V. Учебно-тематический план
Рабочая программа рассчитана на 35 час в год.
Изучение музыки в 4 классе направлено на формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников. Введение детей в многообразный мир музыки через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию. Цель школьного музыкального образования заключается в передаче положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве и развитии на этой основе положительных черт и свойств личности школьника.
. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Музыка в начальной школе является одним из предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира.
Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирования способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом.
Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира (в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей) предполагает изучение основных жанров фольклорных сочинений, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу произведений духовной музыки базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Отличительная особенность программы – охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. Через опыт общения с конкретным музыкальным произведением у детей формируется опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к музыке и жизни; осваиваются основные сферы музыкального искусства, виды музыкальной деятельности (исполнение, сочинение, слушание), интонация как носитель образного смысла музыкального произведения, принципы развития музыки (повтор, вариационность, контраст), особенности формы музыкальных сочинений (одночастная, двухчастная, трехчастная, куплетная, рондо, вариации), жанры музыки (песня, танец, марш, сюита, опера, балет, симфония, инструментальный концерт, кантата, соната, оперетта, мюзикл), основные средства музыкальной выразительности и своеобразие, специфика их преломления в музыкальной речи композитора в конкретном произведении.
В программе первого класса два раздела: «Музыка вокруг нас» и «Музыка и ты». В программе второго, третьего и четвертого классов семь разделов: «Россия – Родина моя», «День, полный событий», «О России петь – что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале» и «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...».
Уроки музыки, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия; начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности; овладение универсальными учебными действиями.
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку.
Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира». Такое построение программы допускает разнообразные варианты структурирования содержания учебников, различное распределение учебного материала и времени для его изучения.
Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость.
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине.
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика).
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки – сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов.
Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Музыкальные театры. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи.
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певчие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный.
Музыкальные инструменты.
Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике.
«В краю великих вдохновений...». Один день с А. Пушкиным. Музыкально-поэтические образы.
Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание.
Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского народа. Троицын день.
Линии драматургического развития в опере. Музыкальная характеристика действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл.
Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Инструменты симфонического оркестра.
Произведения композиторов-классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.
Количество часов в год – 35.
Количество часов в неделю – 1.
Дата по плану | Дата по факту | Кол-во часов | Тип урока | Тема урока/содержание | Планируемые результаты | Технологии/ресурсы | Формы контроля |
Россия – Родина моя – 3 часа |
| | 1 | Комбиниров. | Тема Мелодия. Ты запой мне ту песню... «Что не выразишь словами, звуком на душу навей...» Содержание: Красота родной земли и человека в народной музыке и сочинениях русских композиторов. Лирические образы музыки С. Рахманинова (вокализ). | Предметные Формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии. Эмоциональное и осознанное отношение к народной музыке, понимание содержания и образного смысла народной музыки. Выявление общности истоков и особенностей народной и профессиональной музыки. Интонационно осмысленное исполнение русских народных песен. Метапредметные Формирование умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка народных музыкальных произведений. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового анализа музыкальных произведений. Личностные Чувство гордости за свою Родину, российский народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов. | Коллективная, парная и индивидуальная работа МР3 «Ты, река ль моя, реченька», русская народная песня МР3 «Песня о России». В. Локтев, слова О. Высотской МР3 С. Рахманинов «Вокализ» | Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль |
| | 1 | Комбиниров. | Тема Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда, русская, зародилась, музыка?» Содержание: Красота родной земли и человека в народной музыке. Многообразие жанровых народных песен: колыбельная, плясовая, солдатская, трудовая, лирическая, хороводная. Тайна рождения песни. Патриотическая тема в музыке М. Глинки (опера). | Предметные Формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии. Эмоциональное и осознанное отношение к народной музыке, понимание содержания и образного смысла народной музыки. Выявление общности истоков и особенностей народной и профессиональной музыки. Интонационно осмысленное исполнение русских народных песен. Метапредметные Формирование умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка народных музыкальных произведений. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового анализа музыкальных произведений. Личностные Чувство гордости за свою Родину, российский народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов. | Коллективная, парная и индивидуальная работа МР3 М. Глинка. «Иван Сусанин» (фрагмент) МР3 «У зори-то, у зореньки», русская народная песня МР3 «Милый мой хоровод», русская народная песня | Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль |
| | 1 | Комбиниров. | Тема Я пойду по полю белому... На великий праздник собралася Русь! Содержание: Красота родной земли и человека в народной музыке. Многообразие жанровых народных песен: колыбельная, плясовая, солдатская, трудовая, лирическая, хороводная. Тайна рождения песни. Патриотическая тема в музыке С. Прокофьева (кантата). | Предметные Формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии. Эмоциональное и осознанное отношение к народной музыке, понимание содержания и образного смысла народной музыки. Выявление общности истоков и особенностей народной и профессиональной музыки. Интонационно осмысленное исполнение русских народных песен. Метапредметные Формирование умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка народных музыкальных произведений. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового анализа музыкальных произведений. Личностные Чувство гордости за свою Родину, российский народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов. | Коллективная, парная и индивидуальная работа МР3 С. Прокофьев. «Александр Невский» (фрагмент) МР3 «Солдатушки, бравы ребятушки», русская народная песня МР3 «А мы просо сеяли», русская народная песня | Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль |
«О России петь, что стремиться в храм» – 1 час |
| | 1 | Комбиниров. | Тема Святые земли Русской. Илья Муромец Содержание: Нравственные подвиги святых земли Русской. Равноапостольные княгиня Ольга, князь Владимир, Илья Муромский. Религиозные песнопения: стихира, величание. | Предметные Знакомство с новыми жанрами музыки религиозных традиций – величанием, стихирой. Формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии. Эмоциональное и осознанное отношение к музыке религиозной традиции, понимание содержания и интонационно-образного смысла религиозной музыки. Метапредметные Формирование умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений. Личностные Чувство гордости за свою Родину, российский народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов музыки религиозной традиции. | Коллективная, парная и индивидуальная работа МР3 «Земле Русская», стихира МР3 «Былина об Илье Муромце», былинный напев сказителей Рябининых | Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль |
День, полный событий – 5 часов |
| | 1 | Комбиниров. | Тема «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья...» Содержание: Один день с Александром Сергеевичем Пушкиным. | Предметные Знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых произведений. Понимание особенностей построения музыкальных и литературных произведений. Восприятие музыки и выражение своего отношения к музыкальным произведениям. Метапредметные Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально-творческих задач. Формирование умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений. Личностные Чувство гордости за свою Родину, российский народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе шедевров музыкального наследия русских композиторов. | Коллективная, парная и индивидуальная работа МР3 М. Мусоргский. «В деревне» МР3 П. Чайковский. «Осенняя песня» («Времена года») | Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль |
| | 1 | Комбиниров. | Тема «Что за прелесть эти сказки!» Три чуда Содержание: Михайловское: музыкально-поэтические образы природы и сказок в творчестве русских композиторов: П. Чайковского, М. Мусоргского, Г. Свиридова, Н. Римского-Корсакова. | Предметные Знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых произведений. Понимание особенностей построения музыкальных и литературных произведений. Восприятие музыки и выражение своего отношения к музыкальным произведениям. Метапредметные Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально-творческих задач. Формирование умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений. Личностные Чувство гордости за свою Родину, российский народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе шедевров музыкального наследия русских композиторов. | Коллективная, парная и индивидуальная работа МР3 «Венецианская ночь». М. Глинка, слова И. Козлова МР3 «Три чуда» (Сказка о царе Салтане). Н. Римский-Корсаков, слова А. Пушкина | Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль |
| | 1 | Комбиниров. | Тема Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь Содержание: Многообразие жанров народной музыки: колокольные звоны. | Предметные Знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых произведений. Понимание особенностей построения музыкальных и литературных произведений. Восприятие музыки и выражение своего отношения к музыкальным произведениям. Метапредметные Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально-творческих задач. Формирование умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений. Личностные Чувство гордости за свою Родину, российский народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе лучших образцов музыки религиозной традиции. | Коллективная, парная и индивидуальная работа МР3 М. Мусоргский. «Великий колокольный звон» | Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль |
| | 1 | Комбиниров. | Тема «Приют, сияньем муз одетый...» Содержание: Музыкальные вечера в Тригорском: романсы, инструментальное музицирование (ансамбль, дуэт). Музыкальность поэзии А. Пушкина. | Предметные Знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых произведений. Понимание особенностей построения музыкальных и литературных произведений. Восприятие музыки и выражение своего отношения к музыкальным произведениям. Метапредметные Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально-творческих задач. Формирование умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений. Личностные Чувство гордости за свою Родину, российский народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе шедевров музыкального наследия русских композиторов. | Коллективная, парная и индивидуальная работа МР3 «Зимний вечер», русская народная песня МР3 «Сквозь волнистые туманы», русская народная песня МР3 «Зимняя дорога». Ц. Кюи, слова А. Пушкина МР3 «Зимний вечер». М. Яковлев, слова А. Пушкина | Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль |
| | 1 | Обобщение знаний и умений | Тема Обобщающий урок 1 четверти. Тест Содержание: Обобщение знаний и умений по разделам: «Россия – Родина моя», «О России петь, что стремиться в храм», «День, полный событий». Тест. | Предметные Восприятие музыки и выражение своего отношения к музыкальным произведениям. Метапредметные Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально-творческих задач. Формирование умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений. Освоение форм познавательной и личностной рефлексии. Личностные Чувство гордости за свою Родину, российский народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе шедевров музыкального наследия русских композиторов. | Коллективная, парная и индивидуальная работа МР3 «Песня о России». В. Локтев, слова О. Высотской МР3 П. Чайковский. «Осенняя песня» («Времена года») МР3 «Три чуда» (Сказка о царе Салтане). Н. Римский-Корсаков, слова А. Пушкина | Обобщающий контроль и самоконтроль |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» – 2 часа |
| | 1 2 чет | Комбиниров. | Тема Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России Содержание: Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов разных стран и эпох. Музыка в народном стиле. Приемы развития: повтор, контраст, вариационность, импровизационность. Единство слова, напева, инструментального наигрыша, движений, среды бытования в образцах народного творчества. | Предметные Знакомство с историей создания музыкальных инструментов. Различение тембров русских народных музыкальных инструментов. Интонационно осмысленное исполнение русских народных музыкальных произведений. Метапредметные Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально-творческих задач. Осознанное построение речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных народов и культур. Личностные Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии культур, народов и религий на основе сопоставления русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей. | Коллективная, парная и индивидуальная работа МР3 «Солнце, в дом войди», грузинская народная песня МР3 «Аисты», узбекская народная песня МР3 «Вишня», японская народная песня | Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль |
| | 1 | Комбиниров. | Тема Оркестр русских народных инструментов. «Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка Содержание: Устная и письменная традиция сохранения и передачи музыкального фольклора. Музыка в народном стиле. Музыкальные инструменты России: балалайка, гармонь, баян. Оркестр русских народных инструментов. | Предметные Знакомство с историей создания музыкальных инструментов. Знакомство с оркестром русских народных инструментов. Различение тембров русских народных музыкальных инструментов. Формирование представлений о единстве слова, напева, инструментального наигрыша и среды бытования в народной музыке. Интонационно осмысленное исполнение русских народных музыкальных произведений. Метапредметные Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально-творческих задач. Осознанное построение речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных народов и культур. Личностные Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии культур, народов и религий на основе сопоставления русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей. | Коллективная, парная и индивидуальная работа МР3 «Ой ты, речка, реченька», белорусская народная песня МР3 Г. Свиридов. «Ты воспой, воспой, жавороночек» («Курские песни») | Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль |
В концертном зале – 5 часов |
| | 1 | Комбиниров. | Тема Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). «Вариации на тему рококо» Содержание: Жанры и образные сферы вокальной, камерной, инструментальной, симфонической музыки. Музыкальные инструменты: скрипка и виолончель. Особенности музыкальной драматургии: сочинения П. Чайковского. | Предметные Знакомство с жанрами вокальной, камерной, инструментальной, симфонической музыки. Знакомство с музыкальными инструментами –скрипкой и виолончелью. Знакомство с особенностями музыкальной драматургии на примере сочинений П. Чайковского. Восприятие музыки и выражение своего отношения к музыкальным произведениям. Метапредметные Формирование умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений. Личностные Ориентация в культурном многообразии окружающей действительности. | Коллективная, парная и индивидуальная работа МР3 П. Чайковский. «Вариации на тему рококо» (фрагмент) МР3 «Желание». Ф. Шопен, слова С. Ветвицкого | Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль |
| | 1 | Комбиниров. | Тема Старый замок. Счастье в сирени живет... Содержание: Жанры и образные сферы вокальной, камерной, инструментальной, симфонической музыки. Особенности музыкальной драматургии: сочинения С. Рахманинова. | Предметные Знакомство с жанрами вокальной, камерной, инструментальной, симфонической музыки. Знакомство с особенностями музыкальной драматургии на примере сочинений С. Рахманинова. Восприятие музыки и выражение своего отношения к музыкальным произведениям. Метапредметные Формирование умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений. Личностные Ориентация в культурном многообразии окружающей действительности. | Коллективная, парная и индивидуальная работа МР3 «Сирень». С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой МР3 А. Бородин. «Ноктюрн» (Квартет №2) | Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль |
| | 1 | Комбиниров. | Тема Не молкнет сердце чуткое Шопена... Танцы, танцы, танцы... Содержание: Жанры и образные сферы вокальной, камерной, инструментальной, симфонической музыки. Особенности музыкальной драматургии: сочинения Ф. Шопена. Интонации народной музыки в творчестве Ф. Шопена: полонезы, мазурки, вальсы. | Предметные Знакомство с жанрами вокальной, камерной, инструментальной, симфонической музыки. Знакомство с особенностями музыкальной драматургии на примере сочинений Ф. Шопена. Восприятие музыки и выражение своего отношения к музыкальным произведениям. Метапредметные Формирование умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений. Личностные Ориентация в культурном многообразии окружающей действительности. | Коллективная, парная и индивидуальная работа МР3 Ф. Шопен. «Полонез ля мажор» МР3 Ф. Шопен «Вальс си минор» МР3 Ф. Шопен «Мазурка ля минор» МР3 Ф. Шопен «Мазурка фа мажор» | Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль |
| | 1 | Комбиниров. | Тема «Патетическая» соната. Годы странствий. Царит гармония оркестра Содержание: Жанры и образные сферы вокальной, камерной, инструментальной, симфонической музыки. Особенности музыкальной драматургии: сочинения Л. Бетховена. Соната №8. Симфонический оркестр. | Предметные Знакомство с жанрами вокальной, камерной, инструментальной, симфонической музыки. Знакомство с особенностями музыкальной драматургии на примере сочинений Л. Бетховена. Восприятие музыки и выражение своего отношения к музыкальным произведениям. Метапредметные Формирование умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений. Личностные Ориентация в культурном многообразии окружающей действительности. | Коллективная, парная и индивидуальная работа МР3 Л. Бетховен. «Соната №8» («Патетическая») | Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль |
| | 1 | Обобщение знаний и умений | Тема Обобщающий урок 2 четверти. Тест Содержание: Обобщение знаний и умений по разделам: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В концертном зале». Тест. | Предметные Наблюдение за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов. Соотношение особенностей музыкального языка русской и зарубежной музыки. Восприятие музыки и выражение своего отношения к музыкальным произведениям. Метапредметные Формирование умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений. Личностные Ориентация в культурном многообразии окружающей действительности. Эмоционально-ценностное отношение к искусству, понимание его функций в жизни человека и общества. | Коллективная, парная и индивидуальная работа МР3 А. Бородин. «Ноктюрн» (Квартет №2) МР3 Ф. Шопен. «Полонез ля мажор» МР3 Ф. Шопен «Вальс си минор» МР3 Л. Бетховен. «Соната №8» («Патетическая») | Обобщающий контроль и самоконтроль |
День, полный событий – 1 час |
