ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Родной язык» на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы начального общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Родной язык» а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК»
На уровне начального общего образования изучение родного языка имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретённые знания, опыт выполнения предметных и универсальных учебных действий на материале родного языка станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут востребованы в жизни.
Первичное знакомство с системой родного языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать родной язык в различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации обучающегося. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях.
Изучение родного языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения обучающегося непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению родного языка, формирование ответственности за сохранение чистоты родного языка.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА«РОДНОЙ ЯЗЫК»
Изучение родного языка направлено на достижение следующих целей:
1) приобретение обучающимися первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения;
2) овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного родного литературного языка: аудирование, говорение, чтение, письмо;
3) овладение первоначальными научными представлениями о системе родного языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета.
Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о структуре родного языка, способствовать усвоению норм родного литературного языка, орфографических и пунктуационных правил.
Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм родного литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 КЛАСС
Обучение грамоте
Развитие речи
Составление небольших рассказов на основе собственных игр, занятий.
Слово и предложение
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Выявление слов, значение которых требует уточнения.
Фонетика
Звуки речи. Единство звукового состава слова и его значения. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Определение места ударения. Слог как минимальная произносительная единица. Количество слогов в слове. Ударный слог.
Графика
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Последовательность букв в аварском алфавите.
Письмо
Ориентация на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Гигиенические требования, которые необходимо соблюдать во время письма.
Начертание письменных прописных и строчных букв. Письмо разборчивым, аккуратным почерком. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Приёмы и последовательность правильного списывания текста.
Орфография и пунктуация
Правила правописания и их применение: раздельное написание слов; прописная буква в начале предложения, в именах собственных (имена людей, клички животных); перенос по слогам слов без стечения согласных; знаки препинания в конце предложения.
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС
Общие сведения о языке
Язык как основное средство человеческого общения. Цели и ситуации общения.
Фонетика
Звуки речи. Гласные и согласные звуки, их различение. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твёрдые и мягкие согласные звуки, их различение. Звонкие и глухие согласные звуки, их различение. Слог. Количество слогов в слове. Ударный слог. Деление слов на слоги (простые случаи, без стечения согласных).
Графика
Звук и буква. Различение звуков и букв. Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса.
Лексика
Слово как единица языка (ознакомление).
Слово как название предмета, признака предмета, действия предмета (ознакомление).
Выявление слов, значение которых требует уточнения.
Синтаксис
Предложение как единица языка (ознакомление).
Слово, предложение (наблюдение над сходством и различием). Установление связи слов в предложении при помощи смысловых вопросов.
Восстановление деформированных предложений. Составление предложений из набора форм слов.
Орфография и пунктуация
Правила правописания и их применение:
раздельное написание слов в предложении;
прописная буква в начале предложения и в именах собственных: в именах и фамилиях людей, кличках животных;
перенос слов (без учёта морфемного членения слова);
Алгоритм списывания текста.
Развитие речи
Речь как основная форма общения между людьми. Текст как единица речи (ознакомление).
Ситуация общения: цель общения, с кем и где происходит общение. Ситуации устного общения (чтение диалогов по ролям, просмотр видеоматериалов, прослушивание аудиозаписи).
Нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Составление небольших рассказов на основе наблюдений.
2 класс
Наша речь. Виды речи.
Текст.Тема и главная и мысль текста. Части текста
Предложение как единица речи, его назначение и признаки. Знаки препинания в конце предложения.Связь слов в предложении
Слова, слова, слова… Слово и его лексическое значение
Синонимы и антонимы
Слог как минимальная произносительная единица.
Ударение. Словообразующая функция ударения
.Перенос слов по слогам. Правила переноса
Звуки и буквы Аварский алфавит. Использование алфавита при работе со словарями
Гласные звуки.Согласные звуки. Согласный звук [й’
]Слова с удвоенными согласными.
Правописание слов с ш-щ буквами
Составление устного рассказа по серии рисунков.
