Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида №35 «Лесная сказка»
652870,Кемеровская обл., г. Междуреченск,
Пр.50 лет Комсомола 59, тел.:4-06-36,факс:
2-40-33, E-mail: [email protected]
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ЗАКАЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Составитель:
Лактионова Ольга Геннадьевна,
воспитатель
Междуреченский городской округ
2020 год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...…...3
ПРИНЦИПЫ ЗАКАЛИВАНИЯ……………………………………………….....5
СРЕДСТВА ЗАКАЛИВАНИЯ…………………………………………………....7
ВИДЫ ЗАКАЛИВАНИЯ…………………………………………………….......10
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ЗАКАЛИВАНИЯ………………………………..….12
МЕТОДЫ ЗАКАЛИВАНИЯ………………………………………………..…..14
ВИДЫ ЗАКАЛИВАНИЯ, ПРИЕМЛЕМЫЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ…………………………………………………………………………..15
ЗАКАЛИВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДЦП………………………………………..16
ОСОБЕННОСТИ ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ С
НАРУШЕНИЕМ СЛУХА…………………………………………………….…17
ОСОБЕННОСТИ ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ………………………………………………………………...18
ВЫВОД…………………………………………………………………………...19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..20
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЗАКАЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ»………...21
ВВЕДЕНИЕ
Давно известно, что здоровье человека на 10-20% зависит от наследственности, 10-20% - от состояния окружающей среды, 8-12% - от уровня здравоохранения и 50-70% - от образа жизни. Здоровый образ жизни – это рациональное питание, занятие спортом, и многое другое. Важную роль играет и закаливание.
Закаливание в дошкольном возрасте следует рассматривать как важнейшую составную часть физического воспитания детей. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода.
Под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организма главным образом низким температурам, поскольку в возникновении ряда заболеваний важную роль играет охлаждение организма.
Цель закаливания — выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой, которая вырабатывается многократным повторением воздействия того или иного фактора (холод, тепло и т. п.) и постепенного повышения его дозировки. Профилактика простудных заболеваний, в положительном эффекте на мышечную, сосудистую, нервную системы, обмен веществ, настроение и сон.
Задачи:
1. Расширять представления о правилах и видах закаливания, о пользе закаливающих процедур.
2. Расширять представления о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье.
3. Воспитывать у детей потребность в свежем воздухе, приучать не бояться холодной воды и других факторов закаливания, применяемых в повседневной жизни.
В результате закаливания ребенок становится менее восприимчивым не только к резким изменениям температуры и простудным заболеваниям, но и к инфекционным болезням. Закаленные дети обладают хорошим и здоровьем, и аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. Этих результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур.
ПРИНЦИПЫ ЗАКАЛИВАНИЯ
Положительные результаты от закаливающих процедур можно ожидать только при соблюдении ряда принципов.
1. Постепенность увеличения силы воздействия.
Постепенность заключается, прежде всего в том, что первые закаливающие процедуры должны как по своей силе, так и по длительности вызывать минимальные изменения в организме, и лишь по мере привыкания к данному раздражителю их можно осторожно усиливать. 2. Последовательность применения закаливающих процедур.
К водным процедурам и солнечным ваннам можно переходить после того, как ребенок привык к воздушным ваннам, вызывающим меньшие изменения в организме; к обливанию не допускают детей прежде, чем они не привыкли к обтиранию.
2. Систематичность проведения закаливающих процедур. Нельзя прерывать закаливающие процедуры без серьезных к тому оснований, так как при этом исчезают те приспособительные изменения, или «механизмы», которые были уже выработаны в процессе закаливания.
4. Комплексность. Специальные закаливающие процедуры не дают нужных результатов, если они в повседневной жизни ребенка не сочетаются с мероприятиями, направленными на укрепление его организма (прогулки на свежем воздухе, утренняя гимнастика, регулярное проветривание помещений и т. д., и если они не проводятся комплексно. Так, воздушные ванны необходимо сочетать с подвижными играми, физическими упражнениями.
5. Рациональный выбор процедур.
При организации закаливающих процедур необходимо учитывать климатические и материально – технические условия. Результаты закаливания во многом зависят от того, как относятся к нему дети. Важно продумать выбор и организацию проведения процедур так, чтобы они вызывали у детей положительные эмоции
6. Учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.
