Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Архангельской области
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №5»
| СОГЛАСОВАНО: зам. директора по УВР ______________ Н.Б. Шляхтина | Руководитель ПЦК__________________ Протокол ПЦК № __ от ___ | | УТВЕРЖДЕНО: Директор ГБОУ АО «СКОШ№5» _______________ М.Н. Пинаевская ___________________________ (дата) |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ:
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
для обучающихся 1 «А» класса
в соответствии с АООП для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(вариант I)
Составитель:
учитель Дорофеева Татьяна Вячеславовна
высшая квалификационная категория
г. Новодвинск
2024–2025 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Рабочая программа по учебному предмету «изобразительное искусство» для учащихся 1 класса составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ АО «СКОШ№5», разработанной на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (I вариант).
Учебный план ГБОУ АО «СКОШ №5»
Федеральный перечень учебников, рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.
Рисование является одним из ведущих учебных предметов, составляющих предметную область «Искусство». На уроках рисования дети не только рисуют, но и составляют аппликацию, лепят. Совершенствование изобразительной деятельности возможно в процессе практического усвоения детьми определенных знаний по композиции, рисунку, знакомства со свойствами цвета. Поэтому очевидна коррекционная направленность уроков рисования для умственно отсталых детей, имеющих недоразвитие познавательной деятельности, зрительно-двигательной координации и произвольной ручной моторики, а также особенностями развития эмоционально-волевой сферы.
Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.
Школьный курс по изобразительному искусству ставит следующие основные задачи:
воспитание интереса к изобразительному искусству;
раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека;
воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира;
развитие структурных компонентов художественно-изобразительной деятельности;
формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства;
формирование знаний элементарных основ композиционной деятельности;
обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений;
обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др.
формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению;
развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции;
совершенствования учащихся правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок; контролировать свои действия;
развитие ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования;
развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Человек и изобразительное искусство; урок изобразительного искусства; правила поведения и работы на уроках изобразительного искусства; правила организации рабочего места; материалы и инструменты, используемые в процессе изобразительной деятельности; правила их хранения.
Формирование умений и навыков изобразительной деятельности, их применение для решения практических задач. Развитие художественного вкуса: умения отличать «красивое» от «некрасивого»; понимание красоты как ценности; воспитание потребности в художественном творчестве.
Программой предусматриваются следующие виды работы:
― рисование, лепка, аппликация;
― проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета «Рисование» отводится 2 часа в неделю. Курс рассчитан на 33 учебные недели – 66 часа.
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | За год |
16 | 16 | 18 | 16 | 66 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА:
Предметные:
Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Минимальный уровень:
обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;
рисование по образцу;
закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось);
различать и называть цвета основные цвета;
знание названий предметов, подлежащих рисованию;
организация рабочего места;
применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;
знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «точка», «линия», «штриховка», «пятно»;
правильно сидеть за партой и правильно держать альбом для рисования, карандаш.
ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
Достаточный уровень:
обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;
рисование по образцу;
закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось);
различать и называть цвета основные цвета;
знание названий предметов, подлежащих рисованию;
организация рабочего места;
применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;
знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «точка», «линия», «штриховка», «пятно»;
правильно сидеть за партой и правильно держать альбом для рисования и карандаш.
узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения;
подбирать иллюстрацию к прочитанному учителем отрывку.
Личностные:
формирование представлений о собственных возможностях;
овладение начальными навыками адаптации в новом социальном пространстве: умение обратиться за помощь;
формирование навыков коммуникации и знакомство с принятыми нормами социального взаимодействия: умение отвечать на вопросы, умение вести диалог со сверстниками, применение ритуалов социального взаимодействия.
формирование способности к принятию социального окружения, формирование представлений о семье, родственных связях, принятие соответствующих возрасту ценностей;
формирование социально значимых мотивов учебной деятельности, навыков школьной дисциплины;
формирование навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками в разных социальных ситуациях: умение договариваться, признавать вину.
формирование эстетических потребностей, чувств: умение замечать красоту окружающего мира;
формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей, должного отношения к своим поступкам;
формирование элементарных навыков готовности к самостоятельной жизни: навыков самообслуживания, способности к коллективным формам деятельности;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни: соблюдение дисциплины на уроках, режима труда и отдыха.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Подготовительный период обучения
Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать изобразительную поверхность на столе.