Части речи. Имя существительное.
Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи.
Собственные и нарицательные имена существительные.
Заглавная буква в именах собственных.
Единственное и множественное число имён существительных.
Глагол
Глагол как часть речи.
Единственное и множественное число глаголов.
Обобщение знаний о глаголе.
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи.
Единственное и множественное число имён прилагательных.
Обобщение знаний об имени прилагательном.
3 класс
Язык и речь Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека.Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.Формирование представлений о языке как основе национального самосознания. Предложение. Словосочетание.Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль.Построение текста: вступление, основная часть, заключение.Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.
Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге)
Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные)
Знаки препинания в конце предложений.
Формирование внимательного отношения к окружающим. Предложение с обращением.
Состав предложения.
Подлежащее, сказуемое и прямое дополнение — главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.
Разбор предложения по членам.
Слово в языке и речи.
Лексическое значение слова.
Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы. Антонимы.
Слово и словосочетание.
Части речи. Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе) и их признаках.
Имя числительное (общее представление).
Формирование умений видеть красоту и образность слов родного языка в пейзажных зарисовках текста.
Однокоренные слова. Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений).
Слог, звуки, буквы.
Формирование установки на здоровый образ жизни.
Состав слова.
Корень слова. Однокоренные слова.
Развитие интереса к истории языка, изменениям, происходящим в нём.
Формы слова. Окончание.
Суффикс. Значение.
Разбор слова по составу.
Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи.
Основа слова.
Обобщение знаний о составе слова. Формирование навыка моделирования слов.
Правописание частей слова
Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.
Правописание слов с удвоенными согласными.
Правописание суффиксов.
Части речи.
Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное.
Имя существительное
Повторение и углубление представлений.
Значение и употребление в речи.
Одушевлённые и неодушевлённые;
Собственные и нарицательные
Правописание имён собственных;
Число, род имен существительных.
Падеж имен существительных.
Имя прилагательное
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном.
Лексическое значение им. прил. Обогащение словарного запаса им.прил.
Текст-описание.
Связь им.прил с им. сущ.
Роль имён прилаг. в речи
Формы имен прилагательных.
Род имен прилагательных.
Число имен прилагательных.
Синтаксическая функция имён прилагательных в предложении
Родовые окончания имён прилагательных.
Глагол
Повторение и углубление представлений о глаголе.
Значение и употребление в речи.
Число глаголов. Времена глагола.
Род глаголов в прошедшем времени.
4 класс
Наша речь и наш язык..
Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение текста. Связь между частями текста. Предложение как единица речи.
Виды предложений по цели высказывания и интонации.
Знаки препинания в конце предложений.
Диалог.
Наречие как часть речи, значение, вопросы.
Роль наречий в предложении- второстепенный член предложения.
Имя существительное.
Склонение имен существительных. Развитие навыка в склонении имён существительных и в распознавании падежей.
Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа и правильно употреблять их в речи.
Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное.
Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам, в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.
Местоимение.
Как часть речи.
Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа.
Склонение личных местоимений. Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.
Глагол.
Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.
Неопределенная форма глагола особенности данной формы. Образование временных форм от неопределенной формы глагола.
Изменение глаголов по лицам и числам. Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов.
Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов.
Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах.
Предложение..
Однородные члены предложения. Предложения с однородными членами без союзов.
Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и без перечисления И, а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов. Простые и сложные предложения и предложение с однородными членами
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение родного языка на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Родной язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
гражданско-патриотическоговоспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение родного языка, отражающего историю и культуру страны;
осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках родного языка;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в текстах, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
духовно-нравственноговоспитания:
осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетическоговоспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
экологическоговоспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе;
ценностинаучногопознания:
первоначальные представления о научной картине мира, в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения родного языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и другое); устанавливать аналогии языковых единиц;
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев);
формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраиватьпоследовательностьвыбранныхдействий.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 КЛАСС
К концу обучения в первом классе обучающийся научится:
различать слово и предложение; вычленять слова из предложений;
вычленятьзвукиизслова;
различать гласные и согласные звуки
различать ударные и безударные гласные звуки;
различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, звонкие и глухие;
различать понятия «звук» и «буква»;
определять количество слогов в слове; делить слова на слоги; определять в слове ударный слог;
писать аккуратным разборчивым почерком без искажений прописные и строчные буквы, соединения букв, слова;
применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении; знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки; прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена и фамилии людей, клички животных); перенос слов по слогам (простые случаи: слова из слогов типа «согласный + гласный»);
правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 15 слов;
писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения из 3-5 слов, тексты объёмом не более 15 слов, правописание которых не расходится с произношением;
находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
пониматьпрослушанныйтекст;
читать вслух и про себя (с пониманием) короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками препинания в конце предложения;
находить в тексте слова, значение которых требует уточнения;
составлять предложение из набора форм слов;
устно составлять текст из 3-5 предложений по сюжетным картинкам и на основе наблюдений;
использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач
2 класс.
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
- участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);
- строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения);
- (самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);
-различать устную и письменную речь;
- различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи;
- отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
- анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
- понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста;
- читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать;
- составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу.
Система языка
Фонетика, графика
Обучающийся научится:
- различать понятия «звук» и «буква», правильно называть буквы и правильно произносить звуки в слове и вне слова;
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
- осознавать слово как единство звучания и значения;
- иметь представление о синонимах и антонимах;
Морфология
Обучающийся научится:
- различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов), вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с определённой частью речи;
- находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол;
- находить имена существительные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам кто? и что?, собственные и нарицательные имена существительные, определять форму числа имён существительных;
- находить имена прилагательные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа имён прилагательных, роль в предложении;
- находить глаголы, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа глаголов, роль в предложении; узнавать личные местоимения, понимать их значение и употребление в речи;.
Синтаксис
Обучающийся научится:
- различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи;
- определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения; соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
- сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию, (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения;
- устанавливать связи слов между словами в предложении;
- соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
- восстанавливать деформированные предложения;
- составлять предложения по схеме, рисунку, на определённую тему.
- Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
— применять изученные правила правописания:
- раздельное написание слов в предложении;
-перенос слов;
- заглавная буква в начале предложения, в именах собственных;
- знаки препинания конца предложения (. ? !);
— применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании
— писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами
3 класс
В результате изучения родного языка в третьем классе обучающиеся научатся:
• понимать, что предложение - это основная единица речи;
•понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;
• различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные);
• оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);
• различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание, рассуждение);
• называть и определять главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
• понимать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме;
• различать словосочетание и предложение;
• называть и определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол.);
• понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, числительного;
• называть и определять части слова (корень, окончание, суффикс);
• понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слов»;
• понимать влияние ударения на смысл слова;
Третьеклассники получат возможность научиться:
• орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы за 1-3 класс;
• проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;
• производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи;
• распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; разряды числительных);
• изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числа склонять в единственном числе имена существительные; изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам;
• интонационно правильно произносить предложения; определять вид предложения по цели высказывания и интонации;
• вычленять в предложении основу и словосочетания;
• производить элементарный синтаксический разбор предложения;
• определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, под руководством учителя и самостоятельно составлять план текста;
• определять тип текста;
4 класс
Раздел «Фонетика и графика».
Выпускник научится:
различатьзвуки и буквы;
характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Выпускникполучитвозможностьнаучиться:
пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Раздел «Орфоэпия».
Выпускникнаучится:
соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);
Выпускникполучитвозможностьнаучиться:
находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.
Раздел «Состав слова (морфемика)».
Выпускник научится:
различать изменяемые и неизменяемые слова;
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.
Выпускникполучитвозможностьнаучиться:
выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;
использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.
