Тематические
комплексы утренней гимнастики
для детей 6 – 7 лет.
Комплекс с малым мячом
«Зарядка грибника»
I. Ходьба и бег в колонне по одному, с остановкой на сигнал «Гриб» - наклон вперед.
II. ОРУ
1. «Шум ветра»
Когда дует сильный ветер, в лесу качаются деревья. Они низко наклоняют свои ветки то в одну то в другую сторону, а ветер проносится между ними, громко воя: «У – у – у!»
2.И.п.- ноги на ширине плеч, мяч за спиной. 1,3 – руки в стороны, мяч в правой (левой) руке - вдох; 2,4 – и.п., мяч переложить в другую руку – выдох.
3.И.п. – стоя на коленях, мяч в правой руке. 1,3 – руки в стороны; 2 – поворот туловища вправо (влево), коснуться мячом правой (левой) пятки; 4- и.п., переложить мяч.
4.И.п.- о.с., мяч в правой руке. 1,3 – правую (левую) прямую ногу вверх, переложить мяч; 2,4 - и.п.
5.И.п.- ноги на ширине плеч, мяч в правой руке. 1,3 – наклон туловища к правой (левой) ноге, переложить мяч; 2,4 – и.п.
6. И.п. – ноги на ширине плеч, мяч в правой руке. 1,3 – подбросить мяч вверх, хлопок за спиной; 2,4 – поймать мяч.
7. И.п. – о.с., мяч на полу справа. Прыжки на двух ногах вправо – влево через мяч в чередование с ходьбой на месте.
8. И.п. – ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. 1,3 – руки в стороны.
III. Ходьба с энергичной работой рук.
Комплекс
«Кто живет на Севере».
По ледяной пустыне Медведица идет. За нею медвежата Торопятся вперед. | Трещит мороз жестокий, Повсюду снег и лед. По полынье холодной За нерпой морж плывет. |
Бегут, спешат олени,
Им виден путь едва.
Над ними тихо кружит
Полярная сова.
I. Ходьба и бег в колонне по одному, ходьба на внешней стороне стопы – "медвежата", "пингвином", бег с высоким подниманием бедра – "олени".
II. ОРУ.
«По ледяной пустыне медведица идет»
И.п. – стоя, ступни параллельно, руки согнуты в локтях, прижаты к бокам, кисти рук сжаты в кулачки. Поочередно сгибать колени, отрывая пятки от пола, делая энергичный перекат стопы до конца пальцев; руками выполнять поочередные движения вперед (до полного выпрямления руки) – назад.
2. «Летит полярная сова, колышет крыльями едва»
И.п. – о.с., руки к плечам. 1,3 – встать на носки, локти через стороны вверх, соединить лопатки – вдох; 2,4 – и.п.
3. «По полынье моржи плывут, мелькают спины там и тут»
И.п. – ноги на ширине плеч, руки на пояс. 1,3 – наклон туловища вперед, руки вперед; 2,4 – и.п., руками выполнить гребковое движение через стороны.
4. «Маленькие елочки и березки низкие вьюга заметает снегом серебристым»
И.п. – ноги на ширине плеч, руки «домиком» над головой. 1,3 – наклон вправо (влево), руки вверх – выдох; 2,4 – и.п. – вдох.
5. «Сквозь снег и заносы олени спешат, от злого мороза они не дрожат»
И.п. – о.с., руки на пояс. 1,3 – ногу правую (левую) махом вперед; 3 – махом назад; 4 – и.п. ноги прямые, носок оттянуть, сохранять равновесие на опорной ноге.
6. «Прыгают, как зайчики, девочки и мальчики»
И.п. – о.с. Прыжки на двух ногах на месте в чередование с ходьбой на месте.
7. "Северное дыхание"
И.п. – о.с. 1,3- вдох носом; 2,4 – выдох ртом, губы "трубочкой".
8. «Северное сияние»
И.п. – ноги на ширине плеч, руки в стороны, пальцы слегка сжать в кулак. 1-3 – круги руками книзу; 4 – и.п.
III. Ходьба в колонне по одному с остановкой на сигнал – "Сова" – остановиться, взмахи руками через стороны вверх – вниз, с произношением "у-у".
Комплекс
«Веселые друзья».
I. Ходьба и бег в колонне по два.
II. ОРУ.
1. Фонетическая зарядка «Как лает собака».
Перед упражнением сделать глубокий вдох носом, слова произносить на длительном выдохе: «Гав – гав – гав».
«Подними руки».
И.п. – стоя парами спиной друг к другу, держаться за руки. 1,3 - поднять руки в стороны; 2,4 – опу4стить вниз, сказать: «Вниз!» 6-8 раз.
«Весы».
И.п. – стоя лицом друг к другу, пятки вместе носки врозь, держаться за руки. Поочередное приседания не опуская рук партнера. 6-8 раз.
«Пилим дрова».
