СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематический классный час на тему « Жить – Родине служить!» ( для учащихся 6-го класса)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формируется представление учащихся о долге, мужестве, героизме как слагаемых красоты человека.

Просмотр содержимого документа
«Тематический классный час на тему « Жить – Родине служить!» ( для учащихся 6-го класса)»

Тематический классный час на тему « Жить – Родине служить!»

( для учащихся 6-го класса)

 

Задачи: формировать представление учащихся о долге, мужестве, героизме как слагаемых красоты человека, умение различать подлинную героику от мнимой и ложной; вызвать чувство восхищения и гордости подвигами людей, совершенными в годы войны и в мирное время; показать роль самовоспитания в формировании нравственной стойкости, мужественности , чувства долга и ответственности перед Родиной; вызвать стремление воспитывать в себе волю, целеустремленность, нравственную красоту.

 

Ход подготовки.

1.      Предложить учащимся следующие задания:

-  вспомните русские народные сказки, былины, пословицы и поговорки, воспевающие красоту и мужество героев. Подумайте над вопросами: в чем видит народ красоту человека? Какие поступки людей определяются как героические, мужественные? Согласны ли вы с представлениями русского народа о красоте и мужестве, раскрывающимися в устном народном творчестве?

- прочитайте книги, рассказывающие о долге и верности, о риске и смелости, проявленных в суровые годы войны, подготовьтесь к рассказу о подвиге человека, который произвел на вас наиболее сильное впечатление;

- подберите материалы из периодической печати, повествующие о подвигах, совершаемых в наше время. Подумайте над вопросами: можно ли честное исполнение своего долга считать подвигом? Каких людей вы считаете героями? Какие поступки вы отнесете к героическим и мужественным? Обязательно ли подвиг связан с риском для жизни? Подвиг - это вспышка отваги, случайность или результат всей жизни? Можно ли считать активную  жизненную позицию примером проявления мужества?

   2. Написать плакаты:

« Дерзайте Отчизну мужеством  прославить!» ( М.В.Ломоносов)

« Мужество воспитывается изо дня в день в упорном сопротивлении трудностям.( Н.А.Островский)

« Герой – это человек, который в решительный момент делает то, что нужно в интересах человеческого общества». (Ю.Фучик)

«Самое трудное – мужество повседневного, многолетнего труда.

Найди себе идеал этого мужества и постоянно следуй ему.» (В. ( Сухомлинский)

 

План-конспект беседы.

 

1.      Мое представление о подвиге, мужестве, героизме.

Слово учителя.

На протяжении всей многовековой истории нашей Родины народ  превыше всего ценил верность Отечеству, мужество и отвагу героев, борющихся за торжество добра и справедливости. Из поколения в поколение передавались предания, легенды о народных героях. Вспомните их.

Учащиеся вспоминают подвиги былинных и сказочных героев, отмечая такие их качества, как мужества, смелость, отвагу, ловкость хитрость, скромность и доброту, бескорыстное служение народу, готовность к самопожертвованию и др.

Вопросы учащимся: Какой поступок можно считать геройским? Какие черты характера и поступки свойственны мужественному человеку? Что такое подвиг?

Для обсуждения предлагается следующая ситуация:

« Некоторое время назад на Западе был широко разрекламирован поступок двух молодых парашютистов-американцев. Один из них выпрыгнул из люка летательного аппарата без парашюта, а другой через точно рассчитанное время – с двумя парашютами. В воздухе второй парашютист «догнал» первого (благодаря большему весу), передал ему парашют, который тот пристегнул во время продолжающегося падения. В итоге оба благополучно приземлились».

Вопросы учащимся:  Можно ли этот поступок назвать героическим? Всегда ли действия человека, связанные с риском для жизни, можно принимать как подвиг? Считаете ли вы , что парни-парашютисты- мужественные люди?

Пояснения учителя.

