СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа и КТП Музыка 4 кл

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по музыке для 4 класса по программе «Музыка. Начальные классы» Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и КТП Музыка 4 кл»

Рассмотрено на заседании ШМО

Руководитель МО

_________ Н.А.Павлинич

Протокол № ___

От «___» ________ 2016 г.



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №31 с углубленным изучением отдельных предметов»

__________ И.А. Каплеева

«___» ________ 2016 г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 31 с углубленным изучением отдельных предметов»

_______________ Н. С. Огорелкова

«___» ____________ 2016 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО

музыке

4-а класс

на 2016-2017 учебный год


Составила учитель начальных классов

1 квалификационной категории

Лазаревич Ирина Геннадьевна




Омск, 2016



Содержание

I.Паспорт рабочей программы

II.Пояснительная записка

III. Требования к уровню подготовки обучающихся (по годам обучения)

IV. Содержание учебного курса

V. Учебно-тематический план

VI. Перечень учебно-методических средств обучения, ЭОР (электронных образовательных ресурсов)

VII.Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ

VIII.Критерии и нормы оценки результатов освоения программы обучающимися

IX.Список литературы


I.Паспорт рабочей программы

Тип программы

Программа общеобразовательных учреждений (программа начального общего образования)

Статус программы

Рабочая программа учебного предмета

Название, автор и год издания предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа;

Авторская программа по музыке «Музыка. Начальные классы» Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева,М., Просвещение, 201 г

Рабочие программы. Музыка 1-4 классы. Просвещение, 201 г.

Категория обучающихся

Учащиеся 4а класса БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №31 с углубленным изучением отдельных предметов»

Сроки освоения программы

4 года, четвертый год обучения

Объём учебного времени

35 часа

Форма обучения

очная

Режим занятий

1 час в неделю















II.Пояснительная записка


Рабочая программа по музыке для 4 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы начального общего образования по музыке, с учетом авторской программы по музыке «Музыка. Начальные классы» Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. Данная программа имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации». Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека.

Рабочая программа рассчитана на 35 час в год.

Изучение музыки в 4 классе направлено на формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников. Введение детей в многообразный мир музыки через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию. Цель школьного музыкального образования заключается в передаче положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве и развитии на этой основе положительных черт и свойств личности школьника.

ЦЕЛИ учебного курса «Музыка»:

  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;

  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;

  • развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

  • обогащение знаний о музыкальном искусстве;

  • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).

ЗАДАЧИ учебного курса «Музыка»:

  • развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;

  • понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;

  • освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);

  • изучение особенностей музыкального языка;

  • формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), творческих способностей детей.

. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА


Музыка в начальной школе является одним из предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира.

Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирования способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом.

СОДЕРЖАНИЕ программы учебного курса «Музыка» базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), сочинений современных композиторов. Приоритетным в программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры – «от родного порога», по выражению народного художника России Б. М. Неменского. При этом произведения отечественного музыкального искусства рассматриваются в контексте мировой художественной культуры. Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского – это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.

Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира (в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей) предполагает изучение основных жанров фольклорных сочинений, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу произведений духовной музыки базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.

Отличительная особенность программы – охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. Через опыт общения с конкретным музыкальным произведением у детей формируется опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к музыке и жизни; осваиваются основные сферы музыкального искусства, виды музыкальной деятельности (исполнение, сочинение, слушание), интонация как носитель образного смысла музыкального произведения, принципы развития музыки (повтор, вариационность, контраст), особенности формы музыкальных сочинений (одночастная, двухчастная, трехчастная, куплетная, рондо, вариации), жанры музыки (песня, танец, марш, сюита, опера, балет, симфония, инструментальный концерт, кантата, соната, оперетта, мюзикл), основные средства музыкальной выразительности и своеобразие, специфика их преломления в музыкальной речи композитора в конкретном произведении.

СТРУКТУРУ программы учебного курса составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года.

В программе первого класса два раздела: «Музыка вокруг нас» и «Музыка и ты». В программе второго, третьего и четвертого классов семь разделов: «Россия – Родина моя», «День, полный событий», «О России петь – что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале» и «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...».


III. Требования к уровню подготовки обучающихся по курсу «Музыка» к концу четвертого года обучения

Уроки музыки, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.

Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия; начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности; овладение универсальными учебными действиями.

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку.

Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.


Личностные универсальные учебные действия:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов;

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий;

  • уважительное отношение к культуре других народов;

  • эстетические потребности, ценности и чувства;

  • устойчивые мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками;

  • этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.


Метапредметные универсальные учебные действия:

  • способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  • овладение умением планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  • овладение начальными формами познавательной и личностной рефлексии;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

  • овладение умением осознанно строить речевое высказывание о содержании, характере, особенностях языка народных музыкальных произведений;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового анализа музыкальных произведений;

  • продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально-творческих задач;

  • овладение умением осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.

Предметные универсальные учебные действия:

  • восприятие музыки и выражение своего отношения к музыкальным произведениям;

  • знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых произведений;

  • овладение основами музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

  • осознание общности истоков и особенностей народной и профессиональной музыки;

  • овладение творческими способностями в различных видах музыкальной деятельности;

  • интонационно осмысленное исполнение музыкальных произведений разных жанров.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

по курсу «Музыка» к концу четвертого года обучения


К концу четвертого года обучения выпускник научится:

  • воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать свое отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;

  • воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах;

  • вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;

  • реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач;

  • понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.


В результате освоения содержательной линии «Музыка в жизни человека» выпускник научится:

  • воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;

  • ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

  • воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах).

В результате освоения содержательной линии «Музыка в жизни человека» выпускник получит возможность научиться:

  • реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;

  • организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх.


