Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Вяземская детская школа искусств
им. А.С.Даргомыжского
Тематическая программа
«Родные напевы»
Разработчики:
руководитель фольклорного ансамбля
Светлова С.И.
преподаватель народного отделения и концертмейстер
Курносова Е.А.
Смоленская область, г.Вязьма
2017г.
ВЕСНА-КРАСНА.
МАРТ-ПОЗИМЬЕ.
Весна красными днями снег сгоняет, солнышко всё жарче греет, с крыш капать начинает, разбегаются по ложбинкам быстрые ручейки, текут с гор весенние воды. Медведь в берлоге просыпается, щука хвостом лёд разбивает, а синичка поёт мужику на дворе: «Покинь сани, возьми воз!»
На смену февралю-бокогрею и март-месяц из-за гор-горы, из-за чужедальних стран, с тёплого моря-океана на светлорусское раздолье широкое выйдет, красно солнышко лучами честному люду улыбнётся. Март «по-зимний» месяц, с него на Руси «пролетье», весна начинается.
Март — прозвище не русское, занесённое в старину к народу русскому от византийцев. В годы пращуров звался этот месяц на Руси «сухим» и «берёзозолом». Первый день его именовался «новичком», потому что с него до начала пятнадцатого века новолетье было перенесено на сентябрь, вёлся счёт новому году, а самый месяц состоял в ряду других первым.
Бюллер Елена
Р.н.п. «Как под горкой»
Г. Эрнесакс «Едет паровоз»
Колычев Матвей
Р.н.п. «Во саду ли в огороде»
Укр.н.п. «Весёлые гуси»
Первое марта — день, посвящённый, по православному месяцеслову, памяти святой Евдокии, в простонародном изустном дневнике слывёт за «Евдокию-плющиху». Снеговые сугробы к этому времени подтаивают и, оседая, во многих местах распадался на «плюшки-делянки». «Авдотья-плющиха снег плющит!» — говорят в народе, справляющем в день «Евдокии — подмочи порог» первую встречу весны. «Евдокия красна, и весна красна!», «Евдокия весну снаряжает!» — продолжают свой причет об том дне народные приметы. «Откуда на Евдокию ветром повеет, оттуль он подует весной и летом». «Коли Евдокия со дождём, то быть лету мокрому». «На Евдокию погожо сё лето пригожо!»... Первое марта — первые оттепели весенние; с первых оттепелей деревенская детвора первые веснянки-песни запевает. Но случается, и нередко, что и март морозом на нос садится», что «и на Евдокию мороз прилучится». Потому-то и приговаривают перед первым марта деревенские приметливые люди: «Тепло светит солнышко, да Авдотьей проглядывает — либо снег, либо дождь», «Евдокия умоется — нас обмоет», «На Евдокию снег — будет урожай, тёплый ветер — мокрое лето, ветер о полуночи — холодное лето!»
Народное погодоведение занесло в свой неписаный дневник, что иногда она, плющиха, «снег настом плющит». Сельскохозяйственный деревенский опыт говорит, то если на Евдокию холодно, скот придётся (по весне) кормить две лишних недели. А если «у Евдокии вода», то «у Егорья тёплого (23 апреля) трава»; «Коли курочка на Евдокию напьётся снеговой талой воды, то овечка на Егорья травы наестся!»; «Ни в марте воды — ни в апреле травы!»
С первого марта первые весенние вихри крутятся, ветер начинает свистать, отчего Евдокию-плющиху и прозвали в некоторых местностях «свистуньей».
Русаков Роман
Укр.н.п. «Ой, лопнув обруч» (анс.)
С «Евдокии» снег, по старинному поверью, приобретает особую, целительную силу. Старухи-знахарки собирают его в облюбованных местах по пригоркам, обогретым солнышком до проталин, и дают после из тщательно сохраняемых от всякого лихого глаза кувшинов болящему сельскому люду на пользование против самых разнообразных недугов-болезней.