Поступок парашютистов исключительный, необычный и смелый. однако его нельзя считать героическим. Во имя чего был нужен этот бессмысленный риск? Действия, не несущие прогрессивной общественной направленности, даже  будучи совершенными в экстремальной ситуации, отношения к героическому не имеют.

Приведем другой пример.

« Филипп Сапожников вел свою машину по «Дороге Жизни» в осажденный Ленинград. Вдруг машина остановилась посреди озера. Заглох мотор. Мороз был около 40 градусов. Чтобы  прогреть мотор он облил свои рукавицы бензином и поджег их. Огонь обжег обмороженные руки. Устранив неисправность, Филипп вел машину голыми руками. К месту  назначения привел свою машину локтями».

«Почему Филипп не бросил свою машину и не повернул назад?»

Пояснение учителя.

Подвиг – это поступок, требующий от человека предельного напряжения воли и сил, связанный с преодолением необычайных трудностей, общественно полезный результат которого превосходит по своим масштабам результаты обычных действий. Герой – это человек, который берет на себя решение исключительной по своим масштабам и трудностям задачи, возлагая на себя большую меру ответственности и обязанностей, чем предполагается обычными условиями, жертвует своими интересами ради интересов других людей или общества в целом.

Мужественным людям присущи такие качества, как смелость, стойкость, выдержка, самообладание, самоотверженность, чувство собственного достоинства. Мужество  выражается в способности человека действовать решительно и наиболее целесообразно в опасной и сложной обстановке, в умении мобилизовать все свои силы на достижение стоящей перед ним цели и в готовности пойти в случае необходимости на самопожертвование.

 

2.  Жить – Родине служить!

 

Вопросы учащимся: Приведите примеры героических поступков в годы войны и в мирное время. Что отличает всех людей, совершающих героические поступки?

 

Пояснения учителя.

Высшее проявление красоты человека выражается в заботе о процветании Родины, в готовности в любую минуту встать на ее защиту. Любить Родину – значит гордиться ее достижениями, быть полезным своему народу, бороться со всем, что мешает нам жить.

   История нашей Родины знает много беспримерных подвигов в годы гражданской и Великой Отечественной войны. Мужество, стойкость, духовную красоту проявляли не только взрослые, но и дети. «Я видел наших детей в глубоком тылу, в тревожной прифронтовой полосе и даже на линии самого фронта,- писал из действующей армии в 1941 году Аркадий Гайдар. – И повсюду я видел у них огромную жажду дела, работы и даже подвига».

Из книги Н.Г.Циндель «Жизнь и подвиг лейтенанта Рындина»:

«Утром, прочесывая местность, бойцы нашли изуродованное до неузнаваемости тело лейтенанта Рындина. В бедре две пулевые раны. Почерневшая, обугленная от страшных ожогов кожа…

... «Все, кажется, Саня спасен. Как-нибудь доберется до заставы. Удержать «духов», пока Сашка отползет подальше». С этой мыслью он достал вторую гранату и стремительным броском приблизившись к грузовику, послал гостинец в кузов.

   Оглушительный взрыв разметал стрелявших из-за машины боевиков, ослепил нестерпимо яркой вспышкой.

- Вот это бабахнуло!- удивился Евгений, не подозревавший, что в кузове сложены боеприпасы.- Так их!

Воспользовавшись замешательством дудаевцев, он открыл прицельный огонь. Ползком, перекатом меняя позиции, короткими злыми очередями бил по припадавшим к земле силуэтам, мгновенно реагируя на ответные выстрелы, садил свинцом по огненным вспышкам бандитских стволов. Бил плотно, стараясь внушить противнику, что бой ведет как минимум отделение.

Минут 10 это удавалось. Не подпускал близко «духов», пока были патроны. А когда пристегнул к автомату последний заряженный магазин. ослабил огонь, отползая к заставе, почувствовал: дело  дрянь.  «Волки» обложили его со всех сторон. Кольцо неумолимо сжималось.

Он метнул еще одну гранату.

Рывок. Экономная очередь.

Враги все ближе.

