СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 6 класс, ФГОС

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа с календарно - тематическим планированием. География Начальный курс 6 кл.: - Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова: - М.: Дрофа 2014

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 6 класс, ФГОС»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«2-я Выгорновская основная общеобразовательная школа»



Рассмотрено

Принято

Утверждено

на заседании МО

на заседании педагогического

приказом от «01» сентября

(Протокол от «27» августа

совета

2018 года №43/6

2018 года №1

(Протокол от «30» августа

Директор школы


2018 года №1)

Л. А. Парфенова







Рабочая программа

по географии

6 класса

основного общего образования

на 2018– 2019 учебный год











Составитель: Константинова Елена Владимировна,

I квалификационная категория









2018г.

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «География. Начальный курс. 6 класс» составлена на основе:

  • Федерального образовательного стандарта основного общего образования (2010 год) с изменениями и дополнениями;

  • Примерной образовательной программы основного общего образования;

  • Авторской программы основного общего образования по географии 5-9 классы. Авторы И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, В.И. Сиротин ;

  • Образовательной программы основного общего образования ОУ;

  • Учебного плана ОУ;

  • Федерального перечня учебников, рекомендованного (допущенного) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;

  • Положения о рабочей программе МКОУ «2-я Выгорновская ООШ».


Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «География. Начальный курс. 6 класс» (М.: Дрофа, 2015).


Курс географии в 6 классе опирается на знания учащихся, полученные при изучении курса географии 5 класса. При изучении географии в 6 классе продолжается формирование географической культуры, развивается система представлений и понятий, умений получать географическую информацию из различных источников, совершенствуются коммуникативные и исследовательские навыки.

Цели обучения:

  • формирование целостной научной картины мира;

  • формирование эмоционально-ценностного отношения к миру;

  • развитие интереса к наукам о Земле и к географии в частности;

  • формирование представлений о единстве компонентов природы, объяснение их взаимосвязей;

  • приобретение опыта творческой деятельности (в том числе в коллективе);

  • воспитание любви к своему краю, своей стране, уважения к другим народам и культурам.

Задачи обучения:

  • развитие географических знаний и умений, необходимых для понимания закономерностей развития географической оболочки;

  • формирование представлений о строении и развитии основных оболочек Земли, об особенностях их взаимосвязей;

  • развитие знаний о разнообразии природы, о размещении природных и антропогенных объектов, о географических закономерностях, протекающих в природе процессов;

  • формирование практических умений при работе со специальными приборами, необходимыми для получения географической информации.

Представленная рабочая программа соответствует авторской программе основного общего образования по географии 5-9 классы И. И. Бариновой, В. П. Дронова, И. В. Душиной, В. И. Сиротина. Срок реализации программы – один учебный год (34 часа, 1 час в неделю).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника Т. П. Герасимовой, Н. П. Неклюковой «география. Начальный курс. 6 класс (М.:Дрофа, 2015), рабочей тетради - География. Начальный курс. 6 кл.: рабочая тетрадь к учебнику Т. П. Герасимовой, Н. П. Неклюковой «География. Начальный курс. 6 класс» Т. А. Карташева, С. В. Курчина. – 4-е изд., стереотип – М. : Дрофа 2016.



Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса


Личностные результаты:

  • ответственное отношение к учению;

  • готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;

  • приобретение опыта участия в социально значимом труде;

  • развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

  • осознание ценности здорового образа жизни;

  • понимание основ экологической культуры.


Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • ставить учебную задачу (самостоятельно и под руководством учителя);

  • планировать свою деятельность (самостоятельно, в группе или под руководством учителя);

  • работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

  • работать в соответствии с предложенным планом;

  • сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;

  • владение основами самоконтроля и самооценки;

  • осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД:

  • участвовать в совместной деятельности, организовывать сотрудничество;

  • оценивать работу одноклассников;

  • в дискуссии высказывать суждения, подтверждая их фактами;

  • осознание уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку и его мнению;

  • критичное отношение к своему мнению.

Познавательные УУД:

  • выделять главное, существенные признаки понятий;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;

  • сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;

  • классифицировать информацию по заданным признакам;

  • решать проблемные задачи;

  • искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

  • работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

  • создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные).


Предметные результаты:

  • объяснять значение ключевых понятий курса;

  • объяснять особенности строения и развития основных оболочек Земли;

  • называть и объяснять географические закономерности природных процессов;

  • называть и показывать основные географические объекты;

  • работать с основными источниками географической информации (глобусом, планом местности и географическими картами);

  • работать с контурной картой;

  • производить простейшую съемку местности;

  • пользоваться приборами для проведения наблюдений и простейших исследований;

  • ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;

  • составлять описания (характеристики) отдельных объектов природы и природного комплекса по плану;

  • приводить примеры единства и взаимосвязей компонентов природы;

  • приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях.