Прежде чем начать закаливание, необходимо тщательно изучить физическое и психическое развитие каждого ребенка.
Также важны желание и согласие родителей, желание ребенка.
СРЕДСТВА ЗАКАЛИВАНИЯ
Средствами закаливания являются физические упражнения, а также оздоровительные силы природы (солнце, воздух, вода) и гигиенические навыки.
ВОДА
Обтирание - самая нежная из всех водных процедур. Его можно применять во всех возрастах, начиная с младенческого. Обтирание производится смоченной в воде материей, ткань которой должна удовлетворять следующим условиям: хорошо впитывать воду, не быть слишком мягкой.
После обтирания тело растирают сухим полотенцем. Обтирание сопровождается легким массирующим действием, а массаж всегда делают от периферии к центру, поэтому конечности надо обтирать снизу вверх (руки от кисти, ноги от стопы).
Обливание - бывает местное и общее. Местное обливание: обливание ног, чаще всего используется в яслях и младших группах. Начальная температура воды +30, затем доводят до +18, а в старших группах до +16. Время обливания ног 20-30 секунд.
Общее обливание надо начинать с более высокой температуры преимущественно летом, а в осенне-зимний период надо организовать так, чтобы вода охватывала возможно большую поверхность тела, спину, затем грудь и живот, затем правый и левый бок. После окончания - растереть полотенцем. Время под струей 20-40 секунд. Душ действует сильнее, чем простое обливание. Вода из душа оказывает массирующее действие, ощущается как более теплая, чем даже вода при обливании.
ВОЗДУХ
Воздух - это среда, постоянно окружающая человека. Он соприкасается с кожей - непосредственно или через ткань одежды и со слизистой оболочкой дыхательных путей.
Закаливание воздухом начинается с проветривания помещения, в результате которого температура воздуха в комнате должна снизиться более чем на 1°С. Помещение проветривают несколько раз в день в холодное время года и постоянно в теплое.
Наиболее мягкой закаливающей процедурой являются воздушные ванны. Сначала проводятся местные воздушные ванны, когда у ребенка обнажены только руки и ноги (например, во время утренней гимнастики). Позднее применяют общие воздушные ванны при обнажении всего тела ребенка. Продолжительность воздушной ванны увеличивается постепенно, достигая 5-8 мин.
Температуру воздуха в помещении надо постепенно снижать на 1-2°С через 2-3 дня. Начинают закаливающие процедуры при обычной температуре воздуха 21-22°С. Конечная температура воздуха 16-18°С. При этом необходимо следить за признаками переохлаждения (появления «гусиной кожи»). У детей с аллергическими реакциями охлаждение организма наступает быстрее.
СОЛНЦЕ
Закаливающее значение действия солнца своеобразно. Солнце является сильно действующим средством закаливания. Солнечные лучи оказывают на организм общее укрепляющее действие, повышают обмен веществ в организме, лучше становится самочувствие, сон, кожа лучше регулирует теплообмен. Но солнце может оказывать и отрицательное действие. Поэтому надо к этой процедуре подходить очень осторожно. У младших детей особенно полезны солнечные ванны, но важен при этом индивидуальный подход. Проводить солнечные ванны надо в движении, но игры надо проводить спокойного характера.
Солнечные ванны увеличиваются постепенно:
- в младших группах до 20-25 мин.
- в старших группах до 30-40 мин.
Солнечные ванны лучше принимать с 8 до 9 ч и с 15 ч до 16 ч. Начинать надо после еды, чтобы прошло не меньше полутора часа, и до начала еды за полчаса. Надо опасаться перегревов. Нужны светлые панамки. Если ребенок перегрелся, надо накрыть лицо полотенцем, отвести в тень, умыть, дать воды.
ВИДЫ ЗАКАЛИВАНИЯ
утренний прием на свежем воздухе, гимнастика
оздоровительная прогулка
воздушные ванны
воздушные ванны с упражнениями
сон с доступом свежего воздуха
умывание в течение дня прохладной водой
полоскание рта прохладной водой
хождение босиком до и после дневного сна
хождение босиком по «дорожке здоровья»
солнечные ванны
Для детей с ограниченными возможностями характерны недостаточно точная координация и неуверенность движений, трудность сохранения статического и динамического равновесия, низкий уровень развития пространственной ориентации, замедленное овладение двигательными навыками.
