Муниципальное
общеобразовательное учреждение –
Средняя общеобразовательная школа с.Сокольниково
Согласовано Зам. директора по УВР ________________Иванова Л.В. | Утверждено Директор школы ______________Афанасьева Л.В. |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по Физической культуре для 10 класса
Рабочая программа по Физической культуре составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
учителя Козлова Дмитрия Александровича
на 2020-2021 учебный год
Базовый уровень
Дата регистрации: 31 августа 2020 г. № ______
| Рассмотрено на заседании педагогического совета Средней школы с. Сокольниково Протокол № 1 от 30.08.2020 г. | |
2020 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» (далее РПУП) на уровне среднего общего образования для обучения учащихся 10-11 классов МАОУ «СОШ № 12» составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413 (с изменениями, внесенными Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г. №1645, 31.12.2015 г. №1578, 29.06.2017 г. № 613);
Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (Протокол заседания Федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 28.06.2016 г. № 2/16-з);
Цели и задачи
Целью программы является формирование физической культуры личности школьника посредством освоения основ содержания физкультурной деятельности с общеприкладной и спортивной направленностью.
В соответствии с этим, программа физического воспитания учащихся 10 классов своим предметным содержанием ориентируется на достижение следующих практических задач:
- на содействие гармоническому развитию личности, укрепление здоровья учащихся, закрепление навыков правильной осанки, профилактику плоскостопия, выработку устойчивости к неблагоприятным условиям внешне среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни;
- обучение основам базовых видов двигательных действий;
- дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей;
- формирование знаний о личной гигиене, режиме дня, влияние физических упражнений на состояние здоровья, работоспособности и развитие двигательных способностей на основе знаний о системе организма;
- углублённое представление об основных видах спорта;
- приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и занятием любимым видом спорта в свободное время;
- формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
- содействие развитию психических процессов и обучению психической саморегуляции.
Программный материал делится на две части — базовую и вариативную. Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент. Учитывая климатические особенности региона и возможности материальной физкультурно-спортивной базы кроссовая подготовка заменяется лыжной. Вариативная часть включает в себя программный материал по баскетболу.
Для прохождения теоретических сведений выделяется время в процессе уроков. Важной особенностью образовательного процесса в средней школе является оценивание учащихся. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончании раздела, так и по мере освоения умений и навыков.
Планируемы результаты изучения предмета "Физическая культура"
Выпускник научится:
использовать правовые основы физической культуры и спорта на основании знания Конституции Российской Федерации и Федерального закона РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы её развития, характеризовать основные направления и формы её организации в современном обществе;
характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, рассказывать об особенностях выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств (способностей);
разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели;
руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Выпускник получит возможность научиться:
характеризовать современное олимпийское и физкультурно-массовое движение в мире и в Российской Федерации;
характеризовать современные спортивно-оздоровительные системы физических упражнений;
характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу российскому спорту;
определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма;
давать характеристику избранной будущей профессии с учётом необходимых физических и других качеств, которые имеют большое значение для достижения успеха в данной профессиональной деятельности и которые необходимо развивать для восстановления работоспособности, снижения утомления и нервно-психической нагрузки;
характеризовать основные виды адаптивной физической культуры (адаптивного физического воспитания, адаптивного спорта, адаптивной двигательной реабилитации, адаптивной физической рекреации) и объяснять их важное социальное значение.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Выпускник научится:
использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учётом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств (способностей); самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями;
взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.
Выпускник получит возможность научиться:
вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и подготовленности;
проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;
Физическое совершенствование
Выпускник научится:
выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;
выполнять легкоатлетические упражнения в беге, прыжках (в высоту и длину) и в метаниях (лёгкими и тяжёлыми предметами);
выполнять основные технические действия и приёмы в футболе, волейболе, баскетболе, ручном мяче в условиях учебной и игровой деятельности;
выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств (способностей).
Выпускник получит возможность научиться:
выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учётом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья;
преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега;
осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
выполнять тестовые нормативы по физической подготовке;
самостоятельно заниматься популярными видами физических упражнений (роликовые коньки, аэробика, ритмическая гимнастика, атлетическая гимнастика и др.).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования Федерального государственного образовательного стандарта данная рабочая программа для 10 классов направлена на достижение старшеклассниками личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Личностные результаты
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения государственных символов (герба, флага, гимна);
формирование гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
готовность к служению Отечеству, его защите;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
принятие и реализация ценности здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, формирование умения оказывать первую помощь;
осознанный выбор будущей профессии и возможности реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных и общенациональных проблем;
сформированнность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, опыта эколого-направленной деятельности;
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Личностные результаты отражаются в готовности и способности учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению. Они проявляются в способностях ставить цели и строить жизненные планы, осознавать российскую гражданскую идентичность в поликультурном социуме. К ним относятся сформированная мотивация к обучению и стремление к познавательной деятельности, система межличностных и социальных отношений, ценностно-смысловые установки, правосознание и экологическая культура.
