СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование. История России 6 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическое планирование составлено по новой программе к учебнику Торкуновой.

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование. История России 6 класс»


Рассмотрено:

Согласовано:

Утверждаю:


На педагогическом совете

Зам директора по УВР

Л.Ю. Сидельникова

Директор МБОУ «Новогордской СОШ №3»

Е.А. Мясоедова

Протокол №


Приказ №

от « » «августа» 2016

« » « августа» 2016

от « » «августа» 2016










Рабочая программа учебного предмета


История России.

6 класс










Составила:

учитель истории и обществознания

Лецрих Светлана Владимировна

Высшая квалификационная категория














с. Новогородка

2016-2017 уч. год

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «История России. Всеобщая история» составлена на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования (М., Просвещение 2015) от 8 апреля 2015 г. № 1/15, авторской рабочей программы к предметной линии учебников Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. 5-9 классы.» (М. Просвещение. 2016) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта Основного общего образования, ООП ООО МБОУ «Новогородская СОШ №3», учебным планом школы, календарным учебным графиком на 2016-2017 учебный год.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения истории, которые определены стандартом.


Целью школьного исторического образования является формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.

Современный подход в преподавании истории предполагает единство знаний, ценностных отношений и познавательной деятельности школьников.

Задачи изучения истории в школе:

• формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

• овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

• воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

• развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

• формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.











Общая характеристика учебного предмета, курса



Изучение предмета «История» как части предметной области «Общественно-научные предметы» основано на межпредметных связях с предметами: «Обществознание», «География», «Литература», «Русский язык», «Иностранный язык», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Информатика», «Математика», «Основы безопасности и жизнедеятельности» и др.

Структурно предмет «История» включает учебные курсы по всеобщей истории и истории России.

Знакомство обучающихся при получении основного общего образования с предметом «История» начинается с курса всеобщей истории. Изучение всеобщей истории способствует формированию общей картины исторического пути человечества, разных народов и государств, преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов. Преподавание курса должно давать обучающимся представление о процессах, явлениях и понятиях мировой истории, сформировать знания о месте и роли России в мировом историческом процессе.

Курс всеобщей истории призван сформировать у учащихся познавательный интерес, базовые навыки определения места исторических событий во времени, умения соотносить исторические события и процессы, происходившие в разных социальных, национально-культурных, политических, территориальных и иных условиях.

Методической основой изучения курса истории в основной школе является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности школьников.

Методологическая основа преподавания курса истории в школе зиждется на следующих образовательных и воспитательных приоритетах:

• принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований;

• многоуровневое представление истории в единстве локальной, региональной, отечественной и мировой истории, рассмотрение исторического процесса как совокупности усилий многих поколений, народов и государств;

• многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни государства и общества;

• исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных связей, прежде всего, с учебными предметами социально-гуманитарного цикла;

• антропологический подход, формирующий личностное эмоционально окрашенное восприятие прошлого;

• историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.





УМК

  1. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Просвещение, 2015 г

  2. Рабочая программа и тематическое планирование курса «Истории России». 6-9 классы. А.А. Данилов, О.Н. Журавлева- М.:Просвещение, 2016.

  3. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. / под редакцией Торкунова А.В. История России. 6 класс. В 2 частях. М.: Просвещение, 2016



Место предмета в учебном плане


Согласно базисному учебному плану общеобразовательного учреждения МБОУ «Новогородская СОШ №3» на изучение предмета «история России» отведено:

6 класс – 40 часов (2 часа в неделю, 34 учебных недели).

Предмет «История» в 6 классе включает два курса: курс «История России» изучается 40 часов, «Всеобщая история» (история Средних веков) 28 часов. Предполагается синхронизации курсов истории России и всеобщей истории, сопоставления ключевых событий и процессов российской и мировой истории, введения в содержание образования элементов региональной истории и компаративных характеристик.


Распределение учебного материала по четвертям


класс

1 чет

2 чет

3 четв

четв

год

6

6

11

14

9

40








Учебно – тематический план по разделам

6 класс

Название раздела

Количество часов

70%

30%


Неурочная деятельность, уроки в нестандартной форме

Образовательная экскурсии


Практикум

Проектная деятельность

Учебное исследование

Творческие мастерские

Игры

Диспут

Виртуальное путешествие

Дидактические игры

История России

1

Введение

1

1











2

Тема 1: Народы и государства на территории нашей страны в древности

5

2

3

1



1


1




3

Тема II. Русь в IX — первой половине XII в.

11

10

1



1







4

Тема III. Русь в середине ХII — начале XIII в.

5

1

4


1

1




1


1

5

Тема IV. Русские земли в середине XIII — XIV в.

10

7

3


1




1

1



6

Тема V. Формирование единого Русского государства

8

7

1











Итого

40

28

12

2

4

4

2

1

2

2

2

1




Формы текущего контроля знаний, умений, навыков и промежуточной аттестации учащихся.

  • тестовые задания

  • исторический диктант фронтальный и индивидуальный опрос

  • оценка разных форм конспектов, рабочих тетрадей

  • заполнение таблиц, составление схем

  • проектные задания на предметном материале;

  • жизненные (компетентностные) задачи.

  • оценка творческих работ, сообщений

Содержание учебного предмета


От Древней Руси к Российскому государству

Введение

Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации российской истории. Источники по истории России. Основные этапы развития исторической мысли в России.

Народы и государства на территории нашей страны в древности

Заселение территории нашей страны человеком. Каменный век. Особенности перехода от присваивающего хозяйства к производящему на территории Северной Евразии.Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Центры древнейшей металлургии в Северной Евразии. Кочевые общества евразийских степей в эпоху бронзы и раннем железном веке. Степь и ее роль в распространении культурных взаимовлияний.

Народы, проживавшие на этой территории до середины I тысячелетия до н.э. Античные города-государства Северного Причерноморья. Боспорское царство. Скифское царство. Дербент.

Восточная Европа в середине I тыс. н.э.

Великое переселение народов. Миграция готов. Нашествие гуннов. Вопрос о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви – восточных, западных и южных. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи – балты и финно-угры. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария.

Образование государства Русь

Исторические условия складывания русской государственности: природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце I тыс. н. э. Формирование новой политической и этнической карты континента.

Государства Центральной и Западной Европы. Первые известия о Руси. Проблема образования Древнерусского государства. Начало династии Рюриковичей.

Формирование территории государства Русь. Дань и полюдье. Первые русские князья. Отношения с Византийской империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей. Русь в международной торговле. Путь из варяг в греки. Волжский торговый путь.

Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси.

Русь в конце X – начале XII в.

Территория и население государства Русь/Русская земля. Крупнейшие города Руси. Новгород как центр освоения Севера Восточной Европы, колонизация Русской равнины. Территориально-политическая структура Руси: волости. Органы власти: князь, посадник, тысяцкий, вече. Внутриполитическое развитие. Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого. Ярослав Мудрый. Русь при Ярославичах. Владимир Мономах. Русская церковь.

Общественный строй Руси: дискуссии в исторической науке. Князья, дружина. Духовенство. Городское население. Купцы. Категории рядового и зависимого населения. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы.

Русь в социально-политическом контексте Евразии. Внешняя политика и международные связи: отношения с Византией, печенегами, половцами (Дешт-и-Кипчак), странами Центральной, Западной и Северной Европы.

Культурное пространство

Русь в культурном контексте Евразии. Картина мира средневекового человека. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Календарь и хронология.

Древнерусская культура. Формирование единого культурного пространства. Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. Письменность. Распространение грамотности, берестяные грамоты. «Новгородская псалтирь». «Остромирово Евангелие». Появление древнерусской литературы. «Слово о Законе и Благодати». Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет». Первые русские жития. Произведения Владимира Мономаха. Иконопись. Искусство книги. Архитектура. Начало храмового строительства: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская. Материальная культура. Ремесло. Военное дело и оружие.

Русь в середине XII – начале XIII в.

Формирование системы земель – самостоятельных государств. Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей: Черниговская, Смоленская, Галицкая, Волынская, Суздальская. Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская. Эволюция общественного строя и права. Внешняя политика русских земель в евразийском контексте.

Формирование региональных центров культуры: летописание и памятники литературы: Киево-Печерский патерик, моление Даниила Заточника, «Слово о полку Игореве». Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси: Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор Юрьева-Польского.

Русские земли в середине XIII - XIV в.

Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков. Походы Батыя на Восточную Европу. Возникновение Золотой орды. Судьбы русских земель после монгольского нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов (т.н. «ордынское иго»).

Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Политический строй Новгорода и Пскова. Роль вече и князя. Новгород в системе балтийских связей.

Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси. Александр Невский: его взаимоотношения с Ордой. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.

Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Роль православной церкви в ордынский период русской истории. Сергий Радонежский. Расцвет раннемосковского искусства. Соборы Кремля.

Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII-XV вв.

Золотая орда: государственный строй, население, экономика, культура. Города и кочевые степи. Принятие ислама. Ослабление государства во второй половине XIV в., нашествие Тимура.

Распад Золотой орды, образование татарских ханств. Казанское ханство. Сибирское ханство. Астраханское ханство. Ногайская орда. Крымское ханство. Касимовское ханство. Дикое поле. Народы Северного Кавказа. Итальянские фактории Причерноморья (Каффа, Тана, Солдайя и др) и их роль в системе торговых и политических связей Руси с Западом и Востоком.

Культурное пространство

Изменения в представлениях о картине мира в Евразии в связи с завершением монгольских завоеваний. Культурное взаимодействие цивилизаций. Межкультурные связи и коммуникации (взаимодействие и взаимовлияние русской культуры и культур народов Евразии). Летописание. Памятники Куликовского цикла. Жития. Епифаний Премудрый. Архитектура. Изобразительное искусство. Феофан Грек. Андрей Рублев.

Формирование единого Русского государства в XV веке

Борьба за русские земли между Литовским и Московским государствами. Объединение русских земель вокруг Москвы. Междоусобная война в Московском княжестве второй четверти XV в. Василий Темный. Новгород и Псков в XV в.: политический строй, отношения с Москвой, Ливонским орденом, Ганзой, Великим княжеством Литовским. Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире. Теория «Москва – третий Рим». Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Орды. Расширение международных связей Московского государства. Принятие общерусского Судебника. Формирование аппарата управления единого государства. Перемены в устройстве двора великого князя: новая государственная символика; царский титул и регалии; дворцовое и церковное строительство. Московский Кремль.

Культурное пространство

Изменения восприятия мира. Сакрализация великокняжеской власти. Флорентийская уния. Установление автокефалии русской церкви. Внутрицерковная борьба (иосифляне и нестяжатели, ереси). Развитие культуры единого Русского государства. Летописание: общерусское и региональное. Житийная литература. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура. Изобразительное искусство. Повседневная жизнь горожан и сельских жителей в древнерусский и раннемосковский периоды.

Региональный компонент

Наш регион в древности и средневековье.


Планируемые результаты

Личностные результаты

Формирование стартовой мотивации к изучению нового, проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач, имеют целост­ный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и раз­нообразии наро­дов, культур и ре­лигий, определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний, проявляют эмпатию, как осознан­ное понимание чувств других людей и сопере­живание им, определяют свою личностную пози­цию, адекватную дифференциро­ванную само­оценку своих ус­пехов в учебе, выражают устой­чивые эстетичес­кие предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни, осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества.

Метапредметные результаты

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для

партнера высказывания, допускают возможность различных точек зре­ния, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии, проявляют ак­тивность во взаимодействии для ре­шения коммуникативных и познава­тельных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудниче­ство), адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности, участвуют в кол­лективном обсуждении проблем, учитывают различные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию.

Регулятивные:

соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно, определяют последователь­ность промежуточных целей с учё­том конечного результата, состав­ляют схему, принимают и сохра­няют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном матери­але в сотрудничестве с учителем, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане, адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей, составляют план и алгоритм действий, учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную

цель, используют общие приёмы решения задач, ставят и форму­лируют проблему урока, самостоя­тельно создают алгоритм деятельно­сти при решении проблемы, ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого характера, используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач, выбирают наибо­лее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности, осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме, в том числе творческого и исследовательского характера, ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные способы их решения.

Предметные результаты:

Введение

Научатся определять термины: Русь, Россия, Отечество.

Получат возможность научиться: работать с учебником, дополнительной литературой.

Тема 1: Народы и государства на территории нашей страны в древности


Научатся определять термины: археологическая культура, дань, плуг,

Получат возможность научиться: актуализировать знания о роли природы в жизни общества, о происхождении человека и возникновении первых государств, реконструировать отдельные черты жизни первобытных людей по археологическим находкам. Составлять развернутый план изложения темы, показывать на карте первые государства соседей восточных славян. Характеризовать территорию расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия (используя историческую карту). Описывать жизнь и быт, верования славян и их соседей. Анализировать отрывки из арабских источников о славянах и русах; называть главные события, основные достижения истории и культуры.