Раздел «Лексика».
Выпускникнаучится:
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.
Выпускникполучитвозможностьнаучиться:
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
оценивать уместность использования слов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология».
Выпускникнаучится:
распознаватьграмматическиепризнакислов;
с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).
Выпускникполучитвозможностьнаучиться:
проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
находить в тексте такие части речи, как личные местоимения, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы
Раздел «Синтаксис»
Выпускникнаучится:
различатьпредложение, словосочетание, слово;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные /побудительные/ вопросительные предложения;
определять восклицательную / невосклицательную интонацию предложения;
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
выделять предложения с однородными членами.
Выпускникполучитвозможностьнаучиться:
различать второстепенные члены предложения —определения, дополнения, обстоятельства;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация».
Выпускникнаучится:
применять правила правописания (в объеме содержания курса);
писать под диктовку тексты объемом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускникполучитвозможностьнаучиться:
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
подбирать примеры с определенной орфограммой;
при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи».
Выпускник научится:
оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе,
в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
выражать собственное мнение и аргументировать его;
самостоятельноозаглавливатьтекст;
составлятьплантекста;
сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускникполучитвозможностьнаучиться:
создавать тексты по предложенному заголовку;
подробно или выборочно пересказывать текст;
пересказывать текст от другого лица;
составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
Тематическое планирование по родному языку для 1 класса
№ п/п | Наименованиеразделов и темпрограммы | Всего | Электронные (цифровые) образовательныересурсы |
Раздел 1.Обучениеграмоте | |
1.1 | Слово и предложение | 1 | http://www.avaruchitel.ru/ |
1.2 | Фонетика | 1 | |
1.3 | Письмо | 25 | |
Итогопоразделу | 27 | |
Раздел 2.Систематическийкурс | |
2.1 | Общиесведения о языке | 2 | http://www.avaruchitel.ru/ |
2.2 | Фонетика | 5 | |
Итогопоразделу | 7 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | |
Тематическое планирование по родному языку для 2 класса
№ | Раздел | Кол-во часов |
1 | Слово.Предложение.Текст. | 2 |
2 | Звуки и буквы. | 3 |
3 | Удвоенные согласные | 7 |
4 | Лабиальные звуки | 2 |
5 | Алфавит | 2 |
6 | Предложение и текст | 5 |
7 | Имя существительное | 8 |
8 | Имя прилагательное | 5 |
9 | Глагол | 3 |
10 | Повторение и обобщение пройденного материала за год | 4 |
| Итого | 34ч |
Тематическоепланированиепородномуязыкудля 3класса
№ | Наименованиеразделовитем | Кол-вочасов |
1 | Языкиречь | 3 |
2 | Звукиибуквы | 1 |
3 | Предложениеисловосочетание | 8 |
4 | Составслова | 4 |
5 | Имясуществительное | 6 |
6 | Имяприлагательное | 3 |
7 | Имячислительное | 3 |
8 | Глагол | 6 |
| Итого: | 34ч |
Тематическоепланированиепородномуязыкудля 4 класса