Для укрепления здоровья детей – с ОВЗ важное значение имеет закаливание организма, которое необходимо начинать с самого раннего возраста. Детей постепенно приучать к длительному пребыванию на свежем воздухе, к умыванию прохладной водой, к ношению облегченной одежды. При относительно легких формах ограничения двигательных, сенсорных, интеллектуальных возможностей особое значение приобретают специальные методы закаливания – воздушные и водные процедуры. Способы и время начала закаливания необходимо согласовать с врачом, интенсивность процедур следует увеличивать постепенно.
Важным фактором успешности физкультурно-оздоровительных
занятий детей с ограниченными возможностями является эмоциональная заинтересованность воспитанников. Эмоционально положительное отношение к занятия физической культурой лучше других средств побуждает ребенка к преодолению трудностей.
Дети с ОВЗ должны испытывать радость и удовольствие от физических
упражнений. Важно помнить, что прозаичное, нехудожественное, неигровое физическое воспитание «сжигает» ребенка, а физические упражнения превращаются в постылую и ненавистную обязанность. Вместе с тем, следует осторожно и внимательно дозировать степень соревновательности в процессе физкультурно - оздоровительных мероприятий детей с ОВЗ.
При закаливании надо руководствоваться определенными принципами, к числу таких относятся: постепенность, систематичность, учет индивидуальных особенностей ребенка. Если не будут соблюдаться эти принципы, то закаливание будет носить случайный характер.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ЗАКАЛИВАНИЯ
1. Закаливающие процедуры следует проводить только в том случае, если ребенок здоров. Начинать можно в любой сезон года, но лучше летом.
2. Непрерывность. Если холодовой фактор воздействует на организм систематически, многократно, происходит выработка быстрой реакции кровеносных сосудов на влияние низкой температуры воздуха, воды. Напротив, хаотичность проведения закаливающих процедур, длительные перерывы уменьшают сопротивляемость организма, могут привести к противоположному эффекту.
3. Постепенность. Недопустимо, решив закалять ребенка, сразу обливать его прохладной водой, отправлять на прогулки в ненастную погоду легко одетым. Это непременно приведет к тому, что малыш простудится, а мать впредь будет бояться закаливания, как «огня». Начинать нужно осторожно, переходя к более сильным закаливающим процедурам постепенно.
4. Нужно считаться с индивидуальными особенностями ребенка. Например, легковозбудимые, «нервные» дети иногда плохо реагируют на холодную воду.
5. Постоянно следить за реакцией ребенка на закаливающие процедуры. Если во время обливания или приема воздушной ванны малыш дрожит, кожа у него становится «гусиной», значит к этой температуре он ещё не адаптирован. В следующий раз процедуру надо проводить, начиная с той дозировки, которая не вызывала никаких отрицательных явлений.
6. Нужно стремиться к тому, чтобы закаливание нравилось детям, воспринималось ими как забава.
7.Приступая к закаливанию, создайте ребенку здоровые условия быта, нормальную психологическую атмосферу в семье, достаточный сон. Необходимо сквозное проветривание комнаты не реже 4 -5 раз в день, каждый раз не менее 10-15 минут.
8. Детям 1,5 лет и старше нужно гулять не менее двух раз в день по 2,5-3,0 часа. Зимой, при более низкой температуре, время прогулки ограничивают. Детей с возраста 2,5-3 лет можно обучать кататься на лыжах, коньках, самокате, велосипеде. В летнее время не нужно запрещать игры в воде, ходить босиком по земле, по траве, по песку у реки. Большое значение имеет одежда: важно, чтобы она была по размеру, ребенок в ней не мерз и не перегревался. Все эти меры также обладают определенным закаливающим эффектом.
Специальными закаливающими мероприятиями являются: ультрафиолетовое облучение, гимнастические занятия, массаж, воздушные, свето-воздушные, водные процедуры, в том числе плавание, рефлексотерапия, сауна.