И.п. - стоя парами лицом друг к другу, скрестить руки. Поворачивать туловища направо и налево, не опуская рук, произнося: «Ж – ж – ж». По 3-4 раза.
«Посмотрим на товарища».
И.п. – стоя парами спиной друг к другу, руки опущены вниз, ноги на ширине плеч. Наклониться вниз, руками охватить колени, приблизить голову к ногам, посмотреть между ногами, увидеть лицо товарища. 5-8 раз.
«Ваньки – встаньки».
И.п. – лежа на спине парами, ногами друг к другу, зажимая стопами ноги товарища (нога одного ребенка между ног другого ребенка).сесть, сказать: «Сели!», вернуться в и.п. 5-6 раз.
«Друзья».
И.п. – встать в парах, вплотную спиной друг к другу, взяться за руки, ноги врозь.1-2 – плавно руки вверх, касаясь кистями рук над головой – вдох; 3-4 – руки вниз – выдох.
Попрыгунчики».
И.п. – о.с., руки на поясе, стоя друг напротив друга. Прыжки на двух ногах в чередование с ходьбой на месте.
Упражнение на восстановление дыхания.
И.п. – стоя лицом друг к другу, держаться за руки. Встать на носки, руки поднять вверх – в стороны, вдох носом. Опуститься на всю стопу, выдох через рот.
Ходьба в колонне по одному, взявшись за руки.
Комплекс
«Джунгли»
В джунглях много интересного, В джунглях много неизвестного. Кто там живет, кто встретит нас, Узнаем с вами мы сейчас. | Вот канатом свисает лианы. На лианах сидят обезьяны. Вот за пальмой удав притаился, Ягуар – за акацией скрылся. |
В джунглях есть пауки, крокодилы,
Попугаи, колибри, гориллы.
В джунглях нет ни дорог, ни пути.
Людям трудно сквозь джунгли пройти.
I. Ходьба и бег в колонне по одному, ходьба «тараканчиком», «крокодилом», бег по сигналу "обезьяны" – поворот вокруг себя.
II. ОРУ.
1. «Колибри летают, над нами порхают»
И.п. – о.с., руки вниз. 1,3 – встать на носки, руки в стороны, кисти рук вверх – вдох; 2.4 – и.п. – выдох.
2. «Расшалились обезьяны, раскачали все лианы»
И.п. – ноги на ширине плеч, руки на пояс. 1,3 – наклон туловища вправо (влево), руки согнуть в локтях, ладони вперед, пальцы рук широко раздвинуть – выдох; 2.4 – и.п. – вдох.
3. «Длинный удав свои кольца расправил, спрятаться нас за кустами заставил»
И.п. – о.с, руки в «замок» на затылке. 1,3 – руки вверх, ладонями наружу, потянуться – вдох; 2,4 – и.п. – выдох.
4. «Сеть плетет большой паук, зацепил ее за сук»
И.п. – о.с., руки вниз. 1,3 – руки вверх, хлопок над головой – вдох; 2,4 – наклон туловища вперед, хлопок за ногами – выдох.
5. «Ползет, не зная страха, большая черепаха»
И.п. - о.с., руки за спину. 1,3 – присесть, руки вперед, разводя колени; 2 – выпрямить ноги, наклоняясь вперед, отводя руки назад, голову прямо; 4 – и.п.
6. «Попугай не знает лени – поднимает он колени»
И.п. – ноги на ширине плеч, руки на пояс. 1,3 – поднять правую (левую) ногу, согнутую в колене, оттягивая носок; 2.4 – и.п.
7. «Щелкнул пастью крокодил, чуть он нас не проглотил»
И.п. – ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. 1,3 – плавно поднять правую (левую) руку вверх, левую (правую) назад, слегка прогнуться – вдох; 2.4 – и.п. выдох.
8. «Черепаха»
И.п. – о.с. 1,3 – шею вытянуть – вдох; 2,4 – поднять плечи вверх, спрятать голову – выдох.
III. Ходьба в колонне по одному с высоким поднимание колен – "попугай".
Комплекс
«Мы веселые птички».
I. Ходьба и бег в колонне по одному.
«Галки». Ходьба гимнастическим шагом.
«Вороны». Ходьба на носках, руки на поясе.
«Голуби». Ходьба на пятках, руки полочкой за спиной.
«Воробьи». Ходьба в полуприседи, руки на бедрах.
«Совы». Медленный бег с размахами рук.
«Синички». Быстрый бег на носках.
II. ОРУ
1.И.п. –о.с. 1,3 – резко опустить подбородок на грудь – выдох; 2,4 – и.п. – вдох.
2. И.п. – о.с. 1,3 – отвести локти назад со сведением лопаток – вдох; 2.4 – выдох. 3. И.п. – ноги на ширине плеч, руки вверху. 1,3 – наклон вперед, руками коснуться пола – выдох; 2,4 – и.п. – вдох.