Сенсорное воспитание: различение формы предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки; узнавание и показ основных геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание, называние и цветов; ориентировка на плоскости листа бумаги.
Развитие моторики рук: формирование правильного удержания карандаша и кисточки; формирование умения владеть карандашом; формирование навыка произвольной регуляции нажима; произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке; направления движения.
Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (лепке, выполнении аппликации, рисовании):
Приемы лепки:
отщипывание кусков от целого куска пластилина, разминание;
размазывание по картону;
скатывание, раскатывание, сплющивание;
примазывание частей при составлении целого объемного изображения.
Приемы выполнения аппликации из бумаги:
приемы работы ножницами;
раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг друга в соответствии с пространственными отношениями: внизу, наверху, над, под, справа от …, слева от …, посередине;
приемы соединения деталей аппликации с изобразительной поверхностью с помощью пластилина.
приемы наклеивания деталей аппликации на изобразительную поверхность с помощью клея.
Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой):
рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу).
рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование дугообразных, спиралеобразных линии; линий замкнутого контура (круг, овал). Рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линии (по образцу);
рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш. Упражнения в рисовании линий. Рисование предметов несложных форм (по образцу);
штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования; приемы штрихования (беспорядочная штриховка и порядоченная штриховка в виде сеточки);
рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками.
Приемы работы красками:
приемы рисования руками: точечное рисование пальцами; линейное рисование пальцами; рисование ладонью, кулаком, ребром ладони;
приемы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой, смятой бумагой, трубочкой и т.п.;
приемы кистевого письма: примакивание кистью; наращивание массы; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу и т.д.
Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:
правила обведения шаблонов;
обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм, букв, цифр.
Композиционная деятельность
Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию
Формирование понятий: «предмет», «форма», «фигура», «деталь», «часть», «элемент», «объем», «пропорции», «конструкция», «узор», «орнамент», т.п.
Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм. Геометрические фигуры. Природные формы. Передача разнообразных предметов на плоскости и в пространстве и т.п.
Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке предмета.
Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения).
Передача пропорций предметов. Строение тела человека, животных и др.
Передача движения различных одушевленных и неодушевленных предметов.
Приемы и способы передачи формы предметов: рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы объекта и т.п.
Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в полосе, замкнутый, сетчатый, по содержанию: геометрический, растительный . Принципы построения орнамента в полосе, квадрате, круге, треугольнике (повторение одного элемента на протяжении всего орнамента; чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов по краю, углам, в центре и т.п.).
Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в рисунке.
Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в рисунке с помощью красок
Понятия: «цвет», «краски», «акварель», «гуашь».
Цвета солнечного спектра (основные, составные). Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения.
Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо ― примакивание кистью; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу (алла прима).
Учебно-тематическое планирование включает в себя следующие разделы:
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Приемы лепки. | 12 |
3 | Приемы выполнения аппликации из бумаги. | 22 |
4 | Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой). | 16 |
5 | Приемы работы красками. | 16 |
6 | Итого: | 66 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности | Методическое обеспечение урока | Дата проведения | Примечание Страницы в учебнике |
Провед | Факт | |
1 | Осень золотая наступает. Осенний листопад. Цвета осени. Аппликация «Цвета осени». | 1 | Рассматривание и беседа по картинам: И. Левитан «Золотая осень», К. Коровин «Осень, аллея в Жуковке». Беседа об изобразительном искусстве как новом виде деятельности. Знакомство с правилами техники безопасности на уроках рисования (при работе с клеем, красками, кистью). Беседа о материалах и инструментах, необходимых для изобразительного искусства. Аппликация «Цвета осени». | Сюжетные картины с изображением осени. Презентация по теме. Краски, альбом, карандаши, кисти. Цветная бумага, клей. | 2.09 | | учебник стр. 4-7 |
2 | Рисование по шаблону «Осенний листопад» | 2 | Познавательные: беседа о красоте осенней природы по картинам художников. Характерные особенности осенних листьев. Повторение правил техники безопасности на уроках рисования. Обучение отбору изобразительных материалов, заполнению всего пространства листа. Симметрия. Рисование по шаблону «Осенний листопад». | Презентация по теме. Сюжетные картины с изображением осени. Альбом, карандаши, мелки. | 5.09 9.09 | | учебник стр. 8-9 |
3 | Наблюдай цвет. Различай цвет. Рисование по образцу шаров и флажков. | 2 | Рассматривание картинок. Беседа по содержанию. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета. Знакомство с работой с красками, цветом. Повторение правил техники безопасности на уроках рисования. Игра «Найди такого же цвета» Называние и показ основных геометрических тел. Соотнесение предметов, схожих по форме с прямоугольником, квадратом, кругом. Определение цвета форм. Рисование (по показу) предметов круглой и овальной формы. | Геометрические формы: круг, квадрат, прямо-угольник, шар, куб. Предметы, соотносимые с формами. Фломастеры, карандаши Предметы: воздушный шарик, флажок. | 12.09 16.09 | | учебник стр. 10-13 |
4 | Рисование радуги. Техника работы кистью. | 2 | Организация рабочего пространства при работе с красками. Работа по презентации. Знакомство с предметами рисования: кисть, краски, альбом. Объяснение и показ приёмов работы кистью (примакивание, тычок). Смешивание красок на палитре. Знакомство с техникой безопасности при работе с кистью, красками. Упражнения в работе кистью с красками. Рассматривание картинок с изображением радуги. Беседа по иллюстрациям (цвет, настроение). Рисование радуги по показу учителя. | Презентация по теме урока. Видеосюжет «Радуга». Сюжетные картинки по теме. Акварельные краски, образец работы. | 19.09 23.09 | | учебник стр. 14-17 |
5 | Рисование забора, солнца. | 2 | Организация рабочего пространства при работе с красками. Работа по презентации. Рассматривание иллюстраций с изображением лета. Беседа по иллюстрациям (цвет, настроение, эстетическое оценивание картин в разное время года и время суток) Повторение предметов рисования: кисть, гуашь, альбом. Повторение приёмов работы кистью (примакивание, тычок). Повторение правил техники безопасности на уроках рисования. Упражнения в работе кистью с красками. Рисование по показу учителя летней полянки, стоящего за ней забора. На голубом небе светит яркое солнце. | Слайды презентации по теме. Сюжетные картинки по теме. Гуашь, кисть, альбом, образец работы. | 26.09 30.09 | | учебник стр. 18-19 |
6 | Рисование овощей и фруктов по трафарету. | 2 | Рассмотрение фруктов и овощей (беседа: форма, вид, цвет). Сравнение с геометрическими фигурами фрукты, овощей. Работа по презентации. Игра: «Найди и покажи..» (овощи, фрукты, зеленые, круглые и т.д.). Знакомство с натюрмортами. Знакомство с трафаретом, упражнения в обведении по трафарету. Повторение правил техники безопасности на уроках рисования. Рисование натюрморта фруктов и овощей. | Презентация «Натюрморт». Предметные картинки, трафареты и макеты фруктов и овощей. Альбом, карандаши, мелки. | 3.10 7.10 | | учебник стр..20-21 |