В результате освоения содержательной линии «Основные закономерности музыкального искусства» выпускник научится:

  • соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;

  • наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;

  • общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.


В результате освоения содержательной линии «Основные закономерности музыкального искусства» выпускник получит возможность научиться:

  • реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);

  • использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

  • владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.


В результате освоения содержательной линии «Музыкальная картина мира» выпускник научится:

  • исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация);

  • определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;

  • оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

В результате освоения содержательной линии «Музыкальная картина мира» выпускник получит возможность научиться:

  • адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;

  • оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).


IV. Содержание учебного курса


Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира». Такое построение программы допускает разнообразные варианты структурирования содержания учебников, различное распределение учебного материала и времени для его изучения.


ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ


«МУЗЫКА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость.

Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине.


«ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА»

Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.

Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика).

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Элементы нотной грамоты.

Развитие музыки – сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов.


«МУЗЫКАЛЬНАЯ КАРТИНА МИРА»

Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Музыкальные театры. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи.

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певчие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный.

Музыкальные инструменты.


РАЗДЕЛЫ


Раздел 1. «Россия – Родина моя»

Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике.

Музыкальный материал:

  • Концерт №3 для фортепиано с оркестром. С. Рахманинов;

  • «Вокализ». С. Рахманинов;

  • «Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня;

  • «Песня о России». В. Локтев, слова О. Высотской;

  • Русские народные песни: «Колыбельная» в обработке А. Лядова, «У зори-то, у зореньки», «Солдатушки, бравы ребятушки», «Милый мой хоровод», «А мы просо сеяли» в обработке М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова;

  • «Александр Невский», фрагменты из кантаты. С. Прокофьев;

  • «Иван Сусанин», фрагменты из оперы. М. Глинка.


Раздел 2. «День, полный событий»

«В краю великих вдохновений...». Один день с А. Пушкиным. Музыкально-поэтические образы.

Музыкальный материал:

  • «В деревне». М. Мусоргский;

  • «Осенняя песнь» (Октябрь) из цикла «Времена года». П. Чайковский;

  • «Пастораль» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов;

  • «Зимнее утро» из «Детского альбома». П. Чайковский;

  • «У камелька» (Январь) из цикла «Времена года». П. Чайковский;

  • Русские народные песни: «Сквозь волнистые туманы», «Зимний вечер»;

  • «Зимняя дорога». В. Шебалин, стихи А. Пушкина;

  • «Зимняя дорога». Ц. Кюи, стихи А. Пушкина;

  • «Зимний вечер». М. Яковлев, стихи А. Пушкина;

  • «Три чуда», вступление ко II действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н. Римский-Корсаков;

  • «Девицы, красавицы», хор из оперы «Евгений Онегин». П. Чайковский;

  • «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский;

  • «Венецианская ночь». М. Глинка, слова И. Козлова.


Раздел 3. «О России петь – что стремиться в храм»

Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание.

Музыкальный материал:

  • «Земле Русская», стихира;

  • «Былина об Илье Муромце», былинный напев сказителей Рябининых;

  • Симфония №2 («Богатырская»), фрагмент 1-й части. А. Бородин;

  • «Величание святым Кириллу и Мефодию», обиходный распев;

  • «Гимн Кириллу и Мефодию». П. Пипков, слова С. Михайловски;

  • «Баллада о князе Владимире», слова А. Толстого;

  • «Ангел вопияше», молитва. П. Чесноков;

  • «Богородице Дево, радуйся» из «Всенощного бдения». С. Рахманинов;

  • «Не шум шумит», русская народная песня;

  • «Светлый праздник», сюита. С. Рахманинов.


Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского народа. Троицын день.

Музыкальный материал:

  • Народные песни: «Ой ты, речка, реченька», «Бульба», белорусские; «Солнце, в дом войди», «Светлячок», грузинские; «Аисты», узбекская; «Солнышко вставало», литовская; «Сеял мужик просо», украинская; «Колыбельная», английская; «Колыбельная», неаполитанская; «Санта Лючия», итальянская; «Вишня», японская;

  • Концерт №1 для фортепиано с оркестром. П. Чайковский;

  • «Камаринская», «Мужик на гармонике играет». П. Чайковский;

  • «Ты воспой, жавороночек» из кантаты «Курские песни». Г. Свиридов;

  • «Светит месяц», русская народная песня-пляска.

Раздел 5. «В музыкальном театре»

Линии драматургического развития в опере. Музыкальная характеристика действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл.

Музыкальный материал:

  • «Иван Сусанин», фрагменты из оперы: интродукция; сцена и хор из III действия; сцена из IV действия. М. Глинка;

  • «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина». М. Мусоргский;

  • «Пляска персидок» из оперы «Хованщина». М. Мусоргский;

  • «Танец с саблями» из балета «Гаянэ». А. Хачатурян;

  • «Вальс» из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус.


Раздел 6. «В концертном зале»

Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Инструменты симфонического оркестра.

Музыкальный материал:

  • «Ноктюрн» из Квартета №2. А. Бородин;

  • «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром, фрагменты. П. Чайковский;

  • «Сирень». С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой;

  • «Старый замок» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский;

  • «Полонез» (ля мажор); Мазурки №47 (ля минор), №48 (фа мажор). Ф. Шопен;

  • «Желание». Ф. Шопен, слова С. Витвицкого, перевод. В. Рождественского;

  • Соната №8 («Патетическая»), фрагменты. Л. Бетховен;

  • «Венецианская ночь». М. Глинка, слова И. Козлова.


Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»

Произведения композиторов-классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.