  • называть меры по охране природы.



Содержание учебного предмета, курса


В процессе изучения предмета «География» в 6 классе учащиеся осваивают следующие основные знания.

ВВЕДЕНИЕ (1ч.)

Открытие, изучение и преобразование Земли.

Как человек открывал и изучал Землю. Представление о Земле в древности. Эпоха Великих географических открытий. Крупные географические экспедиции, их вклад в открытие и изучение Земли. Современная география — ее задачи и методы.

Земля — планета Солнечной системы.

Строение Солнечной системы. Вращение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Южный и Северный полюс. Экватор. Географические следствия вращения Земли. Луна — единственный спутник Земли. Влияние Луны на природу Земли.

ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ (10 ч.)

План местности (4ч.)

Понятие о плане местности. Что такое план местности? Назначение топографических планов местности. Условные знаки — «азбука» плана.

Масштаб. Зачем нужен масштаб? Численный и именованный масштабы. Линейный масштаб. Выбор масштаба. Определение расстояний по плану и карте с помощью разных видов масштаба.

Стороны горизонта. Ориентирование. Основные стороны горизонта. Ориентирование. Способы ориентирования на местности. Азимут. Определение направлений по плану.

Изображение на плане неровностей земной поверхности. Что такое рельеф? Относительная высота. Нивелир. Измерение относительной высоты с помощью нивелира. Абсолютная высота. Точки отсчета абсолютных высот. Горизонтали (изогипсы). Изображение форм рельефа с помощью горизонталей. Профиль местности. Правила построения профиля местности.

Составление простейших планов местности. Глазомерная съемка. Оборудование, необходимое для съемки местности. Полярная и маршрутная съемки местности. Правила проведения съемки.

Практические работы:

1. «Изображение здания школы в масштабе».

  1. «Определение направлений и азимутов по плану местности».

  2. «Составление плана местности методом маршрутной съемки».

Географическая карта (6ч.)

Форма и размеры Земли. Форма Земли. Изменение представлений о форме Земли. Экваториальный и полярный радиусы Земли. Размеры Земли. Результаты измерения размеров Земли Эратосфеном Киренским. Глобус — модель земного шара. Отличия изображения Земли на глобусе и географической карте.

Географическая карта. Географическая карта — изображение Земли на плоскости. Масштабы географических карт. Условные знаки географических карт. Виды географических карт: физические, тематические, контурные. Генерализация. Значение географических карт, их применение в повседневной жизни. Современные географические карты.

Градусная сеть на глобусе и картах. Меридианы и параллели. Длина меридианов и параллелей. Градусная сеть на глобусе и картах.

Географическая широта. Географическая широта: северная и южная. Экватор — начало отсчета географической широты. Определение географической широты.

Географическая долгота. Географические координаты. Географическая долгота: западная и восточная. Гринвичский (нулевой) меридиан. Определение географической долготы. Географические координаты. Определение объектов по географическим координатам.

Изображение на физических картах высот и глубин. Изображение на физических картах высот и глубин отдельных точек. Отметки высот и глубин. Шкала высот и глубин. Изобаты. Определение высот и глубин по физической карте.

Практическая работа «Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам».

СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ (21 ч.)

Литосфера (6ч.)

Земля и ее внутреннее строение. Внутреннее строение Земли. Магма. Земная кора — часть литосферы. Материковая земная кора. Океаническая земная кора. Изучение земной коры человеком. Самая глубокая скважина на Земле. Из чего состоит земная кора. Горные породы и минералы. Магматические горные породы: излившиеся и глубинные. Осадочные горные породы: обломочные, химические, органические. Метаморфические горные породы. Использование горных пород.

Движения земной коры. Вулканизм. Землетрясения. Сейсмология. Сила землетрясений. Очаг и эпицентр землетрясений. Сейсмические пояса. Что такое вулканы? Строение вулкана. Лава. Горячие источники и гейзеры. География гейзеров. Медленные вертикальные движения земной коры: причины и доказательства. Виды залегания горных пород. Горсты и грабены.

Рельеф суши. Горы. Рельеф гор. Горная долина. Горный хребет. Нагорье. Горная система. Различие гор по высоте. Изменение гор во времени: внутренние и внешние факторы. Горы в жизни человека.

Равнины суши. Рельеф равнин. Различие равнин по высоте. Низменности, возвышенности, плоскогорья. Изменение равнин во времени: внутренние и внешние факторы. Овраги. Влияние деятельности человека на природу равнин.