№ | Названиеразделов | Кол-вочасов |
1 | Повторениепройденного за 3 класс . | 2 ч. |
2 | Имясуществительное. | 9 ч. |
3 | Имяприлагательное. | 4 ч. |
4 | Местоимение. | 4 ч. |
5 | Глагол. | 9 ч. |
6 | Предложение. | 6 ч. |
| Итого | 34 ч. |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ПИСЬМУ (АВАРСКИЙ ЯЗЫК) 1 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Электронные цифровые образовательные ресурсы |
1 | Знакомство с тетрадями, с правилами письма. Рабочая строка. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме | 1 | | http://www.avaruchitel.ru/ |
2 | Письмо строчной буквы гI | 1 | | http://www.avaruchitel.ru/ |
3 | Письмо заглавной буквы ГI | 1 | | http://www.avaruchitel.ru/ |
4 | Письмо строчной буквы тI | 1 | | http://www.avaruchitel.ru/ |
5 | Письмо заглавной буквы ТI | 1 | | http://www.avaruchitel.ru/ |
6 | Письмо строчной буквы кI | 1 | | http://www.avaruchitel.ru/ |
7 | Письмо заглавной букв КI | 1 | | http://www.avaruchitel.ru/ |
8 | Письмо строчной буквы хI | 1 | | http://www.avaruchitel.ru/ |
9 | Письмо заглавной буквы ХI | 1 | | http://www.avaruchitel.ru/ |
10 | Письмо строчной буквы гь | 1 | | http://www.avaruchitel.ru/ |
11 | Письмо заглавной букв Гь | 1 | | http://www.avaruchitel.ru/ |
12 | Письмо строчной буквы лъ | 1 | | http://www.avaruchitel.ru/ |
13 | Письмо заглавной буквы Лъ | 1 | | http://www.avaruchitel.ru/ |
14 | Письмо строчной буквы цI | 1 | | http://www.avaruchitel.ru/ |
15 | Письмо заглавной буквы ЦI | 1 | | http://www.avaruchitel.ru/ |
16 | Письмо строчной буквы чI | 1 | | http://www.avaruchitel.ru/ |
17 | Письмо заглавной буквыЧI | 1 | | http://www.avaruchitel.ru/ |
18 | Письмо строчной буквы хъ | 1 | | http://www.avaruchitel.ru/ |
19 | Письмо заглавной буквы Хъ | 1 | | http://www.avaruchitel.ru/ |
20 | Письмо строчной буквы къ | 1 | | http://www.avaruchitel.ru/ |
21 | Письмо заглавной буквы Къ | 1 | | http://www.avaruchitel.ru/ |
22 | Письмо строчной буквы хь | 1 | | http://www.avaruchitel.ru/ |
23 | Письмо заглавной буквы Хь | 1 | | http://www.avaruchitel.ru/ |
24 | Письмо строчной буквы кь | 1 | | http://www.avaruchitel.ru/ |
25 | Письмо заглавной буквы Кь | 1 | | http://www.avaruchitel.ru/ |
26 | Письмо строчной буквы гъ | 1 | | http://www.avaruchitel.ru/ |
27 | Письмо заглавной буквы Гъ | 1 | | http://www.avaruchitel.ru/ |
28 | Списывание слов с лабиальными звуками. | 1 | | http://www.avaruchitel.ru/ |
29 | Что такое «геминат»? | 1 | | http://www.avaruchitel.ru/ |
30 | Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что? | 1 | | http://www.avaruchitel.ru/ |
31 | Слова, отвечающие на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? | 1 | | http://www.avaruchitel.ru/ |
32 | Слова, отвечающие на вопросы Что делать? Что сделать? | 1 | | http://www.avaruchitel.ru/ |
33 | Диктант по теме: «Предложение. Текст.» | 1 | | http://www.avaruchitel.ru/ |
34 | Слог.Cлово. Предложение. Текст. | 1 | | http://www.avaruchitel.ru/ |
| ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | | |
2 класс
№ п/п | Тема урока | ДЗ | Дата | ЭОР |
1 | Слово.Предложение. Текст. | №5,с 6 | | «авар.ру» |
2 | Что такое предложение? | №10,с8 | | «авар.ру» |
3 | Гласные и согласные звуки и буквы | №32,с18 | | «авар.ру» |
4 | Слог | №39 С.21 | | «авар.ру» |
5 | Гласные звуки и буквы | №46 С24 | | «авар.ру» |