Словно огнем опалило бедро. Лютая боль.

Стиснув зубы, он нажал на спусковой крючок. Дернувшись два раза, автомат умолк. Магазин пуст. Рядом  - чужая речь. Удары тяжелыми ботинками. В живот, в лицо, в поясницу. Соленый вкус во рту. Глубокая беззвучная темнота…

Дудаевские садисты долго пытали его, жгли, наслаждались муками офицера. Не ведая того, что он умирал непобежденным. Ибо невозможно сломить дух воина, который остается на поле боя, жертвуя жизнью за други своя.»

   Чем ближе мы знакомимся с героическими поступками, тем больше убеждаемся, что героическое – это всегда борьба с врагами. Поэтому человек, которого мы считаем героем, прежде всего боец: за истину, за свободу, за безопасность людей.

Ты страна моя,

моя Отчизна,

часть того,

что называю Русь.

Если нужно,

не жалея силы,

за тебя – в атаку

поднимусь!

Это строки из стихотворения Александра Стовбе, жизнь которого трагически оборвалась. Сборник его  стихов «За тебя – в атаку!», вышедший уже после смерти, посвящен теме мужества и героизма, верности воинскому долгу, ратным традициям нашего народа, охраняющего свой мирный труд.

 

3.  Готовься подвиг вдохновенный совершить.

 

Вопросы учащимся: Можно ли готовить себя к подвигу? В каких ситуациях вам приходилось проявлять смелость, мужество, отвагу? Как вы развиваете свою волю, целеустремленность, смелость, решительность и другие качества, необходимые мужественному человеку? Применимо ли понятие «мужественность» к женщине? Нужно ли женщинам воспитывать в себе это качество?

 

Пояснения учителя.

В жизни всегда есть место подвигу, но путь к нему лежит через воспитание в себе чувства долга, ответственного  отношения к своим обязанностям, нравственной стойкости и политической зрелости.

«Возможность для подвига существует в жизни каждого человека, - пишет дважды Герой Советского Союза,  летчик-космонавт СССР Г.Т.Береговой. – Но героические поступки не совершают случайно. К ним идут через поступки на первый взгляд незначительные, через ту самую повседневность, которая временами становится самым трудным испытанием». Мужество, по мнению А.С.Макаренко, может проявляться и в сдержанности, и в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости, смелости, надежности.

«Школьные характеристики, отзывы друзей выделяют в нем главное качество, сделавшее его мужчиной – надежность. Нет, мы ни в коей мере не создаем портрет идеального героя. Но с годами  отсеивается все мелкое и суетное и помнится главное. Вот об этой надежности вспомнила и классный руководитель 10 «б» класса 1989 года выпуска Наталья Андреевна Афонина: «Когда все уставали и бросали дело, надеясь на «авось», можно было поручить его Рындину и не волноваться, зная, что оно будет доделано».

 

Каждый из нас с раннего детства слышит: «Ты должен это сделать», «Это твой долг», «Будь верен долгу». Действительно, человек всегда должен.  Должен  коллективу, в котором встал на ноги,  обществу, предоставившему возможности для всестороннего развития, и, конечно, матери, давшей нам жизнь. Исполнение человеком своего долга является прекрасной школой воспитания всех качеств, без которых  немыслимо героическое деяние.

 

План дальнейшей работы.

1.Принять участие в игре «Зарница».

2.Принять участие в концерте для ветеранов Великой Отечественной войны.

3.Приготовить поздравительные открытки и поздравить ветеранов Великой Отечественной войны с днем Победы.

 

 

Литература.

1.Макаренко А.С. Воля, мужество, целеустремленность. – Соч. – М.,1951.-Т5.-С. 386-392.

2.Сухомлинский В.А. Родина в сердце. Сост. И.А.Сухомлинская, Л.В.Голованов. – М.,1980.

3.Н.Г.Циндель Жизнь и подвиг лейтенанта Рындина. Узловая,2000.

 

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!