Тема II. Русь в IX — первой половине XII в.

Научатся определять термины: народное ополчение, государство, дружина, князь, воевода, уроки, погос­ты, реформа, оборонитель­ная система, митропо­лит, устав, правда, по­садники, вотчины, смерды, закупы, рядо­вичи, холопы, былины, зодчество, фрески, мозаика, зернь, скань, эмаль, «Правда Ярославичей», половцы.

Получат возможность научиться: на­зывать восточнославян­ские племена, их заня­тия и верования, показывать на карте путь из варяг в греки и русские горо­да, называть ключевые черты племенного управления, извлекать полезную информацию из исторических источ­ников, составлять развернутый план из­ложения темы, называть имена и деяния первых русских князей, анали­зировать значение на­логовой реформы кня­гини Ольги, давать личностную характери­стику Святослава, характеризовать политику Владимира Святославовича, Ярослава Мудро­го, характери­зовать политику Вла­димира Мономаха, пони­мать значение принятия христианства для даль­нейшего развития госу­дарства, определять причины междоусобиц, называть группы за­висимого населения Руси, давать характеристику культуры Древней Руси, устанавливать причинно-следственные связи между христианством и культурными ценностями, называть главные события, основные достижения истории и культуры.


Тема III. Русь в середине ХII — начале XIII в.


Научатся определять термины: эксплуатация, боярская республика, посадник, вечевой колокол, владыка, тысяцкий, определять имена выдающихся владимиро-суздальских князей,

Получат возможность научиться: называть причины по­литической раздроб­ленности, извлекать полезную информацию из исторических источ­ников, характеризовать государственно-политическое устройство княжества и показывать Владимиро-Суздальское княжество на карте, определять направления деятельности владимиро-суздальских князей, свободно излагать подготовленные сообщения по теме, сравнивать политическое устройство Владимиро-Суздальского, Новгородского и Галицко-Волынского княжеств.

Тема IV. Русские земли в середине XIII — XIV в.



Научатся определять термины: нойон, фураж, стан, баскаки, ордынский выход, ярлык, резиденция, определять имена выдающихся владимиро-суздальских князей, орден кресто­носцев, ополченцы, калита, даты Невской битвы и Ледового побоища, имена соратников и противников А. Нев­ского, культурные традиции, поучения, зодчество, аскетизм, каноны, передовой, засадный полк.

Получат возможность: называть предпосылки объединения Русского государства, давать оценку личности и политике Ивана Калиты, самостоятельно делать выводы о причинах возвышения Москвы, реконструировать события Куликовской битвы с опорой на карту, объяснять разницу между обыч­ным набегом степняков и нашествием кочевых племен монголо-татар, анализировать причины завоевания Батыем Ру­си, называть маршрут завоеваний Батыя, рассказы­вать о Ледовом побо­ище с опорой на карту, делать вывод об исто­рическом значении по­бед А. Невского, называть политические и экономические признаки зависимости Руси от Золотой Орды и самостоятельно делать вывод о последствиях этой зависимости, составлять варианты рассказа о Литовском княжестве, делать вывод о значении присоединения Литовского княжества к Русскому государству, давать общую характеристику русской культуры XII-XIII веков, называть выдающиеся памятники культуры указанного периода, называть главные события, основные достижения истории и культуры.


Тема V. Формирование единого Русского государства


Научатся определять термины: централизация поместье, помещик, служилые люди, транзитная торговля, ясак, автокефалия, догмат, ересь, митрополит, казаки, посадские люди, пожилое, привилегии, чин; называть самые значительные памятники архитектуры указанного периода, извлекать полезную информацию из литера­турных источников.

Получат возможность научиться: делать вы­воды об исторических предпосылках сверже­ния монголо-татарского ига, давать характеристику политическому устройству Московского государства, самостоятельно проводить исторические параллели между политическими процессами и изменениями, происходившими в системе землевладения, называть изменения, произошедшие в Русской православной церкви, и обозначать еретические движения; характеризовать развитие ремесла и торговли, понимать значение политики Василия I для дальнейшего развития Руси, работать с картой; называть главные события, ос­новные достижения истории и культуры, называть наиболее значительные произведения художе­ственной и публици­стической литературы XIV-XV вв., проводить параллели между разви­тием русской литерату­ры и предшествующи­ми историческим собы­тиями, давать об­щую характеристику русской архитектуры XIV-XV вв., составлять рассказ.

Итоговое обобщение

Научатся определять термины, изученные в главе «История Руси с древнейших времен до конца XV в.», проводить исследования, создавать иллюстративный текст или электронную пре­зентацию на заданную тему, определять термины улусы, атаман.

Получат возможность научиться: называть главные события, ос­новные достижения истории и культуры, выступать с подготовленными со­общениями, обсуждать выступление учащихся, оценивать свои дости­жения, составлять рассказ, называть главные события, ос­новные достижения истории и культуры.



Материально-техническое обеспечение образовательного процесса


№ п/п

Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения

1

Книгопечатная продукция

  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования М. Просвещение, 2015

  • Рабочая программа и тематическое планирование курса «Истории России». 6-9 классы. А.А. Данилов, О.Н. Журавлева- М.:Просвещение, 2016


2

Учебники

1. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. / под редакцией Торкунова А.В. История России. 6 класс. В 2 частях. М.: Просвещение, 2016

3

Методические пособия для учителя

Методика обучения истории России в 6 классах. Пособие для учителей. М.: Просвещение.

4

Печатные пособия

Атлас с комплектом контурных карт. Альбом демонстрационного и раздаточного материала. Хрестоматии.

5

Технические средства обучения

Ноутбук учителя

Проектор

Акустическая система (колонки)

Офисный пакет


6

Компьютерные и информационно – коммуникативные средства.

Видеофильмы по разным разделам курса истории.

Аудиозаписи и фонохрестоматии по разным разделам курса.

Слайды (диапозитивы) по разным разделам курса

7

Оборудование класса

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Магнитная доска.

Ученические столы 2 местные с комплектом стульев

Стол учительский

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Экран





Тематическое планирование


п/п

Количество часов

Тема урока

Планируемые результаты

Используемые УМ и МТ средства

Личностные

метпредметные

Предметные


1

3

4

5

6

7

8

История России

Введение- 1 час

1

1

Наша Родина - Россия

Осмысливают гуманистические

традиции и ценности современного общества

познавательные:

самостоятельно выделяют и формулируют познавательную

цель.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для

партнера высказывания.

