ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. По ФГОС - Рабочая программа по биологии для 7класса создана на основе федерального государственного стандарта основного общего образования, требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте основного общего образования второго поколения (2010 г.) и примерной программы по биологии для основной школы с использованием программы для общеобразовательных учреждений:
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Примерной программой по биологии, которая лежит в основе учебников для 5-9 классов (авторы: И. Н. Пономарёва, О. А. Корнилова, В. С. Кучменко, В. Н. Константинов, В. Г. Бабенко, Р. Д. Маш, А. Г. Дрогомилов, Т. С. Сухова и др.), примерной основной образовательной программой ОО и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
- Сухова Т. С. Биология. 7 класс: учеб. Для общеобразовательных организаций/ Т. С. Сухова, С.П.Шаталов–М. : Вентана- Граф. 2015.
(Живая приорода)
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке, как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить содержание, значимое для формирование познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:
- Формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;
- Овладение научным подходом к решению различных задач;
- Овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
- Овладение умениями сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
- Воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
- Формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.
Предлагаемая программа по биологии включает в себя следующие содержательные линии:
- Многообразие и эволюция органического мира.
- Биологическая природа и сущность человека.
- Структурно – уровневая организация живой природы.
- Ценностное и экокультурное отношение к природе.
- Практико – ориентированная сущность биологических знаний.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальными целями биологического образования являются:
- Социализация обучаемых – вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение обучающихся в ту или иную группу, или общность – носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
- Приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки;
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
- Ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
- Развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
- Овладение ключевыми компетентностями: учебно – познавательной, информационной, ценностно – смысловой, коммуникативной;
- Формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально – ценностного отношения к объектам живой природы.