Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Вышегородская школа – интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
Рассмотрено «УТВЕРЖДАЮ»
На заседании Педагогического совета Директор школы-интерната
Школы-интерната ___________Е.П. Цитренко
Протокол № ________ Приказ №_________
от «____» ______________2019 года от «_____»____________2019г.
Рабочая программа
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
2 класс
(базовый уровень)
Составитель:
Щетинин Евгений Сергеевич
учитель физической культуры
Наро – Фоминский городской округ
д. Вышегород
2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по физической культуре составлена на основе:
1. Федерального Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012г. на основе проекта Федерального образовательного государственного стандарта для детей с умственной отсталостью, на основе примерной АООП;
2.Учебного плана МБОУ Вышегородской школы-интерната для обучающихся с ОВЗ Наро-Фоминского г.о. Московской области на 2019-2020 учебный год;
3.Федерального перечня учебников на 2019-2020 учебный год (Приказ Минобрнауки РФ №253 от 31.03. 2014 года) с изменениями: Приказ Минобрнауки РФ №576 от 08.06.2015 года «О внесении изменений в перечень учебников».
4. Положения о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов (курсов внеурочной деятельности, курсов коррекционно-развивающей области, факультативных занятий) МБОУ Вышегородской школы-интерната для обучающихся с ОВЗ.
5. «Программа подготовительного и 1 - 4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида» под редакцией И. М. Бгажноковой. Москва: Просвещение, 2011 г.
6. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 1-4 классы под ред. Бгажноковой М.И. – М.: Просвещение, 2013г.
Физическая культура является составной частью образовательного процесса обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, коррекции недостатков психофизического развития, расширении индивидуальных возможностей, социальной адаптации.
Основные задачи изучения предмета:
Разнородность состава учащихся начального звена по психическим, двигательным и физическим данным выдвигает ряд конкретных задач физического воспитания:
- коррекция нарушений физического развития;
- формирование двигательных умений и навыков;
- развитие двигательных способностей в процессе обучения;
- укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки
- раскрытие возможных избирательных способностей и интересов ребенка для освоения доступных видов спортивно-физкультурной деятельности;
- формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических упражнений;
- формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
- поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;
- формирование познавательных интересов, сообщение доступных теоретических сведений по физической культуре;
- воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями;
- воспитание нравственных, морально-волевых качеств (настойчивости, смелости), навыков культурного поведения;
Коррекция недостатков психического и физического развития с учетом возрастных особенностей обучающихся. Предусматривает:
- обогащение чувственного опыта;
- коррекцию и развитие сенсомоторной сферы;
- формирование навыков общения, предметно практической и познавательной деятельности.
Содержание программы отражено в пяти разделах: «Знания о физической культуре», «Гимнастика», «Легкая атлетика», «Лыжная подготовка», «Игры». Каждый из перечисленных разделов включает некоторые теоретические сведения и материал для практической подготовки обучающихся.
Программой предусмотрены следующие виды работы:
- беседы о содержании и значении физических упражнений для повышения качества здоровья и коррекции нарушенных функций;
- выполнение физических упражнений на основе показа учителя;
- выполнение физических упражнений без зрительного сопровождения, под словесную инструкцию учителя;
- самостоятельное выполнение упражнений;
- занятия в тренирующем режиме;
- развитие двигательных качеств на программном материале гимнастики, легкой атлетики, формирование двигательных умений и навыков в процессе подвижных игр.
Содержание предмета
Знания о физической культуре
- Чистота одежды и обуви. Правила гигиены и их значение для человека. Правила поведения на уроках физической культуры (техника безопасности). Чистота зала, снарядов. Значение физических упражнений для здоровья человека. Формироване понятий: опрятность, аккуратность. Физическая нагрузка и отдых. Физическое развитие. Осанка. Физические качаства. Понятия о предварительной и исполнительной командах. Предупреждение травм во время занятий. Значение и основные правила закаливания. Понятия: физическая культура, физическое воспитание.
Гимнастика
Теоретические сведения. Одежда и обувь гимнастика. Элементарные сведения о гимнастических снарядах и предметах. Правила поведения на уроках гимнатики. Понятия: колонна, шеренга, круг. Элементарные сведения о правильной осанке, равновесии. Элементарные сведения о скорости, ритме, темпе, степени мышечных усилий. Развитие двигательных способностей и физических качеств с помощью средств гимнастики.
