№ урока | Раздел, кол-во часов | Тема урока | Содержание (п\р, экскурсии) | Виды деятельности обучающихся | Дата проведения |
1 | Введение (1 ч) | Открытие, изучение и преобразование Земли. Земля — планета Солнечной системы | | Обозначение на контурной карте маршрутов великих путешественников. Формирование определения понятия «экватор». Работа с рисунками «Планеты Солнечной системы», «Вращение Земли вокруг Солнца» | |
| Раздел 1: Виды изображений поверхности Земли (9 ч) | |
2 | Тема 1: План местности (4 ч.) | Понятие о плане местности. Масштаб. | Практические работы: 1. Изображение здания школы в масштабе. 2. Определение направлений и азимутов по плану местности. 3. Составление плана местности методом маршрутной съёмки. | Формирование определений понятий «топографический план», «условные знаки», «масштаб». Работа с планом местности. Умение выбирать масштаб, переводить цифровой масштаб в именованный. | |
3 | | Стороны горизонта. Ориентирование. | Формулирование определений понятий «ориентирование», «азимут». Определение сторон горизонта по компасу. Определение направлений и азимутов по плану местности. | |
4 | | Изображение на плане неровностей земной поверхности | Формулирование определений понятий «рельеф», «относительная высота точки», «абсолютная высота точки», «отметки высот», «горизонтали (изогипсы)». Определение по плану местности высот холмов и глубин впадин. Определение по расположению горизонталей крутого и пологого склонов холма. Изображение с помощью горизонталей холма и впадины. | |
5 | | Составление простейших планов местности | Формулирование определений понятий «полярная съемка», «маршрутная съемка». Составление плана местности методом маршрутной съемки. | |
6 | Тема 2: Географическая карта (5 ч) | Форма и размеры Земли. Географическая карта. | Изображение на физической карте высот и глубин. Изображение на физической карте высот и глубин отдельных точек. Шкала высот и глубин. Практическая работа: 4. Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам. | Формулирование определений понятий «географическая карта», «легенда карты», «генерализация». Работа с глобусом и картами различных масштабов. Определение по глобусу и карте направлений и расстояний. | |
7 | | Градусная сеть на глобусе и картах. | Формулирование определений понятий «градусная сеть», «параллель», «меридиан». Определение по глобусу и картам различных параллелей и меридианов. | |
8 | | Географическая широта. Географическая долгота. Географические координаты. | Формулирование определений понятий «географическая широта», «географическая долгота», «географические координаты». Определение географических координат объектов. | |
9 | | Изображение на физических картах высот и глубин | Формирование определений понятий «изобаты», «шкала высот и глубин». Определение по картам высот и глубин объектов | |
10 | | Обобщение и контроль знаний по разделу 1 «Виды изображений поверхности Земли» | Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником, атласом. | |
| Раздел 2: Строение Земли. Земные оболочки (22 часа) | |
11 | Тема 3: Литосфера (5 ч) | Земля и ее внутреннее строение | Практическая работа: 5. Описание форм рельефа. | Формирование определений понятий «магма», «излившиеся (эффузивные) породы», «глубинные магматические породы», «обломочные породы», «органические осадочные породы». Выполнение в тетради рисунка «Внутреннее строение Земли». Определение минералов и горных пород по отличительным признакам. Сравнение горных пород, различающихся по происхождению | |
12 | | Движения земной коры | Формирование определений понятий «землетрясение», «сейсмические пояса», «очаг магмы», «лава», «вулканический остров», «горячие источники», «гейзер». Подготовка сообщений о крупнейших землетрясениях и извержениях вулканов. Оценка влияния природных катастроф, связанных с литосферой, на деятельность населения и способов их предотвращения | |
13 | | Рельеф суши. Горы. | Формирование определений понятий «горы», «горный хребет», «горная долина», «нагорье», «горная система». Определение по карте расположения на материках различных гор, их протяженности и высоты; высочайших горных вершин в Европе, Азии, Африке, Северной и Южной Америке | |
14 | | Равнины суши | Формирование определений понятий «равнина», «низменность», «возвышенность», «плоскогорье», «впадина». Определение по карте расположения на материках наиболее крупных равнин, их протяженности. Сравнение полезных ископаемых равнин и горных районов. | |
15 | | Рельеф дна Мирового океана | Формирование определений понятий «материковая отмель (шельф)», «материковый склон», «глубоководный океанический желоб», «котловина», «срединно-океанический хребет», «атолл». Определение по картам шельфов материков и их частей, материковых островов, срединно-океанических хребтов океанов | |
16 | Тема 4: Гидросфера (6 ч) | Вода на Земле. Части Мирового океана | Практическая работа 6. Составление описания внутренних вод. | Формирование определений понятий «гидросфера», «мировой круговорот воды», «материк», «остров», «архипелаг», «полуостров», «море», «залив», «пролив», «соленость». Составление схемы мирового круговорота воды. Обозначение на контурной карте океанов, крупных внутренних и внешних морей | |
17 | | Движение воды в океане | Формирование определений понятий «зыбь», «прилив», «отлив», «теплое течение», «холодное течение». Составление схемы возникновения приливов и отливов под воздействием притяжения Луны. Обозначение на контурной карте теплых и холодных течений | |
18 | | Подземные воды | Формирование определений понятий «подземные воды», «водопроницаемые горные породы», «водоупорные горные породы», «водоносный слой», «грунтовые воды», «источник (родник)», «межпластовые воды», «минеральные воды». Выполнение в тетради рисунка «Грунтовые воды». | |