Музыкальный материал:

  • Прелюдия (до-диез минор) для фортепиано. С. Рахманинов;

  • Прелюдии №7 и №20 для фортепиано. Ф. Шопен;

  • Этюд №12 («Революционный») для фортепиано. Ф. Шопен;

  • Соната №8 («Патетическая»), финал. Л. Бетховен;

  • «Песня Сольвейг» и «Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ;

  • «Песня о друге». Слова и музыка В. Высоцкого;

  • «Рассвет на Москве-реке». Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.




























V. Учебно-тематический план



Количество часов в год – 35.

Количество часов в неделю – 1.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

авторской программы курса «Музыка» Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, Т. С. Шмагиной


Содержание

Количество часов

1.

Россия – Родина моя

3

2.

День, полный событий

6

3.

«О России петь – что стремиться в храм»

4

4.

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

3

5.

В музыкальном театре

6

6.

В концертном зале

5

7.

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»

7





УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

рабочей программы курса «Музыка»


Содержание

Количество часов

1.

Россия – Родина моя

3

2.

День, полный событий

6

3.

«О России петь – что стремиться в храм»

4

4.

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

3

5.

В музыкальном театре

6

6.

В концертном зале

5

7.

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»

8






КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Дата по плану

Дата по факту

Кол-во часов

Тип урока

Тема урока/содержание

Планируемые результаты

Технологии/ресурсы

Формы контроля

Россия – Родина моя – 3 часа



1

Комбиниров.

Тема

Мелодия. Ты запой мне ту песню... «Что не выразишь словами, звуком на душу навей...»


Содержание:

Красота родной земли и человека в народной музыке и сочинениях русских композиторов. Лирические образы музыки С. Рахманинова (вокализ).

Предметные

Формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии.

Эмоциональное и осознанное отношение к народной музыке, понимание содержания и образного смысла народной музыки.

Выявление общности истоков и особенностей народной и профессиональной музыки.

Интонационно осмысленное исполнение русских народных песен.

Метапредметные

Формирование умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка народных музыкальных произведений.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового анализа музыкальных произведений.

Личностные

Чувство гордости за свою Родину, российский народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов.

Коллективная, парная и индивидуальная работа


МР3 «Ты, река ль моя, реченька», русская народная песня


МР3 «Песня о России». В. Локтев, слова О. Высотской


МР3 С. Рахманинов «Вокализ»



Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль



1

Комбиниров.

Тема

Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда, русская, зародилась, музыка?»


Содержание:

Красота родной земли и человека в народной музыке. Многообразие жанровых народных песен: колыбельная, плясовая, солдатская, трудовая, лирическая, хороводная. Тайна рождения песни. Патриотическая тема в музыке М. Глинки (опера).

Предметные

Формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии.

Эмоциональное и осознанное отношение к народной музыке, понимание содержания и образного смысла народной музыки.

Выявление общности истоков и особенностей народной и профессиональной музыки.

Интонационно осмысленное исполнение русских народных песен.

Метапредметные

Формирование умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка народных музыкальных произведений.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового анализа музыкальных произведений.

Личностные

Чувство гордости за свою Родину, российский народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов.

Коллективная, парная и индивидуальная работа


МР3 М. Глинка. «Иван Сусанин» (фрагмент)


МР3 «У зори-то, у зореньки», русская народная песня


МР3 «Милый мой хоровод», русская народная песня


Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль



1

Комбиниров.

Тема

Я пойду по полю белому... На великий праздник собралася Русь!


Содержание:

Красота родной земли и человека в народной музыке. Многообразие жанровых народных песен: колыбельная, плясовая, солдатская, трудовая, лирическая, хороводная. Тайна рождения песни. Патриотическая тема в музыке С. Прокофьева (кантата).

Предметные

Формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии.

Эмоциональное и осознанное отношение к народной музыке, понимание содержания и образного смысла народной музыки.

Выявление общности истоков и особенностей народной и профессиональной музыки.

Интонационно осмысленное исполнение русских народных песен.

Метапредметные

Формирование умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка народных музыкальных произведений.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового анализа музыкальных произведений.

Личностные

Чувство гордости за свою Родину, российский народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов.

Коллективная, парная и индивидуальная работа


МР3 С. Прокофьев. «Александр Невский» (фрагмент)


МР3 «Солдатушки, бравы ребятушки», русская народная песня


МР3 «А мы просо сеяли», русская народная песня


Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль

«О России петь, что стремиться в храм» – 1 час



1

Комбиниров.

Тема

Святые земли Русской. Илья Муромец


Содержание:

Нравственные подвиги святых земли Русской. Равноапостольные княгиня Ольга, князь Владимир, Илья Муромский. Религиозные песнопения: стихира, величание.

Предметные

Знакомство с новыми жанрами музыки религиозных традиций – величанием, стихирой.

Формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии.

Эмоциональное и осознанное отношение к музыке религиозной традиции, понимание содержания и интонационно-образного смысла религиозной музыки.

Метапредметные

Формирование умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений.

Личностные

Чувство гордости за свою Родину, российский народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов музыки религиозной традиции.

Коллективная, парная и индивидуальная работа


МР3 «Земле Русская», стихира


МР3 «Былина об Илье Муромце», былинный напев сказителей Рябининых

Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль

День, полный событий – 5 часов



1

Комбиниров.

Тема

«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья...»


Содержание:

Один день с Александром Сергеевичем Пушкиным.

Предметные

Знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых произведений.

Понимание особенностей построения музыкальных и литературных произведений.

Восприятие музыки и выражение своего отношения к музыкальным произведениям.

Метапредметные

Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально-творческих задач.

Формирование умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений.

Личностные

Чувство гордости за свою Родину, российский народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе шедевров музыкального наследия русских композиторов.