Практический материал.
Построения и перестроения.
Упражнения без предметов (корригирующие и общеразвивающие упражнения):
Основные положения и движения рук, ног, головы, туловища; упражнения для расслабления мышц; мышц шеи; укрепление мышц спины и живота; развития мышц рук и плечевого пояса; мышц ног; на дыхание; для развития мышц кистей рук и пальцев; формирования правильной осанки; укрепление мышц туловища.
Упражнения с предметами:
с гимнастическими палками; флажками; малыми обручами; малыми мячами; большим мячом; набивными мячами (вес 2 кг); упражнение на равновесие; лазанье и перелазанье; упражнения для развития пространственно–временной дифференцировки и точности движений; переноска грузов и передача предметов; прыжки.
Легкая атлетика
Теоретические сведения. Элементарные понятия о ходьбе, беге, прыжках и метаниях. Правила поведения на уроках легкой атлетики. Понятие о начале ходьбы и бега. Ознакомление учащихся с правилами дыхания во время ходьбы и бега. Ознакомление учащихся с правильным положением тела во время выполнения ходьбы, бега, прыжков, метаний. Значение правильной осанки при ходьбе. Развитие двигательных способностей и физических качеств средствами легкой атлетики.
Практический материал:
Ходьба парами по кругу, взявшись за руки. Обычная ходьба в умеренном темпе в колонне по одному в обход зала за учителем. Ходьба по прямой линии, ходьба на носках, на пятках, на внутренней и внешнем своде стопы. Ходьба с сохранением правильной осанки. Ходьба в чередовании с бегом. Ходьба с изменением скорости, Ходьба с различным положением рук; на пояс, к плечам, за голову. Ходьба с изменением направлений по ориентирам и командам учителя. Ходьба с перешагиванием через большие мячи с высоким поднимание бедра. Ходьба в медленном, среднем и быстром темпе. Ходьба с выполнением упражнений для рук в чередовании с другими движениями; со сменой положений рук: вперед, вверх, с хлопками и т.д. Ходьба шеренгой с открытыми и закрытыми глазами.
Бег. Перебежки группами и по одному 15-20 м. Медленный бег с сохранением правильной осанки, бег в колонне за учителем в заданном направлении. Чередование бега и ходьбы на расстоянии. Бег на носках. Бег на месте с высоким подниманием бедра. Бег с высоким подниманием бедра и захлестыванием голени назад. Бег с преодоление простейших препятствий (канавки, подлезание под сетку, обегание стойки и т.д.). Быстрый бег на скорость. Медленный бег. Чередование бега и ходьбы. Высокий старт. Бег прямолинейный с параллельной постановкой стоп. Повторный бег на скорость. Низкий старт. Специальные беговые упражнении: бег с подниманием бедра, с захлестыванием голени назад, семенящий бег. Челночный бег.
Прыжки на двух ногах на месте и с продвижением вперед, назад, вправо, влево. Перепрыгивание через начерченную линию, шнур, набивной мяч. Прыжки с ноги на ногу на отрезках. Подпрыгивания вверх на месте с захватом или касание весящего предмета (мяча). Прыжки в длину с места, с продвижение в перед, в стороны. Прыжки с высоты с мягким приземлением. Прыжки с прямого разбега в длину. Прыжки в длину с разбега без учета места отталкивания. Прыжки в высоту с прямого разбега способом «согнув ноги». Прыжки в высоту способом «перешагивание».
Метание. Правильный захват различных предметов для выполнения метания одной и двумя руками. Прием и передача мяча, флажков, палок в шеренге, по кругу. В колонне. Произвольное метание малых и больших мячей в игре. Броски и ловля волейбольных мячей. Метание колец на шесты. Метание с места малого мяча в стену правой и левой рукой. Метание большого мяча двумя руками из-за головы и снизу с места в стену. Броски набивного мяча (1 кг) сидя двумя руками из-за головы. Метание теннисного мяча на дальность отскока от баскетбольного щита. Метание теннисного мяча на дальность с места. Броски набивного мяча (вес до 1 кг) различными способами двумя руками.