Регулятивные: ставят учебные задачи на основе

соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно

Научатся определять

термины:

Русь, Россия, Отечество Получат возможность научиться: работать с

учебником, дополнительной литературой

Учебник, исторические документы, карта, мультимедиа

Тема 1: Народы и государства на территории нашей страны в древности -5 часов

Цель: Сформировать представление о древнейшем периоде развития народов на территории нашей страны. Рассмотреть образ жизни черты характера восточных славян.


2

1

Древние люди и их стоянки на территории современной России

Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им


Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.



Научатся определять термины: городище, дань, колонизация, каганат, рось. Получат возможность научиться: называть соседей славян, показывать на карте Тюркский и Аварский каганат, давать сравнительную характеристику Волжской Булгарии и Хазарского каганата


Учебник, исторические документы, карта, мультимедиа

3

2

Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники.

Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им


Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане



Научатся определять термины: индоевропей­цы, подсечно-огневое земледелие, борона, серп, бортничество, ве­че, идолы, волхвы, кудесники, народное ополчение.

Получат возможность научиться: показывать на карте расселение восточных славян, на­зывать восточнославян­ские племена, их заня­тия и верования


Учебник, исторические документы, карта, мультимедиа

4

3

Образование первых государств

Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как по­нимание чувств других людей и сопережива­ние им

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познава­тельную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в кол­лективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимо­действии для решения коммуника­тивных и познавательных задач

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с постав­ленной задачей и условиями её ре­ализации, оценивают правильность выполнения действия.


Научатся определять термины: государство, дружина, князь, воевода. Получат возможность научиться: показывать на карте путь из варяг в греки и русские горо­да, называть ключевые черты племенного управления, извлекать полезную информацию из исторических источ­ников


Учебник, исторические документы, карта, мультимедиа

5

4

Восточные славяне и их соседи


Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества


Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания


Научатся определять термины: вече, колонизация, народное ополчение, язычество

Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из исторических источников, характеризовать быт и нравы восточных славян.

Учебник, исторические документы, карта, мультимедиа

6

5

Обобщение по теме: Народы и государства на территории нашей страны в древности

Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний


Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Познавательные: ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач


Научатся определять термины, изученные в главе «Народы и государства на территории нашей страны в древности .»

Получат возможность научиться: называть главные события, основные достижения истории и культуры


Тестовые задания

Тема II. Русь в IX — первой половине XII в. (11 ч)

Цель: Выяснить предпосылки зарождения Древнерусского государства. Раскрыть функции раннефеодального государства. Выяснить причины возникновения христианства у восточных славян, показать прогрессивное значение принятия христианства. Определить направления политики русских князей. Раскрыть социальную сущность «Русской Правды», показать ее как важнейший исторический источник. Показать, что к началу XII века культура Киевской Руси достигла своего расцвета, а создателем культурных ценностей был народ. Воспитывать уважение, гордость за достижения своего народа.

7-8

1-2

Первые известия о Руси. Становление Древнерусского государства

Определяют свою личностную пози­цию, адекватную дифференциро­ванную оценку своих успехов в учебе

Познавательные: выбирают наибо­лее эффективные способы решения, задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договаривают­ся о распределении функций и ролей в совместной деятельности Регулятивные: адекватно воспри­нимают предложения и оценку учи­телей, товарищей, родителей и других людей.



Научатся определять термины: государство

Получат возможность научиться: составлять развернутый план из­ложения темы


Учебник, исторические документы, карта, мультимедиа

9

3

Первые русские князья

Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)


Научатся определять термины: уроки, погос­ты, реформа, полюдье Получат возможность научиться: называть имена и деяния первых русских князей, анали­зировать значение на­логовой реформы кня­гини Ольги, давать личностную характери­стику Святослава

Учебник, исторические документы, карта, мультимедиа

10

4

Правление князя Владимира. Крещение Руси

Осмысливают гу­манистические традиции и цен­ности современ­ного общества

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познава­тельную цель.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, за­дают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания Регулятивные: ставят учебные за­дачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.


Научатся определять термины: оборонитель­ная система, митропо­лит, устав.

Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из исторических источ­ников, характеризовать политику Владимира Святославовича, пони­мать значение принятия христианства для даль­нейшего развития госу­дарства


Учебник, исторические документы, карта, мультимедиа

11

5

Русское государство при Ярославе Муд­ром

Проявляют устой­чивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познава­тельную цель, используют общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: допускают возможность различных точек зре­ния, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии Регулятивные: ставят учебную за­дачу, определяют последователь­ность промежуточных целей с учё­том конечного результата, состав­ляют план и алгоритм действий.



Научатся определять термины: правда, по­садники, вотчины, смерды, закупы, рядо­вичи, холопы.

Получат возможность научиться: определять причины междоусобиц, характеризовать поли­тику Ярослава Мудро­го, называть группы за­висимого населения Руси


Учебник, исторические документы, карта, мультимедиа

12

6

Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах

Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им


Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности


Научатся определять термины: «Правда Ярославичей», половцы, эксплуатация. Получат возможность научиться: характери­зовать политику Вла­димира Мономаха

Учебник, исторические документы, карта, мультимедиа

13

7

Общественный строй и церковная организация на Руси.

Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действий

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач


Научатся определять термины: бояре, вотчина, духовенство, епископ, закупы, рядовичи, смерды, резиденция, митрополит.

Получат возможность научиться: свободно излагать подготовленные сообщения по теме, характеризовать положение зависимых слоев населения, церковную организацию Руси.


Учебник, исторические документы, карта, мультимедиа

14-15

8-

9

Культурное пространство Европы и культура Древней Руси.

Повседневная жизнь населения.

Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности, проявляют устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения


Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль


Научатся определять термины: былины, зодчество, фрески, мозаика, зернь, скань, эмаль

Получат возможность научиться: давать характеристику культуры Древней Руси, устанавливать причинно-следственные связи между христианством и культурными ценностями


Учебник, исторические документы, карта, мультимедиа

16

10

Обобщение по теме: Место и роль Руси в Европе

Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний


Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Познавательные: ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач


Научатся определять термины, изученные в главе «Древняя Русь в IX - первой половине XII в.»