4. И.п. – о.с., руки на поясе. 1,3 – отставить ногу вперед на носок, 2 – поднять ее верх; 4- и.п. Тоже другой ногой.
5. И.п. - ноги на ширине плеч, руки в стороны. 1, 3 – поворот туловища вправо (влево), руки за спину – выдох; 2.4 – и.п.
6. И.п. – стоя на коленях, руки на поясе. 1,3- сесть на пятки – выдох; 2,4 – и.п. – вдох.
7. И.п. – о.с., руки на поясе. 1,3- руки к плечам, 2 – руки вверх; 4 – и.п.
8. И.п. – о.с., руки на поясе. Прыжки на двух ногах на месте в чередование с ходьбой на месте.
III. Ходьба в колонне по одному гимнастическим шагом – "галки".
Комплекс
«Мы пришли на космодром».
I. Мы пришли на космодром.
Посмотрели мы кругом –
Видим белую ракету
Высотой с огромный дом.
Вышел из нее пилот.
Посмотрел на звездолет
И сказал: «Привет, ребята!
Вот и смена нам растет!
Вы скорее подрастайте,
Тренируйтесь, закаляйтесь.
Космонавтов наш отряд
Будет вас увидеть рад!»
Ходьба и бег по одному, с поворотом вокруг себя на 360 градусов, врассыпную - невесомость
II. ОРУ
1. «Вот огромный звездолет, он готовится в полет»
И.п. – ноги на ширине плеч, руки вниз. 1,3 – руки через стороны вверх, встать на носки, пальцы рук соединить – вдох; 2.4 – и.п. – выдох.
2. «Двигатель готов к полету, начинает он работу»
И.п. – то же. 1-4 – круговые вращения рук назад – вверх – вперед – вниз. Тоже в другую сторону.
3. «Двигатель пилот прогрел, мотор захлопал, загудел»
И.п. – о.с. 1 – руки через стороны вверх, хлопок над головой – вдох; 2-3 – наклон туловища вниз, приближая голову к ногам, хлопок за ними, на выдохе произнести «у-у-у»; 4 – и.п.
4. «Сверкая, вверх летит ракета навстречу звездам и ракетам»
И.п. – о.с., руки вверх, ладони прижать друг к другу. 1,3 – присесть, колени развести в стороны, руки вперед, ладони вниз – выдох; 2- и.п. – вдох.
5. «Будем дружно подрастать, свои мышцы укреплять».
И.п. – ноги на ширине плеч, руки за головой. 1,3 – наклон туловища вправо (влево), руки вверх – выдох; 2,4 – и.п. – вдох.
6. «В космос точно полетим, если очень захотим»
И.п. – о.с. 1,3 – прыжком ноги врозь, руки в стороны; 2,4 – прыжком ви.п. в чередованием с ходьбой на месте.
7. «Дует сильно свежий ветер на Земле – большой планете»
И.п. – ноги на ширине плеч, руки вниз. 1,3 – встать на носки, руки вверх – вдох; 2,4 – и.п. – выдох.
III. Ходьба в колоне по одному – возвращаемся домой.
Комплекс
«На лесной поляне».
I. Ходьба и бег в колонне по одному, ходьба с высоким поднимание бедра – идем по высокой траве.
II. ОРУ
1. «Комарик» (фонетическая зарядка).
И.п. – Ноги на ширине плеч, руки внизу. 1,3 – встать на носки, руки в стороны – вверх – вдох носом; 2,4 – и.п. – выдох с произношением «з-з-з» максимально долго.
2. «Пчелка расправляет крылышки».
И.п. – о.с., руки на поясе. 1,3 – отвести локти назад до сведения лопаток – вдох; 2,4 – и.п. – выдох.
3. «Гусеница».
И.п. – ноги на ширине плеч, руки вверху. 1,3 – наклон туловища вперед – выдох; 2,4 – и.п. – вдох.
4. «Жучок».
И.п. – ноги на ширине плеч, руки в стороны. 1,3 – наклон туловища вправо (влево), руки за голову; 2,4 – и.п.
5. «Стрекоза».
И.п. – стоя на четвереньках (опора на кисти рук и голени). 1,3 – поворот голову вправо (влево), слегка прогнуться в спине, посмотреть назад – вправо (влево); 2,4 – и.п.
6. «Муравей».
И.п. – сидя на полу, упор руками сзади. 1,3 – с силой потянуть носок правой (левой) ноги на себя; 2,4 – и.п.
7. «Бабочка».
И.п. – стоя на коленях, руки на поясе. 1,3 – сесть на пятки – выдох; 2,4 – и.п. – вдох.
8. «Кузнечик».
И.п. – о.с. Прыжки на двух ногах в чередовании с ходьбой на месте.
9. «Пчелка устала»
И.п. – о.с. 1,3 – руки в стороны – вдох; 2,4 – руки вниз, плечи опустить – выдох.