Лыжная подготовка
Теоретические сведения. Элементарные понятия о ходьбе и передвижении на лыжах. Одежда и обувь лыжника. Подготовка к занятиям на лыжах. Правила поведения на уроках лыжной подготовки. Лыжный инвентарь, выбор лыж и палок. Правильное техническое выполнение попеременного двухшажного хода. Виды подъемов и спусков. Предупреждение травм и обморожений.
Практический материал. Выполнение строевых команд. Передвижение на лыжах. Спуски, повороты, торможение.
Игры
Теоретические сведения. Элементарные сведения о правилах игр и поведении во время игр. Правила игр. Элементарные игровые техникотактические взаимодействия (выбор места, взаимодействия с партнером, командой и соперником). Элементарные сведения по овладению игровыми умениями (ловлями мяча, передача, броски. удары по мячу.
Практический материал. Подвижные игры:
Коррекционные игры;
Игра с элементами общеразвивающих упражнений:
Игры с бегом; прыжками; лазанием; метанием и ловлей мяча (в том числе пионер бол); построениями и перестроениями; бросанием, ловлей, метанием.
Минимальный уровень
Представления о физической культуре как средства укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
выполнение комплексов утренней гимнастики под руководством учителя;
знание основных правил поведения на уроках физической культуры и осознанное их применение;
выполнение нескольких упражнений по словесной инструкции при выполнении строевых команд; представления о двигательных действиях; знание основных строевых команд; подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений;
ходьба в различном темпе с различными исходными положениями;
взаимодействие со сверстниками в организации и проведении подвижных игр, элементов соревнований; участие в подвижных играх и эстафетах под руководством учителя;
знание правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях;
Достаточный уровень:
практическое освоение элементов гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготовки, спортивных и подвижных игр и других видов физической культуры;
самостоятельное выполнение элементов утренней гимнастики;
владение комплексами упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища; участие в оздоровительных занятиях в режиме дня (физкультминутки)
подача и выполнение строевых команд, ведение подсчёта при выполнении общеразвивающих упражнений.
совместное участие со сверстниками и подвижных играх и эстафетах;
оказание посильной помощи и поддержки сверстникам в процессе участия в подвижных играх и соревнованиях;
знание спортивных традиций своего народа и других народов;
знание способов использования различного спортивного инвентаря в основных видах двигательной активности и их применение в практической деятельности;
знание правил и техники выполнения двигательных действий под руководством учителя;
знание и применение правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием в повседневной жизни;
соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в
Содержание образовательной программы в 2 классе
№ | Раздел. | Тема. | Количество часов. |
1. | Легкая атлетика | Теоретические сведения. | 1 |
Практический материал. | 20 |
2. | Гимнастика | Теоретические сведения. | 1 |
| | Практический материал. | 17 |
3. | Лыжная подготовка. | Теоретические сведения. | 1 |
Практический материал. | 20 |
4. | Спортивные игры | Баскетбол. Подвижные игры. Лапта | 12 18 13 |
Календарно-тематическое планирование 2 класс.