Получат возможность научиться: называть главные события, основные достижения истории и культуры


Тестовые задания

17

11

Урок истории и культуры родного края в древности

Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию


Получат возможность научиться: составлять варианты рассказа о развитии родного края в древности


Учебник, исторические документы, карта, мультимедиа

Тема III. Русь в середине ХII — начале XIII в. (5 ч)

Цель: Объяснить закономерность феодальной раздробленности; раскрыть причины обособления княжеств и последствия этого процесса. Проследить особенности управления, культурной жизни отдельных княжеств.

18

1

Политическая раздробленность в Европе и на Руси

Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им


Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Коммуникативные: договаривают­ся о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для органи­зации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

Регулятивные: определяют после­довательность промежуточных це­лей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм дей­ствий.


Научатся определять термины: раздробленность Получат возможность научиться: называть причины по­литической раздроб­ленности, извлекать полезную информацию из исторических источ­ников


Учебник, исторические документы, карта, мультимедиа

19

2

Владимиро-Суздальское княжество.

Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им


Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности


Научатся определять имена выдающихся владимиро-суздальских князей

Получат возможность научиться: характеризовать государственно-политическое устройство княжества и показывать Владимиро-Суздальское княжество на карте, определять направления деятельности владимиро-суздальских князей


Учебник, исторические документы, карта, мультимедиа

20-21

3-4

Новгородская республика.

Южные и юго-западные русские княжества

Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действий

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.


Научатся определять термины: боярская республика, посадник, вечевой колокол, владыка, тысяцкий

Получат возможность научиться: свободно излагать подготовленные сообщения по теме, сравнивать политическое устройство Владимиро-Суздальского, Новгородского и Галицко-Волынского княжеств.


Учебник, исторические документы, карта, мультимедиа

22

5

Обобщение по теме «Русь в сер. XII- сер. XIII века»

Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе


Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Познавательные: ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач


Научатся определять термины, изученные в главе «Русские земли в середине XII – XIII в»

Получат возможность научиться: называть главные события, основные достижения истории и культуры


Тестовые задания

Тема IV. Русские земли в середине XIII — XIV в. (10 ч)

Цель: Раскрыть сущьность борьбы русского народа против монголо-татар, показать героизм русского и других народов нашей страны в борьбе с монголо-татарами, экспансией крестоносцев и шведов. Дать представления об организации ордынской власти на Руси. Проследить, как образовалось и расширялось Литовское княжество, его особенные черты.

Сформировать представление о политической ситуации на Руси, объяснить причины возвышения Москвы. Познакомить учащихся с развитием русской литературы, общественной мысли, зодчества. Проследить изменения в области культуры.

23

1

Монгольская империя и изменение политической картины мира

Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач


Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют общие приемы решения задач

Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии


Научатся: показывать на карте территорию Монгольской империи.

Получат возможность научиться: характеризовать причины военных успехов Чингисхана, выделять положительные и отрицательные последствия монгольских завоеваний и создания Монгольской империи для народов Евразии

Учебник, исторические документы, карта, мультимедиа

24

2

Батыево нашествие на Русь

Определяют свою личностную пози­цию, адекватную дифференцирован­ную оценку своих успехов в учебе

Регулятивные: адекватно воспри­нимают предложения и оценку учи­телей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные: выбирают наибо­лее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договаривают­ся о распределении функций и ролей в совместной деятельности


Научатся определять термины: нойон, фураж, стан.

Получат возможность научиться: объяснять разницу между обыч­ным набегом степняков и нашествием кочевых племен монголо-татар, анализировать причины завоевания Батыем Ру­си, называть маршрут завоеваний Батыя


Учебник, исторические документы, карта, мультимедиа

25

3

Северо-Западная Русь между Востоком и Западом

Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач


Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания


Научатся определять термины: орден кресто­носцев, ополченцы, даты Невской битвы и Ледового побоища, имена соратников и противников А. Нев­ского.

Получат возможность научиться: рассказы­вать о Ледовом побо­ище с опорой на карту, делать вывод об исто­рическом значении по­бед А. Невского


Учебник, исторические документы, карта, мультимедиа

26

4

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура

Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач


Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют общие приемы решения задач

Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии


Научатся определять термины: баскаки, ордынский выход, ярлык, резиденция

Получат возможность научиться: называть политические и экономические признаки зависимости Руси от Золотой Орды и самостоятельно делать вывод о последствиях этой зависимости, извлекать полезную информацию из исторических источников

Учебник, исторические документы, карта, мультимедиа

27

5

Литовское государство и Русь

Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности.


Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию


Получат возможность научиться: составлять варианты рассказа о Литовском княжестве, делать вывод о значении присоединения Литовского княжества к Русскому государству


Учебник, исторические документы, карта, мультимедиа

28

6

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси

Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)


Научатся определять термины: слобода

Получат возможность научиться: анализировать причины возвышения Московского княжества, характеризовать особенности политики первых московских князей, понимать значение исторической личности И Калиты.


Учебник, исторические документы, карта, мультимедиа

29

7

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва

Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действий

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач


Научатся определять термины: передовой, засадный полк

Получат возможность научиться: делать вывод о неизбежности столкновения Руси с Ордой, реконструировать события Куликовской битвы с опорой на карту


Учебник, исторические документы, карта, мультимедиа

30

8

Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII-XIV вв

Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)


Научатся определять термины: культурные традиции, поучения, зодчество, аскетизм, каноны.

Получат возможность научиться: давать общую характеристику русской культуры XII-XIII веков, называть выдающиеся памятники культуры указанного периода, извлекать полезную информацию из литературных источников


Учебник, исторические документы, карта, мультимедиа

31

9

Родной край в истории и культуре Руси.

Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности


Научатся определять термины: административные здания, кафтан, полати, харчевня

Получат возможность научиться: давать характеристику русского дома, называть предметы одежды, составлять рассказ «В ожидании гостей»

Учебник, исторические документы, карта, мультимедиа

32

10

Обобщение по теме «Русские земли в сер. XIII-XIV вв»

Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний


Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Познавательные: ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач


Научатся определять термины, изученные в главе «Русские земли в середине XIII – XIV в»

Получат возможность научиться: называть главные события, основные достижения истории и культуры


Тестовые задания

Тема V. Формирование единого Русского государства (8 ч)

Цель: Выяснить причины распада Золотой орды. Подвести к тому, что образование Российского централизованного государства – историческая закономерность, основа объединения русских земель - трудовая деятельность народных масс. Познакомиться с жизнью государств, образовавшихся после распада Золотой Орды. Проследить процесс завершения объединения Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Раскрыть историческое значение падения орды для дальнейшего развития России. Определить изменения в социально-экономическом развитии страны.

33

1

Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в.

Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе.

Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, родителей, одноклассников.