Коллективная, парная и индивидуальная работа


МР3 М. Мусоргский. «В деревне»


МР3 П. Чайковский. «Осенняя песня» («Времена года»)

Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль



1

Комбиниров.

Тема

«Что за прелесть эти сказки!» Три чуда


Содержание:

Михайловское: музыкально-поэтические образы природы и сказок в творчестве русских композиторов: П. Чайковского, М. Мусоргского, Г. Свиридова, Н. Римского-Корсакова.

Предметные

Знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых произведений.

Понимание особенностей построения музыкальных и литературных произведений.

Восприятие музыки и выражение своего отношения к музыкальным произведениям.

Метапредметные

Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально-творческих задач.

Формирование умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений.

Личностные

Чувство гордости за свою Родину, российский народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе шедевров музыкального наследия русских композиторов.

Коллективная, парная и индивидуальная работа


МР3 «Венецианская ночь». М. Глинка, слова И. Козлова


МР3 «Три чуда» (Сказка о царе Салтане). Н. Римский-Корсаков, слова А. Пушкина

Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль



1

Комбиниров.

Тема

Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь


Содержание:

Многообразие жанров народной музыки: колокольные звоны.

Предметные

Знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых произведений.

Понимание особенностей построения музыкальных и литературных произведений.

Восприятие музыки и выражение своего отношения к музыкальным произведениям.

Метапредметные

Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально-творческих задач.

Формирование умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений.

Личностные

Чувство гордости за свою Родину, российский народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе лучших образцов музыки религиозной традиции.

Коллективная, парная и индивидуальная работа


МР3 М. Мусоргский. «Великий колокольный звон»


Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль



1

Комбиниров.

Тема

«Приют, сияньем муз одетый...»


Содержание:

Музыкальные вечера в Тригорском: романсы, инструментальное музицирование (ансамбль, дуэт). Музыкальность поэзии А. Пушкина.

Предметные

Знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых произведений.

Понимание особенностей построения музыкальных и литературных произведений.

Восприятие музыки и выражение своего отношения к музыкальным произведениям.

Метапредметные

Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально-творческих задач.

Формирование умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений.

Личностные

Чувство гордости за свою Родину, российский народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе шедевров музыкального наследия русских композиторов.

Коллективная, парная и индивидуальная работа


МР3 «Зимний вечер», русская народная песня


МР3 «Сквозь волнистые туманы», русская народная песня


МР3 «Зимняя дорога». Ц. Кюи, слова А. Пушкина


МР3 «Зимний вечер». М. Яковлев, слова А. Пушкина

Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль



1

Обобщение знаний и умений

Тема

Обобщающий урок 1 четверти. Тест


Содержание:

Обобщение знаний и умений по разделам: «Россия – Родина моя», «О России петь, что стремиться в храм», «День, полный событий». Тест.

Предметные

Восприятие музыки и выражение своего отношения к музыкальным произведениям.

Метапредметные

Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально-творческих задач.

Формирование умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений.

Освоение форм познавательной и личностной рефлексии.

Личностные

Чувство гордости за свою Родину, российский народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе шедевров музыкального наследия русских композиторов.

Коллективная, парная и индивидуальная работа


МР3 «Песня о России». В. Локтев, слова О. Высотской


МР3 П. Чайковский. «Осенняя песня» («Времена года»)


МР3 «Три чуда» (Сказка о царе Салтане). Н. Римский-Корсаков, слова А. Пушкина

Обобщающий контроль и самоконтроль

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» – 2 часа



1

2 чет

Комбиниров.

Тема

Композитор имя ему народ. Музыкальные инструменты России


Содержание:

Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов разных стран и эпох. Музыка в народном стиле. Приемы развития: повтор, контраст, вариационность, импровизационность. Единство слова, напева, инструментального наигрыша, движений, среды бытования в образцах народного творчества.

Предметные

Знакомство с историей создания музыкальных инструментов.

Различение тембров русских народных музыкальных инструментов.

Интонационно осмысленное исполнение русских народных музыкальных произведений.

Метапредметные

Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально-творческих задач.

Осознанное построение речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных народов и культур.

Личностные

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии культур, народов и религий на основе сопоставления русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей.

Коллективная, парная и индивидуальная работа


МР3 «Солнце, в дом войди», грузинская народная песня


МР3 «Аисты», узбекская народная песня


МР3 «Вишня», японская народная песня

Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль



1

Комбиниров.

Тема

Оркестр русских народных инструментов. «Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка


Содержание:

Устная и письменная традиция сохранения и передачи музыкального фольклора. Музыка в народном стиле. Музыкальные инструменты России: балалайка, гармонь, баян. Оркестр русских народных инструментов.

Предметные

Знакомство с историей создания музыкальных инструментов.

Знакомство с оркестром русских народных инструментов.

Различение тембров русских народных музыкальных инструментов.

Формирование представлений о единстве слова, напева, инструментального наигрыша и среды бытования в народной музыке.

Интонационно осмысленное исполнение русских народных музыкальных произведений.

Метапредметные

Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально-творческих задач.

Осознанное построение речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных народов и культур.

Личностные

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии культур, народов и религий на основе сопоставления русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей.

Коллективная, парная и индивидуальная работа


МР3 «Ой ты, речка, реченька», белорусская народная песня


МР3 Г. Свиридов. «Ты воспой, воспой, жавороночек» («Курские песни»)

Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль

В концертном зале – 5 часов



1

Комбиниров.

Тема

Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). «Вариации на тему рококо»


Содержание:

Жанры и образные сферы вокальной, камерной, инструментальной, симфонической музыки. Музыкальные инструменты: скрипка и виолончель. Особенности музыкальной драматургии: сочинения П. Чайковского.

Предметные

Знакомство с жанрами вокальной, камерной, инструментальной, симфонической музыки.