Рельеф дна Мирового океана. Изменение представлений о рельефе дна Мирового океана. Подводная окраина материков. Материковая отмель. Шельф. Материковый склон. Переходная зона. Глубоководные океанические желоба. Ложе океана. Срединно-океанические хребты. Атоллы. Процессы, образующие рельеф дна Мирового океана.

Практическая работа «Составление описания форм рельефа».

Гидросфера (6ч.)

Вода на Земле. Что такое гидросфера? Части гидросферы. Мировой круговорот воды. Связь оболочек Земли посредством Мирового круговорота воды.

Части Мирового океана. Свойства вод океана. Что такое Мировой океан. Суша в Мировом океане: острова, полуострова, архипелаги. Океаны. Моря внутренние и окраинные. Заливы и проливы. Свойства океанической воды: соленость и температура. Зависимость солености от внешних условий.

Движение воды в океане. Ветровые волны. Строение волны. Прибой. Цунами: причины и последствия. Приливы и отливы. Океанические течения: причины возникновения. Теплые и холодные течения. Влияние течений на природу.

Подземные воды. Образование подземных вод. Водопроницаемые и водоупорные породы. Грунтовые и межпластовые воды. Минеральные воды. Использование и охрана подземных вод.

Реки. Что такое река? Строение речной долины. Исток и устье реки. Бассейн реки и водораздел. Питание и режим реки. Половодье. Паводок. Пойма.

Речная терраса. Реки равнинные и горные. Пороги и водопады. Каналы. Использование и охрана рек.

Озера. Что такое озеро? Происхождение озерных котловин. Карстовые явления. Сточные и бессточные озера. Болота. Водохранилища.

Ледники. Как образуются ледники. Горные ледники. Снеговая граница. Покровные ледники. Айсберги. Многолетняя мерзлота: условия возникновения. Распространение многолетней мерзлоты по земному шару.

Практическая работа «Составление описания внутренних вод».

Атмосфера (5ч.)

Атмосфера: строение, значение, изучение. Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Состав и строение атмосферы. Значение атмосферы. Изменение состава атмосферы в результате хозяйственной деятельности человека. Изучение атмосферы.

Температура воздуха. Как нагревается воздух? Особенности нагревания суши и воды. Измерение температуры воздуха. Суточный ход температуры воздуха. Суточная амплитуда температуры воздуха. Средние суточные температуры воздуха. Средняя месячная температура. Средние многолетние температуры воздуха. Годовой ход температуры воздуха. Годовая амплитуда температуры воздуха. Причина изменения температуры воздуха в течение года.

Атмосферное давление. Ветер. Понятие об атмосферном давлении. Измерение атмосферного давления. Виды барометров. Изменение атмосферного давления. Как возникает ветер. Виды ветров. Бриз. Муссон. Как определить направление и силу ветра? Роза ветров. Значение ветра.

Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Водяной пар в атмосфере. Воздух, насыщенный и не насыщенный водяным паром. Абсолютная влажность воздуха. Относительная влажность воздуха. Туман и облака. Виды облаков: кучевые, слоистые, перистые. Виды атмосферных осадков. Измерение количества атмосферных осадков. Осадкомер. Причины, влияющие на количество осадков.

Погода и климат. Что такое погода? Причины изменения погоды. Воздушные массы. Прогноз погоды. Что такое климат? Характеристика климата. Влияние климата на природу и жизнь человека.

Причины, влияющие на климат. Изменение освещения и нагрева поверхности Земли в течение года. Тропики и полярные круги. Зависимость климата от близости морей и океанов и направления господствующих ветров. Морской и континентальный типы климата. Зависимость климата от океанических течений. Зависимость климата от высоты местности над уровнем моря и рельефа.

Практические работы:

1. «Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры».

2. «Построение розы ветров».

3. «Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным».

Биосфера. Географическая оболочка Земли (4ч.)

Разнообразие и распространение организмов на Земле. Распространение организмов на Земле. Зависимость существования организмов от факторов неживой природы. Широтная зональность. Природные зоны: влажные экваториальные леса, саванны, пустыни тропического и умеренного поясов, степи, леса, тундра, ледяные пустыни. Высотная поясность. Особенности смены высотных поясов в горах. Распространение организмов в Мировом океане. Планктон. Нектон. Бентос. Многообразие организмов в морях и океанах. Изменение состава организмов с глубиной.

Природный комплекс. Воздействие организмов на земные оболочки. Почва. Гумус. Плодородие — главное свойство почв. Взаимосвязь организмов между собой и с окружающей средой. Цепь питания. Биологический круговорот. Природный комплекс. Географическая оболочка и биосфера. Учение В.И. Вернадского о биосфере.

Практическая работа «Характеристика природного комплекса (ПК)».

НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ (2ч.)

Население Земли. Человечество - единый биологический вид. Человеческие расы. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Влияние природы на жизнь и здоровье человека. Стихийные природные явления — влияние на жизнь человека. Правила поведения во время стихийных бедствий.




Тематическое планирование

п/п

Наименование раздела/темы

Количество часов

В том числе контрольные, практические, итоговые тестовые работы и т. д.

практические

работы

итоговые

тестовые

I

ВВЕДЕНИЕ

1

-

-

II

ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ


10

4

1

1

План местности

4

3

-

2

Географическая карта

6

1

1

III

СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ

21

6

4

1

Литосфера

6

1

1

2

Гидросфера

6

1

1

3

Атмосфера

5

3

-

4

Биосфера. Географическая оболочка Земли

3

1

2

IV

НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ

2

-

-

Итого:

34

10

5



Календарно – тематическое планирование

урока



Название темы

Кол-во

часов

Дата

Примеча-

ние

план

факт

Введение (1ч.)

1

Открытие, изучение и преобразование Земли. Земля — планета Солнечной системы.

1




Виды изображения поверхности Земли (10 ч)

План местности (4 ч)

2

Понятие о плане местности. Масштаб.

Пр. р. №1 «Изображение здания школы в масштабе».

1




3

Стороны горизонта. Ориентирование.

Пр. р. №2 «Определение направлений и азимутов по плану местности»

1




4

Изображение на плане неровностей земной поверхности.


1




5

Составление простейших планов местности.

Пр. р. №3 «Составление плана

местности методом маршрутной съемки».

1




Географическая карта (6 ч)

6

Форма и размеры Земли. Географическая карта.


1




7

Градусная сеть на глобусе и картах.


1




8

Географическая широта.


1




9

Географическая долгота. Географические координаты.

Пр. р. № 4 «Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам».


1




10

Изображение на физических картах высот и глубин.


1




11

Обобщение и контроль знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли»

1




Строение Земли. Земные оболочки (21 ч.)

Литосфера (6ч.)

12

Земля и ее внутреннее строение.


1




13

Движение земной коры. Вулканизм.


1




14

Рельеф суши. Горы.


1




15

Равнины суши.


1




16

Рельеф дна Мирового океана.

Пр. р. № 5 «Составление описания форм рельефа»


1




17

Обобщение и контроль знаний по теме «Литосфера»

1




Гидросфера (6ч.)

18

Вода на Земле. Части Мирового океана.

Свойства вод океана.


1




19

Движение воды в океане.


1




20

Подземные воды.


1




21

Реки.

Пр. р. № 6 «Составление описания внутренних вод».


1




22

Озера. Ледники.


1




23

Обобщение и контроль знаний по теме «Гидросфера»

1




Атмосфера (5 ч.)

24

Атмосфера: строение, значение, изучение. Температура воздуха.

Пр. р. № 7 «Построение графика хода температуры и вычисление средних температур».


1




25

Атмосферное давление. Ветер.

Пр. р. № 8 « Построение розы ветров».


1




26

Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки.

Пр. р. № 9 «Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным».


1




27

Погода и климат.


1




28

Причины, влияющие на климат.


1




Биосфера. Географическая оболочка (4ч.)

29

Разнообразие и распространение организмов на Земле.


1




30

Всероссийская проверочная работа

1




31

Природный комплекс.

Пр. р. № 10 «Характеристика природного комплекса (ПК)».


1




32

Обобщение и контроль знаний по темам «Атмосфера. Биосфера. Географическая оболочка».

1




Население Земли (2 ч.)

33

Население Земли.


1




34

Человек и природа.


1








Лист корректировки календарно-тематического планирования

Предмет география

Класс 6

Учитель Константинова Е. В.


2018-2019 учебный год

урока

Тема

Количество часов

Причина корректи-

ровки

Способ корректи-

ровки

по плану

дано

















































































































Тематическое планирование

п/п

Наименование раздела/темы

Количество часов

В том числе контрольные, практические, итоговые тестовые работы и т. д.

практические

работы

Тестовые

работы


Введение

3

1

-


ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ЗЕМЛИ

9

2

1


Литосфера и рельеф Земли

2

2

-


Атмосфера и климаты Земли

2

-

-


Гидросфера. Мировой океан – главная часть гидросферы

2

-

-


Географическая оболочка

3

-

-


НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ

3

-

-


ОКЕАНЫ И МАТЕРИКИ

51

23

4


Океаны

2

-

-


Африка

11

6

1


Австралия и Океания

4

2

-


Южная Америка

8

4

1


Антарктида

1

-

-


Северная Америка

8

4

1


Евразия

17

7

1


ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА – НАШ ДОМ

2

-

-