Ершов Владимир
А.Коробейников «Русский напев» (анс.)
Встречают весну в начале марта, когда прилетают первые весенние птицы — грачи. В эти дни бегают деревенские ребята к роще, занятой прошлогодними грачиными гнёздами, — «грачей следить».
Не успеет народ православный оглянуться, не хватит времени старым людям приметливым обсудить все свои приметы, как Герасим-грачевник (четвёртого марта) на Русь первых вешних птиц, грачей, с теплых стран впереди себя пригонит. Коли грачи прямо на старые гнёзда летят, весна, по примете, будет дружная: талая вода сбежит вся разом.
За «Грачевником» на Русь «Сороки» (девятого марта) идут. Сорок мучеников, воспоминаемых в этот день Православной Церковью, по простонародному присловью, торят путь-дорогу сорока утренникам (морозам), из которых каждый всё легче да мягче другого. По примете, если все сорок утренников-морозов пройдут подряд, быть всему лету тёплому да ведряному, для уборки всякого полевого жита сподручному.
Молодёжь посельская сходится на пригорки за околицею, а детвора взлезает на амбары и сараи. И те, и другие кликали в старину, а местами и в наши дни кличут:
— Весна-красна! — Весна-красна?
Что ты нам принесла? Что ты нам принесёшь?
— Тёплое солнышко... — Красное летечко...
А тёплое солнышко сплошь да рядом пригревает под эту песенку совсем по-весеннему, словно и впрямь собирается уже вести красное летечко с травой-муравой шелковою, со цветами пёстрыми духовитыми, со ягодами сладкими да со страдой-работою, со жнивьём, с покосом.
«Ой, весна, весна» (веснянка)
Только начинало пригревать солнышко, выходила молодёжь луг водить хороводы, играть песни.
«Я по лугу гуляла» (весенний хоровод)
А за грачами прилетает и вторая весенняя птица — жаворонок. А «сколько жаворонков — столько и проталинок», ведь известно: жаворонок прилетает к теплу. В ознаменование их прилёта пекутся, по обычаю старины, жаворонки из теста. И песня поётся:
Ты запой, запой, жавороночек,
Ты запой свою песню, песню звонкую!
Ты пропой-ка, пропой, пташка малая,
Пташка малая, голосистая,
Да про ту ли про тёплую сторонушку,
Что про те ли про земли про заморские,
Заморские земли чужедальний,
Где заря с зоренькой сходятся,
Где красно солнышко не закатается,
Где тепла вовек не отбавится!
Ты запой-ка, запой, жавороночек,
Жавороночек, ты весенний гость!
В ознаменование прилёта звонкоголосых певцов полей пекутся издавна в этот день в каждой семье, памятующей обычаи старины, по сорока жаворонков из теста («сороки святые — колобаны золотые»).
На девятый день марта-месяца (по старому стилю) — вторая встреча весны. В этот день, по народному дневнику, зима кончается, весна начинается, день с ночью меряется-равняется (наступает равноденствие).
В эти дни зима кончается, весна начинается, день с ночью равняется, наступает солнечное равноденствие. А с него отсчитывают крестьяне-пахари «гречкосеи» сорок морозов-утренников и засевают гречу-дикушу, не опасаясь за всходы.
Весну встречали в разных местах в разное время. Крестьяне считали, что приход весны можно ускорить, выполнив определенные обрядовые действия. Выпекали из теста фигурки птиц (обычно жаворонков). Девушки и дети на утренней заре взбирались на крыши домов, сараев, на поленницы, взбирались на пригорки, на деревья и с высоты закликали весну. Песни-веснянки пели как можно громче, да так, что голоса поющих слышны были в окрестных сёлах. И перекликались и сливались человеческие голоса с голосами пробуждающейся от зимнего сна природы — стуком капели о землю, плеском журчащих ручьёв, с шелестом начинающего зеленеть леса, с голосами перелётных птиц.