№ пп | Наименование разделов и тем | Сроки прохождения программы |
Плановые | Фактические |
| Раздел 1. Легкоатлетические упражнения (15 ч) |
1 | Вводный инструктаж. Инструктаж по Т.Б. на уроках легкая атлетика. Чередование ходьбы и бега. | 2.09.19 | |
2 | Упражнения в ходьбе и беге. | 4.09.19 | |
3 | Бег по прямой с высокого старта | 6.09.19 | |
4 | Челночный бег 3Х10 | 9.09.19 | |
5 | Бег с изменением направления | 11.09.19 | |
6 | Бег с изменением скорости и направления | 13.09.19 | |
7 | Бег 30 метров, прыжки в длину с места | 16.09.19 | |
8 | Бег 500 метров, подтягивание в висе (м), вис на согнутых руках (д) | 18.09.19 | |
9 | Бег с препятствиями | 20.09.19 | |
10 | Бег до 6 минут в умеренном темпе. | 23.09.19 | |
11 | Высокий старт и бег со старта | 25.09.19 | |
12 | Высокий старт, бег по команде | 27.09.19 | |
13 | Прыжки в длину с 3-4 шагов разбега | 30.09.19 | |
14 | Прыжки в длину с 3-4 шагов разбега | 2.10.19 | |
15 | Метание малого мяча | 4.10.19 | |
Раздел 2. Подвижные игры (18 часов) |
16 | Вводный урок Т.Б. Стойка игрока. Перемещение в стойке. | 14.10.19 | |
17 | Остановка по сигналу. Игра «День-ночь» | 16.10.19 | |
18 | Броски и ловля мяча. | 18.10.19 | |
19 | Броски и ловля мяча. | 21.10.19 | |
20 | Броски и ловля мяча. Дриблинг на месте правой и левой рукой. | 23.10.19 | |
21 | Бросок и ловля мяча. Дриблинг на месте. | 25.10.19 | |
22 | Ведение мяча в ходьбе правой и левой рукой | 28.10.19 | |
23 | Ведение мяча в ходьбе правой и левой рукой | 30.10.19 | |
24 | Ведение мяча правой рукой в беге | 1.11.19 | |
25 | Ведение мяча левой рукой в беге | 4.11.19 | |
26 | Ведение мяча правой и левой рукой в беге | 6.11.19 | |
27 | Передачи и ведение мяча | 8.11.19 | |
28 | Вводный урок Т.Б. ловля мяча. | 11.11.19 | |
29 | Ведение мяча в ходьбе и беге. | 13.11.19 | |
30 | Ведение мяча в ходьбе и беге. | 15.11.19 | |
31 | Передача мяча на месте и со сменой места | 25.11.19 | |
32 | Передача мяча после ведения | 27.11.19 | |
33 | Ведение мяча с изменением направления | 29.11.19 | |
| Раздел 3. Мини-баскетбол (12 часов) |
34 | Вводный урок Т.Б. Передача мяча от груди двумя руками. | 2.12.19 | |
35 | Бросок мяча в корзину от груди двумя руками с места. | 4.12.19 | |
36 | Бросок мяча в корзину от груди двумя руками с места. | 6.12.19 | |
37 | Бросок мяча в корзину после ведения и остановки. | 9.12.19 | |
38 | Эстафеты с элементами баскетбола. | 11.12.19 | |
39 | Ведение мяча с изменением направления с последующим броском в корзину после остановки 2 шагами. | 13.12.19 | |
40 | Ведение мяча с изменением направления с последующим броском в корзину после остановки 2 шагами. | 16.12.19 | |
41 | Упражнения с мячом в передачах и ведении. | 18.12.19 | |
42 | Броски, ведение мяча в эстафетах. | 20.12.19 | |
43 | Игра «Мяч капитану» | 23.12.19 | |
44 | Мини-баскетбол по упрощённым правилам. | 25.12.19 | |
45 | Мини-баскетбол по упрощённым правилам. | 27.12.19 | |
| Раздел 4. Лапта (3 час) |
46 | Вводный урок Т.Б. Правила игры. Бросок и ловля мяча. | 8.01.20 | |
47 | Бросок и ловля мяча. | 10.01.20 | |
48 | Игра «Лапзал» | 13.01.20 | |
| Раздел 5. Лыжная подготовка (21 час) |
49 | Вводный урок. Т.Б. на лыжах. | 15.01.20 | |
50 | Скользящий шаг с палками. | 17.01.20 | |
51 | Скользящий шаг с палками. Поворот переступанием. | 20.01.20 | |
52 | Скользящий шаг с палками. Поворот переступанием. | 22.01.20 | |
53 | Скользящий шаг с палками. | 24.01.20 | |
54 | Скользящий шаг с палками. | 27.01.20 | |
