Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса на 2022– 2023 учебный год составлена на основе примерной программы начального общего образования по русскому языку для образовательных учреждений «Русский язык» В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина и УМК «Школа России».
На изучение учебного предмета «Русский язык» в 4 классе отводится 136 часов в год, 4 часа в неделю.
Сведения о программе:
Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/[В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина и др.]. — М.: Просвещение, 2016.
Программу обеспечивают:
Русский язык. Рабочие программы. 1—4 классы, Канакина В. П., Горецкий В. Г., Бойкина М.В. М.: «Просвещение» 2015.
Канакина В. П., Горецкий В. 4 класс. Русский язык. Учебник в 2-х частях, М.: «Просвещение» 2017
Канакина В. П. Рабочая тетрадь. Русский язык., 4 класс. М.: «Просвещение» 2017
Русский язык. 4 класс. Приложение на электронном носителе (CD)
Канакина В.П. Русский язык. Тестовые задания. 4 класс.
Канакина В.П., Щёголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1-4 классы.
Планируемые результаты учебного курса
Личностные результаты:
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувства других людей и сопереживания им.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществление взаимного контроля в совместной деятельности, адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения
между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета
Предметные результаты:
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Содержание учебного предмета «Русский язык»
(136 часов)
Повторение (9ч).
Текст. Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование,описание, рассуждение, смешанный текст).
Предложение. Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление).
Составление предложений с обращением.
Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.
Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.
Разбор предложения по членам предложения.
Предложение (7ч)
Однородные члены предложения. Однородные члены предложения (общее представление).Предложения с однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов.
Простые и сложные предложения. Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.
Слово в языке и речи (16 ч)
Слово и его лексическое значение.Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.
Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии с типом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления слов в связной речи.
Состав слова.Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Морфемный и словообразовательный разбор слов типа подснежник, русский, травинка, смелость, маленький. Развитие навыка правописания гласных и согласных в корнях слов на более сложном материале. Упражнение в правописании приставок и суффиксов, разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Совершенствование звуко-буквенного анализа с привлечением слов более сложного слого-звукового состава типа сильный, водичка, ёлка, вьюга, съел.
Части речи. Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог). Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы. Правописание наиболее употребительных наречий с суффиксами -о, -а (близко, быстро, интересно, влево, направо, заново, справа, слева,издалека). Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения)
Имя существительное (34 ч)
Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.
Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-госклонения. Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных (общее представление). Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).
Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа(инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.
Имя прилагательное (27 ч)
Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам.в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.
Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).
Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.
Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.
Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.
Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов.
Местоимение (8 ч)
Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.
Глагол (27ч)
Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.
Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.
Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? Умывается, что делать? умываться). Правописание буквосочетаний –тся в возвратных глаголах в 3-м лице и –ться в возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление).
Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)
Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).
Повторение изученного (8ч)
Связная речь
Речь и ее значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации. Текст. Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста. План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоятельно). Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.
Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учетом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.).
Изложение. Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.
Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств (эпитетов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существительных-синонимов и др.
Сочинение. Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя.
Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, используемые при извинении и отказе.
Чистописание
Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов соединений букв в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном письме. Упражнение в развитии ритмичности, плавности письма, способствующих формированию скорости.
Слова с непроверяемыми написаниями
Автомобиль, агроном, адрес, аллея, аппетит, багаж, беседа, библиотека, билет, богатство, ботинки, вагон, везде, вокзал, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт, двадцать, двенадцать, директор, ещё, железо, завтра, здесь, издалека, инженер, календарь, каникулы, кастрюля, километр, командир, комбайн, корабль, космонавт, костёр, костюм, лучше, медленно, металл, назад, налево, направо, оборона, одиннадцать, пассажир, пейзаж, победа, портрет, правительство, председатель,. прекрасный, путешествие, расстояние, салют, самолёт. сверкать, сверху, свитер, свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка. слева, снизу, справа, тарелка, телефон, теперь, тепловоз, хлебороб, хозяин, хозяйство, человек, шестнадцать, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция.
Учебно-тематический план
№ | Раздел рабочей программы | Всего часов |
1 | Повторение | 9 |
2 | Предложение | 7 |
3 | Слово в языке и речи | 16 |
4 | Имя существительное | 34 |
5 | Имя прилагательное | 29 |
6 | Местоимение | 8 |
7 | Глагол | 26 |
8 | Повторение | 7 |
| Итого | 136 |
График диктантов, изложений, сочинений и проектов.