6 | ЕЁ,Ю,Я-буквы | №50,с25 | | авар.ру» |
7 | Согласные звуки аварского языка | №65 С34 | | «авар.ру» |
8 | Согласные буквы аварского языка. Ш,Щ-согласные буквы | №73 С37 | | «авар.ру» |
9 | Удвоенные согласные(кк)(к1к1) | №90 С45 | | «авар.ру» |
10 | Удвоенные согласные(ч!ч!)(чч) | №94 С46 | | «авар.ру» |
11 | Удвоенные согласные(сс) | №101 С49 | | |
12 | Удвоенные согласные(хх) | №107 С52 | | «авар.ру» |
13 | Удвоенные согласные (цц) | №114 С55 | | «авар.ру» |
14 | Диктант по теме «Удвоенные согласные» | №121 С58 | | «авар.ру» |
15 | Удвоенные согласные(ц!ц!) | №124 С59 | | «авар.ру» |
16 | Удвоенные согласные(лълъ) | Повторить правила | | «авар.ру» |
17 | Лабиальный звук | | | «авар.ру» |
18 | | №137 С65 | | «авар.ру» |
19 | Алфавит | №146 С70 | | «авар.ру» |
20 | Слово и слог Перенос слова | №158 С74 | | «авар.ру» |
21 | Ударение | №170 С.79 | | «авар.ру» |
22 | Аварские звуки и геминаты | №204 С97 | | «авар.ру» |
23 | Диктант по теме «Алфавит» | | | «авар.ру» |
24 | Имя существительное | №225 С108 | | «авар.ру» |
25 | Род им. существительных | | | «авар.ру» |
26 | Собственные и нарицательные имена существительные | №230 С110 | | «авар.ру» |
27 | Заглавная буква в написании кличек животных, в географических названиях,в именах сказочных героев. | №249 С121 | | «авар.ру» |
28 | Имя прилагательное | №262 С126 | | «авар.ру» |
29 | Единственное и множественное число имен прилагательных | №268 С129 | | «авар.ру» |
30 | Прилагательные близкие и противоположные по значению | | | «авар.ру» |
31 | Глагол.Глагол-антонимы | №281 С135 | | «авар.ру» |
32 | Единственное и множественное число глаголов комбинированный | №290 С138 | | «авар.ру» |
33 | Административный контрольный диктант | | | |
34 | Времена глаголов | №300 С142 | | «авар.ру» |
3 3 3 3класс
№пп | Темаурока | ЭОР | Домашнее задание | Дата |
1 | Нашаречь. Текст. Предложение. Слово. | «Авар.ру» | № 6, с.6 | |
2 | Звукиибуквы Лабиальныезвукиигеминаты Работа по картинке «Цветы» | «Авар.ру» | №28,с.15 | |
3 | Предложение Видыпредложенийпоцеливысказывания | «Авар.ру» | № 36,с.21 | |
4 | Повествовательноеивопросительноепредложение Восклицательноепредложение | «Авар.ру» | №45,с.25 | |
5 | Членыпредложения. Подлежащее | «Авар.ру» | № 48 с.26-27 | |
6 | Сказуемое | «Авар.ру» | №53,с30 | |
7 | Прямоедополнение | Авар.ру» | №58 с. 31 | |
8 | Второстепенные члены предложения. Словосочетание | «Авар.ру» | №62,с.33 | |
9 | РодственныесловаКореньслова | «Авар.ру» | № 74,с.40 | |
10 | ОкончаниесловаОсноваслова. | «Авар.ру» | №83 с.44 | |
11 | Суффикс | «Авар.ру» | №93 с. 48 | |
12 | Изменениезвуковвосновеслова Разборсловапосоставу(морфемныйразбор) | «Авар.ру» | №100,с.50 | |
13 | Диктант по теме « Части слова» | | | |
14 | Текстповествование | «Авар.ру» | №114,с.56 | |
15 | Изложениепотеме«Текстповествование»(с.59) | «Авар.ру» | Повторить правила | |
16 | ИмясуществительноеиегорольвречиОдушевленныеинеодушевленныеименасуществительных | «Авар.ру» | №128 с.64 | |
17 | СобственныеинарицательныеименасуществительныеИменасуществительныекоторыебываютнарицательнымиисобственными | «Авар.ру» | №138,с69 | |
18 | Родимёнсуществительных.Именасуществительныекоторыеупотребляютсявм. риж. р | «Авар.ру» | №155с.75 | |
19 | Числоимёнсуществительных. Падежиимёнсуществительных | «Авар.ру» | №165,с.80 | |