7 | Рисование по трафарету, шаблону простых форм. | 2 | Рассматривание основных геометрических фигур. Анализ форм. Сравнение их (размер, цвет, форма). Игра: «Найди и покажи..» Знакомство с трафаретом, шаблоном. Повторение правил техники безопасности на уроках рисования. Упражнения в обведении по трафарету, шаблону геометрических фигур. Игра «Дорисуй по штрихам». Упражнения в рисовании геометрических фигур простых форм самостоятельно. | Шаблоны геометрических фигур. Альбом, карандаши, мелки. | 10.10 14.10 | | учебник стр. 22-27 |
8 | Рисование сложных форм из 2-3 простых. | 2 | Повторение основных геометрических фигур. Сравнение их (размер, цвет, форма). Игра: «Сложи предметы». (сложные формы из простых). Анализ формы предмета. Игра «Разложи» (разделение сложной формы на простые). Анализ формы предмета. Упражнения в рисовании предмета из 2-3 простых форм. | Шаблоны геометрических фигур. Альбом, карандаши, мелки. | 17.10 21.10 | | учебник стр. 28-31 |
9 | Изображение. Изображать. Лепка «Фрукты». | 2 | Рассматривание иллюстраций, картинок с изображением различных видов деятельности (лепка, аппликация, рисунок). Повторение правил техники безопасности на уроках рисования (при работе с пластилином). Анализ изображений. Рассмотрение фруктов (беседа: форма, вид, цвет). Беседа по картине И. Машкова «Фрукты на блюде». Лепка «Фрукты». | Презентация по теме. Предметные картинки и макеты фруктов. Альбом, карандаши, мелки. | 24.10 7.11 | | учебник стр. 32-33 |
10 | Рисование: линия, точка, пятно. | 2 | Знакомство с линией, точкой, пятном – языками графики и изобразительной композиции, способами их изображения на плоскости, их ролью с другими графическими композициями. Организация рабочего пространства при работе с карандашами. Правила удержания карандаша в руке. Повторение правил ТБ. Игра «Обведи, дорисуй, продолжи» (упражнения в обведении по образцу). | Альбом карандаши, ластик, точилка. | 11.11 14.11 | | учебник стр. 34-37 |
11 | Изображение. Техника работы с пластилином. Лепка простых форм, предметов. | 2 | Рассматривание картинок по теме. Беседа о свойствах пластилина: холодный — твердый, теплый пластилин — мягкий и вязкий; цвет: красный, синий, желтый, оранжевый, зеленый, коричневый, черный, белый. Знакомство с инструментами при лепке, их названия и назначение. Организация рабочего места при работе с пластилином. Знакомство с техникой безопасности при работе с пластилином. Способы подготовки пластического материала к работе: подогрев и разминание пластилина. Знакомство с приёмами работы с пластилином (отщипывание, скатывание, растягивание, размазывание) по показу учителя. Упражнения в приёмах работы с пластилином. Выполнение изделий из пластилина: лепка простых форм, предметов. | Пластилин, соленое тесто, глина, стек, доска для лепки. | 18.11 21.11 | | учебник стр. 38-47 |
12 | Лепка «Матрешка». | 2 | Рассматривание картинки с изображением матрешки (игрушки матрешка). Рассказ о матрешке. Беседа о матрешке. Анализ формы. Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Повторение свойств пластилина, инструментов при лепке, их назначении. Повторение правил ТБ. Работа по презентации. Закрепление приёмов работы с пластилином (отщипывание, скатывание, растягивание, размазывание). Организация рабочего места при работе с пластилином. Лепка «матрешка». | Презентация по теме урока. Матрешка. Образец изделия. Пластилин, стек, доска для лепки, картон. | 25.11 28.11 | | учебник стр. 48-49 |
13 | Рисование «Неваляшка». | 2 | Рассматривание картинок с изображением куклы-неваляшки, игрушки неваляшки. Изучение форм. Повторение правил ТБ. Сравнение с геометрическими фигурами частей неваляшки. Обведение фигуры по пунктирам образца. Рисование «Неваляшка» | Слайды презентации по теме. Образец. Предметные картинки. Шаблон, карандаши мелки. | 2.12 5.12 | | учебник стр. 50-51 |
