1.2. Рабочая программа по предмету «Физическая культура» в 4 классе соответствует государственным требованиям, предъявляемым к содержанию образования(реализация федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего образования), и составлена на основе нормативно-правовых документов федерального, регионального, школьного уровней, перечисленных выше, а также
- комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов. Авторы: В. И. Лях, А. А. Зданевич, 2008 г.
На основании приказа Министерства образования и науки Челябинской области от 16.06.2011 г. № 04-997 «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области в 2011-2012 учебном году» и Сан ПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Министерстве юстиции России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993) в объем недельной учебной нагрузки общеобразовательных учреждений вводится третий час физической культуры.
1.3. Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Достижение этой цели обеспечивается решением следующих основных задач:
- укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию; - обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам; развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
- приобрётение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
- содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности.
Обоснованием выбора данного УМК является соответствие программного материала целям и задачам изучения предмета в ОУ и требованиям, целям и задачам, предусмотренным федеральным компонентом образовательного стандарта. Программа рекомендована МОиН РФ. Использование данного УМК считаю целесообразным. Так как УМК разработан в соответствии с обязательным минимумом содержания образования школьников в области физической культуры и минимальными требованиями к уровню подготовки учащихся начальной школы по физической культуре
Учебно-методическое обеспечение по предмету включает дидактическое и методическое обеспечение авторской программы.
Оставляю право на корректировку программы в целях обеспечения высокого уровня образовательного процесса за собой.
Программа состоит из трех разделов: «Знания о физической культуре» (информационный компонент), «Способы физкультурной деятельности» (операционный компонент) и «Физическое совершенствование» (мотивационный компонент).
В программе жизненно важные навыки и умения распределяются по соответствующим темам программы: «Гимнастика с основами акробатики», «Лёгкая атлетика», «Спортивные игры», «Лыжные гонки».
• гимнастика – уметь выполнять строевые команды; выполнять акробатические элементы раздельно и в комбинации; выполнять висы, подтягивания в висе; лазать по гимнастической стенке;
правила и последовательность выполнения упражнений утренней гимнастики, физкультминуток, физкультпауз, простейших комплексов для развития физических качеств и формирования правильной осанки; в комплексах по профилактике остроты зрения и дыхательной
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся.
В 1 – 4 классах оценка за технику ставится лишь при выполнении упражнений в равновесии, лазанье, с элементами акробатики, при построениях, перестроениях, ходьбе. В остальных видах (бег, прыжки, метание, броски, ходьба) необходимо учитывать результат: секунды, количество, длину, высоту.
№ п/п | Дата план. | Дата факт. | Раздел, тема урока | Количество часов | Общеучебные умения и навыки | Практическая часть |
| | | I четверть. Лёгкая атлетика (14ч). | | | |
1 | | | Основы знаний о физической деятельности. Т.Б. на уроках лёгкой атлетики. | 1 | Знать правила поведения на уроках по лёгкой атлетики. | Игра по упрощённым правилам «Футбол». |
