Тематическое планирование составлено к учебнику «История Россия» 6 класс. В 2 час. М.Просвещение. 2016 г. Авторы: Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, П.С.Стефанович, А.Я.Токарева. под ред. А.В.Торкунова.
№ п/п | Особые пометы | Тема урока | Характеристика видов учебной деятельности | Дата проведения уроков |
6б | |
Введение – 1 час. |
Познавательные – читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, характеризовать источники. Регулятивные – готовность применять исторические знания. Коммуникативные – слышать и слушать друг друга. Личностные – понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов. |
1/1 | | Наша Родина - Россия | Активизировать знания из курсов истории Древнего мира и Средних веков о видах исторических источников. Характеризовать источники по российской истории Использовать географическую карту для объяснения своеобразия геополитического положения России. | | |
Народы и государства на территории нашей страны в древности. 4 час. |
Познавательные – читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней. Последовательно строить рассказ. Объяснять смысл понятий. Уметь работать с учебной информацией (объяснять причины, обобщать события, систематизировать материал, приводить примеры, работать с интернет-источниками, составлять характеристики, формулировать и обосновывать выводы). Регулятивные – расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления деяний личности и народов. Коммуникативные – работать в группах, слушать, использовать речевые средства для аргументации своей позиции. Личностные – воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов. |
2/1 | | Древние люди и их стоянки на территории современной России § 1 | Показывать на карте расселение древнего человека на территории России. Доказывать, что древнейшие люди, пришедшие на территорию нашей страны, прошли в своем развитии такой же путь, как и жители остальных территорий страны. Актуализировать знания о роли природы в жизни общества, о происхождении человека и возникновении первых государств. Реконструировать отдельные черты жизни первобытных людей по археологическим находкам. Составлять рассказ об их жизни. Давать определение понятия археологическая культура | | |
3/2 | С.р.1 | Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники | Объяснять особенности жизни людей в периоды палеолита, мезолита и неолита. Характеризовать особенности неолитической революции и последствия использования металлов. Проводить первичный анализ находок со стоянки Сунгирь (по описанию и реконструкции) | | |
4/3 | | Образование первых государств. § 2 | Показывать на карте древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Описывать условия жизни, занятия, верования земледельческих и кочевых племен, народов древних государств. | | |
5/4 | Р.с.1 | Восточные славяне и их соседи. История заселения территории родного края в древности. § 3 | Характеризовать на основе исторической карты территорию расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия. Описывать жизнь и быт, верования славян. Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий. Объяснять смысл понятий: язычество, вече, народное ополчение, дань. Анализировать отрывки из арабских источников о славянах и руссах. | | |
Русь в IX — первой половине XII века 10 час. |
Познавательные – читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней. Последовательно строить рассказ. Объяснять смысл понятий. Уметь работать с учебной информацией (объяснять причины, обобщать события, систематизировать материал, приводить примеры, работать с интернет-источниками, составлять характеристики, формулировать и обосновывать выводы). Регулятивные –расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления деяний личности и народов. Коммуникативные – работать в группах, слушать, использовать речевые средства для аргументации своей позиции. Личностные – Воспитание толерантности, уважение к культурному наследию, религии различных народов. |
6/1 | | Норманнский фактор в образовании европейских государств. § 4 | Раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства. Объяснять смысл понятий государство, князь, дружина, полюдье. | | |
7/2 | | Образование Древнерусского государства. § 5 | Показывать на исторической карте территорию древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей. Систематизировать материал (составлять хронологическую таблицу) о деятельности первых русских князей на основании учебника и отрывков из «Повести временных лет». Приводить примеры взаимоотношений Древней Руси с соседними племенами и государствами. Готовить сообщения или презентацию об одном из правителей Древней Руси, используя интернет-ресурсы. | | |
8/3 | | Владимир Святославович. Принятие христианства. | Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Владимира Святославича. Составлять характеристику Владимира Святославича. Актуализировать знания из курсов всеобщей истории о возникновении христианства и его основных постулатах. Давать оценку значения принятия христианства на Руси. Объяснять смысл понятий митрополит, епископ. | | |
9/4 | | Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром § 7 | Характеризовать политический строй Древней Руси при Ярославе Мудром, его внутреннюю и внешнюю политику. Составлять характеристику Ярослава Мудрого. Объяснять смысл понятий наместник, посадник, усобицы. | | |
10/5 | | Владимир Мономах. § 8 | Характеризовать причины народных восстаний на Руси в XI — начале XII в. Составлять характеристику (исторический портрет) Владимира Мономаха. Объяснять причины временного объединения древнерусских земель при Владимире Мономахе. Характеризовать роль княжеских съездов в древнерусской истории. Описывать взаимоотношения русских княжеств с половцами и объяснять эволюцию этих отношений. Анализировать информацию о народных выступлениях в «Повести временных лет» | | |