14 | Лепка деревьев. | 2 | Рассматривание картин с изображением деревьев в разное время года. Беседа по картинам. Повторение свойств пластилина, инструментов при лепке, их назначении. Повторение приёмов работы с пластилином (отщипывание, скатывание, растягивание, размазывание). Повторение правил ТБ при работе пластилином.. Организация рабочего места при работе с пластилином. Показ учителем последовательности выполнения работы. Самостоятельная работа детей. | Презентация по теме урока. Сюжетные картинки по теме. Пластилин, стек, доска для лепки, картон. | 9.12 12.12 | | учебник стр.52-54 |
15 | Рисование деревьев цветными мелками и краской гуашь. | 2 | Рассматривание картин с изображением зимы. Беседа: «Красота русской зимней природы». Работа по презентации. Повторение приемов рисования кистью, мелками. Повторение правил ТБ. Повторение частей дерева. Рисование деревьев цветными мелками и краской гуашь по показу учителя. | Презентация. Сюжетные картинки по теме. Альбом, гуашь, мелки, стаканчик. | 16.12 19.12 | | учебник стр. 55-57 |
16 | Аппликация и рисунок «Украшаем ёлку». | 2 | Рассматривание картинок с изображением Нового года. Беседа по содержанию. Работа по презентации. Рассматривание образца елочки и определение, из каких частей она состоит. Повторение правил ТБ при работе с клеем, ножницами. Рассказ учителя «Откуда пришла традиция украшать новогоднюю елку?» Организация рабочего места. Вырезание елки из бумаги и наклеивание. Вырезание флажков, снежинок из цветной бумаги по схеме. Декоративное оформление и отделка изделий. Составление праздничной композиции: аппликация и рисунок «Украшаем елку». | Презентация по теме урока. Сюжетные картинки по теме. Цветная бумага, клей, ножницы. | 23.12 26.12 | | учебник стр. 68-69 |
17 | Аппликация «Снеговик». | 2 | Рассматривание и беседа по картине В. Сурикова «Взятие снежного городка». Работа по презентации. Рассматривание картинок с изображением снеговика. Беседа по содержанию. Рассматривание образца аппликации «Снеговик», из каких частей она состоит. Понятия: «большой», «меньше», «маленький». Повторение правил ТБ при работе с клеем, ножницами. Организация рабочего места. Вырезание частей аппликации из бумаги по образцу учителя. Конструирование аппликации: умение правильно располагать части относительно друг друга. Аппликация «Снеговик». | Презентация по теме урока. Сюжетные картинки по теме. Белая бумага, клей, ножницы. | 9.01 13.01 | | учебник стр. 66-67 |
18 | Аппликация. Материалы для работы, принципы работы. Техника безопасности. | 1 | Рассматривание и беседа по картине с изображением различных аппликаций. Беседа о свойствах бумаги. Знакомство с инструментами при выполнении аппликации. Организация рабочего места при работе с ножницами. Повторение правил ТБ. Вырезание ножницами по кривым и прямым линиям: вырезание по силуэту; вырезание круга, овала из квадрата, прямоугольника. Упражнения в вырезании частей аппликации из бумаги по образцу учителя. Конструирование аппликации. Аппликация «Шарики». | Сюжетные картинки по теме. Цветная бумага, клей, ножницы. | 16.01 | | учебник стр.60-63 |
19 | Аппликация «Рыбки в аквариуме». | 2 | Рассматривание и беседа по картинам с изображением рыб. Работа по презентации. Повторение свойств бумаги, инструментов при выполнении аппликации. Организация рабочего места при работе с ножницами. Повторение правил ТБ. Обведение и вырезание по шаблону. Конструирование аппликации «Рыбки в аквариуме». | Презентация по теме урока. Сюжетные картинки по теме. Шаблон. Цветная бумага, клей, ножницы. | 20.01 23.01 | | учебник стр. 64-65 |
20 | Лепка. Человечек. «Голова. Лицо». | 3 | Рассматривание картин с изображением человека. Беседа по картинам. Работа по презентации. Отгадывание загадок. Повторение свойств пластилина, инструментов при лепке, их назначении. Повторение приёмов работы (отщипывание, скатывание, растягивание, размазывание). Повторение правил ТБ при работе с пластилином. Организация рабочего места при работе с пластилином. Показ учителем последовательности выполнения работы. Самостоятельная работа детей. | Сюжетные картинки по теме. Презентация по теме урока. Пластилин, стек, доска для лепки, картон. Книга загадок. | 27.01 30.01 3.02 | | учебник стр. 70-73 |