Знакомство с музыкальными инструментами –скрипкой и виолончелью.

Знакомство с особенностями музыкальной драматургии на примере сочинений П. Чайковского.

Восприятие музыки и выражение своего отношения к музыкальным произведениям.

Метапредметные

Формирование умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений.

Личностные

Ориентация в культурном многообразии окружающей действительности.

Коллективная, парная и индивидуальная работа


МР3 П. Чайковский. «Вариации на тему рококо» (фрагмент)


МР3 «Желание». Ф. Шопен, слова С. Ветвицкого

Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль



1

Комбиниров.

Тема

Старый замок. Счастье в сирени живет...


Содержание:

Жанры и образные сферы вокальной, камерной, инструментальной, симфонической музыки. Особенности музыкальной драматургии: сочинения С. Рахманинова.

Предметные

Знакомство с жанрами вокальной, камерной, инструментальной, симфонической музыки.

Знакомство с особенностями музыкальной драматургии на примере сочинений С. Рахманинова.

Восприятие музыки и выражение своего отношения к музыкальным произведениям.

Метапредметные

Формирование умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений.

Личностные

Ориентация в культурном многообразии окружающей действительности.

Коллективная, парная и индивидуальная работа


МР3 «Сирень». С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой


МР3 А. Бородин. «Ноктюрн» (Квартет №2)

Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль



1

Комбиниров.

Тема

Не молкнет сердце чуткое Шопена... Танцы, танцы, танцы...


Содержание:

Жанры и образные сферы вокальной, камерной, инструментальной, симфонической музыки. Особенности музыкальной драматургии: сочинения Ф. Шопена. Интонации народной музыки в творчестве Ф. Шопена: полонезы, мазурки, вальсы.

Предметные

Знакомство с жанрами вокальной, камерной, инструментальной, симфонической музыки.

Знакомство с особенностями музыкальной драматургии на примере сочинений Ф. Шопена.

Восприятие музыки и выражение своего отношения к музыкальным произведениям.

Метапредметные

Формирование умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений.

Личностные

Ориентация в культурном многообразии окружающей действительности.

Коллективная, парная и индивидуальная работа


МР3 Ф. Шопен. «Полонез ля мажор»


МР3 Ф. Шопен «Вальс си минор»


МР3 Ф. Шопен «Мазурка ля минор»


МР3 Ф. Шопен «Мазурка фа мажор»

Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль



1

Комбиниров.

Тема

«Патетическая» соната. Годы странствий. Царит гармония оркестра


Содержание:

Жанры и образные сферы вокальной, камерной, инструментальной, симфонической музыки. Особенности музыкальной драматургии: сочинения Л. Бетховена. Соната №8. Симфонический оркестр.

Предметные

Знакомство с жанрами вокальной, камерной, инструментальной, симфонической музыки.

Знакомство с особенностями музыкальной драматургии на примере сочинений Л. Бетховена.

Восприятие музыки и выражение своего отношения к музыкальным произведениям.

Метапредметные

Формирование умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений.

Личностные

Ориентация в культурном многообразии окружающей действительности.

Коллективная, парная и индивидуальная работа


МР3 Л. Бетховен. «Соната №8» («Патетическая»)



Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль



1

Обобщение знаний и умений

Тема

Обобщающий урок 2 четверти. Тест


Содержание:

Обобщение знаний и умений по разделам: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В концертном зале». Тест.

Предметные

Наблюдение за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов.

Соотношение особенностей музыкального языка русской и зарубежной музыки.

Восприятие музыки и выражение своего отношения к музыкальным произведениям.

Метапредметные

Формирование умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений.

Личностные

Ориентация в культурном многообразии окружающей действительности.

Эмоционально-ценностное отношение к искусству, понимание его функций в жизни человека и общества.

Коллективная, парная и индивидуальная работа

МР3 А. Бородин. «Ноктюрн» (Квартет №2)

МР3 Ф. Шопен. «Полонез ля мажор»

МР3 Ф. Шопен «Вальс си минор»

МР3 Л. Бетховен. «Соната №8» («Патетическая»)

Обобщающий контроль и самоконтроль

День, полный событий – 1 час



1

Комбиниров.

Тема

Зимнее утро. Зимний вечер


Содержание:

Музыкальность поэзии А. Пушкина. Русские народные песни: «Сквозь волнистые туманы», «Зимний вечер». Романс Ц. Кюи «Зимняя дорога» на стихи А. Пушкина.

Предметные

Знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых произведений.

Понимание особенностей построения музыкальных и литературных произведений.

Восприятие музыки и выражение своего отношения к музыкальным произведениям.

Исполнение музыкальных произведений на стихи А. Пушкина.

Метапредметные

Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально-творческих задач.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового анализа музыкальных произведений.

Формирование умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений.

Личностные

Чувство гордости за свою Родину, российский народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе шедевров музыкального наследия русских композиторов.

Коллективная, парная и индивидуальная работа

МР3 «Зимний вечер», русская народная песня

«Сквозь волнистые туманы», русская народная песня

МР3 «Зимняя дорога». Ц. Кюи, слова А. Пушкина

МР3 «Зимний вечер». М. Яковлев, слова А. Пушкина

Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль

В музыкальном театре – 6 часов



1

Комбиниров.

Тема

Опера «Иван Сусанин». Бал в замке польского короля. «За Русь все стеной стоим...»


Содержание:

События отечественной истории в творчестве М. Глинки. Опера «Иван Сусанин». Музыкальная тема. Линии драматургического развития в опере. Основные приемы драматургии: контраст, сопоставление, повтор, вариантность.

Предметные

Знакомство с новым музыкальным жанром –оперой.