11/6 | | Основные социальные слои древнерусского общества. Православная церковь § 9 | Рассказывать о положении отдельных групп населения Древней Руси, используя информацию учебника и отрывки из Русской Правды. Объяснять смысл понятий боярин, вотчина, холоп | | |
12/7 | С.р.2 | Развитие международных связей Русского государства | Приводить примеры взаимоотношений Древней Руси с соседними племенами и государствами | | |
13/8 | | Развитие культуры. Значение древнерусской культуры § 10 | Рассказывать о развитии культуры Древней Руси. Описывать памятники древнерусского зодчества (Софийские соборы в Киеве и Новгороде) и древнерусской живописи (фрески и мозаики, иконы), предметы декоративно-прикладного искусства. Объяснять смысл понятий мозаика, фреска, миниатюра, житие | | |
14/9 | | Быт и образ жизни разных слоёв населения. § 11 | Характеризовать образ жизни представителей различных слоев древнерусского общества. Осуществлять поиск информации из различных источников (включая Интернет) для подготовки сообщения (презентации) о каком-либо древнерусском городе (по выбору учащегося) | | |
15/10 | | Повторение по теме «Русь в IX — первой половине XII века» | Систематизировать исторический материал о Древней Руси. Характеризовать общие черты и особенности раннефеодального периода истории Руси и Западной Европы. Высказывать суждения о значении наследия Древней Руси для современного общества. Выполнять тестовые контрольные задания по истории Древней Руси по образцу ГИА (в упрощённом варианте) | | |
Русь в середине ХII — начале XIII в. (4 час.) |
Познавательные – читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней. Последовательно строить рассказ. Объяснять смысл понятий. Уметь работать с учебной информацией (объяснять причины, особенности, обобщать события, систематизировать материал, приводить примеры, работать с интернет-источниками, составлять характеристики, формулировать и обосновывать выводы). Регулятивные – выполнять тестовые контрольные задания в форме ГИА, расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления деяний личности и народов. Коммуникативные – работать в группах, слушать, использовать речевые средства для аргументации своей позиции. Личностные – Воспитание толерантности, уважение к культурному наследию, религии различных народов |
16/1 | | Причины, особенности и последствия политической раздробленности на Руси. §12 | Объяснять смысл понятий удел, политическая раздробленность. Называть хронологические рамки периода раздробленности. Раскрывать причины и последствия раздробленности | | |
17/2 | | Владимиро-Суздальское княжество. § 13 | Показывать на исторической карте территорию Владимиро-Суздальского княжества. Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Владимиро-Суздальского княжества. Составлять характеристики Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо. | | |
18/3 | Р.с.2 | Новгородская земля. Наш край IX-XIII вв. | Показывать на исторической карте территорию Новгородской земли. Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Новгородской земли. Рассказывать об особенностях политической жизни Новгородской и Псковской республик. Познакомиться с основными событиями в истории жизни людей на Севере. Сделать выводы из полученной информации. | | |
19/4 | С.р.3 | Южные и юго-западные русские княжества. | Показывать на исторической карте территорию Галицко-Волынского княжества. Киевского княжества. Черниговского княжества. Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Галицко-Волынского княжества. Киевского княжества. Черниговского княжества. | | |
Русские земли в середине XIII — XIV в. 9 час. |
Познавательные – читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней. Последовательно строить рассказ. Объяснять смысл понятий. Уметь работать с учебной информацией (объяснять причины, особенности, обобщать события, систематизировать материал, приводить примеры, работать с интернет-источниками, составлять характеристики, формулировать и обосновывать выводы). Регулятивные – выполнять тестовые контрольные задания в форме ГИА, расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления деяний личности и народов. Коммуникативные – работать в группах, слушать, использовать речевые средства для аргументации своей позиции. Личностные – Воспитание толерантности, уважение к культурному наследию, религии различных народов |
20/1 | | Монгольская империя и изменение политической картины мира. §15 | Изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (историческую карту, отрывки из летописей, произведений древнерусской литературы и др.), сопоставлять и обобщать содержащиеся в них сведения. Объяснять причины успеха монголов. | | |
21/2 | | Батыево нашествие на Русь. § 16 | | |
22/3 | | Северо-Западная Русь между Востоком и Западом § 17 | Рассказывать на основе информации учебника, отрывков из летописей, карт и картосхем о Невской битве и Ледовом побоище. Характеризовать значение этих сражений для дальнейшей истории русских земель. Начать составление характеристики Александра Невского. | | |
23/4 | | Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура. § 18 | Объяснять, в чём выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды, Характеризовать повинности населения. Завершить составление характеристики Александра Невского. Объяснять смысл понятий баскак, ярлык, «выход» | | |
24/5 | | Литовское государство и Русь. § 19 | Показывать на исторической карте территорию Великого княжества Литовского. Характеризовать политику литовских князей. Объяснять причины быстрого территориального роста Литвы за счёт русских земель. Характеризовать значение присоединения русских земель к Великому княжеству Литовскому | | |