55 | Поворот переступанием. | 29.01.20 | |
56 | Поворот переступанием. Скользящий шаг. | 31.01.20 | |
57 | Подъём «лесенкой» | 3.02.20 | |
58 | Подъём «лесенкой» | 5.02.20 | |
59 | Торможение «плугом» | 7.02.20 | |
60 | Торможение «плугом» | 10.02.20 | |
61 | Подъём и спуск под уклон. | 12.02.20 | |
62 | Подъём и спуск под уклон. | 14.02.20 | |
63 | Передвижение на лыжах до 1 км. | 17.02.20 | |
64 | Передвижение на лыжах до 1 км. | 19.02.20 | |
65 | Эстафета «Гонка лыжников» | 21.02.20 | |
66 | Круговая лыжная эстафета | 2.03.20 | |
67 | Ходьба на лыжах до 1 км в спокойном темпе. | 4.03.20 | |
68 | Ходьба на лыжах до 1 км в спокойном темпе. | 6.03.20 | |
69 | Эстафета лыжников. | 9.03.20 | |
| Раздел 6. Гимнастика с элементами акробатики (17 часов) |
70 | Вводный урок. ТБ на уроках акробатики. Строевые упражнения | 11.03.20 | |
71 | Группировка: перекаты в группировке. | 13.03.20 | |
72 | Кувырок вперёд из положения упор, стоя на коленях. | 16.03.20 | |
73 | Кувырок вперёд из положения упор присев. | 18.03.20 | |
74 | Кувырок вперёд из положения упор присев. | 20.03.20 | |
75 | Упражнение в висах: стоя спиной к гимнастической стенке. | 23.03.20 | |
76 | Упражнения в упоре лёжа и в упоре стоя на коленях. | 25.03.20 | |
77 | Упражнения в упоре лёжа и в упоре стоя на коленях. | 27.03.20 | |
78 | Упражнения в упоре на гимнастической скамейке, в подтягивании по наклонной гимнастической скамейке. | 30.03.20 | |
79 | Вводный урок Т.Б. Лазанье по гимнастической стенке. | 1.04.20 | |
80 | Лазанье по наклонной гимнастической скамейке. | 3.04.20 | |
81 | Подтягивание руками лёжа на животе на наклонной гимнастической скамейке. | 13.04.20 | |
82 | Лазание по шведской стенке. | 15.04.20 | |
83 | Кувырок вперед, перекаты. | 17.04.20 | |
84 | Кувырок назад, мостик. | 20.04.20 | |
85 | Стойка на одной и двух ногах с закрытыми глазами: на полу, на скамейке. | 22.04.20 | |
86 | Ходьба по рейке гимнастической скамейки | 24.04.20 | |
| Раздел 7. Легкоатлетические упражнения (6 часов) |
87 | Вводный урок Т.Б . Прыжки с высоты до 40 см. | 27.04.20 | |
88 | Прыжки в высоту с 4-5 шагов разбега. | 29.04.20 | |
89 | Прыжки в высоту с 4-5 шагов разбега. | 4.05.20 | |
90 | Прыжки в длину с места. Бег 30 метров. | 6.05.20 | |
91 | Бег до 4 минут. | 8.05.20 | |
92 | Бег до 1 км. | 11.05.20 | |
| Раздел 8. Лапта (10 часов) |
93 | Вводный урок Т.Б. Правила игры в лапту. | 13.05.20 | |
94 | Ловля и передача мяча. | 15.05.20 | |
95 | Упражнения с ловлей и передачей мяча | 18.05.20 | |
96 | Упражнения с битой. | 20.05.20 | |
97 | Упражнения с битой. | 22.05.20 | |
98 | Игра в лапту по упрощённым правилам. | 25.05.20 | |
99 | Игра в лапту по упрощённым правилам. | 27.05.20 | |
100 | Техника передвижения перебегающего игрока. | 29.05.20 | |
101 | Техника передвижения перебегающего игрока. | 1.06.20 | |
102 | Игра в лапту по упрощённым правилам. | 3.06.20 | |
103 | Игра в лапту по упрощённым правилам. | 5.06.20 | |
Лист изменений и дополнений в рабочую программу
№ п/п | Вид дополнений и изменений | Причина внесения изменений и дополнений | Дата согласования изменений и дополнений | Дата утверждения и № приказа директора, подпись |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
«РАССМОТРЕНО»
на ШМО начальных классов
протокол № ________
от «_____»_______________2019г.
руководитель ШМО
учитель начальных классов
______________ (Петрова Ю.А.)
«СОГЛАСОВАНО»
Зам. Директора по УВР
______________ Н.Ю. Муркина
«____»______________2019г.
13