Знакомство с событиями истории Отечества (подвиг ополченцев в борьбе с польскими завоевателями) через содержание музыкального произведения.

Формирование представлений об основных приемах драматургии в опере – контрасте, сопоставлении, повторе, вариантности.

Соотношение содержания и музыкального языка народного и профессионального музыкального творчества.

Метапредметные

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового анализа музыкальных произведений.

Личностные

Чувство гордости за свою Родину, российский народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения шедевров музыкального наследия русских композиторов.

Коллективная, парная и индивидуальная работа


МР3 М. Глинка. «Иван Сусанин» (отрывок)

Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль



1

Комбиниров.

Тема

Опера «Иван Сусанин». Сцена в лесу


Содержание:

События отечественной истории в творчестве М. Глинки. Опера «Иван Сусанин». Музыкальная тема. Линии драматургического развития в опере. Основные приемы драматургии: контраст, сопоставление, повтор, вариантность.

Предметные

Знакомство с новым музыкальным жанром –оперой.

Знакомство с событиями истории Отечества (подвиг ополченцев в борьбе с польскими завоевателями) через содержание музыкального произведения.

Формирование представлений об основных приемах драматургии в опере – контрасте, сопоставлении, повторе, вариантности.

Соотношение содержания и музыкального языка народного и профессионального музыкального творчества.

Метапредметные

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового анализа музыкальных произведений.

Личностные

Чувство гордости за свою Родину, российский народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения шедевров музыкального наследия русских композиторов.

Коллективная, парная и индивидуальная работа


МР3 М. Глинка. «Иван Сусанин» (отрывок)

Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль



1

Комбиниров.

Тема

«Исходила младешенька...»


Содержание:

События отечественной истории в творчестве М. Мусоргского. Опера «Хованщина». Музыкальная тема. Линии драматургического развития в опере. Основные приемы драматургии: контраст, сопоставление, повтор, вариантность.

Предметные

Знакомство с новым музыкальным жанром –оперой.

Знакомство с событиями истории Отечества (подвиг ополченцев в борьбе с польскими завоевателями) через содержание музыкального произведения.

Формирование представлений об основных приемах драматургии в опере – контрасте, сопоставлении, повторе, вариантности.

Соотношение содержания и музыкального языка народного и профессионального музыкального творчества.

Метапредметные

Овладение навыками смыслового прочтения содержания музыкального произведения в соответствии с учебной задачей.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового анализа музыкальных произведений.

Личностные

Чувство гордости за свою Родину, российский народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения шедевров музыкального наследия русских композиторов.

Коллективная, парная и индивидуальная работа


МР3 М. Мусоргский. «Хованщина» (отрывок)

Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль



1

Комбиниров.

Тема

Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы


Содержание:

Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Балет. Особенности развития музыкальных образов в балетах А. Хачатуряна. Орнаментальная мелодика.

Предметные

Знакомство с новым музыкальным жанром – балетом.

Формирование представления об орнаментальной мелодике.

Метапредметные

Овладение навыками смыслового прочтения содержания музыкального произведения в соответствии с учебной задачей.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового анализа музыкальных произведений.

Личностные

Чувство гордости за свою Родину, российский народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения шедевров музыкального наследия русских композиторов.

Коллективная, парная и индивидуальная работа


МР3 А. Хачатурян. «Танец с саблями» («Гаянэ»)


Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль



1

Комбиниров.

Тема

Балет «Петрушка»


Содержание:

Балет. Орнаментальная мелодика.

Предметные

Знакомство с новым музыкальным жанром – балетом.

Формирование представления об орнаментальной мелодике.

Метапредметные

Овладение навыками смыслового прочтения содержания музыкального произведения в соответствии с учебной задачей.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового анализа музыкальных произведений.

Личностные

Чувство гордости за свою Родину, российский народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения шедевров музыкального наследия русских композиторов.

Коллективная, парная и индивидуальная работа


МР3 И. Стравинский. «Первая картина» («Петрушка»)


Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль



1

Комбиниров.

Тема

Театр музыкальной комедии


Содержание:

Жанры легкой музыки: оперетта, мюзикл. Особенности мелодики и ритмики.

Предметные

Знакомство с жанрами легкой музыки – опереттой, мюзиклом.

Формирование представлений об особенностях мелодики и ритмики жанров легкой музыки – оперетты, мюзикла.

Метапредметные

Овладение навыками смыслового прочтения содержания музыкального произведения в соответствии с учебной задачей.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового анализа музыкальных произведений.

Личностные

Ориентация в культурном многообразии окружающей действительности.

Эмоционально-ценностное отношение к искусству, понимание его функций в жизни человека и общества.

Коллективная, парная и индивидуальная работа


МР3 И. Штраус. «Вальс» («Летучая мышь»)


МР3 Ф. Лоу. «Песня Элизы» («Моя прекрасная леди»)

Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» – 3 часа



1

Комбиниров.

Тема

Прелюдия. Исповедь души. «Революционный» этюд


Содержание:

Произведения композиторов-классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различия музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах: прелюдия, этюд, соната, симфоническая картина.

Предметные

Знакомство с новыми жанрами музыки – сонатой, симфонической картиной.

Знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых произведений.

Восприятие музыки и выражение своего отношения к музыкальным произведениям.

Метапредметные

Овладение навыками смыслового прочтения содержания музыкального произведения в соответствии с учебной задачей.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового анализа музыкальных произведений.

Личностные

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии культур, народов и религий на основе сопоставления русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей.

Эмоционально-ценностное отношение к искусству, понимание его функций в жизни человека и общества.

Коллективная, парная и индивидуальная работа


МР3 «Фонохрестоматия музыкального материала. 4 класс»


Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль



1

Комбиниров.