МЕТОДЫ ЗАКАЛИВАНИЯ
1. Воздушные ванны: зимой в комнате, летом на улице при температуре +22+28 С, лучше утром. Начинать можно с двухмесячного возраста, первое время по 1 минуте 2-3 раза в день, через 5 дней увеличить время на 1 минуту, доведя к 6 месяцам до 15 минут и к году до +16 С.
2. Влажное обтирание: проводится смоченным в воде и отжатым куском чистой фланели, один раз в день по 1-2 минуте. Начинать с рук - от пальцев к плечу, затем ноги, грудь, живот и спину до легкого покраснения. Температура воды в возрасте 3-4 года +32 С, 5-6 лет +30 С, 6-7 лет +28 С; через 3-4 дня снижают на 1 С и доводят до +22+18 С летом и +25+22 С зимой. По окончании ребенок должен быть тепло одет. В случае перерыва, начинают с сухих обтираний.
3. Закаливание ротоглотки: полоскание ротоглотки любой дезинфицирующей травой 3-4 раза в день (лучше после приёма пищи). После приготовления настой разделить пополам, полоскать попеременно, один раз в неделю температуру во втором стакане снижать на 0,5-1 С. Начинать с температуры +24+25 С.
4. Ножные ванны: обливание ног в течении 20-30 секунд водой температуры +32+34 С, с постепенным снижением один раз в неделю на 1 С до +10 С. Можно чередовать холодное и теплое обливание, по 3-6 раз. По окончании ноги растирают до розового цвета кожных покровов.
5. Душ: после 1,5 лет. Лучше утром по 30-90 секунд при температуре воды +34 С, постепенно снижая до +28 С зимой и +22 С летом.
6. Плавание: одна из самых эффективных форм закаливания. Сочетает в себе влияние воды, воздуха, температуры, двигательной активности ребенка. Можно начинать обучение с первых месяцев жизни, но под обязательным руководством опытного инструктора.
7. Эффективными мерами закаливания являются лечебная физкультура и массаж, которые должны проводить квалифицированные специалисты.
Закаливание можно проводить большинству детей, но предварительно следует обратиться к своему детскому врачу по месту жительства, желательно соблюдение определенной последовательности в наращивании закаливающих нагрузок. Особенно важно проводить закаливание при подготовке детей к посещению детского сада.
Добиться положительных результатов можно только при условии настойчивости и терпении требовательных к себе мам и пап, которые должны стать для своих детей примером здорового образа жизни.
Виды закаливания, приемлемые для детей с нарушением зрения
Исследования показали, что детей, имеющих нарушения зрения, закаливать холодом нельзя. Холодовое воздействие может вызывать испуг, спазм, воспалительные заболевания. Вследствие чего достигнутые результаты по лечению глаз могут пойти насмарку. Например, при косоглазии: мышечный спазм может привести к увеличению угла косоглазия.
1. Плеханов Г. К. рекомендует закаливание жаром. Трехкратно обтирать горячим тело по пояс и стопы. Можно начинать закаливать жаром с лица, затем шея, грудь, руки, спина. Температура рукавички – насколько терпит рука в горячей воде.
Закаливание проходит в несколько этапов
I этап. Гимнастика в постели после сна:
- потянуться, перекатываться (бревнышки) – позвоночник, спина.
- широко открывать глаза и рот – 4 раза
- глаза зажмурить 6 раз – моргание (на 1 закрыть – 2-3 мин.)
- сидя – письмо носом, мягко прикрыть глаза и носом рисовать (треугольник, круг, квадрат)
- стоя – большие повороты в темпе вальса, глубоко дыша, ноги на ширине плеч, повороты с полураскачиванием.
II этап. Хождение по солевым коврикам
III этап. Полоскание горла
Особенность: при пробуждении детей включать легкую, спокойную музыку. Дети просыпаются неодинаково, не надо будить, не все хотят делать – не надо заставлять.
В период карантина, осенне-зимний период – точечный массаж по Оманской (10 дней делать, перерыв, во время перерыва точечный массаж для глаз, которому нужно обучить ребенка).
IV этап. Легкие упражнения в зале 5-7 мин, заканчивать игрой 3 мин.