2-3 | | | Правила соревнований по лёгкой атлетике. Тестирование «Наклон к ногам сидя». Специальные беговые упражнения. Бег с ускорением с высокого старта. | 2 | Совершенствовать физические качества: гибкость. | Контроль двигательных качеств: наклон вперёд из и.п. сидя. Специальные беговые упражнения. Бег с ускорением с высокого старта. |
4-5 | | | Высокий старт. Челночный бег 3x10(тестирование). Прыжки в длину с места (тренировочные упражнения). | 2 | Совершенствовать физические качества: ловкость, координация. | Ч/б 3x10 с высокого старта (тест). Прыжки в длину с места (тренировочные упражнения). |
6 | | | Контроль за состоянием физической подготовленности. Тестирование «Прыжок в длину с места». Высокий старт с опорой на одну руку. | 1 | Совершенствовать физические качества: скоростно – силовые мышц ног. | Контроль двигательных качеств: прыжки с места. Высокий старт с опорой на одну руку. |
7 | | | Бег с ускорением из разных и.п. | 1 | Развивать скоростные качества Игра «Футбол». | Бег с ускорением из разных и.п. |
8 | | | Бег 30 метров с высокого старта, тестирование. Метание малого мяча на дальность и в цель. | 1 | Совершенствовать технику бега на короткую дистанцию. Развивать скоростно – силовые способности. | Бег с ускорением на короткую дистанцию. Метание малого мяча на дальность и в цель. |
9-10 | | | Техника высокого старта. Специальные беговые упражнения. | 2 | Совершенствовать технику высокого старта. | Специальные беговые упражнения. Бег с ускорением с высокого старта. |
11-12 | | | Ловля и передача мяча. Тестирование. Подтягивание на перекладине из виса (мал.) и из виса лёжа (дев.) | 2 | Контроль за состоянием физической подготовленности (ловкость, сила мышц рук, силовая выносливость мышц живота.) | Передача мяча. Прыжки через скакалку. Подтягивание на перекладине из виса (мал.) и из виса лёжа (дев.). |
13-14 | | | Кроссовая подготовка. 1000 метров (тестирование). | 2 | Уметь бегать дальнюю дистанцию в равномерном темпе. | Бег в равномерном темпе с учётом времени |
| | | Гимнастика с элементами акробатики.(13ч) | | | |
15-17 | | | Акробатические упражнения: перекаты, кувырки вперёд в группировке; два кувырка слитно. Т.Б. на уроках физической культуры по гимнастике. | 3 | Уметь правильно выполнять кувырок вперёд. Знать Т.Б. | Кувырок вперёд в группировке, два кувырка слитно. |
18-19 | | | Акробатические упражнения: стойка на лопатках; кувырок назад в группировке; два кувырка назад слитно. | 2 | Уметь правильно выполнять кувырок назад. | Кувырок назад в группировке, два кувырка слитно. |
20 | | | Кувырок назад с перекатом; стойка на лопатках. | 1 | Освоение акробатических упражнений и развитие координационных способностей. | Кувырок назад и перекатом стойка на лопатках. |
21-24 | | | Стойка на голове и руках, «мост» из положения лёжа. Подвижные игры «Охотники и утки», «Перебежки под обстрелом». Эстафеты с мячом. | 4 | Уметь выполнять стойку. Совершенствовать технику кувырка. | Стойка на голове и руках, «мост» из положения лёжа. Прыжки на скакалке. |
25-26 | | | «Мост» с помощью и самостоятельно. Подвижные игры «Охотники и утки», «Перебежки под обстрелом». | 2 | Освоение акробатических упражнений и развитие координационных способностей. | «Мост» с помощью и самостоятельно. |
| | | IIчетверть. Гимнастика с элементами акробатики.(20ч) | | | |
27-29 | | | Вис завесом; вис на согнутых руках, согнув ноги; на гимнастической стенке вис прогнувшись. Подвижные игры. | 3 | Освоение висов и упоров. Развитие силовых и координационных способностей. | Вис на согнутых руках, согнув ноги; на гимнастической стенке вис прогнувшись. |