Научатся определять термины: централизация

Получат возможность научиться: определять место Руси в развитии истории и культуры европейских стран.


Учебник, исторические документы, карта, мультимедиа

34

2

Московское княжество в первой половине XV в

Определяют свою личностную пози­цию, адекватную дифференциро­ванную оценку своих успехов в учебе


Регулятивные: адекватно воспри­нимают предложения и оценку учи­телей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные: выбирают наибо­лее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договаривают­ся о распределении функций и ролей в совместной деятельности


Научатся определять термины: феодальная война, уния.

Получат возможность научиться: составлять исторический портрет Ивана II, делать вывод об источниках конфликта между князьями, извле­кать полезную инфор­мацию из исторических источников


Учебник, исторические документы, карта, мультимедиа

35

3

Распад Золотой Орды и его последствия

Проявляют устой­чивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач

Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последователь­ность промежуточных целей с учё­том конечного результата, состав­ляют план и алгоритм действий.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познава­тельную цель, используют общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: допускают возможность различных точек зре­ния, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии

Научаться: показывать на карте территории. Получат возможность научиться: делать вы­воды об исторических предпосылках сверже­ния монголо-татарского ига


Учебник, исторические документы, карта, мультимедиа

36

4

Московское государство и его соседи во второй половине XV в.

выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности, проявляют устойчивую мотивацию к учению.

Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию.

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и в контроле способа решения, осуществляют пошаговый и итоговый контроль.


Научатся определять термины: Боярская Дума, воевода, герб, держава, кормление, местничество, налоги, скипетр, Шапка Мономаха.

Получат возможность научиться: выделять изменения в системе управления государством, характеризовать внешнюю и внутреннюю политику Ивана III, понимать значение политики Ивана III для дальнейшего объединения Руси, работать с картой.


Учебник, исторические документы, карта, мультимедиа

37

5

Русская православная церковь в XV-нач. XVIвв.

выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности, проявляют устойчивую мотивацию к учению.

Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию.

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и в контроле способа решения, осуществляют пошаговый и итоговый контроль.


Научатся определять термины : автокефалия, догмат, ересь, митрополит.

Получат возможность научиться: характеризовать значение русской православной церкви, давать оценку роли великих московских князей в укреплении позиций Русской православной церкви.


Учебник, исторические документы, карта, мультимедиа

38

6

Человек в Российском государстве второй пол. XV

Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном решении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действия.


Научатся проводить исследования, создавать иллюстративный текст или электронную презентацию на заданную тему, давать определения понятиям: казаки, посадские люди, пожилое, привилегии, чин.

Получат возможность научиться выступать с подготовленными сообщениями, обсуждать выступления учащихся, оценивать свои достижения.


Учебник, исторические документы, карта, мультимедиа

39

7

Формирование культурного пространства единого Российского государства

Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном решении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действия.


Научатся составлять систематическую таблицу о достижениях культуры Руси в XIV — начале XVI в.

Получат возможность научиться проводить поиск исторической информации для сообщений об отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях. Описывать памятники культуры, предметы быта на основе иллюстраций учебника, художественных альбомов, материалов, найденных в Интернете, или непосредственных наблюдений (с использованием регионального материала).

Учебник, исторические документы, карта, мультимедиа

40

8

Обобщение по теме: Формирование единого Русского государства

Проявляют доб­рожелательность и эмоционально- нравстве иную отзывчивость, эмпатию, как по­нимание чувств других людей и сопережива­ние им


Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с постав­ленной задачей и условиями её ре­ализации, оценивают правильность выполнения действия. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познава­тельную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в кол­лективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимо­действии для решения коммуника­тивных и познавательных задач


Научатся определять термины, изученные в главе «Формирование единого Русского государства.». Получат возможность научиться: называть главные события, ос­новные достижения истории и культуры


Тестовые задания













Календарно-тематическое планирование


п\п

урока

Тема урока

Дата

Корректировка дат

Неурочная деят.

Вид деятельности

Вид контроля

Домашнее задание

История России


Введение- 1 час

Цель: Раскрыть место истории России во всеобщей истории, показать основные этапы истории России, исторические источники, их виды, примеры.


1

1

Наша Родина - Россия

1.09



Активизировать знания из курсов истории Древнего мира и Средних веков о видах исторических источников.

Характеризовать источники по российской истории.

Использовать историческую карту для объяснения своеобразия геополитического положения России.


Устный опрос

Тетрадь, цор

Тема 1: Народы и государства на территории нашей страны в древности -5 часов

Цель: Познакомить с происхождением восточных славян, их расселения, соседями, показать взаимоотношениями между народами и государствами. Отметить роль варягов в создании единого древнерусского гос-ва. Развивать логическое мышление, продолжать работу с использованием исторических источников, исторических карт, дополнительной литературы

2

1

Древние люди и их стоянки на территории современной России

6.09



Показывать на карте расселение древ­него человека на территории России, древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья.

Описывать условия жизни, занятия, верования земледельческих и кочевых племён, народов древних государств.

Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий



Фронтальный опрос

§ 1 р/т §1

3

2

Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники.

8.09


Учебное исследование

Индивидуальный и фронтальный опрос

Материал для самостоятельной работы учащихся

4

3

Образование первых государств

13.09


Образовательная экскурсия

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Показывать древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья;

Актуализировать знания по истории Древнего мира о греческих колониях на побережье Черного моря;

Раскрывать смысл понятий «государство», «народ»;

Описывать жизнь народов древних государств (на основе работы с текстом учебника и дополнительными источниками);

Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий народов;

Устанавливать причинно-следственные связи (на основе информации об истории древних государств);

Индивидуальный и фронтальный опрос

§2 р/т §2

5

4

Восточные славяне и их соседи


15.09


игра

Характеризовать на основе историчес­кой карты территорию расселения вос­точных славян, природные условия, в ко­торых они жили, их занятия.

Описывать жизнь и быт, верования славян.

Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий.

Объяснять смысл понятий язычество, вече, народное ополчение, дань


Индивидуальный и фронтальный опрос

§3 р/т §3

6

5

Обобщение по теме: Народы и государства на территории нашей страны в древности

20.09



Систематизировать исторический материал о Древней Руси.

Характеризовать общие черты и особенности раннефеодального периода истории Руси и Западной Европы.

Высказывать суждения о значении наследия Древней Руси для современного общества.