Обуваются, одеваются, полдничают, полощут горло:
а) теплой водой
б) с солью (чуть-чуть)
в) травками.
Закаливание для детей с ДЦП
Дети с церебральным параличом отличаются повышенной восприимчивостью к простудным и инфекционным заболеваниям, особенно к болезням верхних дыхательных путей. Это связано как с общим снижением реактивности организма в связи с поражением центральной нервной системы, так и с малой двигательной активностью ребенка, а также с частыми нарушениями дыхательной функции.
Организм ребенка с церебральным параличом плохо приспосабливается к изменяющимся условиям внешней среды и прежде всего к температурным и атмосферным изменениям. При изменении погоды, особенно атмосферного давления, самочувствие многих детей с церебральным параличом ухудшается: они становятся беспокойными, плаксивыми, у некоторых из них усиливаются непроизвольные движения, пропадает аппетит, появляется вялость, сонливость.
Для укрепления здоровья детей с церебральным параличом важное значение имеет закаливание организма, которое необходимо начинать с самого раннего возраста. Выбор способа закаливания зависит от тяжести заболевания, возраста, индивидуальных особенностей ребенка. Закаливание детей в первые годы жизни, а детей с тяжелыми формами заболевания и в последующие годы осуществляется главным образом в процессе повседневного ухода.
Детей постепенно приучают к длительному пребыванию на свежем воздухе, к умыванию прохладной водой, к ношению облегченной одежды. При относительно легких формах заболевания начиная с возраста 3—5 лет особое значение приобретают специальные методы закаливания — воздушные и водные процедуры. Способы и время начала закаливания необходимо согласовывать с врачом. Интенсивность процедур следует увеличивать постепенно.
Особенности закаливания детей с нарушением слуха
Дети с нарушением слуха владеют специфическими средствами общения — жестомимической и дактильной формами речи. Для успешного овладения учебным материалом по физической культуре следует придавать значительное внимание освещению. Педагог всегда должен занимать положение лицом к детям.
Особенности закаливания детей с умственной отсталостью
Умственно-отсталые дети – одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своём развитии от нормы. У умственно-отсталых детей наблюдаются самые разнообразные нарушения развития, которые необходимо учитывать в построении занятий по физическому воспитанию: со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также физического развития и моторики
Физическое воспитание должно быть направлено на коррекцию физического развития учеников, отклонений соматического состояния и моторики, а также на укрепление здоровья и закаливание детского организма, содействие правильному развитию, обучение двигательным умениям и навыкам.
ВЫВОД
Уважительное, доброжелательное отношение к детям, к их потребностям. Не допускается малейшее пренебрежение их настроением, самочувствием.
Занятия проходят в игровой форме, что вызывает у детей живой интерес. Взрослый, являясь непосредственным активным участником занятия, заряжает детей своими положительными эмоциями, вызывает желание принять участие в игре, задает образцы выполнения действий.
Успех переживается детьми как радость, этому способствует положительная эмоциональная оценка любого малейшего достижения ребенка.
Самое главное любовь и доброе отношение к детям с ОВЗ, можно выработать интерес к выполнению физических упражнений, а так же к самостоятельным занятиям по интересам. Занятия с детьми с ЗПР должны эмоционально насыщенны. Эти занятия устраняют замкнутость и застенчивость. Ребёнок раскрепощается, становится более свободным в выражение своих эмоций. Постепенно появляется желание и умение общаться с другими детьми.
В работе с детьми с ОВЗ считаю приоритетной следующую задачу - принять ребёнка таким, какой он есть, и помочь ему найти собственное место в жизни. Целенаправленная деятельность позволяет осмыслить болезнь как данность, переориентировать стратегию семьи с низкого уровня компенсации дефекта на высокий уровень с активным преодолением нарушений в здоровье. Эта стратегия воспитания укрепляет взаимоотношения в семье, делает жизнь ребёнка с ОВЗ более полноценной.
Список использованной литературы:
Вавилова Е. Н. «Укрепляйте здоровье детей». Изд. «Просвещение», М. 1986г.
Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений// М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 304 с. — (Коррекционная педагогика)
Забелин Л. П., Жиленкова В. П. Организация физической культуры и спорта инвалидов с дефектами опорно-двигательного аппарата: Обзорная информация. Вып. 1.- М.: ЦБНТИ, Минсобес РСФСР, 1985.
