№ п/п | Тема раздела | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | Содержание воспитания с учетом РПВ |
10 класс (34 часа) |
1. | Введение Тема 1. Ведение в астрономию | 1 1 | Российская электронная школа (РЭШ) | Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.. Ценности научного познания: овладение читательской культурой как средством познания, ориентация в деятельности на современную систему научных представлений о взаимосвязях человека с природной средой. |
2. | Астрометрия Тема 1. Звёздное небо Тема 2. Небесные координаты Тема 3. Видимое движение планет и Солнца Тема 4. Движение Луны и затмения Тема 5. Время и календарь | 5 1 1 1 1 1 | Российская электронная школа (РЭШ) | Ценности научного познания: овладение читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников исторической информации при решении познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской деятельности в науках естественно научного цикла, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. Использовать подвижную звёздную карту для решения следующих задач: а) определять координаты звёзд, нанесённых на карту; б) по заданным координатам объектов (Солнце, Луна, планеты) наносить их положение на карту; в) устанавливать карту на любую дату и время суток, ориентировать её и определять условия видимости светил. Решать задачи на связь высоты светила в кульминации с географической широтой места наблюдения; определять высоту светила в кульминации и его склонение; географическую высоту места наблюдения; рисовать чертёж в соответствии с условиями задачи; осуществлять переход к разным системам счета времени, находить стороны света по Полярной звезде и полуденному Солнцу; отыскивать на небе следующие созвездия и наиболее яркие звёзды в них Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. |
3. | Небесная механика Тема 1. Система мира. Тема 2. Законы движения планет. Тема 3. Космические скорости и межпланетные перелёты. | 3 1 1 1 | Российская электронная школа (РЭШ) | Эстетическое воспитание: восприимчивость к природе и объектам Всемирного культурного наследия человечества. Воспитание мировоззрения и моральных качеств. Воспитание воли и характера, ответственности. Воспитание трудолюбия и умения работать самостоятельно Ценности научного познания: понимание понятий: гелиоцентрическая система мира; геоцентрическая система мира; синодический период; звёздный период; горизонтальный параллакс; угловые размеры светил; первая космическая скорость; вторая космическая скорость; способы определения размеров и массы Земли; способы определения расстояний до небесных тел и их масс по закону Кеплера; законы Кеплера и их связь с законом тяготения умение применять законы Кеплера и закон всемирного тяготения при объяснении движения планет и космических аппаратов; решать задачи на расчёт расстояний по известному параллаксу (и наоборот), линейных и угловых размеров небесных тел, расстояний планет от Солнца и периодов их обращения по третьему закону Кеплера Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. |
4. | Строение Солнечной системы Тема 1. Современные представления о строении и составе Солнечной системы Тема 2. Планета Земля Тема 3. Луна и её влияние на Землю Тема 4 Планеты земной группы Тема 5. Планеты-гиганты. Планеты-карлики Тема 6. Малые тела Солнечной системы Тема 7. Современные представления о происхождении Солнечной системы | 7 1 1 1 1 1 1 1 1 | Российская электронная школа (РЭШ) | Ценности научного познания: сформированность понимания процессов происхождения Солнечной системы; основные закономерности в Солнечной системе; космогонические гипотезы; система Земля–Луна; основные движения Земли; форма Земли; природа Луны; общая характеристика планет земной группы (атмосфера, поверхность); общая характеристика планет- гигантов(атмосфера; поверхность); спутники и кольца планет- гигантов; астероиды и метеориты; пояс астероидов; кометы и метеоры. Умение решать задачи на расчёт расстояний по известному параллаксу (и наоборот), линейных и угловых размеров небесных тел, расстояний планет от Солнца и периодов их обращения по третьему закону Кеплера. Пользоваться планом Солнечной системы и справочными данными; определять по астрономическому календарю, какие планеты и в каких созвездиях видны на небе в данное время; -находить планеты на небе, отличая их от звёзд; применять законы Кеплера и закон всемирного тяготения при объяснении движения планет и космических аппаратов. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. Эстетическое воспитание: восприимчивость к природе Вселенной, объектам Всемирного культурного наследия человечества. |