III. Ходьба в колонне по одному.
Комплекс
с гимнастической палкой
«Наша Армия»
I. «Солдаты».Ходьба гимнастическим шагом с четким движением рук и ног.
«Тянем пушку».Ходьба в полуприседе, руки к плечам.
«Танки».Ходьба скользящим шагом, руки за спиной сложены полочкой.
«Моряки».Ходьба на прямых ногах, покачиваясь с боку на бок, руки на поясе.
«Конница».Бег с высоким поднимание колен.
«Автомобили». Обычный бег, руками имитируются повороты руля вправо – влево.
«Самолеты».Бег широким шагом, руки в стороны.
Ходьба с выполнением дыхательного упражнения (поднять руки в стороны – вверх – вдох, опустить – выдох).
II. ОРУ
1.Фонетическая гимнастика.
И.п. – ноги на ширине плеч, руки на диафрагме. 1,3 – вдох, 2.4 – на выдохе произнести громко: «Ура-а-а!».
2. «Мы штангисты».
И.п. – ноги на ширине плеч, палка внизу. 1,3 – палку на грудь; 2- с силой вверх; 4 – и.п.
3. «Гребцы».
И.п. – ноги на ширине плеч, палку держать в горизонтальном положении ближе к середине на уровне груди. 1,3 – поворот вправо (влево), имитируя греблю на байдарке; 2,4 – и.п.
4. «Достань носки ног».
И.п. – сидя, ноги врозь, палка на бедрах. 1,3- наклон вперед, палкой коснуться носков ног - выдох; 2.4 – и.п. - вдох.
5. «Посмотри на палку».
И.п. – лежа на животе, кулаки под подбородком, палка перед собой. 1,3 – палку верх, посмотреть на нее; 2,4 – и.п.
6. «Сумей сесть».
И.п. – лежа на спине, палка на бедрах. 1,3 – палку вверх; 2 – сесть, палку махом вперед; 4 – и.п.
7. «Побежали на стадион».
И.п. – о.с., палка сзади на локтевых суставах. Бег на месте, высоко поднимая колени.
8. «Отдохнем».
И.п. – о.с., палка на полу. Медленная ходьба, разводя руки в стороны ниже пояса, ладонями вверх – вдох, руки вниз – выдох.
III. Ходьба в колонне по одному с подниманием вперед прямой ноги.
Комплекс
«Во саду ли, в огороде».
I. Ходьба и бег в колонне по одному, бег подскоками – идем собирать урожай.
II. ОРУ.
1. «Вправо, влево посмотрите! Дружно овощи ищите!»
И.п. – о.с., руки вниз. 1,3 – поворот головы вправо (влево); 2,4 – и.п.
2. «Яблоньки тянутся к солнышку»
И.п. – ноги на ширине плеч, руки внизу. 1,3 – руки через стороны вверх, встать на носки; 2,4 – и.п.
3. «Отпугиваем птиц»
И.п. – то же. 1 - руки в стороны; 2-3 – руки вниз, сделать три хлопка по бедрам, сказать: «хлоп, хлоп, хлоп».
4. «На грядках овощи растут. Мы видим их и там и тут»
И.п. – ноги на ширине плеч, руки в стороны. 1,3 – поворот туловища вправо (влево), руки за спину – выдох; 2,4 – и.п. – вдох.
5. «Собираем овощи в корзину»
И.п. – ноги на ширине плеч, руки полукругом перед собой. Пальцы рук касаются друг друга, локти приподняты. 1,3 – наклон туловища вперед, руками коснуться пальцев ног; 2,4 – и.п.
6. «Мы присядем возле грядки. Все у нас всегда в порядке!»
И.п. – о.с., руки вниз. 1, 3 – присесть, разведя колени в стороны, отрывая пятки от пола, руки за голову; 2,4 – и.п.
7. «Ай - ай, мы собрали урожай!»
И.п. – о.с., руки на поясе. Прыжки на двух ногах на месте в чередовании с ходьбой на месте. 2 раза
8. «Устали!»
И.п. – о.с. 1,3 – руки вверх – вдох; 2,4 – руки вниз, туловище слегка наклонить вперед – выдох с произношением "ух".
III. Ходьба в колонне по одному – несем урожай домой.
Комплекс
«Осенью в парке»
Инвентарь: кленовые (или другие листья) листья из расчета по 2 шт. на каждого ребенка.
I. В парке клены и дубы
Сбросили наряды.
А осины и березы
Мерзнут у ограды.
Грустный ясен машет липе
Длинными ветвями…
По земле шагает осень
Быстрыми шагами.
Ходьба и бег в колонне по одному, врассыпную, с кружением вокруг себя.
II. ОРУ.
1. «Помашем листочками»
И.п. – ноги на ширине плеч, руки с листочками внизу. 1,3 – поднять правую руку с листочком вверх, левую руку отвести до отказа назад; 2,4 - поднять левую руку с листочком вверх, правую руку отвести до отказа назад.
