№ недели | № урока п/п по разделу теме | № урока п/п в теме | дата | Тема разделов, уроков | Кол. часов | Тип, вид урока | Материалы и оборудование | Основные понятия и термины | Домашнее задание | Учебно-лабораторное оборудование |
Введение (3 ч) |
1 | 1 | 1 | | Какими свойствами обладают животные как живые организмы? | 1 | вводный | презентация по теме | обмен веществ (питание, дыхание, выделение), рост, развитие, размножение, раздражимость, наследственность, изменчивость, приспособленность к условиям окружающей среды | 1 | проектор |
2 | 2 | 2 | | Чем отличаются животные от организмов других царств | 1 | комбинированный | таблица | отличительные признаки, гетеротрофный тип питания | 2 | |
3 | 3 | 3 | | Науки, изучающие животных | 1 | комбинированный | схема | зоология, систематика животны. Царство Животные. Подцарства Одноклеточные (Простейшие) и Многоклеточные. Типы, классы, отряды, семейства. Вид | 3 | |
Тема 1. Системная организация животного (5 ч) |
4 | 1 | 4 | | Клетка — единица строения и жизнедеятельности животного организма | 1 | урок изучения нового материала | таблица, презентация | клетка, части клетки, питание, клеточное дыхание, деление клетки. Соматические клетки, половые клетки (гаметы) — яйцеклетки и сперматозоиды | 4 | цифровой микроскоп |
5 | 2 | 5 | | Ткани животного организма. Эпителиальная и соединительная ткани. Лабораторная работа № 1 «Сравнение соединительной и эпителиальной тканей» | 1 | комбинированный | микроскоп, микропрепараты | ткань, дифференциация тканей, эпителиальная, соединительная ткани | 5 | цифровой микроскоп |
6 | 3 | 6 | | Ткани животного организма — мышечная и нервная. Лабораторная работа № 2 «Строение мышечной и нервной тканей животных» | 1 | комбинированный | микроскоп, микропрепараты | мышечная и нервная ткани, нейрон | 6 | цифровой микроскоп |
7 | 4 | 7 | | Орган. Системы органов. Организм. Опыт «Доказательство функционирования организма как единого целого» | 1 | комбинированный | таблица | орган, системы органов, организм | 7 | |
8 | 5 | 8 | | Обобщающий урок «Особенности организации и жизнедеятельности животных как живых организмов» | 1 | обобщающий | | | вопросы | |
Тема 2. Многообразие животного мира современной планеты (29 ч) |
9 | 1 | 9 | | Животные, состоящие из одной клетки | 1 | урок изучения нового материала | презентация | Царство Животные. Подцарства Одноклеточные (Простейшие) и Многоклеточные. Эвглена зеленая | | проектор |
10 | 2 | 10 | | Многообразие простейших | 1 | комбинированный | презентация | Простейшие. Саркожгутиковые и Инфузории. Понятия «возбудитель заболевания», «переносчик возбудителя заболевания», «организм-хозяин». | | проектор |
11 | 3 | 11 | | Подцарство Многоклеточные. Тип Кишечнополостные | 1 | комбинированный | таблица | многоклеточные животные | | |
12 | 4 | 12 | | Особенности жизнедеятельности и многообразие кишечнополостных | 1 | комбинированный | схема | Кишечнополостные, диффузная нервная система | | |
13 | 5 | 13 | | Тип Плоские черви. Общая характеристика, многообразие | 1 | комбинированный | схема | Плоские черви, эктодерма, энтодерма, мезодерма | | |
14 | 6 | 14 | | Тип Круглые черви. Общая характеристика, многообразие | 1 | комбинированный | таблица | Круглые черви, первичная полость тела | | |
15 | 7 | 15 | | Тип Кольчатые черви. Общая характеристика, многообразие Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение, поведение и движение дождевого червя» | 1 | комбинированный | схема, презентация | Кольчатые черви, вторичная полость тела (целом) | | проектор |
16 | 8 | 16 | | Тип Моллюски. Общая характеристика, многообразие. Лабораторная работа № 5 «Разнообразие раковин моллюсков» | 1 | комбинированный | схема, раковины моллюсков | Моллюски | | |
17 | 9 | 17 | | Тип Членистоногие (общая характеристика). Класс Ракообразные | 1 | комбинированный | схема, речной рак | Ракообразные | | |
