Тема: ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ А, а
Цели: познакомить учащихся с гласным звуком [а]; научить акцентировано произносить гласные звуки, зафиксированные в звуковых моделях слов; выполнять звуковой анализ слов «Анюта», «луна», моделировать звуковой состав слова; обеспечивать условия для развития фонематический слуха; воспитания культуры учебного труда.
Ход урока
Орг.момент
Разминка
- Дыхательная гимнастика
- Работа со скороговоркой
«Ёжик желтой сыроежке
Рад, как белочка орешкам.»
Введение в тему урока
– Что надо говорить, когда доктор осматривает горло?
– Обратите внимание на форму открытого рта.
– А вы заметили, что звук [а] можно пропеть и что ветерок (воздух), выходящий при этом изо рта, незаметен.
Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий всяких,
Голос участвует, голос поёт,
Звук получается гласный.
– Отгадайте загадки:
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый – все довольны,
Так приятен он на вкус!
И зовут его…. (арбуз)
– Произнесите первый звук в слове «арбуз».
Солнце жжет мою макушку,
Хочет сделать погремушку. (мак)
– Произнесите второй звук в слове «мак».
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют
И, галдя, его клюют.(рябина)
– Произнесите последний звук в слове «рябина».
– Сегодня на уроке познакомимся со звуком [а] и буквой А, а.
4. Звуковой анализ слов «Анюта», «луна» и др.
– Постройте схему слова.
– «Прочитайте» слово «Анюта», ведя указку по схеме звукового состава слова.
– «Прочитайте» слово Ааанюта так, чтобы отчетливо был слышен первый звук.
– Назовите первый звук в слове.
– Какой это звук, гласный или согласный? Почему? Обозначьте соответствующей фишкой.
– «Прочитайте» слово Аньньюта так, чтобы отчетливо был слышен второй звук.
– Назовите второй звук.
– Объясните, какой фишкой нужно обозначить этот звук.
– «Прочитайте» слово Анюююта так, чтобы отчетливо был слышен третий звук.
– Назовите третий звук.
– Объясните, какой это звук и как его обозначить.
– «Прочитайте» слово Анюттта так, чтобы отчетливо был слышен четвертый звук.
– Назовите четвертый звук.
– Объясните, как его нужно обозначить.
– Назовите мягкую пару звука т.
– Выделите голосом последний звук в слове.
– Назовите пятый звук этого слова. Расскажите, какой это звук.
– Объясните, как его нужно обозначить.
– Прочитайте все слово. Что оно обозначает?
– Сколько в слове звуков?
– Определите, сколько в слове Анюта звуков а?
– Какие они по счету?
– После какого согласного звука стоит второй звук а?
– Запомните правило: после твердых согласных звук а записывается буквой а.
– Чем отличаются первая и последняя буквы?
– Буква А – заглавная – пишется только в начале предложения или слов, которые обозначают имена людей, фамилии, клички животных, названия городов, стран, рек.
– Какие вы знаете слова на букву А?
Аналогично проводится работа со словом луна.
– Выделите последний звук во втором слове, охарактеризуйте его.
5.Определение звука [а] в словах. Работа по учебнику.
- Рассмотрите букву.
- На что похожа буква а?
– Из каких элементов состоят буквы?
Нарисуем уголок,
Посередине – поясок.
Познакомиться пришла
В нашу книжку буква А.
6. Составление предложений с данными словами.
С. 30. Рассмотрите картинки и составьте предложения со словом Анюта. Составьте предложение со словом луна.
ФИЗМИНУТКА
- С какой буквой познакомились?
- С каком звуком?
- Чем буква отличается от звука?
7. Работа с кубиками «Зайцева»
- Найдите кубик со звукам «а» и «пропойте» его.
Открываю на ленте букв.
8. Выбор слов со звуком [а] в начале, середине и на конце слова (по схемам). Работа по учебнику.
– Назовите слова, которые начинаются со звука а.
– Назовите слова, в которых звук а находится в середине слова.
– Назовите слова, в которых звук а находится на конце слова.
– Объясните, почему слово «карта» было названо дважды.
– Определите, в каком слове спряталось слово «кран».
– Расскажите, как расположены рисунки. (В столбики.)
– Назовите каждый рисунок, который расположен в левом столбце ( правом столбце, на верхней строке, средней строке, нижней строке).
– Найдите слово в слове «шарф».
5. Разгадывание кроссворда.
– Назовите слова со звуком [а].
– Что нарисовано на картинке?
– Объясните, что обозначает слово «арфа». (Арфа – щипковый музыкальный инструмент в виде большой треугольной рамы с натянутыми на ней струнами.)
– Произнесите слово «арфа» медленно, интонируя каждый звук и соотнося последовательно с соответствующими квадратами звукобуквенной схемы слова. (А…р…ф…а…)
– Произнесите слово с акцентированным выделением (пропеванием) только гласного звука [а].
– На каком месте в слове находится звук [а]?
– Покажите с помощью фишек качественную характеристику звуку.
Учитель каждый этап работы демонстрирует на доске.
Аналогичная работа проводится со схемами и картинками других слов в кроссворде.
Вывод: буква а обозначает гласный звук [а].
6. Итог. Игра на внимание.
- Запомните как можно больше слов со звуком «а»
…Вот мраморная арка
Ведет в аллею парка.
Идет аллея до ворот,
А у ворот автобус ждет…
Да вот фруктовый магазин!
Здесь припасли для нас
Антоновку и апельсин,
Арбуз и ананас.
Вот абрикос, а вот айва…
Какие вкусные слова –
И все на букву… («А»).
– Назовите слова на букву а.
– Что нового узнали на уроке?