| | 1 | Комбиниров. | Тема Зимнее утро. Зимний вечер Содержание: Музыкальность поэзии А. Пушкина. Русские народные песни: «Сквозь волнистые туманы», «Зимний вечер». Романс Ц. Кюи «Зимняя дорога» на стихи А. Пушкина. | Предметные Знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых произведений. Понимание особенностей построения музыкальных и литературных произведений. Восприятие музыки и выражение своего отношения к музыкальным произведениям. Исполнение музыкальных произведений на стихи А. Пушкина. Метапредметные Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально-творческих задач. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового анализа музыкальных произведений. Формирование умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений. Личностные Чувство гордости за свою Родину, российский народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе шедевров музыкального наследия русских композиторов. | Коллективная, парная и индивидуальная работа МР3 «Зимний вечер», русская народная песня «Сквозь волнистые туманы», русская народная песня МР3 «Зимняя дорога». Ц. Кюи, слова А. Пушкина МР3 «Зимний вечер». М. Яковлев, слова А. Пушкина | Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль |
В музыкальном театре – 6 часов |
| | 1 | Комбиниров. | Тема Опера «Иван Сусанин». Бал в замке польского короля. «За Русь все стеной стоим...» Содержание: События отечественной истории в творчестве М. Глинки. Опера «Иван Сусанин». Музыкальная тема. Линии драматургического развития в опере. Основные приемы драматургии: контраст, сопоставление, повтор, вариантность. | Предметные Знакомство с новым музыкальным жанром –оперой. Знакомство с событиями истории Отечества (подвиг ополченцев в борьбе с польскими завоевателями) через содержание музыкального произведения. Формирование представлений об основных приемах драматургии в опере – контрасте, сопоставлении, повторе, вариантности. Соотношение содержания и музыкального языка народного и профессионального музыкального творчества. Метапредметные Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового анализа музыкальных произведений. Личностные Чувство гордости за свою Родину, российский народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения шедевров музыкального наследия русских композиторов. | Коллективная, парная и индивидуальная работа МР3 М. Глинка. «Иван Сусанин» (отрывок) | Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль |
| | 1 | Комбиниров. | Тема Опера «Иван Сусанин». Сцена в лесу Содержание: События отечественной истории в творчестве М. Глинки. Опера «Иван Сусанин». Музыкальная тема. Линии драматургического развития в опере. Основные приемы драматургии: контраст, сопоставление, повтор, вариантность. | Предметные Знакомство с новым музыкальным жанром –оперой. Знакомство с событиями истории Отечества (подвиг ополченцев в борьбе с польскими завоевателями) через содержание музыкального произведения. Формирование представлений об основных приемах драматургии в опере – контрасте, сопоставлении, повторе, вариантности. Соотношение содержания и музыкального языка народного и профессионального музыкального творчества. Метапредметные Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового анализа музыкальных произведений. Личностные Чувство гордости за свою Родину, российский народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения шедевров музыкального наследия русских композиторов. | Коллективная, парная и индивидуальная работа МР3 М. Глинка. «Иван Сусанин» (отрывок) | Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль |
| | 1 | Комбиниров. | Тема «Исходила младешенька...» Содержание: События отечественной истории в творчестве М. Мусоргского. Опера «Хованщина». Музыкальная тема. Линии драматургического развития в опере. Основные приемы драматургии: контраст, сопоставление, повтор, вариантность. | Предметные Знакомство с новым музыкальным жанром –оперой. Знакомство с событиями истории Отечества (подвиг ополченцев в борьбе с польскими завоевателями) через содержание музыкального произведения. Формирование представлений об основных приемах драматургии в опере – контрасте, сопоставлении, повторе, вариантности. Соотношение содержания и музыкального языка народного и профессионального музыкального творчества. Метапредметные Овладение навыками смыслового прочтения содержания музыкального произведения в соответствии с учебной задачей. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового анализа музыкальных произведений. Личностные Чувство гордости за свою Родину, российский народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения шедевров музыкального наследия русских композиторов. | Коллективная, парная и индивидуальная работа МР3 М. Мусоргский. «Хованщина» (отрывок) | Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль |
| | 1 | Комбиниров. | Тема Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы Содержание: Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Балет. Особенности развития музыкальных образов в балетах А. Хачатуряна. Орнаментальная мелодика. | Предметные Знакомство с новым музыкальным жанром – балетом. Формирование представления об орнаментальной мелодике. Метапредметные Овладение навыками смыслового прочтения содержания музыкального произведения в соответствии с учебной задачей. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового анализа музыкальных произведений. Личностные Чувство гордости за свою Родину, российский народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения шедевров музыкального наследия русских композиторов. | Коллективная, парная и индивидуальная работа МР3 А. Хачатурян. «Танец с саблями» («Гаянэ») | Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль |
| | 1 | Комбиниров. | Тема Балет «Петрушка» Содержание: Балет. Орнаментальная мелодика. | Предметные Знакомство с новым музыкальным жанром – балетом. Формирование представления об орнаментальной мелодике. Метапредметные Овладение навыками смыслового прочтения содержания музыкального произведения в соответствии с учебной задачей. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового анализа музыкальных произведений. Личностные Чувство гордости за свою Родину, российский народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения шедевров музыкального наследия русских композиторов. | Коллективная, парная и индивидуальная работа МР3 И. Стравинский. «Первая картина» («Петрушка») | Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль |
| | 1 | Комбиниров. | Тема Театр музыкальной комедии Содержание: Жанры легкой музыки: оперетта, мюзикл. Особенности мелодики и ритмики. | Предметные Знакомство с жанрами легкой музыки – опереттой, мюзиклом. Формирование представлений об особенностях мелодики и ритмики жанров легкой музыки – оперетты, мюзикла. Метапредметные Овладение навыками смыслового прочтения содержания музыкального произведения в соответствии с учебной задачей. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового анализа музыкальных произведений. Личностные Ориентация в культурном многообразии окружающей действительности. Эмоционально-ценностное отношение к искусству, понимание его функций в жизни человека и общества. | Коллективная, парная и индивидуальная работа МР3 И. Штраус. «Вальс» («Летучая мышь») МР3 Ф. Лоу. «Песня Элизы» («Моя прекрасная леди») | Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» – 3 часа |
| | 1 | Комбиниров. | Тема Прелюдия. Исповедь души. «Революционный» этюд Содержание: Произведения композиторов-классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различия музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах: прелюдия, этюд, соната, симфоническая картина. | Предметные Знакомство с новыми жанрами музыки – сонатой, симфонической картиной. Знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых произведений. Восприятие музыки и выражение своего отношения к музыкальным произведениям. Метапредметные Овладение навыками смыслового прочтения содержания музыкального произведения в соответствии с учебной задачей. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового анализа музыкальных произведений. Личностные Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии культур, народов и религий на основе сопоставления русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей. Эмоционально-ценностное отношение к искусству, понимание его функций в жизни человека и общества. | Коллективная, парная и индивидуальная работа МР3 «Фонохрестоматия музыкального материала. 4 класс» | Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль |
| | 1 | Комбиниров. | Тема Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара) Содержание: Произведения композиторов-классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различия музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах: песня. Выразительность музыкальной речи: гитара. Классические и современные образцы гитарной музыки: народная песня, романс, импровизация, авторская песня. | Предметные Знакомство с классическими и современными образцами гитарной музыки – народной песней, романсом, импровизацией, авторской песней. Воплощение особенностей музыки в исполнительской деятельности с учетом знания средств музыкальной выразительности. Метапредметные Овладение навыками смыслового прочтения содержания музыкального произведения в соответствии с учебной задачей. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового анализа музыкальных произведений. Личностные Реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования при воплощении музыкальных образов. | Коллективная, парная и индивидуальная работа МР3 «Фонохрестоматия музыкального материала. 4 класс» | Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль |
| | 1 | Обобщение знаний и умений | Тема Обобщающий урок 3 четверти. Тест Содержание: Обобщение знаний и умений по разделам: «День, полный событий», «В музыкальном театре», «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...». Тест. | Предметные Знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых произведений. Восприятие музыки и выражение своего отношения к музыкальным произведениям. Метапредметные Овладение навыками смыслового прочтения содержания музыкального произведения в соответствии с учебной задачей. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового анализа музыкальных произведений. Личностные Эмоционально-ценностное отношение к искусству, понимание его функций в жизни человека и общества. Реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования при воплощении музыкальных образов. | Коллективная, парная и индивидуальная работа МР3 «Фонохрестоматия музыкального материала. 4 класс» | Обобщающий контроль и самоконтроль |
«О России петь, что стремиться в храм» – 3 часа |