Тема

Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара)


Содержание:

Произведения композиторов-классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различия музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах: песня. Выразительность музыкальной речи: гитара. Классические и современные образцы гитарной музыки: народная песня, романс, импровизация, авторская песня.

Предметные

Знакомство с классическими и современными образцами гитарной музыки – народной песней, романсом, импровизацией, авторской песней.

Воплощение особенностей музыки в исполнительской деятельности с учетом знания средств музыкальной выразительности.

Метапредметные

Овладение навыками смыслового прочтения содержания музыкального произведения в соответствии с учебной задачей.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового анализа музыкальных произведений.

Личностные

Реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования при воплощении музыкальных образов.

Коллективная, парная и индивидуальная работа


МР3 «Фонохрестоматия музыкального материала. 4 класс»

Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль



1

Обобщение знаний и умений

Тема

Обобщающий урок 3 четверти. Тест


Содержание:

Обобщение знаний и умений по разделам: «День, полный событий», «В музыкальном театре», «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...». Тест.

Предметные

Знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых произведений.

Восприятие музыки и выражение своего отношения к музыкальным произведениям.

Метапредметные

Овладение навыками смыслового прочтения содержания музыкального произведения в соответствии с учебной задачей.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового анализа музыкальных произведений.

Личностные

Эмоционально-ценностное отношение к искусству, понимание его функций в жизни человека и общества.

Реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования при воплощении музыкальных образов.

Коллективная, парная и индивидуальная работа


МР3 «Фонохрестоматия музыкального материала. 4 класс»

Обобщающий контроль и самоконтроль

«О России петь, что стремиться в храм» – 3 часа



1

Комбиниров.

Тема

Праздников праздник, торжество из торжеств. «Ангел вопияше»


Содержание:

Праздники Русской православной церкви: Пасха. Церковные и народные традиции праздника. Образ светлого Христова Воскресения в музыке русских композиторов. Религиозные песнопения: молитва.

Предметные

Знакомство с церковными и народными традициями празднования Пасхи.

Знакомство с новым жанром музыки религиозных традиций – религиозными песнопениями.

Формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии.

Эмоциональное и осознанное отношение к музыке религиозной традиции, понимание содержания и интонационно-образного смысла религиозной музыки.

Формирование основ музыкальной культуры, развитие интереса к музыкальному искусству.

Метапредметные

Формирование умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений.

Личностные

Чувство гордости за свою Родину, российский народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов музыки религиозных традиций.

Коллективная, парная и индивидуальная работа


МР3 П. Чесноков. «Ангел вопияше»


МР3 С. Рахманинов. «Богородице Дево, радуйся» («Всенощная»)

Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль



1

Комбиниров.

Тема

Родной обычай старины. Светлый праздник


Содержание:

Праздники Русской православной церкви: Пасха. Церковные и народные традиции праздника. Образ светлого Христова Воскресения в музыке русских композиторов. Религиозные песнопения: молитва.

Предметные

Знакомство с церковными и народными традициями празднования Пасхи.

Знакомство с новым жанром музыки религиозных традиций – религиозными песнопениями.

Формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии.

Эмоциональное и осознанное отношение к музыке религиозной традиции, понимание содержания и интонационно-образного смысла религиозной музыки.

Формирование основ музыкальной культуры, развитие интереса к музыкальному искусству.

Метапредметные

Формирование умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений.

Личностные

Чувство гордости за свою Родину, российский народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов музыки религиозных традиций.

Коллективная, парная и индивидуальная работа


МР3 С. Рахманинов. «Светлый праздник» (Сюита фантазия №1 для двух фортепиано)


МР3 «Не шум шумит», русская народная песня

Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль



1

Комбиниров.

Тема

Кирилл и Мефодий


Содержание:

Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности. Религиозные песнопения: величание.

Предметные

Знакомство с историей создания славянского алфавита и житием Кирилла и Мефодия.

Знакомство с новым жанром музыки религиозных традиций – величанием.

Формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии.

Эмоциональное и осознанное отношение к музыке религиозной традиции, понимание содержания и интонационно-образного смысла религиозной музыки.

Формирование основ музыкальной культуры, развитие интереса к музыкальному искусству.

Метапредметные

Формирование умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений.

Личностные

Чувство гордости за свою Родину, российский народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов музыки религиозных традиций.

Коллективная, парная и индивидуальная работа


МР3 «Величание святым Кириллу и Мефодию», обиходный распев


МР3 «Гимн Кириллу и Мефодию». П. Пипков, слова С. Михайловски

Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» – 1 час



1

Комбиниров.

Тема

Народные праздники. «Троица»


Содержание:

Церковные и народные праздники на Руси: Троица. «Троица» А. Рублева.

Предметные

Знакомство с церковными и народными традициями празднования Троицы.

Знакомство с новым жанром музыки религиозных традиций – религиозными песнопениями.

Знакомство с понятием «иконопись» и символическим смыслом иконы А. Рублева «Троица».

Формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии.

Эмоциональное и осознанное отношение к музыке религиозной традиции, понимание содержания и интонационно-образного смысла религиозной музыки.

Формирование основ музыкальной культуры, развитие интереса к музыкальному искусству.

Метапредметные

Формирование умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений.

Личностные

Чувство гордости за свою Родину, российский народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов музыки религиозных традиций.

Коллективная, парная и индивидуальная работа


МР3 «Фонохрестоматия музыкального материала. 4 класс»


Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» – 5 часов



1

Комбиниров.

Тема

В интонации спрятан человек


Содержание:

Произведения композиторов-классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различия музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Интонационная выразительность. Обработка. Переложение. Импровизация.

Предметные

Знакомство с понятиями: «обработка», «переложение», «импровизация».