18 | 10 | 18 | | Класс Паукообразные | 1 | комбинированный | схема, рисунки | Паукообразные | | |
19 | 11 | 19 | | Класс Насекомые | 1 | комбинированный | насекомые, презентация | Насекомые | | проектор |
20 | 12 | 20 | | Обобщающий урок «Многообразие одноклеточных и многоклеточных — результат их приспособленности к разным средам обитания» | | контрольный | | | | |
21 | 13 | 21 | | Тип Хордовые. Общая характеристика | 1 | вводный | презентация | Хордовые | | проектор |
22 | 14 | 22 | | Рыбы — обитатели воды. Внешнее строение рыб. Лабораторная работа № 6 «Внешнее строение рыбы. Наблюдение за движением рыбы» | 1 | комбинированный | рыбы в аквариуме, презентация | рыбы | | проектор |
23 | 15 | 23 | | Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности рыб | 1 | комбинированный | презентация | жизнедеятельность | | проектор |
24 | 16 | 24 | | Многообразие рыб | 1 | комбинированный | презентация | многообразие | | проектор |
25 | 17 | 25 | | Земноводные (или амфибии) — обитатели воды и суши | 1 | комбинированный | таблица | земноводные | | |
26 | 18 | 26 | | Многообразие земноводных Лабораторная работа № 7 «Внешнее строение лягушки» | 1 | комбинированный | презентация | многообразие | | проектор |
27 | 19 | 27 | | Пресмыкающиеся (или рептилии) — завоеватели суши | 1 | комбинированный | презентация | пресмыкающиеся | | проектор |
28 | 20 | 28 | | Многообразие пресмыкающихся | 1 | комбинированный | схема | многообразие | | |
29 | 21 | 29 | | Птицы — покорители наземно-воздушной среды. Особенности строения в связи со средой обитания | 1 | комбинированный | схема | птицы | | |
30 | 22 | 30 | | Внутреннее строение птиц | 1 | комбинированный | презентация | | | проектор |
31 | 23 | 31 | | Многообразие птиц Практическая работа «Подкормка птиц зимой». Лабораторная работа № 8 «Внешнее строение птицы как обитателя наземно-воздушной среды» | 1 | экскурсия | | многообразие птиц | | |
32 | 24 | 32 | | Экологические группы птиц | 1 | комбинированный | презентация | экологические группы | | проектор |
33 | 25 | 33 | | Каких животных называют зверями? | 1 | комбинированный | схема | млекопитающие | | |
34 | 26 | 34 | | Многообразие млекопитающих. Первозвери, Сумчатые. Плацентарные: отряд Грызуны | 1 | комбинированный | схема, таблица | Первозвери, Сумчатые, Плацентарные | | |
35 | 27 | 35 | | Плацентарные: отряды Хищные, Парнокопытные | 1 | комбинированный | таблица | Хищные, Парнокопытные | | |
36 | 28 | 36 | | Отряд Приматы. Значение млекопитающих | 1 | комбинированный | схема | Приматы | | |
37 | 29 | 37 | | Обобщающий урок «Многообразие хордовых — результат их приспособленности к разным средам обитания» | 1 | контрольный | | | | |
Тема 3. Изменение животного мира в процессе эволюции (7 ч) |
38 | 1 | 38 | | Доказательства исторического развития (эволюции) животного мира. Лабораторная работа № 9 «Изучение ископаемых остатков животных организмов» | 1 | урок изучения нового материала | схема, презентация | эволюция | | проектор |
39 | 1 | 39 | | Происхождение животных | 1 | комбинированный | таблица | происхождение животных | | |
40 | 1 | 40 | | Основные события в истории животного мира. Эволюция беспозвоночных животных | 1 | комбинированный | схема | эволюция | | |
41 | 1 | 41 | | Эволюция хордовых | 1 | комбинированный | таблица | эволюция | | |
42 | 2 | 42 | | Освоение животными разных сред обитания. Обитатели водной среды и почвы | 1 | комбинированный | таблица | среды обитания | | |
43 | 3 | 43 | | Животные — обитатели наземно-воздушной среды. Живой организм как среда обитания животных | 1 | комбинированный | схема | наземно-воздушная среда | | |
44 | 4 | 44 | | Обобщающий урок «Эволюционные изменения животного мира планеты» | 1 | обобщающий | | | | |