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений// М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 208 с
Солнцева Л.И. Слепой ребенок в семье/Под ред. Л.И. Солнцевой. – М., 1989.
Шапкова Л.В. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / Под общей ред. проф. Шапковой Л.В – М.: Советский спорт, 2002.
Консультация для родителей «Закаливание детей»
Закаливание – существенный раздел оздоровительной работы. В процессе закаливания повышается устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды, к изменениям температуры, погодных условий. Это достигается тренировкой сосудов поверхности тела, нервных окончаний воздействием разнообразных физических средств, природных факторов.
Правильное закаливание основывается на следующих известных принципах:
Рациональный выбор процедур
Систематичность их проведения
Постепенность и увеличение силы воздействия
Непрерывность
Одним из наиболее доступных и простых методов закаливания является воздушное закаливание.
Основное условие его эффективности – постоянное пребывание детей в хорошо проветренном помещении с температурой воздуха 20 – 21градус, влажностью в пределах 60% при отсутствии бактериальной загрязненности. Закаливание воздухом не требует проведение специальных процедур. Оно осуществляется и во время пребывания детей на прогулке. Для воздушных ванн выбирают площадку, защищенную от ветра, проводить их можно на террасе, на открытом балконе. Вначале воздушные ванны продолжаются 3 -4 минуты постепенно увеличивая их продолжительность. Начинать процедуру лучше в тихую погоду при температуре воздуха не менее 23 – 24 градуса. Во время воздушных ванн дети должны быть в движении, в прохладные дни надо подбирать более подвижные игры, в теплые - спокойные. Можно предложить ребенку какое-нибудь интересное задание: бросать и ловить мяч определенное количество раз, так чтобы он не упал, прокатить обруч до конца дорожки, обежать 2 – 3 раза вокруг дерева и т. п.
Закаливание солнечными лучами происходит во время разнообразных игр на прогулке. Пребывание детей на солнце увеличивается постепенно. Так же постепенно открывают участки поверхности тела у детей – сначала дети остаются в трусах и в майках, а затем в одних трусах. На голове должен быть хлопчатобумажный головной убор.
Солнечные ванны увеличиваются постепенно:
младшие дети до 20 – 25 минут
старшие дети до 30 – 40 минут
Солнечные ванны лучше принимать с 8 до 9 ч. и с 15 до 16 ч. Начинать надо после еды, чтобы прошло не менее полутора часа, и до начала приема пищи за полчаса. Солнечные ванны оказывают на организм дошкольников общеукрепляющее действие, усиливают обмен веществ, повышают сопротивляемость организма к заболеваниям. В коже под влиянием солнечных лучей образуются вещества, богатые витамином D (противорахитическим, что улучшает усвоение солей кальция и фосфора, особенно важных для растущего организма. Пребывая на солнце дети привыкают переносить тепловое действие солнечных лучей и чувствуют себя бодро даже в жаркую погоду. После продолжительного пребывания на солнце у некоторых детей может появиться слабость, раздражительность, плохой сон. Необходимо внимательно следить за самочувствием детей, как во время приема солнечных ванн, так и после них.
Закаливание водой. При проведении водных процедур следует придерживаться следующих правил.
Надо, чтобы подходя к воде у детей было теплое тело, чтобы в помещении была положенная температура для данного возраста, детям не приходилось ждать своей очереди.
Надо следить за своевременным появлением покраснения кожного покрова. Если эта реакция запаздывает, надо способствовать ее наступлению, тщательным растиранием кожи полотенцем «до красноты».
Чем холоднее вода, тем короче должно быть ее «соприкосновение с телом». Начинать закаливание водой надо с наименее резких воздействий – местных обтираний или обливаний, постепенно переходя к общим. В качестве местных закаливающих водных процедур можно использовать умывание после ночного и дневного сна, мытье рук перед едой, после прогулки, туалета, мытье ног перед сном, обтирание, игру с водой. Все эти процедуры проводятся в одно и то же время, соответственно режиму.