21 | Лепка и рисунок. «Заяц». | 2 | Рассматривание картинки с изображением зайца (игрушки заяц). Беседа о частях тела, внешнем виде. Работа по презентации. Просмотр видеосюжетов. Отгадывание загадок. Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Повторение свойств пластилина, инструментов при лепке, их назначении. Закрепление приёмов работы с пластилином (отщипывание, скатывание, растягивание, размазывание, примазывание). Организация рабочего места. Лепка и рисунок «Заяц». | Видеосюжеты. Презентация по теме урока. Предметные картинки. Книга загадок. Альбом, карандаши, мелки. Пластилин, стек, доска для лепки, картон. | 6.02 10.02 | | учебник стр.74-75 |
22 | Расположение картинки на листе бумаги. | 1 | Рассматривание и беседа по картинам Б. Кустодиева «Масленица», И. Шишкина «На севере диком», А. Герасимова «Пионы» (выражение настроения, состояния души). Работа с презентацией. Повторение правил ТБ при работе с клеем, ножницами. Организация рабочего места. Вырезание ножницами фигур, обведенных по шаблону. Упражнения в расположении их на листе бумаги. Игра «Дорисуй». | Презентация. Сюжетные картинки по теме. Белая бумага, клей, ножницы, карандаши. | 13.02 | | учебник стр. 76-77 |
23 | Аппликация «Ваза с цветами». Составление картинки на листе бумаги самостоятельно. | 2 | Рассматривание и беседа по картинам с изображением цветов (форма, композиция). Работа с презентацией. Организация рабочего места. Повторение правил ТБ. Вырезание ножницами фигур, обведенных по шаблону. Составление композиции «Ваза с цветами» (упражнения в расположении их на листе бумаги с графической дорисовкой). | Презентация. Сюжетные картинки по теме. Цветная бумага, клей, ножницы, карандаши. | 24.02 27.02 | | учебник стр. 78-79 |
24 | Рисование картинки к сказке «Колобок» | 2 | Рассматривание иллюстрации, узнавание и называние героев сказки «Колобок». Работа с презентацией. Просмотр мультфильма по сказке. Отгадывание загадок. Организация рабочего места. Повторение приемов рисования кистью, мелками. Повторение правил разметки для рисования круга. Рисование колобка на поляне. | Книга «Колобок». Книга загадок. Презентация. Мультфильм по сказке «Колобок». Сюжетные картинки по теме. Альбом, гуашь, мелки, карандаши. | 3.03 6.03 | | учебник стр..80-81 |
25 | Аппликация «Многоэтажный дом». | 2 | Рассматривание иллюстраций с изображением домов. Беседа с опорой на личный опыт учащихся (этажность, назначение, конструкции). Работа с презентацией. Просмотр видеосюжета. Повторение геометрических фигур. Вырезание ножницами фигур по контуру. Повторение правил ТБ при работе ножницами. Составление композиции «Многоэтажный дом» (из простых геометрических форм). | Презентация по теме. Видеосюжет «Как строят дом». Сюжетные картинки по теме. Цветная бумага, клей, ножницы, карандаши. | 10.03 13.03 | | учебник стр. 82-85 |
26 | Лепка «Дом». | 2 | Рассматривание и беседа по картинам И. Левитана «Деревня», «Весна – большая вода», К.Коровина «Ранняя весна». Рассматривание иллюстраций с изображением деревянных одноэтажных домов. Работа с презентацией. Беседа с опорой на личный опыт учащихся (этажность, назначение, конструкции). Повторение правил ТБ. Организация рабочего места Повторение свойств пластилина, инструментов при лепке, их назначении. Закрепление приёмов работы с пластилином (отщипывание, скатывание, растягивание, размазывание). Лепка «Дом». | Предметные картинки. Презентация по теме. Пластилин, стек, доска для лепки, картон. | 17.03 20.03 | | учебник стр. 58-59 |
27 | Весна. Рисование «Почки на деревьях». | 2 | Рассматривание и беседа по картинам И. Левитана «Март», А. Саврасова «Грачи прилетели». Признаки весны, весенние месяцы. Составление рассказа по картине художника. Просмотр презентации и видеосюжета о весне. Повторение правил ТБ. Рассматривание деревьев, частей дерева. Повторение приемов рисования кистью. Рисование краской гуашь по показу учителя «Почки на деревьях». | Презентация по теме урока. Видеосюжет. Сюжетные картинки по теме. Альбом, краски, кисть, стаканчик. | 3.04 7.04 | | учебник стр. 86-89 |