30-31 | | | Вис завесом; на гимнастической стенке вис прогнувшись, подтягивание в висе, поднимание ног в висе. | 2 | Совершенствовать технику висов и упоров. | Висы на гимнастической скамье. |
32-33 | | | Ходьба по гимнастической скамье большими шагами и выпадами. | 2 | Освоение навыков равновесия. | Ходьба по гимнастической скамье. |
34 | | | Ходьба по гимнастической скамье на носках; повороты прыжком на 90 и 180◦ | 1 | Освоение навыков равновесия. | Ходьба по гимнастической скамье, повороты прыжком. |
35-37 | | | Строевые упражнения. Лазанье по гимнастической стенке. | 3 | Развивать физические качества: ловкость. | Строевые упражнения: перестроение на месте и в шаге. Лазанье по гимнастической стенке разными способами. |
38-39 | | | Отработка техники акробатических элементов. | 2 | Совершенствовать технику акробатических элементов. | Поднимание туловища, наклон вперёд из и.п. сидя , прыжки через скакалку. |
40-41 | | | Строевые упражнения: повороты кругом на месте, перестроение из шеренги; перестроение из колонны. | 2 | Освоение строевых упражнений. | Повороты кругом на месте; расчёт по порядку; перестроение из шеренги; колонны. |
42-43 | | | Подвижные игры. | 2 | | |
44-45 | | | Ловля и передача мяча. Эстафета с бросками и ловлей мяча. | 2 | Совершенствовать технику ловли и передачи мяча. | Эстафета с бросками и ловлей мяча . Ловля и передача мяча по «цепочке» (туда и обратно). |
46-47 | | | Ловля и передача мяча двумя руками. Подвижные игры. | 2 | Совершенствовать технику ловли и передачи мяча. | Передача и ловля мяча двумя руками . Игра « Охота на куропаток». |
| | | III четверть. Лыжная подготовка.(17ч) | | | |
48 | | | Т.Б. на уроках по лыжной подготовке. Подвижные игры. | 1 | Знать Т.Б. Уметь правильно подбирать инвентарь и одежду. | Т.Б. на уроках, подбор инвентаря и одежды . П/и «Попади снежком в цель» , « По местам». |
49-50 | | | Скользящий и ступающий шаг. | 2 | Совершенствовать технику скользящего и ступающего шага. | Строевые упражнения . Скользящий и ступающий шаг. |
51 | | | Подъём ступающим шагом. | 1 | Совершенствовать технику подъёма на лыжах «Лесенкой». | Подъём ступающим шагом «Лесенкой». Ходьба на лыжах без палок. |
52 | | | Спуски в высокой, основной и низкой стойке. | 1 | Совершенствовать технику спуска в разных стойках. | Спуски в высокой, основной и низкой стойке . Ходьба на лыжах без палок, дистанция 800 метров. |
53 | | | Преодоление подъёмов и препятствий. | 1 | Умение преодолевать подъёмы, уметь группировать при преодолении препятствий. | Носки лыж разведены, лыжи поставлены на внутренние рёбра. |
54 | | | Повороты на лыжах. Подъём «Лесенкой». | 1 | Совершенствовать технику поворотов на месте. | Повороты на месте переступанием, подъём «Лесенкой», ходьба на лыжах на 2 км. |
55-56 | | | Спуски. Ходьба на лыжах 500 метров. | 2 | Совершенствовать технику ходьбы на лыжах. | Спуски на лыжах в разных стойках. Ходьба на лыжах без палок на дистанцию 500 метров с учётом времени. |
57-58 | | | Повороты. Ходьба на лыжах 800 м. | 2 | Совершенствовать технику ходьбы на лыжах. | Повороты на месте переступание Ходьба на лыжах без палок на дистанцию 800 м с учётом времени. |
59 | | | Торможение при изменении стойки лыжника. | 1 | Совершенствовать навыка торможения на лыжах. | Торможение при изменении стойки лыжника. Ходьба на лыжах 1,5 км без учёта времени. |
60-62 | | | Одновременный двушажный ход. Ходьба на лыжах до 1 км. | 3 | Совершенствовать технику ходьбы на лыжах. | Одновременный двушажный ход. Ходьба на лыжах до 1,5 км. Игра «Смелее с горки». |