В веснянках-закличках просили весенних птиц принести из-за синего моря ключи с замками, «закрыть зиму холодную» и открыть, «отпереть лето теплое».
«Ой, кулики жаворонушки» (веснянка)
После исполнения веснянок головки «жаворонков» натыкали на солому, покрывавшую крыши, а остальное печенье съедали. Помнятся ребятам сдобные, да обмазанные ещё вдобавок мёдом или патокой сладкой жаворонки. Памятны и затейливые игры, приуроченные с незапамятных пор к этому дню, знаменующему собою приближение весны. Весёлая детвора на Сороки, что вешний жаворонок, оглашающий чернеющиеся ранними проталинами поля, готовые сбросить с себя зимние покровы, первой песней победы тепла над стужею:
Весна-весенница, И водой-ключевой,
Иди с нами веселиться: С красным солнышком,
С травой-муравой Колотовнышком!
С двенадцатого марта (Григорьева дня) бытовала в народе примета о тумане: «Если утром туман Григорью дорогу застит, — говорит деревенский люд, — быть большому урожаю на коноплю да на лён белый, на волокнистый!» В этот день в обычае разбрасывать по двору горсть-другую конопляного да льняного семени: на корм птицам. Опытные хозяева особенно зорко присматривают на Григорьев вечер за лошадьми: есть поверье, что, коли, — не дай Бог, — занедужится коню об эту пору, то всё лето быть ему «не в своей силе».
За Григорьевым днём «Алексей с гор вода» на пятые сутки (семнадцатого марта) идёт: «Алексей — человек Божий, с гор вода, с холмов потоки». С этого дня ничто уже не может, по народной примете, остановить или задержать могучий наступательный ход весны-красны.
Кукареку, петушок» (весенняя апрельская песня)
Бегут с гор вешние воды, шумят, разбегаются по ложбинам ручьями быстрыми, поят ручьи поля, снегом крытые. Всё больше да больше проталин становится. И солнышко жарче греет, и жаворонки, умильные Божьи пташки, заливаются что ни день все голосистее, так и рассыпают серебро своих трелей над нивами земными с высоты полей небесных.
«Дарья - грязная пролубница» обломает девятнадцатого марта бережки у прорубей. Посинеет лёд, начнёт его пучить-вздымать: вот-вот того и гляди
тронется!
В преддверии близкого начала земледельческих работ начинались весенние хлопоты — проверяли и готовили вновь плуги и бороны. Вывёртывали оглобли из саней и выкатывали телегу, отбивали омшеники и доставали ульи с пчёлами, подводили итоги долгого зимнего пряденья и тканья.
В это время деревенская молодёжь начинала готовить к весенним праздникам свои обновки. Обряды «разыгрывались» в честь весны-красны. По старинным народным поверьям, нужно хорошо её встретить, чтобы заручиться её помощью. А уж радостно встреченная, обласканная народом, весна должна была, в свою очередь, принести ему свои дары — богатый урожай, приплод скота, удачу в хозяйственных делах.
А в нас сёдня вечер был» (игровая)
Конец приходит по-зимнему марту-месяцу. Благовещенье, великий праздник (двадцать пятого марта), на двор глядит, чтобы завершить своим приходом последнее звено пестрой цепи предвесенних народных праздников - больших и малых - и начать собою вешние. У Благовещенья свои вести-приметы, особые поверья исконные обычаи стародавние.
В канун Благовещеньева дня (в среду) суеверная деревня приготовляется к встрече великого праздника тем, что сжигает старые, слежавшиеся за зиму, соломенные постели, окуривает дымом зимнюю одёжину, а местами и весь домашний скарб свой думая этим отогнать всякую нечисть, порожденную тёмными силами зимы-Мораны, что, между прочим, преследовало и оздоровительные, гигиенические цели.
