ТЕМАТИЧЕСКАЯ НЕДЕЛЯ «ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ»
Старшая группа.
Воспитатель первой квалификационной категории Агаркова Р.Н.
Цель: воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за страну, в которой мы живём, уважение к народным традициям.
Задачи: Дать знания о Кирилле и Мефодии, как основоположниках славянской письменности, познакомить со старославянским алфавитом. Формировать у детей представления о сходстве и различии современной и славянской азбук, формировать нравственно-эстетическое отношение к окружающему миру. Прививать детям любовь к родному слову, родному языку отечественной истории
Понедельник
Утро: (С-Л р, Х-Э р, П.р.,Р.р.)
1. Беседа об истории праздника «День славянской письменности» Цель: приобщать детей к социокультурным нормам, расширять знания об истории Родины. (совм)
2. Рассматривание книг (оформление, тематика, назначение, направленность, Цель: вызвать интерес к выставке, к книгам с необычными буквами. (самост)
3. Выкладывание букв из палочек, геометрических фигур, нитками, бусами. Цель: развивать пространственное восприятие, закрепить написание букв. (старшая подгр)
Вторая половина дня:(Р.р., Х-Эр., П.р.)
1. Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Старый дед и внучка» Цель: формировать уважение к пожилым людям. (совм)
2. Просмотр презентации «Русские народные костюмы» Цель: познакомить детей с особенностями народного костюма (совм)
3. Работа со словарем. Цель: продолжать знакомство детей со старинными народными словами, объяснить значение некоторых слов (старшая подгр)
Вторник
Утро:(С-Лр.,Р.р., П.р.)
1. Беседа «Откуда азбука пришла» Цель: знакомить детей с историей развития письменности на Руси (совм)
2. Загадки про буквы
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
А называется строй ...алфавит
Самая первая, самая важная
Эта буква в алфавите глава.
Айболита если встретишь,
Тут же скажешь букву ...А
Все барашки букву знают,
Только чуточку смягчают.
Известно мне, да и тебе,
Что эта буква — буква ...Б
Волку, волчонку и волчице
Немножко нужно подучиться.
Они совсем не знают, вот беда!
3 Поле чудес «Разные слова» Цель: закрепить умение детей выделять первый и последний звук в слове, делить слова на слоги, выделять ударный звук. (старшая подгр)
Вторая половина дня:(Р.р, П.р. С.-Л р. Х-Э р)
1. Чтение «Как церковный грамотей в старину учил детей» Цель: познакомить детей с нравами и обычаями на Руси, дать знания о том, кто в старину обучал детей грамоте. (совм)
2. Нарисовать и украсить букву. Цель: формировать и развить у детей творческие и индивидуальные способности, расширять знания в области истории и духовно-нравственной культуры. (старшая подгр)
3. Конструирование «Разные постройки» Цель: научить детей варьировать в воображении образы предметов (самост)
Среда
Утро: (С-Л р., Р.р., П.р.Х-Э р.)
1. Проблемная ситуация «Что было бы если люди так и не научились писать» Цель: учить нестандартно мыслить. (Воспитатель предлагает детям подумать, для чего люди изобрели письменность, представить ситуацию, что было бы, если бы люди таки не научились писать) (совм)
2. Коммуникативная игра «Вежливые слова» Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами. (Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Например «Назвать только слова приветствия» и др) (младшая подгр)
3. Рассматривание картин с изображением азбук – славянской и современной, памятников Кириллу и Мефодию, старинных книг. (самост)
Вторая половина дня(Р.р, П.р., С-Л р. Х-Э р)
1. ЧХЛ: русская народная сказка «Кот, петух и лиса» Цель: С помощью сказки закрепление правила безопасного поведения дома. (совм)
2. Беседа «Как правильно ответить на вопрос» Цель: формировать культуру речи. (младшая подгр)
3. СРИ «Редакция». (Дети берут интервью друг у друга, обсуждают тему выпуска газеты или журнала, предлагают, какие статьи подошли бы к этой теме, вспоминают стихи на эту тему.) Цель: Уточнить представления о профессии журналиста, редактора, наборщика, фотографа. (совм)
4. Упражнение «Царевна Несмеяна» (Игроки делятся на 2 команды. Участники первой команды «Царевны Несмеяны» садятся на стулья и принимают серьезный или унылый вид. Участники другой команды – «смешители» по очереди или вместе должны рассмешить Несмеян) (совм)
Четверг
Утро:(Х-Эр.. П.р. Ф.р. С-Л р, Р.р)
1. Беседа о газетах и журналах. Рассматривание старых детских журналов
( «Мурзилка», «Весёлые картинки» и др.), рассказы детей из собственного опыта о журналах, которые они читают, рассматривание газет. Цель: Познакомить с историей периодических изданий, развивать монологическую и диалогическую речь (совм)
2. Творческая игра «Обложка любимой книги» (Дети придумывают и рисуют обложки для любимых книг). Цель: Развивать фантазию, упражнять в письме и рисовании. (младшая подгр)
Вторая половина дня(С-Лр.,П.р., Х-Эр.Р.р.)