2. «Деревья наклоняются, листочки качаются»
И.п. – ноги на ширине плеч, листочки внизу. 1,3 – листочки вверх, посмотреть на них - вдох; 2 – наклон туловища вправо (влево), листочки вверху - выдох; 4 – и.п.
3. «Ветер подул, листочки полетели»
И.п. – ноги на ширине плеч, листочки внизу. 1,3 – поворот туловища вправо (влево), листочки в стороны; 2,4 – и.п.
4. «Листочки опадают, ковром из листьев землю накрывают»
И.п. – ноги на ширине плеч, листочки вверху. 1,3 наклон туловища вперед, листочки положить (взять) – выдох; 2 – и.п., руки за голову, хорошо прогнуться – вдох; 4 – и.п.
5. «Листопад, листопад, листья по ветру летят»
И.п. – о.с., листочки внизу. 1,3 – листочки вверх, правую (левую) ногу назад на носок – вдох; 2,4 – и.п. – выдох.
6. «Мы тихонько приседаем и листочки собираем»
И.п. – о.с., листочки внизу. 1,3 – присесть, колени в стороны, листочки вперед – выдох; 2,4 – и.п. – вдох.
7. «Прыгаем на двух ногах мы с листочками в руках»
И.п. – о.с., листочки внизу. Прыжки на двух ногах в чередование с ходьбой на месте.
8. «Осенью пахнет увядшей травой, опавшими листьями, стылой водой»
И.п. – ноги на ширине плеч, листочки внизу. 1,3 – встать на носки, листочки через стороны вверх – вдох; 2,4 – и.п. – выдох.
III. Ходьба в колонне, врассыпную.
Комплекс
«Прилетели птицы»
I. Ходьба и бег в колонне по одному, врассыпную, с остановкой на сигнал – «Буря».
II. ОРУ
1. Фонетическая зарядка «Звуки леса».
И.п. – ноги на ширине плеч, руки внизу. 1,3 – встать на носки, руки вверх через стороны – вдох носом; 2,4 - и.п. – выдох, на первом выдохе как можно больше сказать «ку-ку» - кукует кукушка, на втором «тук-тук» - дятел стучит клювом по дереву. 4 раза.
2. «Проба крыла»
И.п. – о.с., руки внизу. Раскачивать руками вперед – назад, после нескольких движений вернуться в и.п. 5 раз.
3. «Повороты в стороны».
И.п. – ноги на ширине плеч, руки внизу. 1,3 – поворот туловища вправо (влево), руки в стороны, сказать: вправо (влево); 2,4 – и.п. 6 раз.
4. «Чистим ножки».
И.п. – то же. 1,3 – наклон туловища вперед, руки отвести назад; 2,4 – и.п. 6 раз.
5. «Разминаем ножки».
И.п. – о.с., руки внизу. 1,3 – присесть, руки вперед, сказать: сели; 2,4 – и.п. 7 раз.
6. «Размах крыльев».
И.п. – ноги на ширине плеч, руки в стороны. 1,3 – скрестить руки перед собой, сказать «ж-ж-ж»; 2,4 – и.п. 6 раз.
7. «Прыжки».
И.п. – о.с. Прыжки на двух ногах на месте в чередовании с ходьбой на месте. 2 раза.
8. «Тянемся к весеннему солнышку».
И.п. – о.с. 1,3 – руки вверх, встать на носки – вдох; 2,4 – и.п. – выдох.
III. Ходьба в колонне по одному с высоким подниманием колен – важные птицы.
Комплекс
«Цапли».
I. Ходьба в колонне по одному, со взмахами рук – «крыльев», бег врассыпную с остановкой «Отдых» - присесть на корточки – птицы отдыхают.
II. ОРУ
1. Фонематическая зарядка «Далеко – далеко».(Куда, птицы, летите? «Далеко-о-о-о!» Как, птицы, летите? «Высоко-о-о-о!») Перед словами «далеко» и «высоко» сделать глубокий вдох носом, слова произносить на максимально длительном выдохе.
2. «Цапля машет крыльями».
И.п. – пятки вместе, носки врозь, руки внизу. 1,3 руки вверх; 2,4 – и.п.
3. «Цапля достает лягушку из болота».
И.п. – ноги на ширине плеч, левая рука на поясе, правая внизу. 1,3 – наклон туловища вперед, правой (левой) рукой коснуться носка левой (правой) ноги, колени не сгибать; 2,4 – и.п., смена рук.
4. «Цапля стоит на одной ноге».
И.п. – о.с, руки на поясе. 1,3 – развести руки в стороны, поднять правую (левую) ногу; 2,4 – и.п.
5. «Цапля глотает лягушку».
И.п. – сидя на пятках, руки внизу. 1,3 – поднять руки вверх, хлопнуть над головой, одновременной приподняться на коленях; 2,4 – и.п.