Выполнять тестовые контрольные задания по истории Древней Руси по образцу ГИА (в упрощённом варианте)

Фронтальный опрос, взаимоконтроль, тест


Тема II. Русь в IX — первой половине XII в. (11 ч)

Цель:

7

1

Первые известия о Руси

10.11



Показывать на исторической карте тер­риторию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей.

Систематизировать материал (состав­лять хронологическую таблицу) о дея­тельности первых русских князей на ос­новании учебника и отрывков из «Повес­ти временных лет».

Приводить примеры взаимоотношений Древней Руси с соседними племенами и государствами.

Готовить сообщение или презентацию об одном из правителей Древней Руси, использовав миниатюры из Радзивиловской летописи (http://radzivil.chat.ru/) и другие изображения


Исторический диктант

§4 р/т §4

8

2

Становление Древнерусского государства

15.11



Исторический диктант индивидуальный опрос

§5 р/т §5

9

3

Первые русские князья

17.11



Характеризовать внутреннюю и внеш­нюю политику Олегу, Ольге, Святославу

Составлять характеристику исторических деятелей

Актуализировать знания из курсов все­общей истории о возникновении христи­анства и его основных постулатах.

Давать оценку значения принятия христианства на Руси.


Фронтальная работа

§5 р/т §5

10

4

Правление князя Владимира. Крещение Руси

22.11



Характеризовать внутреннюю и внеш­нюю политику Владимира Святославича.

Составлять характеристику Владимира Святославича.

Актуализировать знания из курсов все­общей истории о возникновении христи­анства и его основных постулатах.

Давать оценку значения принятия христианства на Руси.

Объяснять смысл понятий митропо­лит, епископ


Фронтальный опрос

§6 р/т §6

11

5

Русское государство при Ярославе Муд­ром

24.11



Характеризовать политический строй Древней Руси при Ярославе Мудром, его внутреннюю и внешнюю политику.

Составлять характеристику Ярослава Мудрого.

Объяснять смысл понятий намест­ник, посадник, усобицы.

Рассказывать о положении отдельных групп населения Древней Руси, исполь­зуя информацию учебника и отрывки из Русской Правды.

Объяснять смысл понятий боярин, вотчина, холоп


Устный опрос по карте и по вопросам после параграфа


§7 р/т §6 Сочинение «Ярослав Мудрый»

12

6

Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах

29.11










Составлять характеристику Владимира Мономаха.

Объяснять смысл понятий удел, поли­тическая раздробленность.

Характеризовать политику Владимира Мономаха.

Решение исторических задач (работа в парах)


§8 р/т §8

13

7

Общественный строй и церковная организация на Руси.

1.12


проект

Оценивать результаты своей учеб-

ной деятельности.

Выделять главное из текста

учебника.

Объяснять и применять новые

термины и понятия.

Описывать с опорой на схему

социальную структуру русского

общества.

Раскрывать роль православной

церкви в укреплении Древнерус-

ского государства

Индивидуальный и фронтальный опрос

§9 р/т §9

14

8

Культурное пространство Европы и культура Древней Руси

6.12



Рассказывать о развитии культуры Древней Руси.

Раскрывать роль церкви в сред-

невековых государствах

Описывать памятники древнерусского зодчества (Софийские соборы в Киеве и Новгороде) и древнерусской живописи (фрески и мозаики, иконы), предметы декоративно-прикладного искусства.

Объяснять смысл понятий мозаика, фреска, миниатюра, житие


Блиц опрос


§10 р/т §10

15

9

Повседневная жизнь населения

8.12



Характеризовать образ жизни пред­ставителей различных слоёв древнерус­ского общества.

Осуществлять поиск информации из различных источников (включая Интер­нет) для подготовки сообщения (презен­тации) о каком-либо древнерусском го­роде (по выбору учащегося)


Защита презентации

§11 р/т §11презентация

16

10

Обобщение по теме: Место и роль Руси в Европе.

13.12



Систематизировать исторический ма­териал о Древней Руси.

Характеризовать общие черты и осо­бенности раннефеодального периода ис­тории Руси и Западной Европы.

Высказывать суждения о значении наследия Древней Руси для современно­го общества.

Выполнять тестовые контрольные за­дания по истории Древней Руси по об­разцу ГИА (в упрощённом варианте)

Тест

Проект по выбору

17

11

Урок истории и культуры родного края в древности

15.12



Характеризовать образ жизни жителей родного края в древности.

Осуществлять поиск информации из различных источников (включая Интер­нет) для подготовки сообщения (презен­тации) по выбору учащегося

Индивидуальный и фронтальный опрос


Тема III. Русь в середине ХII — начале XIII в. (5 ч)

18

1

Политическая раздробленность в Европе и на Руси

2.02


диспут

Называть хронологические рамки пе­риода раздробленности.

Раскрывать причины и последствия раздробленности


Фронтальный опрос. Вывод по ПОПС

§12 р/т §12

19

2

Владимиро-Суздальское княжество.

2.02


практикум

Показывать на исторической карте территорию Владимиро-Суздальского княжества.

Характеризовать особенности геогра­фического положения и социально-поли­тического развития Владимиро-Суздальс­кого княжества.

Составлять характеристики Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Все­волода Большое Гнездо.

Показывать на исторической карте территорию Новгородской земли и Галицко-Волынского княжества.

Характеризовать особенности геогра­фического положения и социально-поли­тического развития Новгородской земли и Галицко-Волынского княжества.

Рассказывать об особенностях полити­ческой жизни Новгородской республики.

Характеризовать берестяные грамоты как исторический источник, используя материалы сайта Института русской ли­тературы: http://lib.pushkinskijdom.ru/Defa- ult. aspx?tabid=4948 и сайта «Древнерус­ские берестяные грамоты»: http.V/gramo- tv.ru/.

Устный опрос по карте. Анализ по алгоритму.


§ 13


20

3

Новгородская республика.

9.02


Дидактическая игра

Устный опрос по карте. Анализ по алгоритму.


§14

21

4

Южные и юго-западные русские княжества

14.02


проект

Показывать на исторической карте территорию Галицко-Волынского княжества.

Характеризовать особенности геогра­фического положения и социально-поли­тического развития Новгородской земли и Галицко-Волынского княжества. Определять по карте местоположение исторических объектов.

Объяснять термины, используемые в летописи


Индивидуальный и фронтальный опрос

Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности

22

5

Обобщение по теме «Русь в сер. XII- сер. XIII века»

16.02



Систематизировать исторический ма­териал по изученному периоду.

Характеризовать общие черты и осо­бенности раздробленности на Руси и в Западной Европе.

Высказывать суждения о значении наследия периода раздробленности для современного общества.