Метапредметные результаты
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Метапредметные результаты включают в себя освоенные учащимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные), способность использования этих действий в познавательной и социальной практике. К метапредметным результатам относятся такие способности и умения, как самостоятельность в планировании и осуществлении учебной, физкультурной и спортивной деятельности, организация сотрудничества со сверстниками и педагогами, способность к построению индивидуальной образовательной программы, владение навыками учебно-исследовательской и социальной деятельности.
Предметные результаты
умение использовать разнообразные виды и формы физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга;
овладение современными методиками укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики заболеваний;
овладение способами контроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств;
владение физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности;
овладение техническими приёмами и двигательными действиями базовых видов спорта с помощью их активного применения в игровой и соревновательной деятельности.
Изучение предмета должно создать предпосылки для освоения учащимися различных физических упражнений с целью использования их в режиме учебной и производственной деятельности, для профилактики переутомления и сохранения работоспособности. Наконец, одно из самых серьёзных требований — научение владению технико-тактическими приёмами (умениями) базовых видов спорта и их применение в игровой и соревновательной деятельности.
На основании полученных знаний учащиеся должны уметь объяснять:
роль и значение физической культуры в развитии общества и человека, цели и принципы современного олимпийского движения, его роль и значение в современном мире, влияние на развитие массовой физической культуры и спорта высших достижений;
роль и значение занятий физической культурой в укреплении здоровья человека, профилактике вредных привычек, ведении здорового образа жизни.
Характеризовать:
индивидуальные особенности физического и психического развития и их связь с регулярными занятиями физическими упражнениями;
особенности функционирования основных органов и структур организма во время занятий физическими упражнениями, особенности планирования индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности и контроль за их эффективностью;
особенности организации и проведения индивидуальных занятий физическими упражнениями общей, профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленности; особенности обучения и самообучения двигательным действиям, особенности развития физических способностей на занятиях физической культурой;
особенности форм урочных и внеурочных занятий физическими упражнениями, основы их структуры, содержания и направленности;
особенности содержания и направленности различных систем физических упражнений, их оздоровительную и развивающую эффективность.
Соблюдать правила:
личной гигиены и закаливания организма;
организации и проведения самостоятельных и самодеятельных форм занятий физическими упражнениями и спортом;
культуры поведения и взаимодействия во время коллективных занятий и соревнований; профилактики травматизма и оказания первой помощи при травмах и ушибах;
экипировки и использования спортивного инвентаря на занятиях физической культурой.
Осуществлять:
самостоятельные и самодеятельные занятия физическими упражнениями с общей профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленностью;
контроль за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, физической работоспособностью, осанкой;
приёмы по страховке и самостраховке во время занятий физическими упражнениями, приёмы оказания первой помощи при травмах и ушибах;
приёмы массажа и самомассажа;
занятия физической культурой и спортивные соревнования с учащимися младших классов;
судейство соревнований по одному из видов спорта.
Составлять:
индивидуальные комплексы физических упражнений различной направленности;
планы-конспекты индивидуальных занятий и систем занятий.
Определять:
уровни индивидуального физического развития и двигательной подготовленности;
эффективность занятий физическими упражнениями, функциональное состояние организма и физическую работоспособность;
дозировку физической нагрузки и направленность воздействий физических упражнений.
Тематическое планирование.
№ п/п | Вид программного материала | Количество часов (уроков) |
1 | Базовая часть | 44 |
1.1 | Основы знаний о физической культуре | В процессе урока |
1.2 | Спортивные игры (волейбол) | 14 |
1.3 | Гимнастика с элементами акробатики | 9 |
1.4 | Легкая атлетика | 17 |
2 | Вариативная часть | 18 |
2.1 | Баскетбол | 12 |
2.2 | Лыжная подготовка | 6 |
| Итого | 62 |
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | План | Факт |
Легкая атлетика (7 часов). |
1. | ИОТ при проведении занятий по легкой атлетике. Техника спринтерского бега. Низкий старт (до 40м). | 04.09 | |