№ п/п | Раздел | Тема | Дата проведения |
1 | Повторение | Словарные диктант № 1 | |
2 | Контрольный диктант №1 по теме: «Повторение» | |
3 | Предложение | Проект «Похвальное слово знакам препинания» | |
4 | Р.Р. Обучающее изложение по рассказу Е.Чарушина «Рыбак и кот» | |
5 | Слово в языке и речи | Словарный диктант № 2 | |
6 | Контрольное списывание № 1 по теме «Правописание гласных и согласных в корнях слов» | |
7 | Р/р: Сочинение-отзыв по картине В.М.Васнецова «Иван Царевич на Сером волке». | |
8 | Контрольный диктант №2 по теме «Предложение» | |
9 | Имя существительное | Словарный диктант№3 | |
10 | Контрольный диктант №3 по теме «Части речи». | |
11 | Р/р: Обучающее изложение по коллективно составленному плану по рассказу Н.Сладкова «Поползень и змея» | |
12 | Словарный диктант № 4 | |
13 | Р/р. Обучающее сочинение по репродукции В.А. Тропина «Кружевница» | |
14 | Контрольный диктант №4 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе» | |
15 | Р/р. Обучающее изложение по рассказу Ю. Яковлева «Дружба» | |
16 | Проект «Говорите правильно» | |
17 | Имя прилагательное | Словарный диктант № 5 | |
18 | Р/р: Обучающее сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В.А. Серова «Мика Морозов» | |
19 | Проект « Имена прилагательные в сказке о рыбаке и рыбке А. С. Пушкина» | |
20 | Контрольный диктант №5 по теме «Склонение имён прилагательных» | |
21 | Словарный диктант № 6 | |
22 | Р/р: Изложение описательного текста по рассказу Г. Скребицкого «Мать и сын» | |
23 | Р/р. Обучающее сочинение по репродукции картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» | |
24 | Контрольный диктант №6 по теме «Имя прилагательное» | |
25 | Местоимение | Тест по теме «Местоимение» | |
26 | Контрольный диктант №7 по теме «Местоимение» | |
27 | Глагол | Р/р. Обучающее изложение по рассказу В. Бочарникова «Утя» | |
28 | Словарный диктант № 7 | |
29 | Контрольный диктант №8 на тему: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени» | |
30 | Словарный диктант № 8 | |
31 | Контрольный диктант №9 по теме «Глагол» | |
32 | Р/р: Обучающее изложение по рассказу «К. Паустовского «Пожар» | |
33 | Повторение | Итоговый контрольный диктант №10 по теме «Правописание частей речи» | |
34 | Словарный диктант № 9 | |
Учебно-тематический план по русскому языку с учётом программы воспитания
№ | Раздел рабочей программы | Модуль «Школьный урок» | Всего часов |
1 | Повторение | День знаний Международный день жестовых языков | 9 |
2 | Предложение | Интеллектуальные олимпиады и конкурсы | 7 |
3 | Слово в языке и речи | Урок мужества День толерантности | 16 |
4 | Имя существительное | Единый урок «Права человека» Интеллектуальные олимпиады и конкурсы | 34 |
5 | Имя прилагательное | День российской науки Международный день родного языка | 29 |
6 | Местоимение | Урок мужества | 8 |
7 | Глагол | Интеллектуальные олимпиады и конкурсы Урок мужества и памяти | 26 |
8 | Повторение | Международный день семьи День славянской письменности и культуры | 7 |
| Итого | | 136 |
Календарно-тематическое планирование по русскому языку
№ п/п | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока |
Повторение (9 ч) |
1 | 1 | | | Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык. |
2 | 1 | | | Текст и его план. Типы текстов |
3 | 1 | | | Текст и его план. Типы текстов |
4 | 1 | | | Виды предложений по цели высказывания и по интонации |
5 | 1 | | | Диалог. Обращение. Словарный диктант № 1 |
6 | 1 | | | Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. |
7 | 1 | | | Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. |
8 | 1 | | | Контрольный диктант №1 по теме: «Повторение» |
9 | 1 | | | Работа над ошибками. Словосочетание |
Предложение (7 ч) |
10 | 1 | | | Однородные члены предложения . |
11 | 1 | | | Знаки препинания в предложениях с однородными членами |
12 | 1 | | | Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. |
13 | 1 | | | Проект «Похвальное слово знакам препинания» |
14 | 1 | | | Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного |
15 | 1 | | | Сложное предложение и предложение с однородными членами |
16 | 1 | | | Р.Р. Обучающее изложение по рассказу Е.Чарушина «Рыбак и кот» |
Слово в языке и речи (16 ч) |
17 | 1 | | | Слово и его лексическое значение. |
18 | 1 | | | Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова |
19 | 1 | | | Синонимы, антонимы, омонимы. |
