№ п/п | Тематические блоки ЕГЭ | Основные темы текстов | Основные идеи в позиции автора |
1 | Язык и общество | -
Изменения в языке -
Развитие языка -
Соответствие слов делу -
Богатство и бедность речи -
Соблюдение норм литературного языка -
Речь человека и его культурный уровень | -
Язык нужно сохранять и беречь. -
Борьба за язык есть борьба за культуру и за уважение к истории народа. -
Язык – зеркало души человека и отражение его нравственного облик -
Неблагополучное состояние языковой среды вызывает духовную деградацию общества. -
На мат должен быть наложен запрет, потому что несоблюдение норм литературного языка – это оскорбление окружающих. -
Каждый человек должен думать над тем, что он говорит, чувствовать ответственность за каждое сказанное слово. |
2 | Искусство | -
Искусство истинное и ложное -
Влияние/воздействие искусства -
Роль искусства | -
Главное предназначение искусства – позволить человеку познать и изменить себя. -
Через искусство человек познает мир и самого себя. -
Подлинный художник способен выразить то, что другие лишь смутно чувствуют, и подарить людям новый взгляд на мир. -
Искусство благотворно влияет на душу человека и делает мир лучше. -
Современный человек черпает духовные силы в общении с искусством, в обращении к культурным ценностям. |
3 | Философия | -
Смысл жизни -
Прописные истины -
Счастье -
Самопознание -
Добро, любовь, дружба и т.п. | -
Смысл жизни человека заключается в духовном развитии и в продолжении жизни на Земле. -
Талант доброты необходимо воспитывать в человеке с детства, потому что доброта согревает душу. -
В основе взаимоотношений между людьми должны быть щедрость, искренность, бескорыстие, отсутствие зависти. -
Духовность – это сила духа, активное стремление к добру, правде, красоте, поиски, возможно, недостижимого идеала. -
Истинная любовь приходит к тому, кто способен жить ради другого. -
Человек познаёт окружающий мир для самопознания, для познания вечных истин. |
4 | Война и мир | -
Бессмысленность войны -
Мужество и стойкость -
Память о войне / отношение к ветеранам -
Патриотизм -
героизм | -
На войне осознается ценность человеческой жизни и неестественность смерти. -
Мужество заключается в способности выдержать не только физические, но и нравственные испытания. -
Сила духа помогает выстоять на войне и победить. -
Нравственные кроки войны не должны быть забыты, потому что хранить их – наш долг. -
Человек не должен отказываться от своего прошлого, важно научиться понимать нравственные уроки прошедших лет. -
Необходимо воспитывать уважение и любовь к историческому наследию. |
5 | Общество | -
Конфликт старых и новых идей / взглядов -
Обыватели / пошлые люди / мертвые души -
Прогресс -
Учитель -
Детство -
Семья -
Объединение людей | -
Политика – искусство жить вместе и учитывать интересы каждого. -
Задача прогресса – противостоять гибели цивилизации и культуры. -
Преподавание литературы в школе необходимо, потому что осмысленное чтение - это серьёзная работа, которой нужнго учиться. -
Деление людей на богатых и бедных противоестественно и аморально. -
Стремление удовлетворить свои мелочные эгоистические интересы разобщает людей, а сочувствие, сострадание к попавшему в беду объединяет. -
Человек должен нести ответственность за свои поступки и учиться на своих ошибках. |
6 | Природа | -
Человек и природа -
Восприятие окружающего мира -
Отношение к природе -
Воздействие природы. | -
Человек и природа – единое целое: мы – порождение природы, её часть. -
Природа может изменить человека, сделать его счастливым. -
Необходимо бережно относиться к природе как в глобальном смысле, так и в повседневных поступках. -
Любовь к нашей планете предполагает заботу о её природе, охрану и восстановление окружающей среды. -
Силы природы целительны и дарят человеку душевный покой. -
Природа позволяет отвлечься от мелочных и своекорыстных хлопот, благотворно воздействуя на мысли и чувства человека. -
Человек, равнодушный к природе, обкрадывает, обедняет себя и лишается источника вдохновения. |
7 | Наука | -
Роль науки. -
Человек и наука. -
Ответственность учёных. | -
Наука является прочной опорой жизни в настоящем и будущем. -
На учёных лежит ответственность за последствия научных открытий и за применение полученных знаний. -
Человек должен осознавать свою ответственность за все живое на земле и думать о будущем планеты. -
Развитие технического прогресса подавляет важнейшие духовные потребности человека: «общение с небом, природой, окружающим пространством», «общение с душой другого человека». -
Научный прогресс, несмотря на все опасности, которые он несёт человечеству, невозможно остановить, потому что цивилизация без постоянного развития обречена на гибель. |
8 | Книги | -
Назначение / роль литературы -
Литература и жизнь -
Любовь к чтению -
Воздействие литературы -
Отношение к литературе | -
Литература служит познанию мира и человека. -
Литература отражает действительность, раскрывает красоту жизни и развития. -
Культурная среда необходима человеку для духовной жизни и развития. -
Сказки, прочитанные в детстве, формируют мировосприятие, помогают преодолеть одиночество , понять особенности взаимоотношений между людьми. -
Истинная литература формирует жизненную позицию, нравственные принципы человека, очаровывает глубиной мысли и магией слова, прививая любовь к прекрасному. К книгам нужно относиться, как к людям: «понимать, принимать или остерегаться». |