28 | Рисование «Цветок», «Ветка акации с листьями». | 3 | Рассматривание картин с изображением весны. Беседа: «Красота русской весенней природы». Просмотр презентации. Рассматривание картинок с изображением цветов. Беседа по картинкам. Повторение правил ТБ. Отгадывание загадок. Повторение приемов рисования кистью. Рисование краской гуашь по показу учителя «Цветок», «Ветка акации с листьями». | Картинки с изображением акации. Книга загадок. Презентация по теме. Альбом, краски, кисть, стаканчик. | 10.04 14.04 17.04 | | учебник стр..90-91 |
29 | Аппликация. Узор в полосе. «Коврик для куклы». | 2 | Рассматривание картин с изображением изделий декоративно- прикладного искусства. Просмотр презентации. Узнавание и называние геометрических фигур. Знакомство с приемами симметричного наклеивания фигур в полосе. Повторение правил ТБ при работе с ножницами, клеем. Выполнение изделия «Коврик для куклы». | Презентация по теме. Сюжетные картинки по теме. Цветная бумага, клей, ножницы, карандаши. Образец изделия. | 21.04 24.04 | | учебник стр. 92-93 |
30 | Аппликация. «Сарафан». | 2 | Рассматривание картин с изображением весны, весенних забав. Просмотр видеосюжетов. Рассказ учителя о хороводе, атрибутах хоровода. Повторение правил ТБ при работе с ножницами, клеем. Организация рабочего места. Вырезание ножницами фигур, обведенных по шаблону. Аппликация «Сарафан» (упражнения в расположении их на листе бумаги с графической дорисовкой). | Видеосюжеты (народные танцы). Сюжетные картинки по теме. Цветная бумага, клей, ножницы, карандаши. Образец изделия. | 28.04 5.05 | | учебник стр. 94-95 |
31 | Рисование. «Дом в деревне (на даче)» | 2 | Рассматривание иллюстраций с изображением деревянных одноэтажных домов. Работа с презентацией. Беседа с опорой на личный опыт учащихся (уют, тепло, разнообразие домов). Повторение правил ТБ. Образ традиционного русского деревянного дома. Организация рабочего места Повторение приемов рисования кистью. Рисование краской гуашь по показу учителя «Дом в деревне (на даче)» | Презентация по теме «Традиции русской избы». Сюжетные картинки по теме. Альбом, краски, кисть, стаканчик. | 12.05 15.05 | | учебник стр. 96-97 |
32 | Аппликация. «Грибы». | 2 | Рассматривание картин с изображением грибов (красота природы, лес, многообразие грибов). Просмотр видеосюжетов. Рассматривание муляжей грибов. Анализ образца, называние частей поделок. Отгадывание загадок. Повторение правил ТБ при работе с клеем, ножницами. Организация рабочего места. Вырезание ножницами частей обведенных по шаблону. Выполнение аппликации «Грибы» | Видеосюжеты о сборе грибов. Сюжетные картинки по теме. Муляжи. Книга загадок. Цветная бумага, клей, ножницы, карандаши. Образец изделия. | 19.05 22.05 | | учебник стр.98-99 |
33 | Составление и рисование картины. | 3 | Рассматривание рисунков, их анализ. Беседа по содержанию с использованием понятий «наверху», «внизу», «над», «под», «посередине». Просмотр презентации. Беседа об изобразительном искусстве. Повторение правил ТБ. Организация рабочего места. Выбор предмета для рисования, знакомого детям. Самостоятельные работы детей. Рассказы детей с демонстрацией рисунков. | Презентация по теме. Сюжетные картинки по теме. Альбом, краски, кисть, стаканчик. | 26.05 | | учебник стр. 100-103 |
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Методическое пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы «Изобразительное искусство» М. Ю. Рау, М. А. Овчинникова, М. А. Зыкова, Т. А. Соловьева.
Учебник: Изобразительное искусство. 1 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / М. Ю. Рау, М. А. Зыкова. – М.: Просвещение, 2020.
Искусство в жизни детей А.П. Ершова, Е.А. Захарова, М: Просвещение, 2016
Я познаю мир. Культура Н.В. Чудакова.- М.: Просвещение, 2000.
Методические пособия:
плакаты по изо;
иллюстрации с картин художников;
картотека дидактических игр и упражнений по рисунку для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста;
карточки для индивидуальной работы;
таблицы по искусству
книги с иллюстрациями;
нетбук, мультимедийные презентации по темам программы
краски
кисти
цветные карандаши
восковые мелки
альбомы, папки для рисования
ластик
палитра
стакан-непроливайка
7