На Благовещенье «весну гукают». Во всяком доме пекутся поутру пироги. С незапамятных пор ведётся на Руси добрый обычай - выпускать на Благовещенье птиц из клеток на вольную волю. Оно соблюдается повсеместно (и по сёлам, и в городах). Этим празднуется приход весеннего тепла, победившего зимнюю стужу студёную а одновременно как бы приносится бескровная жертва матери-природе
До вечерней зари тешатся на улице ребята малые - старикам на утешенье А всё кругом так и дышит желанной близостью весны. Благой вестью о ней так и разливается раздымчивыи теплый воздух, словно и он вырвался на волю из леденящих оков зимней стужи.
«Во поле орешина» (плясовая)
В Егорьев день впервые после зимы выгоняли скот на пастбища, подхлестывая животных ветками вербы (у вербы первой среди древесных растений набухают весной почки; по народным поверьям верба обладала поэтому магической животворящей силой). Этот праздник был преимущественно мужским. Мужчины обходили поля, закликая Егория уберечь скот от падежа, болезней, от зверей и сглаза. Подростки ходили от двора к двору и пели перед каждым домом песни-пожелания.
В этом весеннем празднике особенная роль отводилась пастуху. Он должен был ритуальной игрой на пастушеском рожке и специальными заговорами сохранить скот целым и невредимым на все время, пока скот пасется в поле.
Из пасхальных обрядов песнями сопровождался только обход дворов молодоженов («вьюнца» и «вьюницы»), ставших мужем и женой в прошедшую зиму.
Ты вставай-ка, молодец, Ты вставай-ка, наш вьюнец! Ты расчесывай кудри Костяным гребешком. Уж ты взгляни, молодец, В окошко косящатое! Тебе песню поем, Тебе честь воздаем! Награди-ка нас подарком — Сладким пряником, Белым сахарным!
* * *
На горе было горе,
У Ивана на дворе.
Вьюнец-молодец,
Вьюница, эй, молодая!
Вырастало деревце
Да кипарисовое.
По корень-то деревца
Да тут беседушка стоит,
Во беседушке сидит
Да удалой-от молодец,
Молодой-от молодец
Да Иванушка господин,
Иванушка господин
Да с молодой своей женой,
С молодой своей женой
Да с Парасковьей молодой.
«Ясен сокол» (плясовая)
По дорожечке было по широкой,
По широкой по московской,
Тут-то шла-прошла силушка армия,
Сила армия да конна гвардия,
Конна гвардия, три полка солдат,
Три полка солдат да молодых ребят.
Все молодые да безбородые,
Все холостые да неженатые,
Неженатые да кудреватые,
«Из-за леса, из-за рощи» (солдатская строевая)
«Усы» (игровая)
Курносова Анастасия
Л.Шумеев «Испанские напевы»
Улитенкова Злата
В.Скотто «Парижский стиль» (Мюзет)
Программа концерта «Родные напевы» 30.03.2017г.
Учащиеся преподавателя Курносовой Е.А.
Бюллер Елена
Р.н.п. «Как под горкой»
Колычев Матвей
Р.н.п. «Во саду ли в огороде»
Укр.н.п. «Весёлые гуси»
3. Улитенкова Злата
В.Скотто «Парижский стиль» (Мюзет)
4. Русаков Роман
Укр.н.п. «Ой, лопнув обруч» (анс.)
5. Ершов Владимир
А.Коробейников «Русский напев» (анс.)
6. Курносова Анастасия
Л.Шумеев «Испанские напевы»
Фольклорный ансамбль «Ладо»
Руководитель Светлова С.И., концертмейстер Курносова Е.А.
«Ой, кулики жаворонушки» (веснянка)
«Ой, весна, весна» (веснянка)
Кукареку, петушок» (весенняя апрельская песня)
«Я по лугу гуляла» (весенний хоровод)
«Ясен сокол» (плясовая)
А в нас сёдня вечер был» (игровая)
«Во поле орешина» (плясовая)
«Из-за леса, из-за рощи» (солдатская строевая)
«Усы» (игровая)