Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 4 класса на 2022 – 2023 учебный год составлена на основе примерной программы начального общего образования по математике для образовательных учреждений «Математика» [М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова и УМК «Школа России».
На изучение учебного предмета «Математика» в 4 классе отводится 136 часов в год, 4 часа в неделю.
Сведения о программе:
Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / [М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова и др.]. — М. : Просвещение, 2016.
Программу обеспечивают:
Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика: Учебник: 4 класс: В 2 ч. – М.: Просвещение, 2017
Моро М.И., Волкова С.И. Математика. Рабочая тетрадь: 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2017
Ситникова Т.Н. Контрольно-измерительные материалы. Математика: 4 класс. М.: ВАКО, 2018.
Самсонова Л.Ю. Самостоятельные работы по математике: 4 класс. М.: «Экзамен», 2018.
Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по математике: 4 класс. – М.: ВАКО, 2015.
CD-ROM. Электронное приложение к учебнику М.И. Моро, С.И. Волковой, С.В.Степановой «Математика. 4 класс» - М.: Просвещение, 2015.
Планируемые результаты учебного предмета
Личностные результаты:
— Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
— Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
— Целостное восприятие окружающего мира.
— Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
— Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.
— Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
— Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты:
— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
— Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
— Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
— Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
— Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
— Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
— Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать и аргументировать своё мнение.
— Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
— Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
— Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
— Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты:
— Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
— Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
— Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебнопрактических задач.
— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
— Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с «меню», находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
Содержание учебного предмета «Математика»
(136часов)
Повторение. Числа от 1 до 1000
Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2 - 4 действия. Письменные приемы вычислений.
Числа больше 1000. Нумерация
Новая счетная единица - тысяча. Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д. Чтение, запись и сравнение многозначных чисел. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.
Числа больше 1000. Величины
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними. Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними. Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.
Числа больше 1000. Сложение и вычитание
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания. Решение уравнений вида: х + 312 = 654 + 79, 729 - х = 217 + 163, х - 137 = 500 -140. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное - в остальных случаях. Сложение и вычитание значений величин.
Числа больше 1000. Умножение и деление
Умножение на двузначное и трехзначное число
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): Задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления. Решение уравнений вида 6 × х = 429 + 120, х - 18 = 270- 50, 360 : х – 630 : 7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий. Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000. Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное, числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления). Умножение и деление значений величин на однозначное число. Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).
Итоговое повторение
Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел | Кол-во часов |
1 | Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание Повторение | 13 |
2 | Числа, которые больше 1000 Нумерация | 11 |
3 | Величины | 16 |
4 | Сложение и вычитание | 14 |
5 | Числа, которые больше 1000 Умножение и деление | 74 |
6 | Повторение | 7 |
| Итого | 136 |
График контрольных, самостоятельных и проверочных работ, проектов.
№ п/п | Раздел | Тема работы, проекта | Дата проведения |
1 | Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание Повторение | Контрольная работа №1 по теме «Числа от 1 до 1000» | |
2 | Проверочная работа по теме «Повторение» | |
3 | Числа, которые больше 1000 Нумерация | Проверочная работа по теме «Нумерация» | |
4 | Проект: «Математика вокруг нас». | |
5 | Контрольная работа №2 по теме «Нумерация» | |
6 | Величины | Контрольная работа № 3 по теме «Величины» | |
7 | Проверочная работа по теме «Величины» | |
8 | Сложение и вычитание | Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание» | |
9 | Контрольная работа № 4 по теме «Сложение и вычитание» | |
10 | Числа, которые больше 1000 Умножение и деление | . Математический диктант на тему «Умножение с числами 0 и 1» | |