20 | 1 | | | Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов |
21 | 1 | | | Состав слова. Распознавание значимых частей слова |
22 | 1 | | | Состав слова. Распознавание значимых частей слова |
23 | 1 | | | Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в корнях |
24 | 1 | | | Правописание приставок и суффиксов. Словарный диктант № 2 |
25 | 1 | | | Разделительные твердый и мягкий знаки |
26 | 1 | | | Контрольное списывание № 1 по теме «Правописание гласных и согласных в корнях слов» |
27 | 1 | | | Работа над ошибками. Части речи. Морфологические признаки частей речи |
28 | 1 | | | Склонение имен существительных и имен прилагательных |
29 | 1 | | | Имя числительное. Глагол |
30 | 1 | | | Наречие как часть речи. Правописание наречий |
31 | 1 | | | Р/р: Сочинение-отзыв по картине В.М.Васнецова «Иван Царевич на Сером волке». |
32 | 1 | | | Контрольный диктант №2 по теме «Предложение» |
Имя существительное ( 34 ч) |
33 | 1 | | | Работа над ошибками. Распознавание падежей имен существительных |
34 | 1 | | | Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевленных имен существительных. |
35 | 1 | | | Упражнение в распознавании одушевленных имен существительных в родительном и винительном падежах, в дательном падеже. Словарный диктант№3 |
36 | 1 | | | Упражнение в распознавании имен существительных в творительном и предложном падежах.. |
37 | 1 | | | Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. Несклоняемые имена существительные |
38 | 1 | | | Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных |
39 | 1 | | | Упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения |
40 | 1 | | | 2-е склонение имен существительных. |
41 | 1 | | | Упражнение в распознавании имён существительных 3-го склонения |
42 | 1 | | | Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного |
43 | 1 | | | Контрольный диктант №3 по теме «Части речи». |
44 | 1 | | | Р/р: Обучающее изложение по коллективно составленному плану по рассказу Н.Сладкова «Поползень и змея» |
45 | 1 | | | Работа над ошибками. Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных. |
46 | 1 | | | Именительный и винительный падежи |
47 | 1 | | | Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже |
48 | 1 | | | Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных |
49 | 1 | | | Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже. |
50 | 1 | | | Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах |
51 | 1 | | | Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах |
52 | 1 | | | Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже |
53 | 1 | | | Упражнение в правописании окончаний имен существительных в творительном падеже. Словарный диктант №6 |
54 | 1 | | | Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже |
55 | 1 | | | Упражнение в правописании окончаний имен существительных в предложном падеже |
56 | 1 | | | Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах |
57 | 1 | | | Р/р. Обучающее сочинение по репродукции В.А. Тропина «Кружевница» |
58 | 1 | | | Работа над ошибками. Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных |
59 | 1 | | | Склонение имён существительных во множественном числе |
60 | 1 | | | Контрольный диктант №4 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе» |
61 | 1 | | | Работа над ошибками. Именительный падеж имён существительных множественного числа. |
62 | 1 | | | Родительный падеж имён существительных множественного числа |
63 | 1 | | | Правописание окончаний имён существительных множественного числа в родительном падеже. Родительный и винительный падежи имён существительных множественного числа |
64 | 1 | | | Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа |
65 | 1 | | | Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе |
66 | 1 | | | Р/р. Обучающее изложение по рассказу Ю. Яковлева «Дружба» |
67 | 1 | | | Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе |
68 | 1 | | | Проект «Говорите правильно» |
Имя прилагательное (29 ч) |
69 | 1 | | | Имя прилагательное как часть речи |
| 1 | | | Род и число имён прилагательных. Словарный диктант № 5 |
70 | 1 | | | Склонение имён прилагательных |
71 | 1 | | | Р/р: Обучающее сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В.А. Серова «Мика Морозов» |
72 | 1 | | | Работа над ошибками. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе |
73 | 1 | | | Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже |
74 | 1 | | | Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже |
75 | 1 | | | Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже |
76 | 1 | | | Именительный, винительный, родительный падежи. |
77 | 1 | | | Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах |
78 | 1 | | | Упражнение в правописании окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода |
79 | 1 | | | Проект « Имена прилагательные в сказке о рыбаке и рыбке А. С. Пушкина» |
80 | 1 | | | Контрольный диктант №5 по теме «Склонение имён прилагательных» |
81 | 1 | | | Работа над ошибками. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода |
82 | 1 | | | Склонение имён прилагательных женского рода. |
83 | 1 | | | Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода |
84 | 1 | | | Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательных женского рода. Словарный диктант № 6 |
85 | 1 | | | Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода |
86 | 1 | | | Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных.. |
87 | 1 | | | Р/р: Изложение описательного текста по рассказу Г. Скребицкого «Мать и сын» |
88 | 1 | | | Работа над ошибками. Склонение имён прилагательных во множественном числе |
89 | 1 | | | Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа. |
90 | 1 | | | Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа. |
91 | 1 | | | Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа |
92 | 1 | | | Р/р. Обучающее сочинение по репродукции картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» |
93 | 1 | | | Обобщение по теме «Имя прилагательное». |
94 | 1 | | | Контрольный диктант №6 по теме «Имя прилагательное» |
95 | 1 | | | Работа над ошибками. Повторение изученного материала по теме « Имя прилагательное» |
Местоимение ( 8 ч) |
96 | 1 | | | Местоимение как часть речи |
97 | 1 | | | Личные местоимения |
98 | 1 | | | Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам |
99 | 1 | | | Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам. |
100 | 1 | | | Изменение личных местоимений по падежам. Тест по теме «Местоимение» |
101 | 1 | | | Изменение личных местоимений по падежам. Тест по теме «Местоимение» |
102 | 1 | | | Контрольный диктант №7 по теме «Местоимение» |
103 | 1 | | | Работа над ошибками. Повторение изученного материала по теме « Местоимение» |
Глагол (26 ч) |
104 | 1 | | | Роль глаголов в языке |
105 | 1 | | | Изменение глаголов по временам |
106 | 1 | | | Неопределённая форма глагола |
107 | 1 | | | Изменение глаголов по временам. |
108 | 1 | | | Р/р. Обучающее изложение по рассказу В. Бочарникова «Утя» |
109 | 1 | | | Спряжение глаголов. |
110 | 1 | | | Спряжение глаголов Словарный диктант № 7 |
111 | 1 | | | 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе |
112 | 1 | | | I и II спряжение глаголов настоящего времени |
113 | 1 | | | I и II спряжение глаголов будущего времени |
114 | 1 | | | Проект «Пословицы и поговорки» Спряжение глаголов |
115 | 1 | | | Работа над ошибками. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени |
116 | 1 | | | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. |
117 | 1 | | | Итоговая комплексная работа |
118 | 1 | | | Контрольный диктант №8 на тему: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени» |
119 | 1 | | | Возвратные глаголы. |
120 | 1 | | | Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах |
121 | 1 | | | Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах |
122 | 1 | | | Правописание глаголов в прошедшем времени. |
123 | 1 | | | Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени. Словарный диктант № 8 |
124 | 1 | | | Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени |
125 | 1 | | | |
126 | 1 | | | Контрольный диктант №9 по теме «Глагол» |
127 | 1 | | | Работа над ошибками, допущенными в диктанте Обобщение по теме «Глагол» |
128 | 1 | | | Р/р: Обучающее изложение по рассказу «К. Паустовского «Пожар» |
129 | 1 | | | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Обобщение по теме «Глагол» |
Повторение (7 ч.) |
130 | 1 | | | Язык. Речь. Текст |
131 | 1 | | | Итоговый контрольный диктант №10 по теме «Правописание частей речи» |
132 | 1 | | | Работа над ошибками. Предложение и словосочетание. |
133 | 1 | | | Состав слова. |
134 | 1 | | | Лексическое значение слова |
135 | 1 | | | Части речи .Словарный диктант № 9 |
136 | 1 | | | Части речи. |