25/6 | | Княжества Северо-Восточной Руси. § 20 | Показывать на исторической карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества. Раскрывать причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы Высказывать и аргументировать оценку деятельности Ивана Калиты. | | |
26/7 | | Закрепление первенствующего положения московских князей. Куликовская битва. § 21 | Рассказывать о Куликовской битве на основе учебника, отрывков из летописей, произведений литературы, исторической карты. Раскрывать значение Куликовской битвы. Готовить сообщение или презентацию о Куликовской битве, используя миниатюры «Сказания о Мамаевом побоище»: Оценивать роль Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, митрополита Алексея | | |
27/8 | | Культура русских земель в XIII - XIVвв. § 22 | Давать общую характеристику состояния русской культуры в указанный период. Выявлять особенности и характеризовать достижения культуры отдельных княжеств и земель (в том числе с использованием регионального материала). Характеризовать влияние ордынского нашествия на развитие русской культуры. Собирать информацию и готовить сообщения (презентации) об иконах и храмах XII—XIII вв., используя Интернет и другие источники информации | | |
28/9 | | Повторительно-обобщающий урок по теме «Русские земли в середине XIII — XIV в.» | Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности раздробленности на Руси и в Западной Европе.Высказывать суждения, о значении наследия периода раздробленности для современного общества. Выполнять тестовые контрольные задания по истории периода раздробленности по образцу ГИА (в упрощённом варианте) | | |
Формирование единого Русского государства. 8 час. |
Познавательные – читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней. Последовательно строить рассказ. Объяснять смысл понятий. Уметь работать с учебной информацией (объяснять причины, обобщать события, систематизировать материал, приводить примеры, работать с интернет-источниками, составлять характеристики, формулировать и обосновывать выводы). Регулятивные – выполнять тестовые контрольные задания в форме ГИА, расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления деяний личности и народов. Коммуникативные – работать в группах, слушать, использовать речевые средства для аргументации своей позиции. Личностные – Воспитание толерантности, уважение к культурному наследию, религии различных народов |
29/1 | | Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в. § 23 | Оценивать значение и последствия польско-литовской унии и Грюнвальдской битвы для судеб Центральной Европы и России. Определить последствия упадка Византии для исторического развития стран Евразии. | | |
30/2 | | Московское княжество в первой половине XV в. § 24 | Показывать на исторической карте рост территории Московской Руси. Характеризовать политику Василия I, отношения Москвы с Литвой и Ордой. Объяснять причины и последствия феодальной войны, причины победы Василия II Тёмного. | | |
31/3 | | Распад Золотой Орды и его последствия. §25 | Показывать на исторической карте новые государства, возникшие после распада Золотой Орды. Составлять хронологическую таблицу основных этапов развития отношений Московского княжества с Казанским и Крымским княжествами, используя интернет и дополнительную литературу. | | |
32/4 | Р.с.3 | Создание единого русского государства, конец ордынского ига. Наш край в XV- в начале XVI века. §26 | Указывать хронологические рамки процесса становления единого Русского государства. Показывать на исторической карте процесс превращения Московского великого княжества в Русское государство. Начать составление характеристики Ивана III. Объяснять значение создания единого Русского государства. Выявлять на основе текста учебника изменения в политическом строе Руси, системе управления страной. Познакомиться с основными событиями в истории жизни людей на Севере. Сделать выводы из полученной информации. | | |
33/5 | С.р.4 | Русская православная церковь в XV — начале XVI в. | Раскрывать роль православной церкви в становлении российской государственности. Характеризовать взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Объяснять значение выражения «Москва — Третий Рим». | | |
34/6 | С.р.5 | Человек в Российском государстве второй половины XV в. | Сравнивать боярство и дворянство, вотчинное и поместное землевладение. Объяснять смысл понятий: Боярская дума, кормление, местничество, поместье, пожилое. Изучать отрывки из Судебника 1497 г. и использовать содержащиеся в них сведения в рассказе о положении крестьян | | |
35/7 | | Формирование культурного пространства единого Российского государства | Проводить поиск исторической информации для подготовки сообщений (презентаций) об отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях. Описывать памятники культуры на основе иллюстраций учебника, материалов, найденных в Интернете, или непосредственных наблюдений (с использованием регионального материала). Собирать информацию и готовить сообщения (презентации) об иконах и о храмах XIII-XV вв., используя Интернет и другие источники информации. Составлять описание памятников материальной и художественной культуры, объяснять, в чём состояло их назначение, оценивать их достоинства. Характеризовать основные жанры религиозной и светской литературы, существовавшие в России в XIII-XV вв . | | |
36/8 | | Повторение темы «Формирование единого Русского государства». | Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности процесса образования единых государств на Руси и в Западной Европе. Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности развития XIV—XV вв. в России и государств Западной Европы. Высказывать суждения о значении наследия XIV—XV вв. для современного общества. Выполнять тестовые контрольные задания по истории России XIV—XV вв. по образцу ГИА (в упрощённом варианте) | | |