20 | Какопределитьпадежименсуществительных? Вкакомпадежеупотребляетсяподлежащее? | «Авар.ру» | №180с.87 | |
21 | Диктант по теме «Имя существительное» | | | |
22 | Значениеиупотреблениеимёнприлагательныхвречи. Прилагательные-антонимыисинонимы | «Авар.ру» | №185,с.90 | |
23 | Текст-описание | «Авар.ру» | №205,с98 | |
24 | Изменениеимёнприлагательныхпородам | «Авар.ру» | №208 с 100 | |
25 | Чтотакоеимячислительное.Количественныечислительные | «авар.ру» | №215,с.103-104 | |
26 | Порядковыечислительные Правописаниечислительных | «авар.ру» | №220,с.106 | |
27 | Значениеиупотреблениеглаголоввречи. Какимчленомпредложенияявляетсяглагол | «авар.ру» | №226,с.109 | |
28 | Глаголы-антонимы, синонимы. Глаголы-омонимы | «авар.ру» | №230,с.111 | |
29 | Текст-рассуждение.Сочинениенатему«ДеньПобеды» | «авар.ру» | | |
30 | Временаглаголов.Прошедшееи будущеевремяглагола. | «авар.ру» | №254,с.120 | |
31 | Общеевремяглагола | | №266 с.125 | |
32 | Контрольныйдиктант | «авар.ру» | Повторитьправила | |
33 | Настоящеевремяглагола | авар.ру» | №276,с.129 | |
34 | Родглаголов | авар.ру» | №287,с.129 | |
4 класс
№ п/п | Дата | Темаурока | Домашнее задание | Электро-ные ресурсы |
1 | | Предложение.Повторение пройденного в 3 классе. | С.6, №3 | «авар.ру» сайт учителей аварского |
2 | | Виды предложений по цели высказывания и по интонации | | «авар.ру» сайт учителей аварского |
3 | | диктант | Повто- рить правила | «авар.ру» сайт учителей аварского языка |
4 | | Имя существительное Род имен существительных | С.10, №9 | «авар.ру» сайт учителей аварского языка |
5 | | Собственные и нарицательные имена существительные | | |
6 | | Числоимёнсуществительных | С.16 №27 | «авар.ру» сайт учителей аварского языка |
7 | | Основные падежи имён существительных Изменение по падежам имён существительных | С.20 №36 | «авар.ру» сайт учителей аварского языка |
8 | | Работапокартинке «Чабан» | С.27 №50 | «авар.ру» сайт учителей аварского языка |
9 | | Именительный падеж Винительный падеж Предложный падеж Дательныйпадеж | | |
10 | | Косвенные падежи Вопросы косвенных падежей Кого? Кому? От кого? У кого? Откуда? | С36 №77 | «авар.ру» сайт учителей аварского языка |
11 | | Вопросы косвенных падежей Под чем? В чем? Где? Куда? | С.40 №87 | «авар.ру» сайт учителей аварского языка |
12 | | Изложение по теме «Косвенные падежи» | С.43 №94 | «авар.ру» сайт учителей аварского языка |
13 | | Имя прилагательное Род имён прилагательных Окончание имён прилагательных во множественном числе | Нарис. рис. к тексту | «авар.ру» сайт учителей аварского языка |
14 | | Прилагательное и падежи Прилагательные-синонимы Прилагательные-антонимы | С.54 №121 С.56 №126 | «авар.ру» сайт учителей аварского языка |
15 | | Согласование им. сущ-х с именами прилагательными Обобщение и повторение по теме «Прилагательное» | С.58 №135 С.60 | «авар.ру» сайт учителей аварского языка |
16 | | Диктант по теме «имя прилагательное» | Повторить правила | «авар.ру» сайт учителей аварского языка |
17 | | Местоимение.Местоимениеед.число | С.62 №141 | «авар.ру» сайт учителей аварского языка |
18 | | Местоимение 1-го лица Местоимение 2-го лица Местоимение 3-го лица Правописание местоимений | С.74 №168 | «авар.ру» сайт учителей аварского языка |
19 | | Изложениепотеме «Местоимение» | Повторить правила | «авар.ру» сайт учителей аварского языка |
