы товара Х требуется отказаться от двух единиц товара Y, то эти две единицы товара Y и составляют альтернативные издержки товара Х. Для иллюстрации проблемы выбора и ограниченности используют кривую производственных возможностей. Предположим, что в некоторой экономической системе:
Предположим, что мы располагаем такими ресурсами, которые позволяют нам выпускать два товара: Х (холодильники) и У (автомобили).
Таблица производственных альтернатив
По данным таблицы можно построить кривую производственных возможностей (КПВ).
КПВ показывает максимальное количество двух товаров, которое можно произвести, если полностью использовать производственные ресурсы. Поэтому, если мы хотим увеличить производство товара Х, то это неизбежно означает сокращение производства товара У.
Точка F означает, что экономика не в состоянии достичь этой ситуации.
Если экономика находится в точке Н, то это значит, что ресурсы используются неполностью. В этой ситуации возможно либо одновременное увеличение производства обоих товаров, либо увеличение производства одного товара без уменьшения производства другого.
КПВ может перемещаться, в зависимости от увеличения или уменьшения общего количества располагаемых ресурсов. КПВ сдвигается вправо под влиянием следующих факторов:
- роста предложения ресурсов
- влияния НТП, действие которого приводит к росту объёма производства при неизменном количестве используемых ресурсов.
Ранее сделанный вывод о том, что при наращивании объёма производства холодильников приходится жертвовать некоторым объёмом производства автомобилей, позволяет сформулировать понятие альтернативных издержек.
4 Закрепление знаний
- Что такое альтернативные издержки?
- Почему стоит проблема выбора?
Задачи:
ЗАДАЧА 1
Постановка задачи: На основании таблицы определите альтернативные издержки производства товара В:
Варианты
Товар А
Товар В
1
3000
100
2
2000
200
Технология решения задачи: чтобы произвести 100 единиц товара В надо отказаться от 1000 единиц товара А, эти потери и являются альтернативной издержками производства товаров В. Для увеличения производства единицы товара В альтернативные затраты составят 10 единиц товара А.
Ответ: 10 единиц товара А.
ЗАДАЧА 2
Постановка задачи: Менеджер имеет 4 часа, в течение которых он должен подготовиться к совещанию (на что требуется не меньше 2 часов), встретиться с клиентом (1 час), пообедать (0,5 часа), прочитать новости с финансового рынка (0,5 часа). Неожиданно ему позвонил руководитель предприятия и отправил на производственную выставку, что заняло 1,5 часа. Определите альтернативные издержки.
Технология решения задачи: Альтернативные издержки должны составить 1,5 часа. Менеджер должен отказаться от менее важного. Поскольку отменить встречу с клиентом проблематично, так как она заранее обусловливается, то придется отказаться от обеда, чтения новостей и частично от подготовки к совещанию.
Ответ: 0,5 часа обеда; 0,5 часа чтения новостей; 0,5 часа подготовки к совещанию.
ЗАДАЧА 3
Постановка задачи: Студентка МБИ в течение пяти часов свободного времени запланировала следующие дела (в порядке убывания их значимости):
Подготовка к завтрашней контрольной работе – 1 час;
Уборка квартиры – 1 час;
Подбор материалов к докладу – 1 час;
Покупка продуктов и приготовление пищи – 1 час;
Чтение детектива, взятого в библиотеке, срок возврата которого давно наступил – 1 час.
Чего будет стоить студентке встреча с подругой (1,5 часа).
Технология решения задач: Ради встречи с подругой студентке придется отказаться от чтения детектива и сократить время (на полчаса) на покупку продуктов и приготовления пищи, так как это менее значимые для нее дела, и альтернативные издержки будут при этом наименьшие.
Ответ: 1час чтения детектива и 0,5 часа на покупку продуктов и приготовления пищи.
Задачи на построение кривой производственных возможностей
ЗАДАЧА 4
Постановка задачи: Постройте кривую производственных возможностей, исходя из следующих данных:
Варианты
Товар А
Товар В
1
3000
100
2
2000
300
3
500
500
Определите, где будут находиться точки, соответствующие следующим комбинациям: а) 1500 А + 250 В, б) 2000 А + 350 В, в) 2500 А +200 В.
Технология решения задачи:
Постоим график производственных возможностей, для этого по оси Х отложим количество товара В, а по оси У – количество товара А. Отметим точки, соответствующие комбинациям товаров А и В (точки 1, 2 и 3. Соединив точки, получим кривую, характеризующую возможности производства этих товаров. Теперь отметим точку а), характеризующую следующий набор товаров: 1500 А + 250 В. Данная точка оказалась под кривой трансформации, следовательно при таком производстве часть производственных факторов будет не задействована полностью. Точно также находим точку б). Она лежит выше кривой. Значит на такое производство не достаточно средств. Точка в) лежит на самой кривой трансформации.
ЗАДАЧА 5
Постановка задачи: Рассмотрите кривую производственных возможностей. Чем отличается точка А от точки В. Где должна находится точка, если мы анализируем современную экономику России?
Технология решения задачи: Точка А характеризует выбор в пользу будущего потребления, точка В – в пользу товаров сегодняшнего дня. Потребление в современной России близко к точка А, то есть будущий экономический рост обеспечивается ценой отказа от части текущего потребления, что неверно, так как потребление и так находится на низком уровне. Чтобы обеспечить более быстрый экономический рост в будущем, необходимо стимулировать производителей в настоящее время расширять производство. Для этого необходимо увеличить потребление, то есть переместиться в точку, близкую В.
ЗАДАЧА 6
Постановка задачи: Постройте кривую трансформации. Рассмотрите факторы, которые могли сместить кривую производственных возможностей вправо?
Технология решения задачи: Постоим график производственных возможностей, для этого по оси Х отложим количество товара У, а по оси У – количество товара Х. Возьмем произвольные точки и проведем через них кривую, характеризующую возможности производства этих товаров. Параллельно ей проведем еще одну кривую (на графике отмечена пунктиром). Смещение кривой вправо возможно вследствие следующих факторов: внедрения достижений научно-технического прогресса, увеличения ресурсов в производстве этих товаров, роста качества факторов производства, роста капитала, роста производительности труда и т. п.
5. Подведение итогов
6. Домашнее задание: стр. 26-29