| | 1 | Комбиниров. | Тема Праздников праздник, торжество из торжеств. «Ангел вопияше» Содержание: Праздники Русской православной церкви: Пасха. Церковные и народные традиции праздника. Образ светлого Христова Воскресения в музыке русских композиторов. Религиозные песнопения: молитва. | Предметные Знакомство с церковными и народными традициями празднования Пасхи. Знакомство с новым жанром музыки религиозных традиций – религиозными песнопениями. Формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии. Эмоциональное и осознанное отношение к музыке религиозной традиции, понимание содержания и интонационно-образного смысла религиозной музыки. Формирование основ музыкальной культуры, развитие интереса к музыкальному искусству. Метапредметные Формирование умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений. Личностные Чувство гордости за свою Родину, российский народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов музыки религиозных традиций. | Коллективная, парная и индивидуальная работа МР3 П. Чесноков. «Ангел вопияше» МР3 С. Рахманинов. «Богородице Дево, радуйся» («Всенощная») | Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль |
| | 1 | Комбиниров. | Тема Родной обычай старины. Светлый праздник Содержание: Праздники Русской православной церкви: Пасха. Церковные и народные традиции праздника. Образ светлого Христова Воскресения в музыке русских композиторов. Религиозные песнопения: молитва. | Предметные Знакомство с церковными и народными традициями празднования Пасхи. Знакомство с новым жанром музыки религиозных традиций – религиозными песнопениями. Формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии. Эмоциональное и осознанное отношение к музыке религиозной традиции, понимание содержания и интонационно-образного смысла религиозной музыки. Формирование основ музыкальной культуры, развитие интереса к музыкальному искусству. Метапредметные Формирование умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений. Личностные Чувство гордости за свою Родину, российский народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов музыки религиозных традиций. | Коллективная, парная и индивидуальная работа МР3 С. Рахманинов. «Светлый праздник» (Сюита фантазия №1 для двух фортепиано) МР3 «Не шум шумит», русская народная песня | Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль |
| | 1 | Комбиниров. | Тема Кирилл и Мефодий Содержание: Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности. Религиозные песнопения: величание. | Предметные Знакомство с историей создания славянского алфавита и житием Кирилла и Мефодия. Знакомство с новым жанром музыки религиозных традиций – величанием. Формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии. Эмоциональное и осознанное отношение к музыке религиозной традиции, понимание содержания и интонационно-образного смысла религиозной музыки. Формирование основ музыкальной культуры, развитие интереса к музыкальному искусству. Метапредметные Формирование умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений. Личностные Чувство гордости за свою Родину, российский народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов музыки религиозных традиций. | Коллективная, парная и индивидуальная работа МР3 «Величание святым Кириллу и Мефодию», обиходный распев МР3 «Гимн Кириллу и Мефодию». П. Пипков, слова С. Михайловски | Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» – 1 час |
| | 1 | Комбиниров. | Тема Народные праздники. «Троица» Содержание: Церковные и народные праздники на Руси: Троица. «Троица» А. Рублева. | Предметные Знакомство с церковными и народными традициями празднования Троицы. Знакомство с новым жанром музыки религиозных традиций – религиозными песнопениями. Знакомство с понятием «иконопись» и символическим смыслом иконы А. Рублева «Троица». Формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии. Эмоциональное и осознанное отношение к музыке религиозной традиции, понимание содержания и интонационно-образного смысла религиозной музыки. Формирование основ музыкальной культуры, развитие интереса к музыкальному искусству. Метапредметные Формирование умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений. Личностные Чувство гордости за свою Родину, российский народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов музыки религиозных традиций. | Коллективная, парная и индивидуальная работа МР3 «Фонохрестоматия музыкального материала. 4 класс» | Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» – 5 часов |
| | 1 | Комбиниров. | Тема В интонации спрятан человек Содержание: Произведения композиторов-классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различия музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Интонационная выразительность. Обработка. Переложение. Импровизация. | Предметные Знакомство с понятиями: «обработка», «переложение», «импровизация». Формирование представлений о сходстве и различиях музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Воплощение особенностей музыки в исполнительской деятельности с учетом знания средств музыкальной выразительности. Метапредметные Овладение навыками смыслового прочтения содержания музыкального произведения в соответствии с учебной задачей. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового анализа музыкальных произведений. Личностные Чувство гордости за свою Родину, российский народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения шедевров музыкального наследия русских композиторов. Реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования при воплощении музыкальных образов. | Коллективная, парная и индивидуальная работа МР3 «Фонохрестоматия музыкального материала. 4 класс» | Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль |
| | 1 | Комбиниров. | Тема Музыкальный сказочник Содержание: Произведения композиторов-классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различия музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Образы былин и сказок в произведениях Н. Римского-Корсакова. | Предметные Знакомство с образами былинных и сказочных героев произведений Н. Римского-Корсакова. Понимание особенностей построения музыкальных и литературных произведений. Формирование представлений о сходстве и различиях музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Воплощение особенностей музыки в исполнительской деятельности с учетом знания средств музыкальной выразительности. Метапредметные Овладение навыками смыслового прочтения содержания музыкального произведения в соответствии с учебной задачей. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового анализа музыкальных произведений. Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально-творческих задач. Личностные Чувство гордости за свою Родину, российский народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения шедевров музыкального наследия русских композиторов. Реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования при воплощении музыкальных образов. | Коллективная, парная и индивидуальная работа МР3 «Фонохрестоматия музыкального материала. 4 класс» | Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль |
| | 1 | Комбиниров. | Тема «Рассвет на Москве-реке» Содержание: Произведения композиторов-классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различия музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Образ Родины в музыке М. Мусоргского. | Предметные Знакомство с образом Родины в произведениях М. Мусоргского. Формирование представлений о сходстве и различиях музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Воплощение особенностей музыки в исполнительской деятельности с учетом знания средств музыкальной выразительности. Метапредметные Овладение навыками смыслового прочтения содержания музыкального произведения в соответствии с учебной задачей. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового анализа музыкальных произведений. Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально-творческих задач. Личностные Чувство гордости за свою Родину, российский народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения шедевров музыкального наследия русских композиторов. Реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования при воплощении музыкальных образов. | Коллективная, парная и индивидуальная работа МР3 «Фонохрестоматия музыкального материала. 4 класс» | Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль |
| | 1 | Обобщение знаний и умений | Тема Обобщающий урок 4 четверти. Тест Содержание: Обобщение знаний и умений по разделам: «О России петь, что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...». Тест. | Предметные Формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии. Восприятие музыки и выражение своего отношения к музыкальным произведениям. Формирование представлений о сходстве и различиях музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Метапредметные Овладение навыками смыслового прочтения содержания музыкального произведения в соответствии с учебной задачей. Формирование умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений. Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально-творческих задач. Освоение форм познавательной и личностной рефлексии. Личностные Ориентация в культурном многообразии окружающей действительности. Эмоционально-ценностное отношение к искусству, понимание его функций в жизни человека и общества. Реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования при воплощении музыкальных образов. | Коллективная, парная и индивидуальная работа МР3 «Фонохрестоматия музыкального материала. 4 класс» | Обобщающий контроль и самоконтроль |
| | 1 | Обобщение знаний и умений | Тема Заключительный урок-концерт Содержание: Инструментальное музицирование. | Предметные Воплощение особенностей музыки в исполнительской деятельности с учетом знания средств музыкальной выразительности. Метапредметные Овладение навыками смыслового прочтения содержания музыкального произведения в соответствии с учебной задачей. Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально-творческих задач. Личностные Реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования при воплощении музыкальных образов. | Коллективная, парная и индивидуальная работа МР3 «Фонохрестоматия музыкального материала. 4 класс» | Обобщающий контроль и самоконтроль |
Рабочая тетрадь «Музыка» 4 класс (авторы Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.)
Методическое пособие «Методика работы с учебниками «Музыка» 1- 4 классы» (авторы Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.)
1.Учебно-методический комплект (авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина).
2. Фонохрестоматия музыкального материала «Комплект уроков по музыке, 4 класс. 2010 г.
3. Методическое пособие «Музыка», М.: «Просвещение» , 2012г