63-64 | | | Повороты, подъём и спуски. Эстафета на лыжах. | 2 | Совершенствовать умение поворотов, подъёмов и спусков. | Повороты, подъём и спуски . Эстафета на лыжах. Игра «Быстрый лыжник». |
| | | Спортивные игры Волейбол. Баскетбол.(19ч) | | | |
65 | | | Стойка игрока и перемещение в стойке. | 1 | Уметь передавать мяч сверху двумя руками. | Элементы волейбола. Волейбольная эстафета с верхней передачей. |
66-67 | | | Приём мяча снизу. | 2 | Совершенствовать технику передачи мяча снизу. | Элементы волейбола. Игра «Пионербол» с элементами волейбола. |
68-69 | | | Нижняя прямая подача мяча. | 2 | Совершенствовать технику подачи мяча снизу. | Элементы волейбола. Эстафета с нижней передачей мяча. |
70-71 | | | Правила игры в волейбол (мини - волейбол), «Пионербол». | 2 | Совершенствовать технические приёмы игры. | Игра «Пионербол» с элементами мини – волейбол. |
72-75 | | | Стойка баскетболиста и перемещение в стойке. Подвижные игры. | 4 | Уметь вести мяч в движении. | Правила игры в «Баскетбол» Игра «Пионербол». |
76-77 | | | Передача мяча двумя руками. | 2 | Совершенствовать технику передачи мяча. | Элементы «Баскетбола». Ведение мяча. Передача мяча. |
78-81 | | | Бросок мяча после ведения и остановки прыжком. | 4 | Совершенствовать технику ведения мяча и передачи мяча с места. | Элементы «Баскетбола». Ведение мяча, остановка, передача мяча. |
82-83 | | | Бросок мяча. | 2 | Знать правила игры в «Баскетбол». Совершенствовать технические приёмы игры. | Элементы «Баскетбола». Игра в мини – баскетбол. |
| | | Лёгкая атлетика.(19ч) | | | |
84-85 | | | Контроль развития физической подготовленности – тестирование (подтягивание: девочки на низкой перекладине, мальчики – на высокой). | 2 | Контроль за состоянием физической подготовленности (ловкость, сила мышц рук, силовая выносливость мышц живота) | Подтягивание . Учебная игра в мини – баскетбол. |
86-87 | | | Контроль развития физической подготовленности - тестирование (наклон вперёд из и.п. сидя). Бег на короткие дистанции. Специальные беговые упражнения. | 2 | Контроль за состоянием физической подготовленности (ловкость, сила мышц рук, силовая выносливость мышц живота). Совершенствовать технику бега на короткие дистанции. | Наклоны вперёд из и.п. сидя . Учебная игра в мини – баскетбол. Бег на короткие дистанции. Специальные беговые упражнения. |
88-90 | | | Приёмы игры в волейбол. Челночный бег 3x10м. | 3 | Совершенствовать физические качества: координационные способности (ловкость) | Челночный бег 3x10м. Эстафеты и подвижные игры с элементами волейбола. |
91-92 | | | Высокий старт группой. Игра «Охотник и лайки». | 2 | Совершенствовать технику высокого старта. | Специальные беговые упражнения. |
93-95 | | | Техника высокого старта. Бег на короткие дистанции. Тестирование: бег 30м. | 3 | Совершенствовать технику бега на короткие дистанции. | Специальные беговые упражнения. Подвижные игры: «День и ночь», «Охота на волка». |
96-98 | | | Прыжки в длину с разбега. Подвижные игры. | 3 | Совершенствовать технику выполнения прыжка с разбега. | Прыжки в длину с разбега. Эстафета «Чья команда дальше прыгнет». |
99-101 | | | Контроль за состоянием физической подготовленности. Тестирование: прыжок в длину с места. Подвижная игра «Перебежки под обстрелом». | 3 | Совершенствовать физические качества: скоростно – силовые качества мышц ног. | Контроль двигательных качеств: прыжки качеств. Подвижная игра «Перебежки под обстрелом». |
102 | | | Контроль развития физической подготовленности - тестирование: бег 1000м. Подвижные игры. Итоговый урок. | 1 | Совершенствовать физические качества: выносливость. | Бег 1000м. |