6. «Цапля стоит в камышах».
И.п. – о.с., руки на поясе. 1,3 – наклон туловища вправо (влево); 2,4 – и.п.
7. «Цапля прыгает».
И.п.–пр. (лев.) нога вперед, руки на поясе. Прыжком смена ног в чередование с ходьбой на месте.
8. Упражнение на восстановления дыхания «Цапля расправляет крылья».
И.п. – ноги на ширине плеч, руки ладонями прижаты к груди. 1,3 – руки в стороны – глубокий вдох; 2,4 – и.п. – выдох.
III. Ходьба в колонне по одному с высоким подниманием бедра и взмахами «крыльев» - рук.
Комплекс
«Веселый пешеход»
I. Ходьба и бег в колонне по одному, с остановкой на сигнал «Красный».
II. ОРУ.
1. «Машины по дороге бегут назад, вперед».
И.п. – ноги на ширине плеч, руки в стороны. 1-3 – руки перед грудью, согнуты в локтях, круговые движения одной руки вокруг другой, произнести «р-р-р»; 4- и.п.
2. «Вот через дорогу «зебра» - переход».
И.п. – ноги на ширине плеч, руки вниз. 1,3 – наклон туловища вперед, правую (левую) руку вперед, левую (правую) в сторону; 2,4 – и.п.
3. «На светофор внимательно гляди».
И.п. – ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. 1,3 – руки за голову, локти в стороны, подняться на носки – вдох; 2.4 – и.п. – выдох.
4. «Знайте, дети, красный свет означает – хода нет!»
И.п. – ноги на ширине плеч, руки в стороны – «Стоп, движение!» 1,3 – поворот туловища вправо (влево), руки на поясе – «Путь открыт!»; 2,4 – и.п.
5. «Желтый – осторожен будь! На зеленый – смело в путь!»
И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1,3 – поднять правую (левую) ногу, согнутую в колене, носок вниз; 2,4 – и.п.
6. «Шагай смелее, пешеход! Стал свободный переход!»
И.п. – ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Шагать высоко поднимая колени. Положение рук меняя (руки внизу, за головой, на поясе и т.д.)
7. «Буду правила движенья выполнять без возраженья».
И.п. – о.с., руки на поясе. Подскоки на месте в чередование с ходьбой.
8. «Сигнал».
И.п. – о.с. 1,3 – вдох носом; 2,4 – указательный палец к носу – выдох с произношением «пи-и-и-и!».
III. Ходьба в колонне по одному.
Комплекс
«Стройка»
I. Упражнения в ходьбе и беге.
«Строители идут на работу». Ходьба в колонне по одному
«Едут на автобусах». Бег в колонне по одному.
«Работает подъемный кран». Ходьба на носках, руки в стороны.
«Едет самосвал». Бег на носках, руками показать движения руля.
Перестроение в две колонны.
II.ОРУ «Загадки»
1. Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской.
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро.
Дети: Маляр.
И.п. – о.с., руки вдоль туловища. 1,3 – руки вверх; 2,4 – и.п. 5-6 раз
2. Я бываю выше дома
И легко одной рукой
Поднимаю груз огромный.
Кто, скажи, я такой?
Дети: Подъемный кран.
И.п. – ноги на ширине плеч, руки в стороны. 1,3 – поворот туловища вправо (влево); 2,4 – и.п. 5-6 раз
3. Начинает он капать,
Заменяет сто лопат.
Дети: Экскаватор.
И.п. – ноги шире плеч, руки в «замок». 1,3 – наклон туловища вперед, руками имитировать движения ковша; 2,4 – и.п. 5-6 раз
4. Его приходу
Каждый рад,
Когда на кухне
Водопад.
Дети: Водопроводчик.
И.п. – о.с., руки на поясе. 1,3 – полный присед, руками коснуться пола; 2,4 – и.п. 5-6 раз
5. Летят опилки белые, летят из-под пилы.
Кто же это делает – окна и полы?
Дети: Плотник.
И.п. – сидя на полу в парах, упор стопами, взявшись за руки. Перетягивания друг друга поочередно на себя. 10-12 раз
6. Там, где строят новый дом,
Ходит воин со щитом:
Прогулялся валко, шатко –
Ровной сделалась площадка.
Дети: Бульдозер.
И.п. – лежа на спине, руки вверху. 1,3 –поворот тела на живот вправо (влево); 2,4 – и.п. 5-6 раз
7. Целый день тук да тук,
Раздается звонкий стук.
Молоточки стучат.
Строим дом для ребят.
Дети: Плотник.
«Забиваем гвоздики»
И.п. – о.с., руки на поясе. Прыжки на двух ногах вокруг себя вправо и влево в чередование с ходьбой на месте.
8. Фонетическая зарядка. И.п. – ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. 1,3 – вдох носом; 2,4 – на глубоком выдохе произносим слово «До-о-о-ом».