20 | | Глагол Временаглаголов | | «авар.ру» сайт учителей аварского языка |
21 | | Прошедшее время глагола .Будущее время глаголов | С.82 №188 | «авар.ру» сайт учителей аварского языка |
22 | | Образование глагольной формы Прошедшее время глагольной формы | С.84 №192 | «авар.ру» сайт учителей аварского языка |
23 | | Будущее время глагольной формы Общее время глагольной формы | С.86 №201 | «авар.ру» сайт учителей аварского языка |
24 | | Диктант по теме «Времена глаголов» | Повторить правила | «авар.ру» сайт учителей аварского языка |
25 | | Составные глаголы,настоящего и будущего времени | С.99 №233 | «авар.ру» сайт учителей аварского языка |
26 | | Род глаголов Окончание глаголов –не,-зе | С.102 №238 | «авар.ру» сайт учителей аварского языка |
27 | | Обобщение и повторение по теме «Глагол» | С.105 №243 | «авар.ру» сайт учителей аварского языка |
28 | | Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Основапредложения. | С.109 №255 | «авар.ру» сайт учителей аварского языка |
29 | | Словосочетание. | С.110 №258 | |
30 | | Сочинение на тему «День Победы» | Повторить правила | |
31 | | Однородные члены предложения . Связь однородных членов в предложении с помощью интонации перечисления и союзов | С.112 №261 | «авар.ру» сайт учителей аварского языка |
32 | | Административныйконтрольныйдиктант | | |
33 | | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | | |
34 | | Однородные члены предложения с союзами Я,ЯЛЪУНИ, АММА | | |
Учебно – методическое обеспечение 1 класса
1. Печатные пособия:
1.Букварь 1 класс :Х.С. Вакилов М . : Просвещение, 2018 г.
2. Прописи 1,2 части З.М. Курбанова М. : Просвещение, 2013 г.
2. Наглядные пособия:
Комплект демонстрационных таблиц к «Родной азбуке», лента букв.
3. Материально-технические средства:
Магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Матерально- техническое обеспечение 2 класса
Книгопечатная прродукция
«Авар мац1» 2 класс Х.С.Вакилов,изд. «Просвещение» 2019г
Картинки,тесты,проверочные работы
Технические средства
Классная доска с набором приспособления для крепления картинок.
Мультимедийный пректор.
Оборудование класса
Двухместные ученические столы с комплектом стульев.
Стол учительский.
Шкафы для хранения учебников ,дидактических материалов ,пособий. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Матерально- техническое обеспечение 3класса
Книгопечатная прродукция
«Авар мац1» 3 класс Х.С.Вакилов,изд. «Просвещение» 2019г
Картинки,тесты,проверочные работы
Технические средства
Классная доска с набором приспособления для крепления картинок.
Мультимедийный пректор.
Оборудование класса
Двухместные ученические столы с комплектом стульев.
Стол учительский.
Шкафы для хранения учебников ,дидактических материалов ,пособий. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Матерально- техническое обеспечение 4 класса
Книгопечатная прродукция
«Авар мац1» 4 класс Х.С.Вакилов,изд. «Просвещение» 2019г
Картинки,тесты,проверочные работы
Технические средства
Классная доска с набором приспособления для крепления картинок.
Мультимедийный пректор.
Оборудование класса
Двухместные ученические столы с комплектом стульев.
Стол учительский.
Шкафы для хранения учебников ,дидактических материалов ,пособий. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.