2 | Бег по дистанции (70- 80 м). Финиширование. | 07.09 | |
3 | Эстафетный бег. Тестирование - бег 30м. | 11.09 | |
4. | Бег на результат (100 м). Эстафетный бег. | 14.09 | |
5. | Техника прыжка в длину с разбега. Тестирование – подтягивание. | 18.09 | |
6. | Прыжок в длину с разбега на результат. Специальные беговые упражнения | 21.09 | |
7. | Техника метания мяча на дальность. Челночный бег. Тестирование – бег 1000м | 25.09 | |
Волейбол (9 часов) |
8. | ИОТ при проведении занятий по волейболу. Верхняя передача мяча в парах с шагом. | 28.09 | |
9. | Прием мяча двумя руками снизу. Учебная игра. Тестирование – прыжок в длину с места | 12.10 | |
10 | Прямой нападающий удар. Учебная игра. | 16.10 | |
11 | Верхняя передача мяча в шеренгах со сменой места. Учебная игра.Тестирование - поднимание туловища. | 19.10 | |
12 | Оценка техники передачи мяча. Прием мяча двумя руками снизу. | 23.10 | |
13 | Техника передач и приема мяча. Нижняя прямая подача. | 26.10 | |
14 | Оценка техники подачи мяча. Учебная игра. | 30.10 | |
15 | Прямой нападающий удар через сетку. Одиночное блокирование. | 02.11 | |
16 | Нижняя прямая подача на точность по зонам и нижний прием мяча. | 06.11 | |
Гимнастика (9 час). |
17 | ИОТ при проведении занятий по гимнастике. Висы и упоры. | 09.11 | |
18 | Подъем переворотом. Толчком двух ног вис углом (д.). | 13.11 | |
19 | Подъем переворотом (ю.). Равновесие на нижней жерди (д.). | 23.11 | |
20 | Выполнение элементов на перекладине (ю.), на разновысоких брусьях. | 27.11 | |
21 | Лазание по канату без помощи ног (ю.). Равновесие на нижней жерди (д.). | 30.11 | |
22 | Лазание по канату в два приема. Упор присев на одной ноге (д.). | 04.12 | |
23 | Подтягивания на перекладине. Лазание по канату на скорость. | 07.12 | |
24 | Акробатика. Длинный кувырок. Стойка на руках (ю.). Стойка на лопатках, кувырок назад. | 11.12 | |
25 | Техника опорного прыжка через коня. | 14.12 | |
26 | ИОТ при проведении занятий по лыжной подготовке. Совершенствование техники одновременных ходов. | 18.12 | |
27 | Техника одновременного двухшажного и одновременного одношажного ходов. | 21.12 | |
28 | Баскетбол.ИОТ при проведении занятий по спортивным играм. Техника ведения, передач и бросков мяча. | 25.12 | |
29 | | 28.12 | |
30 | Техника одновременных ходов. Прохождение дистанции 4 км. | 11.01 | |
31 | Баскетбол. Бросок мяча в движении одной рукой от плеча. Быстрый прорыв (2х1). | 15.01 | |
32 | Техника попеременного двухшажного хода, попеременного четырехшажного хода. | 18.01 | |
33 | Прохождение дистанции 2 км на результат. | 22.01 | |
34 | Баскетбол.Техника броска мяча в прыжке со средней дистанции. | 25.01 | |
35 | Прохождение дистанции 5 км (д.), 6 км (ю.) | 29.01 | |
36 | Баскетбол. Совершенствование передвижений и остановок игрока. Зонная защита (2 х 3). | 01.02 | |
37 | Баскетбол.Бросок мяча в прыжке со средней дистанции. Зонная защита (2 х 3). | 05.02 | |
38 | Оценка техники ведения мяча. Передачи мяча в движении. | 08.02 | |
39 | Оценка техники передачи мяча. Передачи и броски мяча с сопротивлением. | 12.02 | |
40 | Индивидуальные действия в защите (вырывание, выбивание, накрытие броска). | 15.02 | |
41 | Бросок в прыжке со средней дистанции с сопротивлением после ловли мяча. | 26.02 | |
42 | Оценка техники броска в прыжке. Учебная игра. | 01.03 | |
43 | Нападение через заслон. Штрафной бросок. Учебная игра. | 05.03 | |
44 | Индивидуальные и групповые действия в защите. Учебная игра. | 12.03 | |
45 | Сочетание приемов ведения и броска с сопротивлением. Нападение против зонной защиты.Тестирование - поднимание туловища. | 15.03 | |
Спортивные игры. Волейбол (5 часов) |
46 | Верхняя прямая подача и нижний прием мяча. Учебная игра.Тестирование – наклон вперед, стоя. | 19.03 | |
47 | Прямой нападающий удар из 2-ой зоны. Оценка техники прямого нападающего удара. Учебная игра. | 22.03 | |
48 | Индивидуальное и групповое блокирование, страховка блокирующих. Учебная игра. Тестирование – подтягивание. | 26.03 | |
49 | Сочетание приемов: прием, передача, нападающий удар. Учебная игра. | 29.03 | |
50 | Верхняя прямая подача, прием подачи. Двухсторонняя игра.Тестирование – прыжок в длину с места. | 02.04 | |
Легкая атлетика (10 часов). |
51 | ИОТ при проведении занятий по легкой атлетике. Прыжок в высотус 11-13 шагов разбега. | 12.04 | |
52 | Прыжок в высоту с 11-13 шагов разбега. Переход через планку. Челночный бег. | 16.04 | |
53 | Прыжок в высоту с 11-13 шагов разбега. Приземление. Челночный бег. | 19.04 | |
54 | Бег 30 м с низкого старта. Стартовый разгон. | 23.04 | |
55 | Бег по дистанции (70-90м). Финиширование. Тестирование - бег 30м. | 26.04 | |
56 | Бег 100 м с низкого старта. Финиширование. | 30.04 | |
57 | Метание мяча на дальность с 5-6 беговых шагов. | 07.05 | |
58 | Бег 800м. | 14.05 | |
59 | Метание гранаты из различных положений. Тестирование – бег 1000м. | 17.05 | |
60 | Метание гранаты на дальность. | 21.05 | |
61 | Метание гранаты на дальность. | 24.05 | |
62 | Итоговый урок | 28.05 | |