III. Ходьба в колонне по одному – строители идут с работы.
Комплекс
«Мы веселые птички»
I. Ходьба и бег в колонне по одному, ходьба с высоким подниманием колен, руки на поясе, бег врассыпную со взмахами рук – «крыльев».
II. ОРУ
И.п. – о.с. 1,3 – резко опустить подбородок на грудь – выдох; 2,4 – и.п. – вдох. 6 раз.
И.п. – о.с. 1,3 – отвести локти назад со сведением лопаток – вдох; 2.4 – выдох. 8 раз.
И.п. – ноги на ширине плеч, руки вверху. 1,3 – наклон вперед, руками коснуться пола – выдох; 2,4 – и.п. – вдох. 6 раз.
И.п. – о.с., руки на поясе. 1,3 – отставить ногу вперед на носок, 2 – поднять ее верх; 4- и.п. Тоже другой ногой. По 3-4 раза.
ноги на ширине плеч, руки в стороны. 1, 3 – поворот туловища вправо (влево), руки за спину – выдох; 2.4 – и.п. 6 раз.
И.п. – стоя на коленях, руки на поясе. 1,3- сесть на пятки – выдох; 2,4 – и.п. – вдох. 6-8 раз.
И.п. – о.с., руки на поясе. 1,3- руки к плечам, 2 – руки вверх; 4 – и.п. 3-4 раза.
И.п. – о.с., руки на поясе. Прыжки на двух ногах на месте в чередование с ходьбой на месте. 2 раза.
И.п. – о.с. 1 – руки вверх; 2-3 – опускаем руки вниз в три приема и три выдоха.
III. Ходьба в колонне по одному
Комплекс
«Скоро в школу»
I. Ходьба и бег в колонне по одному, по звонку – врассыпную – «перемена». II. ОРУ
Тетрадки и резинки,
Учебники, машинку,
Дневник, пена, линейку
Сложили мы в портфель.
И ждем мы с нетерпеньем,
С тревогой и волнением,
Когда же он наступит,
Наш первый школьный день.
Войдем с цветами в школу мы
Под трель звонка веселого.
И жизнь начнется новая,
Мы – школьники теперь!
«Когда же в школу мы идем?»
И.п. – о.с. 1,3- поднять плечи вверх, руки в стороны – вниз; 2,4 – и.п.
2. «Открывай нам, школа, дверь, мы ведь школьники теперь!»
И.п. – ноги на ширине плеч, руки к плечам, локти в стороны. 1,3 – свети локти перед грудью – выдох; 2,4 – локти в стороны до сведения лопаток – вдох. Локти держать на уровне плеч.
3. «Здравствуй, школа»
И.п. – ноги на ширине плеч, руки согнуть в локтях, ладони к груди. 1,3- поворот туловища вправо (влево), руки в стороны, ладони вверх; 2,4 – и.п.
4. «У нас тяжелые портфели, их поднимаем еле-еле»
И.п. – ноги на ширине плеч, руки на пояс. 1,3- наклон туловища вперед, коснуться руками земли, ноги прямые – выдох; 2,4 – и.п.
5. «Долго мы сидеть не можем и стоять не можем тоже!»
И.п. – о.с., руки на поясе. 1- правую (левую) ногу вперед на носок; 2 – в сторону; 3 – назад; 4 – и.п.
6. «К доске я смело выхожу, и буквы мелом я пишу»
И.п. – о.с. 1,3 – правую (левую) руку и правую (левую) ногу вперед; 2.4 – и.п.
7. «На переменках веселимся, играем, прыгаем, резвимся»
И.п. – о.с., руки на поясе. Четыре прыжка на правой ноге в сторону, четыре прыжка на левой ноге в другую сторону в чередование с ходьбой на месте.
III. Ходьба в колонне по одному, врассыпную – дети идут домой.
Комплекс
«Как у нас в квартире».
Погуляем мы с тобой,
А потом пришли домой.
Дверь нам бабушка открыла,
Мы с тобой вошли в квартиру.
О квартире мы расскажем,
Что в квартире есть – покажем.
I. Ходьба и бег в колонне по одному, ходьба в полуприседе – на стульчиках,
II. ОРУ.
«У нас квартира большая – пребольшая».
И.п. – ноги на ширине плеч, руки вниз. 1,3 – руки в стороны, сказать: «Вот такая»; 2,4- и.п.
2. «Большой шкаф».
И.п. – то же. 1,3 – руки через стороны вверх; 2,4 – и.п.
3. «Круглый стол».
И.п. – ноги на ширине плеч, руки за спину. 1,3 – наклон туловища вперед, руки полукругом перед собой, пальцы рук соединить; 2,4 – и.п.
4. «Над столом часы тик – так.
И.п. – ноги на ширине плеч, руки за голову. 1,3 – наклон туловища вправо (влево), сказать «тик» («так»); 2,4 – и.п.