Умывание – самый доступный в быту вид закаливание водой. Детям в возрасте полтора года рекомендуется ежедневно умывать не только лицо и руки, но также шею и грудь до пояса. Начинать с температуры 30 – 32 градуса, постепенно снижая ее до комнатной температуры. После умывания тело ребенка растирают до легкого покраснения махровым полотенцем. Вода для умывания на ночь должна быть на 2 градуса теплее утренней.
Обтирание – наиболее мягко воздействующая процедура, которую можно применять не только здоровым детям, но и слабым. Смоченным концом полотенца или рукавицей обтирают руки, шею, грудь, живот, ноги, спину.
Начинать с температуры воды 30 градусов, постепенно понижая ее до комнатной. После обтирания ребенка растирают сухим полотенцем. Снижается температура через 2 -3 дня.
Обливание ног. Ребенок садится на низкий стульчик, ноги ставит на деревянный брусок, положенный на дно тазика. Воду льют из ковша на нижнюю треть голеней и стопы. Длительность обливания 20 -30 секунд. Температура воды вначале 28 градусов. Через каждые 10 дней ее снижают на 1 – 2 градуса. Конечная температура не должна быть ниже 18 градусов. После обливания ноги вытирают досуха, затем растирают руками до легкого покраснения.
Общие водные закаливающие процедуры оказывают более резкое раздражающее влияние, чем местные, что объясняется, прежде всего, большей площадью холодного воздействия, поскольку вода соприкасается со всем телом кроме головы.
Обливание – прекрасное средство закаливания, простое и доступное. Первоначально температура воды должна быть 32 – 36 градуса, через каждые три дня ее снижают на один градус. Для малышей ее можно довести до 22 -20 градусов, для старших детей до 18. Сначала ребенок обмывает руки, лицо. Затем струю из лейки или кувшина с высота 50 см. направляют на шею, спину, бока, грудь и т. д. Вода должна широким потоком стекать по телу. Закаливающее влияние оказывают все гигиенические водные процедуры, если их умело сочетать со специальными приемами.
Не приносит должного эффекта закаливание холодной водой, если обычное умывание выполняется теплой водой. Сочетание гигиенических процедур с закаливающими, достигается систематическая тренировка организма и сокращается время, специально отводимое на процедуры. Достигается положительное психологическое воздействие на необходимость закаливающих мероприятий в режиме дня.
Использование закаливающих мероприятий зависит от сезона года. В зимний период не приходится говорить о воздушных ваннах на улице или купании в реке, но доступны длительные прогулки при любой погоде, пребывание в помещении при открытых форточках, частичные обмывания тела, воздушные ванны в помещении и т. п. Весна и лето особенно благоприятны для укрепления здоровья детей. Они должны как можно дольше находиться на улице, приучать ребенка мыть ноги прохладной водой, перед тем как лечь в постель или обуться. Это обычное правило гигиены. Между тем это закаливающее средство. Нельзя пропускать ни одного дня, обмывать ноги независимо от погоды. Температуру постепенно следует понижать. Летом лучше мыть ноги на воздухе, это усиливает закаливающее действие. Приучать детей делать это самостоятельно. А также приучать ежедневно, самостоятельно мыться прохладной водой до пояса. Ребенок моет руки с мылом до локтей, затем водой набранной в пригоршню, омывает руки до плеч, лицо, шею, грудь и подмышки, обмыть спину придется помочь. По окончанию ребенок перекидывает через шею полотенце и быстрыми движениями вытирает грудь, лицо, шею и т. д.
Хождение босиком – один из древнейших приемов закаливания, хорошо практикуемый и сегодня. Происходит тренировка мышц стопы. Предохраняя от плоскостопия, рекомендуется ходить босиком по скошенной траве, опавшей хвое в лесу, по песку, камешкам и т. п. Начинать ходить босиком надо в комнате по 1 минуте. Через 5 – 7 дней прибавлять еще по минуте доведя время до10 минут.
Закаливание носоглотки можно проводить в любое время года. Детям до четырех лет следует полоскать рот, а после четырех лет - горло кипяченой водой комнатной температуры с добавлением настоя ромашки или шалфея – утром и вечером. Эффективность закаливающих процедур во многом зависит от правильности их выполнения. Будьте здоровы.
21