5. | Астрофизика и звёздная астрономия Тема 1. Методы астрофизических исследований Тема 2. Солнце Тема 3. Внутреннее строение и источник энергии Солнца Тема 4. Основные характеристики звёзд Тема 5. Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды Тема 6. Новые и сверхновые звезды Тема 7. Эволюция звёзд | 7 1 1 1 1 1 1 1 1 | Российская электронная школа (РЭШ) | Эстетическое воспитание: восприимчивость к природе объектам Всемирного культурного наследия человечества. Воспитание мировоззрения и моральных качеств. Воспитание воли и характера, ответственности. Воспитание трудолюбия и умения работать самостоятельно Ценности научного познания: овладение основные физические характеристики Солнца: масса, размеры, температура; схему строения Солнца и физические процессы, происходящие в его недрах и атмосфере; основные проявления солнечной активности, их причины, периодичность и влияние на Землю; основные характеристики звёзд в сравнении с Солнцем: спектры, температуры, светимости; пульсирующие и взрывающиеся звезд; порядок расстояния до звёзд, способы определения и размеров звёзд; единицы измерения расстояний: парсек, световой год; важнейшие закономерности мира звёзд; диаграммы «спектр– светимость» и «масса– светимость»; способ определения масс двойных звёзд; основные параметры состояния звёздного вещества: плотность, температура, химический состав, физическое состояние; важнейшие понятия: годичный параллакс, светимость, абсолютная звёздная величина; устройство и назначение телескопа; устройство и назначение рефракторов и рефлекторов. Применение основных положений ведущих физических теорий при объяснении природы Солнца и звёзд; решать задачи на расчёт расстояний до звёзд по известному годичному параллаксу и обратные, на сравнение различных звёзд по светимостям, размерам и температурам; анализировать диаграммы «спектр–светимость» и «масса– светимость»; находить на небе звёзды: Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. |
6. | Млечный путь Тема 1. Газ и пыль в Галактике Тема 2. Рассеянные и шаровые звёздные скопления Тема 3. Сверхмассивная чёрная дыра в центре Млечного Путин | 3 1 1 1 | Российская электронная школа (РЭШ) | Ценности научного познания: сформированность понятий туманности; основные физические параметры, химический состав и распределение межзвёздного вещества в Галактике; примерные значения следующих величин: - расстояния между звёздами в окрестности Солнца, их число в Галактике, её размеры, инфракрасный телескоп; оценка массы и размеров чёрной дыры по движению отдельных звёзд. Умение объяснять причины различия видимого и истинного распределения звёзд, межзвёздного вещества и галактик на небе; находить расстояния между звёздами в окрестности Солнца, их число в Галактике Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. Эстетическое воспитание: восприимчивость к природе и культуре других регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества. |
7 | Галактики Тема 1. Классификация галактик Тема 2. Активные галактики и квазары Тема 3. Скопления галактик | 3 1 1 1 | Российская электронная школа (РЭШ) | Ценности научного познания: сформированность понятий основные физические параметры, химический состав и распределение межзвёздного вещества в Галактике; примерные значения следующих величин: основные типы галактик, различия между ними; примерное значение и физический смысл постоянной Хаббла; возраст наблюдаемых небесных тел объяснять причины различия видимого и истинного распределения звёзд, межзвёздного вещества и галактик на неб Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. Эстетическое воспитание: восприимчивость к природе объектам Всемирного культурного наследия человечества. |
8 | Строение и эволюция Вселенной Тема 1. Конечность и бесконечность Вселенной. Расширяющаяся Вселенная Тема 2. Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучение | 2 1 1 | Российская электронная школа (РЭШ) | Ценности научного познания: сформированность понятий связь закона всемирного тяготения с представлениями о конечности и бесконечности Вселенной; что такое фотометрический парадокс; необходимость общей теории относительности для построения модели Вселенной; понятие «горячая Вселенная»; крупномасштабную структуру Вселенной; что такое метагалактика; космологические модели Вселенной использовать знания по физике и астрономии для описания и объяснения современной научной картины мира Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. Эстетическое воспитание: восприимчивость к природе объектам Всемирного культурного наследия человечества. |
9 | Современные проблемы астрономии Тема 1. Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия Тема 2. Обнаружение планет возле других звёзд Тема 2. Поиск жизни и разума во Вселенной | 3 1 1 1 | Российская электронная школа (РЭШ) | Ценности научного познания: сформированность понятий какие наблюдения подтвердили теорию ускоренного расширения Вселенной; что исследователи понимают под тёмной энергией; зачем в уравнение Эйнштейна была введена космологическая постоянная; условия возникновения планет около звёзд; методы обнаружения экзопланет около других звёзд; об эволюции Вселенной и жизни во Вселенной; проблемы поиска внеземных цивилизаций; формула Дрейка, использовать знания, полученные по физике и астрономии, для описания и объяснения современной научной картины мира; обосновывать свою точку зрения о возможности существования внеземных цивилизаций и их контактов с нами Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. Эстетическое воспитание: восприимчивость к природе объектам Всемирного культурного наследия человечества. |
10 | резерв | 1 | | |