5. « Присядем на стулья».
И.п. – ноги на ширине плеч, руки на пояс. 1,3 – присесть, руки вперед, сказать: «Сели»; 2,4 – и.п.
6. «Кресло – кровать».
И.п. – сидя на полу. 1,3 – лечь – кровать; 2,4 – сесть – кресло.
7. «В квартире пляшем и поем, свою мы мебель бережем».
И.п. – о.с. Прыжки на двух ногах врассыпную в чередование с ходьбой на месте.
8. «Пыль на мебели».
И.п. – о.с. 1,3 – вдох; 2,4 – выдох – имитация сдувания пыли.
III. Ходьба в колонне по одному, врассыпную – ходим по квартире.
Комплекс
«У медведя во бору».
I. Ходьба и бег в колонне по одному, «змейкой» - по лесу бежим.
II. ОРУ.
1. Мишка спит в своей берлоге, толстопятый, мохноногий.
И.п. – ноги на ширине плеч, руки в стороны. 1,3 – руки по швам; 2,4 – и.п.
2. Ёжик спит под старой елкой, во все стороны иголки.
И.п. – ноги на ширине плеч, руки к плечам, кисть в кулак. 1,3 - руки вверх, пальцы врозь, посмотреть на них; 2,4 – и.п.
3. Посмотрите ниже, ниже, чей там хвост мелькает рыжий.
И.п. – ноги шире плеч, руки внизу. 1,3 – наклон туловища вперед, руки в стороны – назад, ноги прямые; 2,4 – и.п.
4. Вот идет, качаясь, волк – он зубами щелк да щелк.
И.п. – ноги на ширине плеч, руки за голову. 1,3 – наклон туловища вправо (влево), сказать «щелк»; 2,4 – и.п.
5. Зайчик под кустом сидит, он от страха весь дрожит.
И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1,3 – присесть, руки к голове, показать «ушки»; 2,4 – и.п.
6. Лежебока мишка.
И.п. – лежа на спине. 1,3 – перевернуться на живот в право (влево); 2,4 – вернуться ви.п.
7. Между сосен олени промелькнули как тени.
И.п. – о.с., руки на поясе. Прыжки на двух ногах, с высоким подниманием бедра в чередование с ходьбой на месте.
8. Ёжик дышит.
И.п. – о.с. Имитация дыхания ёжика.
III. Ходьба в колонне по одному, на пятках – ёжики, на внешней стороне стопы – медвежата.
Комплекс
«Строители».
I. Ходьба и бег в колонне по одному.
«Строители идут на работу». Обычная ходьба.
«Едет бульдозер». Ходьба полувыпадами, движения руками вперед-назад от груди, ладони вперед.
«Работает подъемный кран». Ходьба на носках, руки вверх.
«Едет самосвал». Бег на носках, руками показать движения руля.
«Экскаватор работает ковшом». Прыжки вверх из глубокого приседа с продвижением вперед.
II. ОРУ.
«Поднимаем кирпичи».
И.п.- ноги врозь, руки опущены, пальцы расставлены. 1- вдох; 2- выдох – наклониться вперед, пальцы сжать в кулаках (Ух!); 3- вдох; 4- и.п.
«Кладем раствор».
И.п. – ноги врозь, руки на поясе, локти назад. 1- вдох; 2 – выдох – поворот туловища вправо (влево), мах правой (левой) рукой в сторону, назад, вперед («Раз!»); 3- и.п.
«Белим потолок».
И.п. – ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. 1 – вдох – поднять правую руку вверх-назад; 2 – выдох, опустить правую руку; 3 – вдох – поднять вверх-назад левую руку; 4 – и.п.
«Наклеиваем обои».
И.п.- о.с., руки согнуты в локтях на уровне пояса. 1 – вдох; 2 – выдох, подняться на носки, прямые руки вверх; 3 – вдох; 4 – выдох – и.п.
«Красим пол».
И.п. – стоя на коленях, руки согнуты в локтях, кисть в кулак. 1- вдох; 2 – выдох – слегка наклониться вперед, руки вытянуть вперед, пальцы врозь («Жик!»); 3 – вдох; 4 – выдох – и.п.
6.«Ищем кисточку».
И.п. – стоя на четвереньках. 1-2 – перебирая руками вправо (влево), посмотреть за стопами; 3 – 4 – вернуться в и.п.
7. Поднимаемся по ступенькам».
И.п. – о.с., руки на поясе. Прыжки на двух ногах в чередование с ходьбой на месте.
«Стук молотка».
И.п. – о.с. 1,3 – вдох; 2,4 – выдох, с произношением - «Тук!».
III. Ходьба в колонне по одному - идем с работы: «отработали» - голову высоко поднять, плечи расправить; «Устали» - руки и плечи опустить, туловище наклонить вперед, голову опустить.