СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ А а

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема: ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ А а»

Тема: ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ А, а

Цели: познакомить учащихся с гласным звуком [а]; научить акцентировано произносить гласные звуки, зафиксированные в звуковых моделях слов; выполнять звуковой анализ слов «Анюта», «луна», моделировать звуковой состав слова; обеспечивать условия для развития фонематический слуха; воспитания культуры учебного труда.

Ход урока

  1. Орг.момент

  2. Разминка

- Дыхательная гимнастика

- Работа со скороговоркой

«Ёжик желтой сыроежке
Рад, как белочка орешкам.»

  1. Введение в тему урока

– Что надо говорить, когда доктор осматривает горло?

– Обратите внимание на форму открытого рта.

– А вы заметили, что звук [а] можно пропеть и что ветерок (воздух), выходящий при этом изо рта, незаметен.



Воздух свободно идёт через рот,

Нет препятствий всяких,

Голос участвует, голос поёт,

Звук получается гласный.

– Отгадайте загадки:

Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый – все довольны,

Так приятен он на вкус!

И зовут его…. (арбуз)

– Произнесите первый звук в слове «арбуз».





Солнце жжет мою макушку,

Хочет сделать погремушку. (мак)

– Произнесите второй звук в слове «мак».

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют

И, галдя, его клюют.(рябина)

– Произнесите последний звук в слове «рябина».

– Сегодня на уроке познакомимся со звуком [а] и буквой А, а.



4. Звуковой анализ слов «Анюта», «луна» и др.

– Постройте схему слова.

– «Прочитайте» слово «Анюта», ведя указку по схеме звукового состава слова.

– «Прочитайте» слово Ааанюта так, чтобы отчетливо был слышен первый звук.

– Назовите первый звук в слове.

– Какой это звук, гласный или согласный? Почему? Обозначьте соответствующей фишкой.

– «Прочитайте» слово Аньньюта так, чтобы отчетливо был слышен второй звук.

– Назовите второй звук.

– Объясните, какой фишкой нужно обозначить этот звук.

– «Прочитайте» слово Анюююта так, чтобы отчетливо был слышен третий звук.

– Назовите третий звук.

– Объясните, какой это звук и как его обозначить.

– «Прочитайте» слово Анюттта так, чтобы отчетливо был слышен четвертый звук.

– Назовите четвертый звук.

– Объясните, как его нужно обозначить.

– Назовите мягкую пару звука т.

– Выделите голосом последний звук в слове.

– Назовите пятый звук этого слова. Расскажите, какой это звук.

– Объясните, как его нужно обозначить.

– Прочитайте все слово. Что оно обозначает?

– Сколько в слове звуков?

– Определите, сколько в слове Анюта звуков а?

– Какие они по счету?

– После какого согласного звука стоит второй звук а?



– Запомните правило: после твердых согласных звук а записывается буквой а.

– Чем отличаются первая и последняя буквы?

– Буква А – заглавная – пишется только в начале предложения или слов, которые обозначают имена людей, фамилии, клички животных, названия городов, стран, рек.

– Какие вы знаете слова на букву А?

Аналогично проводится работа со словом луна.

– Выделите последний звук во втором слове, охарактеризуйте его.

5.Определение звука [а] в словах. Работа по учебнику.

- Рассмотрите букву.

- На что похожа буква а?

– Из каких элементов состоят буквы?

Нарисуем уголок,

Посередине – поясок.

Познакомиться пришла

В нашу книжку буква А.

6. Составление предложений с данными словами.

С. 30. Рассмотрите картинки и составьте предложения со словом Анюта. Составьте предложение со словом луна.

ФИЗМИНУТКА

- С какой буквой познакомились?

- С каком звуком?

- Чем буква отличается от звука?

7. Работа с кубиками «Зайцева»

- Найдите кубик со звукам «а» и «пропойте» его.

Открываю на ленте букв.

8. Выбор слов со звуком [а] в начале, середине и на конце слова (по схемам). Работа по учебнику.

– Назовите слова, которые начинаются со звука а.

– Назовите слова, в которых звук а находится в середине слова.

– Назовите слова, в которых звук а находится на конце слова.

– Объясните, почему слово «карта» было названо дважды.

– Определите, в каком слове спряталось слово «кран».

– Расскажите, как расположены рисунки. (В столбики.)

– Назовите каждый рисунок, который расположен в левом столбце ( правом столбце, на верхней строке, средней строке, нижней строке).

– Найдите слово в слове «шарф».

5. Разгадывание кроссворда.

– Назовите слова со звуком [а].

– Что нарисовано на картинке?

– Объясните, что обозначает слово «арфа». (Арфа – щипковый музыкальный инструмент в виде большой треугольной рамы с натянутыми на ней струнами.)

– Произнесите слово «арфа» медленно, интонируя каждый звук и соотнося последовательно с соответствующими квадратами звукобуквенной схемы слова. (А…р…ф…а…)

– Произнесите слово с акцентированным выделением (пропеванием) только гласного звука [а].

– На каком месте в слове находится звук [а]?

– Покажите с помощью фишек качественную характеристику звуку.

Учитель каждый этап работы демонстрирует на доске.

Аналогичная работа проводится со схемами и картинками других слов в кроссворде.

Вывод: буква а обозначает гласный звук [а].

6. Итог. Игра на внимание.

- Запомните как можно больше слов со звуком «а»



…Вот мраморная арка

Ведет в аллею парка.

Идет аллея до ворот,

А у ворот автобус ждет…

Да вот фруктовый магазин!

Здесь припасли для нас

Антоновку и апельсин,

Арбуз и ананас.

Вот абрикос, а вот айва…

Какие вкусные слова –

И все на букву… («А»).

– Назовите слова на букву а.

– Что нового узнали на уроке?