1. Вечер досуга на тему «Мои любимые книги» Программное содержание: Учить детей узнавать знакомые произведения и их персонажей по иллюстрациям, по загадкам. Учить, выразительно читать отрывки из этих произведений. Воспитывать интерес к художественной литературе.
Пятница
Утро:(С-Лр, Ф.Р, Х-Эр)
1. Игра-соревнование «Составь предложение» Цель: совершенствовать умение составлять предложения с заданным количеством слов. (старшая подгр)
2. Сл.игра «Подбери признак» Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными. (младшая подгр)
Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает.
Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…
Сапоги (какие?) – коричневые, удобные, теплые…
Шарф (какой?) – пушистый, вязанный…
Перчатки (какие?) – кожаные, белые...
Шляпа (какая?) – черная, большая…
Туфли (какие?) – осенние, красивые…
Платье (какое?) - новое, нарядное, зеленое…
Рубашка (какая?) - белая, праздничная….
Шуба (какая?) - меховая, теплая…
Вторая половина дня(С-Лр.,П.р., Х-Эр.Р.р.)
1. Беседа «История книги» (Рассказ воспитателя о развитии письменности с показом иллюстраций – глиняные таблички, свиток, папирус, пергамент, береста, рукописные книги, первопечатники, печатный станок). Цель: Расширять естественно-исторические представления. (совм)
2. Речевое развитие «Ванюшка и царевна» (Русская сказка)
Непосредственная образовательная деятельность
1. НОД «Путешествие азбуки по России» (познавательно-речевая
деятельность) Цель: знакомство с именами равноапостольных Кирилл и Мефодий, первыми
письменными источниками, толкованием букв и их написанием.
2. НОД " О славянской азбуке и старинных книгах" (ИЗО деятельность)
Цель: познакомить детей с историей создания славянской азбуки и
книгопечатания на Руси;
– учить составлять узоры из линий, растительных элементов, изображений
животных, птиц, человека, используя графические материалы;
формировать и развить у детей творческие и индивидуальные способности,
расширять знания в области истории и духовно-нравственной культуры.
3.НОД Лепка букв славянской письменности.
Цель: Познакомиться с буквами славянской письменности, изготовить их из
пластилина, собрать слова.
Оформление тематической книжной выставки в группе:
Цель: воспитывать патриотические качества, любовь к Родине, развивать интерес к книге и ее истории.
Работа в книжном уголке:
-знакомство с выставкой «Воскресла в сказках старина»,
-рассматривание книг (оформление, тематика, назначение, направленность),
-чтение сказок
Цель: вызвать интерес к выставке, к книгам с необычными буквами.
Проблемная ситуация: что было бы, если бы все книги исчезли?
- Внести азбуки разных годов
- Картинки с изображением букв и старинных книг
- Иллюстрации – глиняные таблички, свиток, папирус, пергамент, береста, рукописные книги, первопечатники, печатный станок.
Работа с родителями:
Наглядная информация: буклет «День славянской письменности и
культуры»
Консультация «День славянской письменности и культуры»
Консультация "Кирилл и Мефодий - великие творцы нашей грамоты".
Папка – передвижка «День славянской письменности и культуры»