19 | | Реки | Формирование определений понятий «река», «речная долина», «исток», «устье», «длина реки», «речная система», «водораздел», «режим реки», «половодье», «паводок», «пойма», «речная терраса», «порог», «водопад», «канал». Составление описания реки своей местности по плану. Обозначение на контурной карте наиболее крупных рек России и мира. Выявление наиболее протяженных и полноводных рек, каналов | |
20 | | Озера | Формирование определений понятий «озеро», «карст», «старица», «сточное озеро», «бессточное озеро», «болото», «пруд». Обозначение на контурной карте крупных озер и водохранилищ. Сравнение озер тектонического и ледникового происхождения. Описание озера или водохранилища. | |
21 | | Ледники | Формирование определений понятий «ледник», «снеговая граница», «айсберг», «многолетняя мерзлота». Обозначение на контурной карте крупных горных и покровных ледников, границы зоны вечной мерзлоты на территории нашей страны. Выдвижение гипотез возможного использования человеком ледников и вечной мерзлоты | |
22 | Тема 5: Атмосфера (7 ч) | Атмосфера: строение, значение, изучение | Практические работы. 7. Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры. 8. Построение розы ветров. 9. Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным. | Формирование определений понятий «тропосфера», «стратосфера». Выполнение в тетради рисунка «Строение атмосферы». Доказательство изменения плотности атмосферы и состава воздуха в верхних слоях по сравнению с поверхностным слоем | |
23 | | Температура воздуха | Формирование определений понятий «суточная амплитуда температуры воздуха», «годовая амплитуда температуры воздуха». Выявление зависимости между географическим положением территории и температурой воздуха в пределах этой территории. Расчет средней температуры. Формулирование вывода о зависимости между температурой воздуха и высотой солнца над горизонтом. | |
24 | | Атмосферное давление. Ветер. | Формирование определений понятий «атмосферное давление», «ветер», «бриз», «муссон», «роза ветров». Измерение атмосферного давления с помощью барометра. Выполнение в тетради рисунка: изображение направлений движений воздуха в дневном и ночном бризе. Сравнение температуры и давления над сушей и морем днем и ночью. Построение розы ветров | |
25 | | Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки | Формирование определений понятий «абсолютная влажность воздуха», «относительная влажность воздуха», «насыщенный воздух», «ненасыщенный воздух», «туман», «облако», «атмосферные осадки». Выявление зависимости количества воды в воздухе от его температуры. Определение количества воды в насыщенном воздухе при заданных температурах. Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным. | |
26 | | Погода | Формирование определения понятия «воздушные массы». Заполнение календаря погоды. Измерение среднесуточной температуры зимой и летом. Сравнение розы ветров и диаграммы облачности, характерных для территории своей местности | |
27 | | Климат | Формирование определения понятия «климат». Описание климата своей местности по плану. Обозначение на контурной карте основных факторов, влияющих на формирование климата своей местности | |
28 | | Причины, влияющие на климат | Формирование определений понятий «Северный тропик», «Южный тропик», «полярный круг», «полярная ночь», «Северный полярный круг», «Южный полярный круг». Выполнение в тетради рисунка: изображение положения Земли по отношению к солнцу днем и ночью; положения земной оси по отношению к солнцу зимой и летом; областей, для которых характерны полярный день и полярная ночь | |
29 | Тема 6: Биосфера. Географическая оболочка (4 часа) | Разнообразие и распространение организмов на Земле | Практическая работа. 10. Составление характеристики природного комплекса | Обозначение на контурной карте границ природных зон. Характеристика одной из природных зон по плану. Работа с картой «Природные зоны мира». Подготовка сообщений по теме «Охрана биосферы». Характеристика наиболее известных заповедников и национальных парков. Рассказы о представителях растительного и животного мира | |
30 | | Распространение организмов в Мировом океане | Работа по группам: изучение жизни и деятельности наиболее интересных представителей морской фауны, подготовка иллюстрированных сообщений | |
31 | | Природный комплекс | Формирование определений понятий «почва», «гумус», «плодородие», «цепь питания», «природный комплекс», «заповедник», «географическая оболочка», «биосфера». Изучение природных комплексов своей местности и их описание по плану. Составление характеристики природного комплекса (ПК) | |
32 | | Обобщение и контроль знаний по разделу 2 «Строение Земли. Земные оболочки» | Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником, атласом, контурной картой. | |
| Раздел 3: Население Земли (3 ч) | |
33 | | Население Земли | Обозначение на контурной карте численности населения каждого материка; границ наиболее населенных стран, численности их населения; городов с населением более 10 млн. человек | Формирование определения понятия «человеческая раса». Изучение этнографических особенностей различных народов. Описание особенностей жилища, одежды, еды, особенностей быта, праздников. | |
34 | | Человек и природа | Формирование определений понятий «смерч», «ураган». Определение порядка действий при угрозах различных стихийных бедствий (пожара, урагана, наводнения, землетрясения, сильной жары, холода, града, грозы и т. д.) | |
35 | | Обобщение и контроль знаний по курсу «География. Начальный курс. 6 класс» | контроль знаний по курсу | Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником, атласом и контурной картой. | |