Формирование представлений о сходстве и различиях музыкального языка разных эпох, композиторов, народов.

Воплощение особенностей музыки в исполнительской деятельности с учетом знания средств музыкальной выразительности.

Метапредметные

Овладение навыками смыслового прочтения содержания музыкального произведения в соответствии с учебной задачей.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового анализа музыкальных произведений.

Личностные

Чувство гордости за свою Родину, российский народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения шедевров музыкального наследия русских композиторов.

Реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования при воплощении музыкальных образов.

Коллективная, парная и индивидуальная работа


МР3 «Фонохрестоматия музыкального материала. 4 класс»

Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль



1

Комбиниров.

Тема

Музыкальный сказочник


Содержание:

Произведения композиторов-классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различия музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Образы былин и сказок в произведениях Н. Римского-Корсакова.

Предметные

Знакомство с образами былинных и сказочных героев произведений Н. Римского-Корсакова.

Понимание особенностей построения музыкальных и литературных произведений.

Формирование представлений о сходстве и различиях музыкального языка разных эпох, композиторов, народов.

Воплощение особенностей музыки в исполнительской деятельности с учетом знания средств музыкальной выразительности.

Метапредметные

Овладение навыками смыслового прочтения содержания музыкального произведения в соответствии с учебной задачей.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового анализа музыкальных произведений.

Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально-творческих задач.

Личностные

Чувство гордости за свою Родину, российский народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения шедевров музыкального наследия русских композиторов.

Реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования при воплощении музыкальных образов.

Коллективная, парная и индивидуальная работа


МР3 «Фонохрестоматия музыкального материала. 4 класс»

Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль



1

Комбиниров.

Тема

«Рассвет на Москве-реке»


Содержание:

Произведения композиторов-классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различия музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Образ Родины в музыке М. Мусоргского.

Предметные

Знакомство с образом Родины в произведениях М. Мусоргского.

Формирование представлений о сходстве и различиях музыкального языка разных эпох, композиторов, народов.

Воплощение особенностей музыки в исполнительской деятельности с учетом знания средств музыкальной выразительности.

Метапредметные

Овладение навыками смыслового прочтения содержания музыкального произведения в соответствии с учебной задачей.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового анализа музыкальных произведений.

Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально-творческих задач.

Личностные

Чувство гордости за свою Родину, российский народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения шедевров музыкального наследия русских композиторов.

Реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования при воплощении музыкальных образов.

Коллективная, парная и индивидуальная работа


МР3 «Фонохрестоматия музыкального материала. 4 класс»

Текущий контроль, самоконтроль и взаимоконтроль



1

Обобщение знаний и умений

Тема

Обобщающий урок 4 четверти. Тест


Содержание:

Обобщение знаний и умений по разделам: «О России петь, что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...». Тест.

Предметные

Формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии.

Восприятие музыки и выражение своего отношения к музыкальным произведениям.

Формирование представлений о сходстве и различиях музыкального языка разных эпох, композиторов, народов.

Метапредметные

Овладение навыками смыслового прочтения содержания музыкального произведения в соответствии с учебной задачей.

Формирование умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений.

Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально-творческих задач.

Освоение форм познавательной и личностной рефлексии.

Личностные

Ориентация в культурном многообразии окружающей действительности.

Эмоционально-ценностное отношение к искусству, понимание его функций в жизни человека и общества.

Реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования при воплощении музыкальных образов.

Коллективная, парная и индивидуальная работа


МР3 «Фонохрестоматия музыкального материала. 4 класс»

Обобщающий контроль и самоконтроль



1

Обобщение знаний и умений

Тема

Заключительный урок-концерт


Содержание:

Инструментальное музицирование.

Предметные

Воплощение особенностей музыки в исполнительской деятельности с учетом знания средств музыкальной выразительности.

Метапредметные

Овладение навыками смыслового прочтения содержания музыкального произведения в соответствии с учебной задачей.

Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально-творческих задач.

Личностные

Реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования при воплощении музыкальных образов.

Коллективная, парная и индивидуальная работа


МР3 «Фонохрестоматия музыкального материала. 4 класс»

Обобщающий контроль и самоконтроль





VI. Перечень учебно-методических средств обучения, ЭОР (электронных образовательных ресурсов)


В данный УМК входят

Учебник «Музыка» 4 класс (авторы Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.)

Рабочая тетрадь «Музыка» 4 класс (авторы Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.)

Методическое пособие «Методика работы с учебниками «Музыка» 1- 4 классы» (авторы Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.)


Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Цифровые информационные инструменты и источники (по тематике курса музыки): электронные справочные и учебные пособия: презентации по темам уроков

Офтальмологические физминутки (1-4класс)

Технические средства обучения (ТСО)

Магнитная доска

Персональный компьютер

Мультимедийный проектор



VII.Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ


Контрольная работа (тест) - 1раз в четверть


VIII.Критерии и нормы оценки результатов освоения программы обучающимися

Критерии и нормы оценки результатов освоения программы обучающимися определяются Положением о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации обучающихся начальной ступени образования в БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 31 с углубленным изучением отдельных предметов»


Формы реализации программы:

-фронтальная;

-парная;

-групповая;

-индивидуальная

Методы реализации программы:

-практический;

-объяснительно-иллюстративный;

-частично- поисковый;

-информативный

Способы и средства:

-технические средства;

Форма контроля:

Контрольная работа (тест) - 1раз в четверть


IX.Список литературы


1.Учебно-методический комплект (авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина).

2. Фонохрестоматия музыкального материала «Комплект уроков по музыке, 4 класс. 2010 г.

3. Методическое пособие «Музыка», М.: «Просвещение» , 2012г 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!