Выполнять тестовые контрольные за­дания по истории периода


Индивидуальные задания

Тема IV. Русские земли в середине XIII — XIV в. (10 ч)

23

1

Монгольская империя и изменение политической картины мира

21.02



Изучать материалы, свидетельствую­щие о походах монгольских завоевателей (историческую карту, отрывки из летопи­сей, произведений древнерусской литера­туры и др.), сопоставлять и обобщать содержащиеся в них сведения.

Объяснять причины успеха монголов


Фронтальный

§15

24

2

Батыево нашествие на Русь

28.02



Самостоятельно планировать (с

использованием различных источников информации), контролировать процесс подготовки и

презентации проектов.

Оказывать взаимопомощь в процессе подготовки и презентации

проектов

Индивидуальный и фронтальный опрос

§16 р/т §16

25

3

Северо-Западная Русь между Востоком и Западом

2.03



Рассказывать на основе информации учебника, отрывков из летописей, карт и картосхем о Невской битве и Ледовом побоище.

Характеризовать значение этих сражений для дальнейшей истории русских земель.

Начать составление характеристики Александра Невского, используя матери­алы сайта http://a-nevskiy.narod.ru/ и дру­гие источники


Исторический диктант

§17 р/т §17

26

4

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура

7.03



Объяснять, в чём выражалась зависи­мость русских земель от Золотой Орды,

Характеризовать повинности населения.

Завершить составление характеристи­ки Александра Невского.

Объяснять смысл понятий баскак, яр­лык, «выход»



Устный опрос по карте и по вопросам после параграфа


§18 р/т §18

27

5

Литовское государство и Русь

9.03


практикум

Показывать на исторической карте территорию Великого княжества Литовс­кого.

Характеризовать политику литовских князей.

Объяснять причины быстрого терри­ториального роста Литвы за счёт русских земель.

Характеризовать значение присоеди­нения русских земель к Великому княже­ству Литовскому


Фронтальный

§19 р/т §19

28

6

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси

14.03


диспут

Показывать на исторической карте территорию Северо-Восточной Руси, ос­новные центры собирания русских зе­мель, территориальный рост Московско­го княжества.

Раскрывать причины и следствия объ­единения русских земель вокруг Москвы.

Высказывать и аргументировать оценку деятельности Ивана Калиты


Исторический диктант индивидуальный опрос

§20 р/т §20

29

7

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва

16.03



Рассказывать о Куликовской битве на основе учебника, отрывков из летописей, произведений литературы, исторической карты.

Раскрывать значение Куликовской битвы.

Готовить сообщение или презентацию о Куликовской битве, используя миниа­тюры «Сказания о Мамаевом побоище»: http://prodigi.bl.uk/illcat/record.asp?MSID= 8122&CollID=58&NStart=51

Оценивать роль Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, митрополита Алексея


Фронтальная работа

§21 р/т §21

30

8

Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII-XIV вв

21.03


игра

Давать общую характеристику состо­яния русской культуры в указанный пе­риод.

Выявлять особенности и характери­зовать достижения культуры отдельных княжеств и земель (в том числе с исполь­зованием регионального материала).

Характеризовать влияние ордынского нашествия на развитие русской культуры.

Собирать информацию и готовить сообщения (презентации) об иконах и храмах XII—XIII вв., используя Интернет и другие источники информации

Анализ источников

§22 р/т §22

31

9

Родной край в истории и культуре Руси.

23.03



Характеризовать образ жизни жителей родного края в древности в данный исторический период

Осуществлять поиск информации из различных источников (включая Интер­нет) для подготовки сообщения (презен­тации) по выбору учащегося

Индивидуальный и фронтальный опрос

Дополнительная литература

32

10

Обобщение по теме «Русские земли в сер. XIII-XIV вв»

4.04



Систематизировать исторический ма­териал по изученному периоду.

Характеризовать общие черты и осо­бенности раздробленности на Руси и в Западной Европе.

Высказывать суждения о значении наследия периода раздробленности для современного общества.

Выполнять тестовые контрольные за­дания по истории периода раздроблен­ности по образцу ГИА (в упрощённом варианте

тест


Тема V. Формирование единого Русского государства (8 ч)

33

1

Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в.

27.04




Анализ документа. Составление плана.

§23 р/т §23

34

2

Московское княжество в первой половине XV в

2.05




Фронтальный опрос

§24 р/т §24

35

3

Распад Золотой Орды и его последствия

4.05



Показывать на исторической карте рост территории Московской Руси.

Характеризовать политику Василия I, отношения Москвы с Литвой и Ордой.

Объяснять причины и последствия феодальной войны, причины победы Ва­силия II Тёмного.

Оценивать значение и последствия польско-литовской унии и Грюнвальд- ской битвы для судеб Центральной Евро­пы


Работа с раздаточным материалом (устно и письменно)

§25 р/т §25

36

4

Московское государство и его соседи во второй половине XV в.

11.05



Указывать хронологические рамки процесса становления единого Русского государства.

Показывать на исторической карте процесс превращения Московского вели­кого княжества в Русское государство.

Начать составление характеристики Ивана III.

Объяснять значение создания единого Русского государства


Фронтальный, индивидуальный

§26 р/т §26

37

5

Русская православная церковь в XV-нач. XVIвв.

16.05


проект

Раскрывать роль православной церкви в становлении российской государствен­ности.

Характеризовать взаимоотношения церкви с великокняжеской властью.

Объяснять значение выражения «Москва — Третий Рим».

Приводить оценки роли выдающихся религиозных деятелей (Иосиф Волоцкий, Нил Сорский) в истории Московской Руси


Индивидуальный и фронтальный опрос

Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности

38

6

Тестирование в рамках промежуточной аттестации.

18.05



Систематизировать исторический ма­териал по истории Руси с древнейших времён до конца XVI в.

Выполнять тестовые контрольные за­дания по истории Руси с древнейших времён до конца XVI в

Тест 40 мин.


39

7

Формирование культурного пространства единого Российского государства.

23.05


Ученическое исследование

Определять зависимость развития культуры от политического развития страны. Формулировать ценностные суждения о памятниках культуры

Фронтальная работа

§27 р/т §27

40

8

Человек в Российском государстве второй пол. XV в

25.05




проект

Использовать приёмы исторического анализа при работе с фрагментами источников разного вида (закон, записки иностранцев).

Изображать графически (схему)

социальную структуру общества.

Использовать приёмы критического анализа источника, объяснять его специфику.

Исторический диктант индивидуальный опрос




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!