Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Музыка» для 4 класса на 2022-2023 учебный год составлена на основе примерной программы начального общего образования по музыке для общеобразовательных учреждений, программы общеобразовательных учреждений «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, и УМК «Школа России».
На изучение учебного предмета «Музыка» в 4 классе отводится 34 часа в год, 1 час в неделю.
Сведения о программе.
«Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2014.
Программу обеспечивают:
Критская Е.Д. Музыка. 4 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2017
Критская Е.Д. Музыка. 43 класс: рабочая тетрадь/ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2017
3. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 4 класс: пособие для учителя/ сост. Е.Д. Критская. – М. : Просвещение, 2015
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка»
Личностные результаты:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
- целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;
- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально- ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т.д.).
Предметные результаты:
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно- нравственном развитии;
- формирование общего представления о музыкальной картине мира;
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому- либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений.
Содержание учебного предмета «Музыка» (34 часа)
Раздел 1. «Россия — Родина моя» ( 4 часа)
Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике.
Раздел 2. «О России петь — что стремиться в храм» (4 часа)
Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание.
Раздел 3. «День, полный событий» ( 5 часов)
«В краю великих вдохновений...». Один день с А.С.Пушкиным. Музыкально – поэтические образы.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» ( 4 часа )
Народная песня - летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды,
предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов, Вариации в народной и композиторской музыке.Праздники русского народа.Троицын день.
Раздел 5. «В концертном зале» ( 5 час)
Различные жанры вокальной ,фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.
Раздел 6. «В музыкальном театре» (5 час)
Линии драматургического развития в опере. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» ( 7 час)
Произведения композиторов – классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трехчастная, сонатная).Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.
Учебно-тематический план
Раздел | Количество часов |
Россия – Родина моя | 4 ч |
О России петь – что стремиться в храм | 4 ч |
День, полный событий | 5 ч |
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! | 4 ч |
В концертном зале | 5 ч |
В музыкальном театре | 5 ч |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье | 7 ч |
Итого | 34 ч |
Учебно-тематический план по музыке с учётом программы воспитания
Раздел | Модуль «Школьный урок» | Количество часов |
Россия – Родина моя | День знаний | 4 ч |
О России петь – что стремиться в храм | Библиографический урок «Портрет в музыке». | 4 ч |
День, полный событий | Урок мужества | 5 ч |
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! | 165 лет со дня рождения И.И. Александрова | 4 ч |
В концертном зале | Всероссийская неделя музыки для детей и юношества | 5 ч |
В музыкальном театре | День «Казачество на защите Отечества» | 5 ч |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье | Международный день детского телевидения и радиовещания | 7 ч |
| День Космонавтики «Космический пейзаж» | |
Итого | | 34 ч |
Календарно-тематическое планирование по музыке
№ | Кол-во часов | Дата | Тема урока |
план | факт |
Россия – Родина моя (4 ч) |
1 | 1 | | | Мелодия. Ты запой мне ту песню… |
2 | 1 | | | Что не выразишь словами, звуком на душу навей…Как сложили песню. |
3 | 1 | | | Звучащие картины. Ты откуда русская, зародилась, музыка? |
4 | 1 | | | Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь! |
О России петь – что стремиться в храм (4 ч) |
5 | 1 | | | Святые земли Русской. Илья Муромец |
6 | 1 | | | Кирилл и Мефодий |
7 | 1 | | | Праздников праздник, торжество из торжеств |
8 | 1 | | | Родной обычай старины. Светлый праздник |
День, полный событий (5 ч) |
9 | 1 | | | Приют спокойствия, трудов и вдохновенья… |
10 | 1 | | | Зимнее утро. Зимний вечер |
11 | 1 | | | Что за прелесть эти сказки! Три чуда |
12 | 1 | | | Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь |
13 | 1 | | | Приют, сияньем муз одетый… |
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 ч) |
14 | 1 | | | Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России |
15 | 1 | | | Оркестр русских народных инструментов. |
16 | 1 | | | Музыкант-чародей |
17 | 1 | | | Народные праздники. «Троица» |
В концертном зале (5 ч) |
18 | 1 | | | Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо |
19 | 1 | | | Старый замок. Счастье в сирени живет… |
20 | 1 | | | Не молкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы… |
21 | 1 | | | Патетическая соната. Годы странствий |
22 | 1 | | | Царит гармония оркестра |
В музыкальном театре (5 ч) |
23 | 1 | | | Опера «Иван Сусанин» М.И. Глинки |
24 | 1 | | | Опера «Хованщина» М.П. Мусоргского |
25 | 1 | | | Русский Восток. Восточные мотивы |
26 | 1 | | | Балет «Петрушка» |
27 | 1 | | | Театр музыкальной комедии |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (7 ч) |
28 | 1 | | | Прелюдия |
29 | 1 | | | Исповедь души. Революционный этюд |
30 | 1 | | | Мастерство исполнителя |
31 | 1 | | | Музыкальные инструменты |
32 | 1 | | | В интонации спрятан человек |
33 | 1 | | | Музыкальный сказочник |
34 | 1 | | | Рассвет на Москве-реке |