Тема 4. Эволюционные изменения в строении и жизнедеятельности животных (8 ч) |
45 | 1 | 45 | | Эволюционные изменения покровов тела животных. Лабораторная работа № 10 «Изучение покровов животных» | 1 | урок изучения нового материала | презентация | покровительственная окраска | | проектор |
46 | 2 | 46 | | Эволюция опорно-двигательной системы животных | 1 | комбинированный | схема | движение, опорно-двигательная система | | |
47 | 3 | 47 | | Эволюционные изменения пищеварительной системы животных | 1 | комбинированный | таблица | пищеварительная система | | |
48 | 4 | 48 | | Эволюция системы органов дыхания и выделительной системы | 1 | комбинированный | схемы | дыхательная, выделительные системы | | |
49 | 5 | 49 | | Эволюция кровеносной (транспортной) системы. Лабораторная работа № 11 «Сравнение строения эритроцитов земноводного и млекопитающего» | 1 | комбинированный | таблица | кровеносная система | | |
50 | 6 | 50 | | Нервно-гуморальная регуляция организма животного. Эволюция нервной системы. | 1 | комбинированный | схема | рефлекс, условные, безусловные рефлексы, гуморальная регуляция функций организма, эндокринная система, железы внутренней секреции, гормоны, нервно-гуморальная регуляция функций организма | | |
51 | 7 | 51 | | Процессы размножения и развития животных. | 1 | комбинированный | таблица | система органов размножения, половое, бесполое размножение, раздельнополость, гермафродитизм | | |
52 | 8 | 52 | | Контрольный урок | 1 | контрольный | | | | |
Тема 5. Особенности жизнедеятельности животных в разных средах обитания (7 ч) |
53 | 1 | 53 | | Условия существования животных | 1 | комбинированный | таблица | главные компоненты среды, необходимые для жизни животного: вода, пища, кислород, температура, освещённость, жилище. | | |
54 | 2 | 54 | | Движение — свойство животных — обитателей разных сред | 1 | комбинированный | схема | движение, пассивное движение | | |
55 | 3 | 55 | | Разнообразие пищи и способов питания животных | 1 | комбинированный | таблица | фитофаги, зоофаги, сапрофаги, всеядные. Животные по способам добывания пищи: пассивное питание — фильтраторы, паразиты; активное питание — насекомоядные, хищные, растительноядные, всеядные. | | |
56 | 4 | 56 | | Дыхание животных в воде и на суше | 1 | комбинированный | таблица | дыхание и газообмен | | |
57 | 5 | 57 | | Совместное обитание животных разных видов | 1 | комбинированный | схема | нахлебничество, конкуренция, квартирантство, внутривидовые и межвидовые отношения | | |
58 | 6 | 58 | | Взаимоотношения животных — представителей одного вида. Практическая работа «Звуковое общение животных» | 1 | комбинированный | таблица | забота о потомстве. Групповой образ жизни: семья, стадо, стая | | |
59 | 7 | 59 | | Обобщение и итоговый контроль знаний по теме 5 | 1 | обобщающий | | | | |
Заключение (3 ч + 8ч из резервного времени) |
60 | 1 | 60 | | Животные в жизни человека. Практическая работа «Ознакомление с породами сельскохозяйственных и домашних животных» | 1 | комбинированный | схема | порода, акклиматизация и реакклиматизация. | | |
61 | 2 | 62 | | Роль животных на современной планете | 1 | комбинированный | таблица | Красная книга | | |
62 | 3 | 62 | | Проектно-исследовательская работа учащихся в летний период (задания на лето) | 1 | комбинированный | | | задания | |
63 | 4 | 63 | | Повторение «Простейшие» | 1 | урок повторение | презентация | | вопросы | проектор |
64-65 | 5-6 | 64-65 | | Повторение «Многоклеточные» | 1 | обобщающий | презентация | | вопросы | проектор |
66 | 7 | 66 | | Итоговая диагностическая работа | 1 | контрольный | | | | |
67 | 8 | 67 | | Работа над ошибками | 1 | обобщающий | | | | |
68 | 9 | 68 | | Обобщение «Эволюция животных» | 1 | обобщающий | | | | |
69-70 | 10-11 | 69-70 | | Заключительные уроки | 1 | | | | | |