11 | Контрольная работа № 5 по теме «Умножение и деление» | |
12 | Проверочная работа по теме «Деление многозначного числа на однозначное» | |
13 | Контрольная работа № 6 по теме «Умножение и деление на однозначное число» | |
14 | Контрольная работа № 7 по теме «Решение задач на движение» | |
15 | Проверочная работа по теме «Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. | |
16 | Тест «Проверим себя и оценим свои достижения». | |
17 | Контрольная работа № 8 по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями» | |
18 | Итоговая диагностическая работа | |
19 | Контрольная работа № 9 по теме «Деление на двузначное число» | |
20 | Повторение | Итоговая контрольная работа № 10 «Четыре арифметических действия» | |
Учебно-тематический план по математике с учётом программы воспитания
№ п/п | Раздел | Модуль «Школьный урок» | Кол-во часов |
1 | Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание Повторение | 125 лет со дня рождения В.Л. Гончарова Интеллектуальные конкурсы и олимпиады | 13 |
2 | Числа, которые больше 1000 | Всемирный день математики | 11 |
| Нумерация | | |
3 | Величины | Урок проектной деятельности Интеллектуальные конкурсы и олимпиады | 16 |
4 | Сложение и вычитание | Неделя математики | 14 |
5 | Числа, которые больше 1000 Умножение и деление | День космонавтики Интеллектуальные конкурсы и олимпиады | 74 |
6 | Повторение | День Солнца Интеллектуальные конкурсы и олимпиады | 7 |
| Итого | | 136 |
Календарно-тематическое планирование по математике
№ п/п | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока |
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание Повторение (13 часов) |
1 | 1 | | | Повторение. Нумерация. |
2 | 1 | | | Числовые выражения. Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. |
3 | 1 | | | Нахождение суммы нескольких слагаемых. Вычисление суммы трёх слагаемых. |
4 | 1 | | | Алгоритм письменного вычитания трёхзначных чисел. |
5 | 1 | | | Приёмы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные. |
6 | 1 | | | Письменное умножение однозначных чисел на многозначные. |
7 | 1 | | | Приёмы письменного деления трехзначных чисел на однозначные |
8 | 1 | | | Деление трёхзначных чисел на однозначные |
9 | 1 | | | Приемы письменного деления трёхзначных чисел на однозначное число |
10 | 1 | | | Контрольная работа №1 по теме «Числа от 1 до 1000» |
11 | 1 | | | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Деление трехзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль |
12 | 1 | | | Чтение и составление столбчатых диаграмм. |
13 | 1 | | | Что узнали. Чему научились. Проверочная работа по теме «Повторение» |
Числа, которые больше 1000 Нумерация (11 ч) |
14 | 1 | | | Нумерация. Класс единиц и класс тысяч |
15 | 1 | | | Чтение многозначных чисел |
16 | 1 | | | Запись многозначных чисел |
17 | 1 | | | Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых |
18 | 1 | | | Сравнение многозначных чисел |
19 | 1 | | | Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз |
20 | 1 | | | Выделение в числе общего количества единиц любого разряда |
21 | 1 | | | Класс миллионов и класс миллиардов Проверочная работа по теме «Нумерация» |
22 | 1 | | | Проект: «Математика вокруг нас». Странички для любознательных. |
23 | 1 | | | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». |
24 | 1 | | | Контрольная работа №2 по теме «Нумерация» |
Величины (16 часов) |
25 | 1 | | | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Единица длины – километр. Таблица единиц длины |
26 | 1 | | | Соотношение между единицами длины |
27 | 1 | | | Единицы площади: квадратный километр, квадратный миллиметр |
28 | 1 | | | Таблица единиц площади |
29 | 1 | | | Определение площади с помощью палетки |
30 | 1 | | | Масса. Единицы массы: центнер, тонна |
31 | 1 | | | Таблица единиц массы |
32 | 1 | | | Контрольная работа № 3 по теме «Величины» |
33 | 1 | | | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Время. Единицы времени: год, месяц, неделя |
34 | 1 | | | Единица времени – сутки |
35 | 1 | | | Решение задач на определение начала, продолжительности и конца события |
36 | 1 | | | Единица времени – секунда |
37 | 1 | | | Единица времени – век |
38 | 1 | | | Таблица единиц времени |
39 | 1 | | | Проверочная работа по теме «Величины» |
40 | 1 | | | Что узнали. Чему научились. |
Сложение и вычитание (14 часов) |
41 | 1 | | | Устные и письменные приёмы вычислений |
42 | 1 | | | Приём письменного вычитания для случаев вида 7000 – 456, 57001 – 18032 |
43 | 1 | | | Нахождение неизвестного слагаемого |
44 | 1 | | | Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого |
45 | 1 | | | Нахождение нескольких долей целого |
46 | 1 | | | Нахождение нескольких долей целого |
47 | 1 | | | Решение задач раскрывающих смысл арифметических действий |
48 | 1 | | | Решение задач раскрывающих смысл арифметических действий |
49 | 1 | | | Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание» |
50 | 1 | | | Сложение и вычитание значений величин |
51 | 1 | | | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме. |
52 | 1 | | | Контрольная работа № 4 по теме «Сложение и вычитание» |
53 | 1 | | | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Что узнали. Чему научились. |
54 | 1 | | | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» |
Числа, которые больше 1000 Умножение и деление (74часа) |
55 | 1 | | | Умножение и его свойства. Умножение на 0 и 1 |
