1 | Введение. | 1 час | Фронтальная и групповая работа с классом. Индивидуальная работа. Сформировать представление об особенностях природы мира. Объяснить какую роль играют географические знания в жизни человека. Формирование знаний о природе материков, океанов, наиболее крупных государств мира, материки, части света, океаны, острова; Познакомить учащихся с различными источниками географических знаний. | Формировать ответственное отношения к учебе, познавательного интереса к предмету, готовности к развитию и самообразованию; навыков контроля и самоконтроля; Формировать собственную целостную картину мира; Развить коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности. |
2 | Гидросфера - водная оболочка Земли. Гидросфера. | 9 часов | Фронтальная и групповая работа с классом. Индивидуальная работа. Практическая работа. Называть части гидросферы; Описывать круговорот воды в природе; Называть источник энергии круговорота воды в природе; Описывать по физической карте полушарий, физической карте России, карте океанов, глобусу местоположение изученных географических объектов для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; Определять по картам и различать свойства вод отдельных частей Мирового океана; Применять понятия «гидросфера», «круговорот воды», «цунами», «приливы и отливы» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; Определять по картам направления тёплых и холодных океанических течений; Приводить примеры стихийных явлений в Мировом океане; называть причины цунами, приливов и отливов; Описывать положение на карте главных океанических течений, глубоководных желобов и впадин Мирового океана, крупных островов и полуостровов; Применять понятия «река», «речная система», «речной бассейн», «водораздел» для объяснения особенностей питания, режима, характера течения рек; Различать понятия «питание» и «режим реки»; классифицировать объекты гидросферы (моря, озёра, реки, подземные воды, болота, ледники) по заданным признакам; выявлять на основе представленной информации причинно-следственные связи между питанием, режимом реки и климатом на территории речного бассейна; Сравнивать реки по заданным признакам Давать географическую характеристику одного из крупнейших озёр России и оформлять в виде презентации Приводить примеры районов распространения многолетней мерзлоты; Сравнивать инструментарий (способы) получения географической информации о глубине Мирового океана, о направлении океанических течений, о ледниках и многолетней мерзлоте на разных этапах географического изучения Земли; Приводить примеры изменений в гидросфере в результате деятельности человека на примере мира и России; приводить примеры использования человеком воды; Различать понятия «грунтовые, межпластовые и артезианские воды»; Объяснять образование подземных вод; Различать грунтовые и межпластовые воды, водопроницаемые и водоупорные породы; объяснять образование подземных вод; Сравнивать чистоту межпластовых и грунтовых вод; выявлять существенные признаки артезианских вод; Находить , использовать и систематизировать информацию о поверхностных водных объектах своей местности; Самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации формулировать суждения, выражать свою точку зрения по проблеме исчерпаемости или неисчерпаемости ресурсов пресной воды на планете; Планировать организацию совместной работы при выполнении учебного проекта о повышении уровня Мирового океана в связи с глобальными изменениями климата; Объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту; Оценивать соответствие результата цели. | Воспитывать самостоятельность в постижении наук. Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления; Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, групповой работе и работе в парах; Способствовать осознанию красоты окружающего мира, необходимости бережного отношения к природе. Формировать чувствоа любви к природе. Осознавать роль и значение гидросферы для Земли и человека. |
11 | Атмосфера - воздушная оболочка земли. Атмосфера. | 10 часов | Фронтальная и групповая работа с классом. Индивидуальная работа. Практическая работа. Описывать строение атмосферы; Сравнивать свойства воздуха в разных частях атмосферы; Сравнивать содержание различных газов в составе воздуха; Сравнивать свойства воздуха в континентальных и морских воздушных массах (температура воздуха, влажность, запылённость); Различать понятия «атмосфера», «тропосфера», «стратосфера», «верхние слои атмосферы»; Применять понятия «атмосферное давление», «ветер», «атмосферные осадки», «воздушные массы» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; Определять амплитуду температуры воздуха, тенденции изменений температуры воздуха по статистическим данным; Устанавливать зависимость нагревания земной поверхности от угла падения солнечных лучей в течение суток и в течение года на примере своей местности на основе представленных данных; Определять различие в температуре воздуха и атмосферном давлении на разной высоте над уровнем