56 | 1 | | | Письменное умножение многозначного числа на однозначное |
57 | 1 | | | Умножение на 0 и 1 |
58 | 1 | | | Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями. Математический диктант на тему «Умножение с числами 0 и 1» |
59 | 1 | | | Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя |
60 | 1 | | | Деление многозначного числа на однозначное. |
61 | 1 | | | Письменное деление многозначного числа на однозначное |
62 | 1 | | | Контрольная работа № 5 по теме «Умножение и деление» |
63 | 1 | | | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Письменное деление многозначного числа на однозначное |
64 | 1 | | | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженных в косвенной форме. |
65 | 1 | | | Письменное деление многозначного числа на однозначное |
66 | 1 | | | Решение задач на пропорциональное деление. |
67 | 1 | | | Письменное деление многозначного числа на однозначное |
68 | 1 | | | Решение задач на пропорциональное деление |
69 | 1 | | | Деление многозначного числа на однозначное |
70 | 1 | | | Проверочная работа по теме «Деление многозначного числа на однозначное» |
71 | 1 | | | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» |
72 | 1 | | | Контрольная работа № 6 по теме «Умножение и деление на однозначное число» |
73 | 1 | | | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Решение текстовых задач |
74 | 1 | | | Скорость. Время. Расстояние. Единицы скорости |
75 | 1 | | | Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием |
76 | 1 | | | Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние |
77 | 1 | | | Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние |
78 | 1 | | | Умножение числа на произведение |
79 | 1 | | | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями |
80 | 1 | | | Умножение на числа, оканчивающиеся нулями. |
81 | 1 | | | Решение задач на одновременное встречное движение |
82 | 1 | | | Перестановка и группировка множителей. |
83 | 1 | | | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». |
84 | 1 | | | Контрольная работа № 7 по теме «Решение задач на движение» |
85 | 1 | | | Анализ контрольной работы и работа над ошибками Деление числа на произведение |
86 | 1 | | | Деление числа на произведение |
87 | 1 | | | Деление с остатком на 10, 100, 1 000 |
88 | 1 | | | Составление и решение задач, обратных данной |
89 | 1 | | | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями |
90 | 1 | | | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями |
91 | 1 | | | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями |
92 | 1 | | | Проверочная работа по теме «Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. |
93 | 1 | | | Решение задач на одновременное движение в противоположных направлениях |
94 | 1 | | | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. |
95 | 1 | | | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» |
96 | 1 | | | Тест «Проверим себя и оценим свои достижения». |
97 | 1 | | | Что узнали. Чему научились. |
98 | 1 | | | Контрольная работа № 8 по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями» |
99 | 1 | | | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Умножение числа на сумму |
100 | 1 | | | Умножение числа на сумму |
101 | 1 | | | Письменное умножение многозначного числа на двузначное |
102 | 1 | | | Письменное умножение многозначного числа на двузначное |
103 | 1 | | | Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям |
104 | 1 | | | Решение текстовых задач |
105 | 1 | | | Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное |
106 | 1 | | | Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное |
107 | 1 | | | Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное |
108 | 1 | | | Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное |
109 | 1 | | | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». |
110 | 1 | | | Письменное деление многозначного числа на двузначное |
111 | 1 | | | Письменное деление многозначного числа на двузначное с остатком |
112 | 1 | | | Письменное деление многозначного числа на двузначное |
113 | 1 | | | Деление многозначного числа на двузначное по плану |
114 | 1 | | | Деление на двузначное число. Изменение пробной цифры |
115 | 1 | | | Деление многозначного числа на двузначное |
116 | 1 | | | Решение задач на умножение и деление |
117 | 1 | | | Итоговая диагностическая работа |
118 | 1 | | | Письменное деление на двузначное число |
119 | 1 | | | Деление на двузначное число, когда в частном есть нули |
120 | 1 | | | Письменное деление на двузначное число |
121 | 1 | | | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». |
122 | 1 | | | Контрольная работа № 9 по теме «Деление на двузначное число» |
123 | 1 | | | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Письменное деление многозначного числа на трёхзначное |
124 | 1 | | | Письменное деление многозначного числа на трёхзначное. |
125 | 1 | | | Деление на трёхзначное число |
126 | 1 | | | Проверка умножения делением и деления умножением |
127 | 1 | | | Проверка деления с остатком |
128 | 1 | | | Проверка деления с остатком |
129 | 1 | | | Проверка деления |
Повторение (7 часов) |
130 | 1 | | | Нумерация. Выражения и уравнения |
131 | 1 | | | Арифметические действия. |
132 | 1 | | | Порядок выполнения действий. |
133 | 1 | | | Итоговая контрольная работа № 10 «Четыре арифметических действия» |
134 | 1 | | | Величины |
135 | 1 | | | Геометрические фигуры. |
136 | 1 | | | Обобщающий урок –игра «В поисках клада |