моря при решении практико-ориентированных задач; Различать виды облаков и связанные с ними типы погоды; проводить измерения основных элементов погоды с использо- ванием аналоговых и (или) цифровых приборов (термометр, барометр, анемометр, флюгер); Различать относительную и абсолютную влажность воздуха; называть причины образования облаков, тумана; Различать виды атмосферных осадков; Объяснять направления дневных и ночных бризов, муссонов; различать понятия «погода» и «климат», «бриз» и «муссон»; Объяснять годовой ход температуры воздуха на разных географических широтах; Объяснять влияние различных климатообразующих факторов на климат отдельных территорий, зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря; различать климатические пояса Земли; Приводить примеры стихийных явлений в атмосфере, примеры влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека; Систематизировать географическую информацию в разных формах. Устанавливать зависимость между температурой воздуха и его относительной влажностью на основе анализа графиков суточного хода температуры воздуха и относительной влажности (при выполнении практической работы ) Использовать географические вопросы для изучения глобаль- ных климатических изменений; Оценивать достоверность имеющейся информации; выбирать и анализировать географическую информацию о глобальных климатических изменениях; Находить в текстах информацию, характеризующую погоду и климат своей местности; Планировать организацию совместной работы по исследованию глобальных климатических изменений; Выражать свою точку зрения по проблеме глобальных климатических изменений; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога. | Формировать готовность и способность учащихся к саморазвитию, к мотивации обучения и познания, ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия. Воспитывать чувство ответственности, бережного отношения к окружающей среде. Способствовать развитию коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому предмету. Способствовать осознанию ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. |
21 | Биосфера - оболочка жизни. Биосфера. | 4 часа | Фронтальная и групповая работа с классом. Индивидуальная работа. Характеризовать существенные признаки биосферы; Называть границы биосферы; приводить примеры приспособления живых организмов к среде обитания в разных природных зонах в Мировом океане с глубиной и географической широтой; Приводить примеры густо- и малозаселённых территорий мира; Приводить примеры экологических проблем, связанных с биосферой; Самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации, находить и систематизировать информацию о состоянии окружающей среды своей местности Использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания; Составлять план учебного исследования по установлению причинно-следственных связей изменения животного и растительного мира океана с глубиной и географической широтой; Описывать растительность, устанавливать связи между компонентами природы Проводить наблюдения и фиксировать и систематизировать их результаты; Планировать организацию совместной работы, распределять роли, принимать цель совместной деятельности. | Формировать готовность и способность учащихся к саморазвитию, к мотивации обучения и познания, ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия. Воспитывать чувство ответственности, бережного отношения к окружающей среде. Способствовать развитию коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому предмету. Способствовать осознанию ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. |
25 | Географическая оболочка - самый крупный природный комплекс. Географическая оболочка и Природные комплексы. | 7 часов | Фронтальная и групповая работа с классом. Индивидуальная работа. Практическая работа. Применять понятия «почва», «плодородие почв», «природный комплекс», «природно-территориальный комплекс», «круговорот веществ в природе» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; Приводить примеры взаимосвязи оболочек Земли; Сравнивать почвы разных природных зон по естественному плодородию; Называть факторы, влияющие на образование почвы; Объяснять взаимосвязи компонентов природно-территориального комплекса. Описывать круговороты вещества на Земле; Приводить примеры особо охраняемых территорий мира и России; Приводить примеры природных объектов списка Всемирного наследия ЮНЕСКО; Называть причины необходимости охраны природы; сохранения биоразнообразия планеты; Извлекать информацию о выявления примеров путей решения экологических проблем из различных источников. | Формировать готовность и способность учащихся к саморазвитию, к мотивации обучения и познания, ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия. Воспитывать чувство ответственности, бережного отношения к окружающей среде. Способствовать развитию коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому предмету. Способствовать осознанию ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. |